Проблема бедности и социальная защита населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мною темы подтверждается и тем фактом, что она являлась одним из ключевых моментов, рассматриваемых на Саммите Нового тысячелетия (Нью-Йорк, сентябрь 2000 г.). Лидеры 116 государств мира, включая президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, подписали Декларацию тысячелетия, которая является основным ориентиром социальной политики мирового масштаба. Они обязались предпринимать конкретные шаги по решению глобальных проблем нашего времени, в том числе по разработке и реализации мер сокращения бедности.
Цель моей работы – исследовать сущность такой проблемы как бедность и рассмотреть возможные способы борьбы с ней, отразить состояние бедности в Республике Беларусь; изучить основные принципы социальной защиты населения, уделив особое внимание их реализации в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4
1. Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия.....6
2. Механизм социальной защиты и пути преодоления бедности………….….13
2.1 Сущность и основные направления социальной политики…………….....13
2.2. Критерии бедности и пути её преодоления………………………………..17
3. Система и механизм социальной защиты населения в Республике
Беларусь…………………………………………………………………….……..19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………26 ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….27 ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

курсовая_макроэкономика.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

Планируется разработать и внедрить систему стандартов для медицинских  информационных систем, передовые медицинские технологии, в том числе телемедицину, с широкой компьютеризацией медицинских организаций, созданием в них локальных вычислительных систем, введением в действие электронных версий медицинских карт пациентов [9].

 

Итак, рассмотрим подробнее, перспективы реализации программы по развитию социальной защиты в нашей республике на конкретных примерах.

 «В Беларуси будет принята программа мер по социальной защите населения. Об этом заявил журналистам вице-премьер Анатолий Калинин во время встречи с трудовым коллективом ОАО "Стройтрест №7", передает корреспондент БЕЛТА. Программа будет принята до конца текущего года постановлением правительства. В ней предусмотрены меры по поддержке пенсионеров, студенческой молодежи, детей, малообеспеченных слоев населения, инвалидов и других граждан. В программе также предусматриваются мероприятия, которые "дадут возможность людям больше заработать", сказал Анатолий Калинин. "Таким образом, мы находим формы взаимодействия с людьми, чтобы в это сложное время поддержать их и дать возможность самим заработать", - подчеркнул Анатолий Калинин. Главная задача государства - обеспечить людей рабочими местами, дать им возможность применить себя, подчеркнул он. В этой связи возможны определенные изменения в законодательстве. Речь идет о том, чтобы дать возможность гражданину работать не только в одной организации, а если у него есть желание и возможности - работать еще в одном месте. Таким образом, необходимо будет легализировать возможности гражданина работать в нескольких местах в свободное от основной работы время. "Мы рассматриваем такую возможность, будем советоваться, как ее реализовать, нам надо раскрепостить граждан", - сказал Анатолий Калинин. В план действий правительства по социальной защите и ценовому регулированию на потребительском рынке вошло 41 мероприятие, отметил Анатолий Калинин. Среди наиболее важных планируется повышение тарифной ставки первого разряда, значительное повышение минимальной заработной платы. Предусмотрено ограничение цен на основные продукты питания и промышленные товары. Цены на них будут регулироваться. "Сейчас свободные цены, но мы видим, что происходит: у производителей товар по одной цене, а в торговле в два раза выше. Так кто же должен зарабатывать - производитель или посредники?" - сказал вице-премьер. По его словам, к сожалению, в республике эти вопросы "не сложились, поэтому приходится отдельные группы продовольственных и промышленных товаров возвращать на регулируемые цены". В первую очередь это коснется основных групп товаров повседневного спроса. Кроме того, внесены предложения по поддержке граждан, которые строят жилье. Если в семье есть один работающий, а жена находится в декретном отпуске с ребенком, то они получают отсрочку в погашении кредита до момента выхода на работу супруги. Таким образом, эти защитные меры позволят поддержать граждан Беларуси в непростых для государства условиях.» [16]

Итак, подведём итоги. Оценивая в целом систему социальной защиты в Республике Беларусь, можно выделить следующие ее особенности:

 • преобладание в системе социальной защиты пособий общего характера без оценки нуждаемости граждан;

 • преимущественная  ориентация системы социальной  защиты на городское население; 

 • широкий диапазон  льгот различным категориям населения; 

 • неразвитость механизмов добровольного социального страхования, в том числе негосударственного.

Основными формами социальной защиты в РБ являются:

а) минимальный уровень государственных социальных гарантий;

б) социальное страхование;

в) социальная помощь;

г) социальное обслуживание.

Таким образом, среди мер, принятие которых способно повлиять на уровень бедности в нашей стране, наиболее существенными представляются следующие:

1.Обеспечение политической  и экономической стабильности  в стране.

2. Изменения в законодательстве.

3. Поддержка экономической инициативы населения со стороны правительства.

4. Поддержка потенциально  успешных предприятий. 

5. Оптимизация механизмов  социальной защиты.

В заключение этой главы  хотелось бы отметить, что социальная политика и социальная защита представляют большое значение для экономики любой страны. Социальная политика государства может во многом видоизменять границы и содержание бедности. И одна из важнейших ее составляющих – социальная защита населения.

Социальная политика является необходимым условием для экономического подъема. Адекватные социальные программы помогают в достижении социального согласия, которое является основополагающим фактором успешных реформ. Хорошая социальная политика помогает рынкам лучше функционировать путем обеспечения устойчивого дохода и снижения риска. Прогрессивная социальная политика поддерживает и дополняет экономический подъем, обеспечивая равноправное распределение результатов развития во всем обществе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня ясно, что бедность существует в многообразных формах специфических для разных социальных групп. Но какую бы она форму не принимала, бедность воспринимается как крайняя точка, неприемлемая обществом по ряду экономических и морально-этических причин. Поэтому борьба с ней является составной частью официальной политики социального развития во всех странах мира.

Данная борьба основывается на определенной стратегии социальной политики в стране и в зависимости от размеров социальных расходов государства, которые формируются под влиянием политической системы, демографической ситуации, традиций, нравственных ценностей и других факторов, может меняться. Кроме того, каждому периоду экономического развития соответствует определенная социальная политика. В условиях экономических перемен и крупных технологических преобразований, когда равновесие в экономике неизбежно нарушается, требуется преобразование всей системы государственной социальной политики.

Социальная политика — это система мер, направленных на достижение общественного благосостояния, улучшение качества жизни населения и обеспечение социальной стабильности в обществе. Цель реализации социальной политики для трудоспособного населения состоит в создании благоприятных условий для предпринимательства и труда. Для тех, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности удовлетворить свои потребности путем трудового участия, социальная политика должна обеспечить защиту, помощь и поддержку.

Социальная политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.

Вместе с тем улучшение  социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.

Основополагающим принципом  реализации социальной политики является обеспечение социальной справедливости: с одной стороны, государство должно предоставить гражданам равенство стартовых условий существования, с другой — наиболее активные члены общества должны получать за свой труд больший объем благ и услуг. Основными направлениями социальной политики являются политика доходов, политика в сфере труда и трудовых отношений, социальная защита уязвимых слоев населения, развитие отраслей социальной инфраструктуры.

Осуществляя перераспределительную  политику, государство дифференцирует налоговые ставки, изменяет систему налогообложения, предоставляет налоговые льготы. С этой же целью применяется индексирование доходов в связи с инфляцией и осуществляются компенсационные выплаты.

Система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании условий, обеспечивающих права людей в ситуации социальных рисков, называется социальной защитой. Основные ее направления — социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание. Социальное страхование компенсирует населению последствия социальных рисков и основывается на взносах работников, работодателей и в некоторых случаях государства. Наиболее важными его направлениями являются пенсионное обеспечение и выплата пособий по безработице.

Особенно актуальным вопросом является социальная защита для стран с переходной экономикой, в связи с экономической нестабильностью стран при переходе от плановой экономики к рыночной.

В Республике Беларусь при переходе к социально-ориентированной рыночной экономике уделяется много внимания социальной политике и в частности социальной защите населения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учеб. пособие под общ, ред. А.В. Сидоровича. / С.Ф. Серегина// 5-е-изд., перераб. и доп. Дело и Сервис – М., 2002. - С. 232-254.
  2. Бондарь, А.В. Макроэкономика : учеб. пособие / Воробьев, Л.Н. Новикова // Минск: БГЭУ, 2007. — 415 с.
  3. Доклад о развитии человека за 2003 год. // Мн.: ЮНИПАК, 2003. – 368 с.
  4. Комлик Е.М. Социальная политика: Учеб.-метод. Комплекс // Мн.: ФУСТ БГУ, 2002. – 734 с.
  5. Лутохина Э.А. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / под ред. Э. А. Лутохиной. // Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. — 400 с.
  6. Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. / С.Л. Брю // Москва: Инфра-М, 2006. – 400 с.
  7. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика: Пер. с англ.// М.: Изд-во МГУ, 1994, С. 141—198, 540—570.
  8. Новикова И.В. Макроэкономика: учеб. пособие / А.П. Морова, А.О. Тихонов и др./ ред. Новикова И.В., Ясинский Ю.М. // Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, Мн., 2006. - 343 с.
  9. Проблемы развития национальной экономики Беларуси (теоретические и практические аспекты) / Под общ.ред. В.Н.Шимова // Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 2002. – 751 с.
  10. Румянцева Е. Е. Бедность как глобальная проблема // МЭ и МО, 2003 - С. 57-65 – 287 с.
  11. Содействие в подготовке основных направлений национальной стратегии предотвращения бедности в Республике Беларусь: Совместный проект программы развития ООН и Правительства Республики Беларусь.
  12. Социальная политика. Учеб. для вузов экон. и незкон. спец. / Под общ. ред. Н.А. Волгина // М.: Экзамен, 2002.
  13. http://www.mintrud.gov.by/gsp/
  14. http://www.belstat.gov.by/
  15. http://www.globalissues.org
  16. www.belta.by

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А.1. - Размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей  на 2011 год (в бел. руб.)

 

Виды пособий

постановление Минтруда и соцзащиты от 03.02.2011 №7

Ст. 33 Закона Республики Беларусь  «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»

01.02 – 30.04

2011

01.05 – 31.07

2011

01.08 – 31.10

2011

01.11 – 31.01

2011

 

1

2

3

4

в связи с рождением ребенка (единовременное):

при рождении первого ребенка

при рождении второго  и последующих детей

 

1 484 350

 

2 078 090

 

 

1 716 300

 

2 402 820

 

 

2 211 800

 

3 096 520

 

5 747 900

 

8 047 060

женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-ти недельного срока беременности (единовременное)

296 870

343 260

442 360

574 790

по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (ежемесячное)

295 870

343 260

442 360

574 790

с надбавкой 75%

519 520

600 710

774 130

1 005 880

с надбавкой 40%

415 620

480 560

619 300

804 710

на детей старше 3 лет (ежемесячное)

89 060

102 980

132 710

172 440

с надбавкой 40%

124 600

144 170

185 790

241 410

по уходу за ребенком-инвалидом  в возрасте до 18 лет (ежемесячное)

192 970

233 120

287 530

375 610

на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных ВИЧ (ежемесячное)

133 590

154 470

199 060

258 660


 

Совокупный доход на члена семьи в месяц за 2010 год:

для 100 % пособия – 169 830 рублей

для 50 % пособия – 226 440 рублей.

 

Примечание – Источник: [13].

 

 

Таблица А.2. Начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь по областям

 

 

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата, рублей

Изменение реальной заработной платы  к соответствующему периоду предыдущего  года, %

январь-октябрь

2011 г.

октябрь

2011 г.

январь-октябрь

2011 г.

октябрь

2011 г.

Республика Беларусь

 

Области:

1 780 606 

2 318 000

105,9

90,5

Брестская 

1 564 147 

2 006 550

103,9

87,0

Витебская 

1 608 120 

2 089 396

107,8

91,5

Гомельская 

1 682 156 

2 229 223

105,9

92,4

Гродненская 

1 621 715 

2 112 254

106,1

90,2

г. Минск  

2 307 580 

2 992 039

104,3

90,8

Минская 

1 767 365 

2 319 797

107,1

91,9

Могилевская 

1 615 382 

2 080 991

107,9

88,9


 

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-октябре 2011 г. составила 1 780,6 тыс. рублей, в том числе в  октябре – 2 318 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с сентябрем 2011 г. на 2,6%, или на 57,9 тыс. рублей.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста  потребительских цен на товары и  услуги) в январе-октябре 2011 г. по сравнению  с январем-октябрем 2010 г. увеличилась на 5,9%, в октябре 2011 г. по сравнению с сентябрем 2011 г. – уменьшилась на 5,2%.

 

Примечание  – Источник: [14].

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 Рисунок Б.1 - Начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь по отдельным видам экономической деятельности в октябре 2011 г. (тыс. рублей)

Примечание  – Источник [14].




Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения