Проблема бедности и социальная защита населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мною темы подтверждается и тем фактом, что она являлась одним из ключевых моментов, рассматриваемых на Саммите Нового тысячелетия (Нью-Йорк, сентябрь 2000 г.). Лидеры 116 государств мира, включая президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, подписали Декларацию тысячелетия, которая является основным ориентиром социальной политики мирового масштаба. Они обязались предпринимать конкретные шаги по решению глобальных проблем нашего времени, в том числе по разработке и реализации мер сокращения бедности.
Цель моей работы – исследовать сущность такой проблемы как бедность и рассмотреть возможные способы борьбы с ней, отразить состояние бедности в Республике Беларусь; изучить основные принципы социальной защиты населения, уделив особое внимание их реализации в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4
1. Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия.....6
2. Механизм социальной защиты и пути преодоления бедности………….….13
2.1 Сущность и основные направления социальной политики…………….....13
2.2. Критерии бедности и пути её преодоления………………………………..17
3. Система и механизм социальной защиты населения в Республике
Беларусь…………………………………………………………………….……..19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………26 ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….27 ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

курсовая_макроэкономика.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

  В каком-то смысле  относительная бедность служит разделительной чертой между бедными и зажиточными. Простой способ определения относительной бедности - выделить тех, чьи доходы заметно ниже, чем у наиболее многочисленной части общества. Сопоставление с тем, как живет большинство соседей, рождает ощущение относительной бедности гораздо чаще, чем трудно вообразимое сравнение собственного существования с жизнью верхушки богачей.

  Она является сравнительной  характеристикой в двух смыслах.  Во-первых, она показывает, что вы  бедны относительны того изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, не считающиеся бедными. Первое значение относительной бедности заключается в сравнении одной страты с другими стратами или слоями. Во-вторых, она показывает, что вы бедны относительно некоторого стандарта жизни, например, стандарта достойной, или приличествующей, жизни.

  В общем и целом  абсолютную бедность характеризуют  биологические (физиологические) признаки, а относительную - социальные. Поэтому к группам относительной бедности следует относить и те группы населения, которые, хотя и живут в известном материальном достатке, испытывают проблемы в сфере социальных или политических отношений, проведении отдыха и т.п.

  В концепции относительной  бедности за границу бедности  принимается определенное соотношение между наиболее низкими доходами и размером среднего (медианного) дохода. Лица, чьи доходы по отношению к среднему (медианному) уровню окажутся ниже установленного соотношения, относятся к бедным слоям.

  Границы абсолютной  и относительной бедности не совпадают. В обществе может быть ликвидирована абсолютная бедность, но всегда сохранится относительная. Неравенство - неизменный спутник сложных обществ. Относительная бедность сохраняется даже тогда, когда стандарты жизни всех слоев общества повысились

  Между бедными  и богатыми, между расточительным  образом жизни и прожиточным  минимум находится средний класс  людей, поддерживающих приличествующий  уровень жизни. - это количество  материальных благ, позволяющих  человеку вести достаточно комфортный  уровень жизни, не чувствовать себя ущемленным, вести достойный образ жизни, удовлетворяя все разумные потребности.

Объективная бедность — состояние, оцененное по принятым в данной стране критериям дохода и степени доступности материальных и духовных благ или на основании рекомендаций экспертов. Уровень и масштабы субъективной бедности определяются на основе самооценки: человек является бедным, если считает себя таковым.

Основным инструментом определения численности бедных в стране является черта или граница бедности — минимально допустимый критический уровень жизни, который правительства стран должны гарантировать своим гражданам. Граница бедности позволяет разделить население на бедных и небедных. Данный показатель зависит не только от уровня минимально необходимых потребностей людей, но и от экономических возможностей государства: состояния экономики, среднего уровня жизни населения, его менталитета. То, что является бедностью в одной стране, не является таковой в другой. Вследствие этого, черта бедности в мире неодинакова: в развитых государствах она выше, чем в развивающихся.

В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности.

Прожиточный минимум — это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.

Бюджет прожиточного минимума — стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для различных социально-демографических групп населения. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двух взрослых и двух детей.

Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин.  Потребительская корзина — это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека, в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. Он включает блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала.

Дифференциация населения  на основании бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

  • бедные семьи, душевой доход которых меньше бюджета прожиточного минимума или равен ему;
  • малообеспеченные семьи, душевой доход которых больше прожиточного минимума, но меньше минимального потребительского бюджета;
  • обеспеченные семьи, душевой доход которых находится в интервале между минимальным и рациональным потребительскими бюджетами;
  • богатые семьи, в которых душевой доход выше рационального потребительского бюджета.

Крайним проявлением  бедности является нищета. Домохозяйства признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80 % минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80 % их совокупного дохода.

Итак, среди причин, следствием которых является бедность выделим следующие:

  - экономические (падение  доходов населения, высокая дифференциация, низкая заработная плата, безработица) 

  - социальные (инвалидность, старость, детская безнадзорность)

  - демографические (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда)

  - политические (распад  страны, разрыв межрегиональных  связей и нарушение властной вертикали, военные конфликты, вынужденная миграция)

  - регионально-географические (депрессивные монопромышленные  регионы, дотационные регионы  с низким экономическим потенциалом,  северные регионы, зависимые от  централизованных поставок продовольствия и ресурсов).

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что вопрос борьбы с бедностью связан с проблемой перераспределения доходов и обеспечения социальной справедливости. Неоправданная дифференциация доходов вызывает сокращение численности среднего класса, который является основным предъявителем спроса на товары и услуги, и тем самым ослабляет его стимулирующее воздействие на экономическое развитие. Бедность и нищета ведут к росту социальных болезней, профессиональной деградации и ухудшению качества человеческого капитала. Высокая дифференциация доходов провоцирует социальную напряженность в обществе, усиливает предпринимательские и инвестиционные риски. Следовательно, чем больше неравенство в обществе, тем ниже уровень его экономического благосостояния. Для его повышения необходимо перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения. [6, с.301]

 

2. Механизм  социальной защиты и пути преодоления  бедности

2.1 Сущность и основные направления социальной политики

 

В условиях перехода к рыночной экономике армия безработных возрастает, что требует проведения активной социальной политики на уровне государства, предприятия. Социальная политика современного государства — это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, направленных на ослабление неравенства в распределении доходов и имущества; защиту населения от безработицы, повышения цен, обесценивания трудовых сбережений и др. Основными  направлениями социальной политики являются:

  • защита населения от повышения цен с использованием различных форм компенсаций и проведение индексации; помощь наиболее малоимущим семьям и безработным;
  • социальное страхование;
  • установление минимальной заработной платы для работающих;
  • обеспечение преимущественно за счет государства развития образования, здравоохранения, защита окружающей среды;
  • оказание помощи в получении гражданами квалификации, регламентация процесса трудовой деятельности (продолжительности рабочего дня, предоставления оплачиваемых отпусков, создание профсоюзов и т. д.).

Основными принципами социальной политики являются оптимальное сочетание социальной справедливости и эффективности; учет жизненно необходимых социальных стандартов, согласно Конституции страны, при формировании бюджетов разных уровней, четкое разграничение ответственности за их выполнение между различными ветвями власти и др.

Проблема социальной защиты населения по-разному решается в рамках определенной социально-экономической формации, конкретной страны. Чтобы обеспечить такую защиту, государство, прежде всего, должно в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизм их реализации и функции предоставления социальной поддержки. Социальную защиту населения обеспечивают также предприятия (или предприниматели) и сами наемные работники через свои профсоюзные организации. Главными средствами уменьшения неравенства в распределении доходов и имущества являются прогрессивный подоходный налог и социальные расходы государства. Так, например, в Швеции, благодаря проведению соответствующей политики, стократная разница между совокупным доходом домашнего хозяйства 10 % наиболее богатого и 10 % наиболее бедного населения уменьшается в 25 раз и составляет 4:1. На перераспределение доходов и имущества в развитых странах мира официально направлена политика доходов. В западной экономической литературе с целью измерения дифференциации в доходах чаще всего используется кривая Лоренца (по имени американского экономиста М. Лоренца). Степень неравенства в доходах измеряется с помощью коэффициента Джини (по имени итальянского экономиста Джини). При этом используются разные подходы и принципы к пониманию проблемы справедливости. Заслуживает внимания роулсианский принцип (по имени американского философа Д. Роулса), согласно которому справедлива такая дифференциация в доходах, при которой относительное экономическое неравенство способствует достижению более высокого уровня жизни самых бедных слоев населения.

В процессе регулирования  доходов следует добиваться оптимального соотношения между эффективностью общественного производства и социальной справедливостью экономической системы. Чрезмерное выравнивание доходов и имущества приводит к значительному ослаблению, а порой, и полному разрушению действенных стимулов к труду, существенному ослаблению рыночных механизмов хозяйствования. В то же время, чрезмерная дифференциация доходов обусловливает нарастание социальной напряженности, углубление социальных конфликтов, использование исключительно рыночных рычагов хозяйствования.

В системе социальной защиты населения важнейшим элементом является социальное страхование, которое включает пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и несчастных случаев на производстве. В развитых странах Запада пенсионное и медицинское страхование осуществляется путем отчислений от заработной платы и прибылей в равных пропорциях. Страховые выплаты в случае безработицы проводятся из специальных страховых фондов. Размер их зависит, во-первых, от продолжительности безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае наибольшие суммы расходов (от 50 до 70 % средней зарплаты) выплачиваются в первые месяцы безработицы на время законодательно установленного периода. В последующем суммы выплат уменьшаются. В США максимальный срок получения помощи по безработице составляет 26 недель, а величина еженедельной помощи в середине 90-х гг. составляла около 200 дол. В отдельных случаях срок предоставления помощи может быть продлен до 49 недель. Во втором случае во внимание принимается период занятости, трудовой стаж, физическая способность к труду, срок предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев на протяжении 3 лет и не меньше 10 недель на протяжении последнего года перед увольнением с работы. Во Франции такими условиями являются наличие работы в течение 150 дней в году и 91 день страхования. В Великобритании принимается во внимание только уплата взносов в страховой фонд: на протяжении года их должно быть не менее 26.

Важное звено социальной защиты населения — программы трудоустройства и переквалификации. В выполнении этих программ принимают участие государство. При этом большую часть соответствующих средств государство направляет на переквалификацию работников. В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных стремится регулировать заработную плату, поддерживая ее на таком уровне, чтобы темпы увеличения были ниже роста производительности труда. С этой целью проводится политика доходов, активная кредитно-денежная политика и др. Политику доходов осуществляют и частные фирмы, стремясь к тому, чтобы уровень производительности труда опережал увеличение оплаты рабочей силы. Политика трудоустройства включает также меры по регулированию продолжительности рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего времени сократилась вдвое. Исключением стала только Япония. Японец сегодня работает в среднем 2 150 ч/г., или на 250 ч больше, чем, например, француз. Сокращение продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости имело место в Швеции, Франции и некоторых других странах в 70-80-е гг.

Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения