Проблема бедности и социальная защита населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мною темы подтверждается и тем фактом, что она являлась одним из ключевых моментов, рассматриваемых на Саммите Нового тысячелетия (Нью-Йорк, сентябрь 2000 г.). Лидеры 116 государств мира, включая президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, подписали Декларацию тысячелетия, которая является основным ориентиром социальной политики мирового масштаба. Они обязались предпринимать конкретные шаги по решению глобальных проблем нашего времени, в том числе по разработке и реализации мер сокращения бедности.
Цель моей работы – исследовать сущность такой проблемы как бедность и рассмотреть возможные способы борьбы с ней, отразить состояние бедности в Республике Беларусь; изучить основные принципы социальной защиты населения, уделив особое внимание их реализации в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4
1. Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия.....6
2. Механизм социальной защиты и пути преодоления бедности………….….13
2.1 Сущность и основные направления социальной политики…………….....13
2.2. Критерии бедности и пути её преодоления………………………………..17
3. Система и механизм социальной защиты населения в Республике
Беларусь…………………………………………………………………….……..19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………26 ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….27 ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

курсовая_макроэкономика.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

Одним из элементов социальной защиты населения является правовое регулирование наемного труда, которое осуществляется через установление в законодательном порядке минимального уровня заработной платы, пенсий, порядка заключения коллективных договоров в отношении условий труда, оплаты рабочей силы, социального страхования, отпусков и т. д. Конечный источник выплат по социальному страхованию — труд наемных работников и служащих, так как он, во-первых, является источником стоимости и синергического эффекта, возникающего при взаимодействии рабочей силы со средствами производства и другими элементами производительных сил; во-вторых, создает основную часть необходимого и дополнительного продукта; в-третьих, предприниматели, относя выплаты в фонд социального страхования к издержкам производства, по существу перекладывают их на плечи потребителей. Последнее положение особенно наглядно демонстрирует опыт Швеции, где социальные фонды формируются за счет государства и предпринимателей. При этом предприниматели финансируют социальное страхование в случае болезни на 85 %, народные пенсии — на 78, несчастные случаев на производстве — на 100, ежедневные льготы в случае безработицы — на 61 %. Остальные расходы на перечисленные цели берет на себя государство.

При установлении минимального уровня заработной платы рекомендуется  учитывать потребности работников и их семей, стоимость жизни, социальные льготы, уровень инфляции, а также  показатели, которые влияют на уровень занятости (например, уровень производительности труда, количество безработных и др.). За основу минимального уровня заработной платы берется набор товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные потребности отдельного человека или типичных семей (с одним ребенком, с двумя и др.). Этот набор в разных странах различный. В США, например, в него включают оплату за найм жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупку раз в пять лет подержанного автомобиля и др.

Размер минимальной заработной платы в развитых странах Запада достигает от 30 до 50 % размера средней заработной платы. Так, в США он составляет 4,5 дол. в ч. Отдельный минимум устанавливается для молодежи.

Объединяя всё вышесказанное  в одну единую мысль, можно придти к  следующим выводам. Социальная поддержка проявляется в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания приюта, крова, оказания медицинской, юридической психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления. Вопрос о том, кому, в каких видах и формах, в каком объеме оказывать социальную поддержку, относится к числу труднейших в социальной экономике. Чем тяжелее ситуация в той или иной стране, тем больше и громче звучат в ней призывы к социальной защите населения. Правительство и народ должны осознать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможна. Правильнее, говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения наиболее в ней нуждающихся. При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.

 

 

2.2. Критерии бедности и пути её преодоления

Самыми общими критериями бедности является безработица и инфляция, уровень которых характеризует степень бедности. Суммарную величину этих показателей в США называют «индексом нищеты». Так, если индекс безработицы составляет 2 %, а индекс инфляции 1 000, то «индекс нищеты» — 1 002 %.

Основной критерий бедности — уровень доходов на одного человека. Общий критерий бедности — структура  потребления в семьях, в частности, доля расходов на питание. В США, к примеру, к бедным относятся семьи, которые расходуют на питание треть семейного бюджета. В России в 1992 г. расходы на питание составляли в доходах большинства семей около 75%.

Общий уровень бедности в той или иной стране определяется показателем доли количества бедных людей в общей численности населения в возрасте старше 15 лет. Бедность измеряется с помощью прожиточного минимума, который существует в виде жизненного (или физиологического) минимума и социального минимума. Первый отражает удовлетворение только главных физиологических потребностей и получение основных услуг, второй включает еще и минимальные духовные и социальные запросы.

В Беларуси и странах Прибалтики для вычисления прожиточного минимума пользуются показателем социального прожиточного минимума, в России и Казахстане — физиологического. С 1 апреля 1992 г. в Белоруссии введен показатель среднедушевых минимальных потребительских бюджетов, которые должны обеспечивать норму калорийности 3 050 ккал для трудоспособных мужчин и 2 525 ккал для трудоспособных женщин. В России физиологический минимум был установлен в 1992 г. в объеме 19 продуктов, а минимальный потребительский бюджет — в объеме более 200 видов товаров, в том числе, 80 продуктов питания.

Критерий бедности тесно связан с минимальным уровнем заработной платы. Регулирование заработной платы в целом является важным элементом программы социальной защиты населения. Так, в развитых странах Запада осуществляется прямое регулирование заработной платы в государственном секторе. Социальным законодательством устанавливаются права и обязанности занятых в государственном аппарате, военнослужащих, выборных лиц. Как правило, в США И других странах Запада заработная плата в государственном секторе ниже, чем в частном, но работники и служащие государственного сектора имеют значительно большие гарантии, большие социальные выплаты и др.

Чрезвычайно важное звено  системы социальной защиты населения  — индексация денежных доходов в  соответствии с уровнем цен. Она  практикуется во всех развитых странах с 60-х гг. Такая индексация осуществляется как на макроуровне (через принятие соответствующих законов), так и на микроуровне (через включение соответствующих статей в коллективные договоры). В 80-е гг. этот процесс начал несколько затухать, вместо индексации стало использоваться установление верхней и нижней границ роста цен и другие меры [18, с.267].

Среди мер, принятие которых  способно повлиять на уровень бедности в стране, наиболее существенными  представляются следующие:

 • Обеспечение политической и экономической стабильности в стране. При воплощении этого пункта в жизнь улучшение инвестиционного климата обеспечит поступление иностранного капитала в страну. Это, в свою очередь, благоприятно повлияет на экономику, обеспечивая рост уровня жизни населения.

 • Изменения в  законодательстве. Было бы разумно  внести изменения в те пункты  законодательства, которые позволят  открыть новые источники доходов  для бюджета страны и населения.  Сюда в первую очередь стоит  отнести законы и нормы, касающиеся транзита через Беларусь. На мой взгляд, это существенный потенциальный источник доходов, при использовании которого мы бы могли существенно усилить материальную базу страны, что в свою очередь повлечет снижение уровня бедности.

 • Поддержка экономической инициативы населения со стороны правительства. Сюда следует отнести поддержку малого бизнеса, упрощение системы кредитования. Это создает рабочие места, сокращая тем самым уровень безработицы, и дает возможность людям своими силами и инициативой обеспечить себе достойный образ жизни.

 • Поддержка потенциально  успешных предприятий, которые  без помощи государства, возможно, не смогут полностью реализовать  свой потенциал, но, реализовав  его, внесут существенный вклад  в экономику страны. При грамотном отборе предприятий подобные инвестиции окупятся и принесут существенный доход.

 • Оптимизация  механизмов социальной защиты  – рациональное увеличение пенсий, стипендий, дотаций, льгот и  т.д., отмена незаслуженных и неоправданных  льгот и др.

Таким образом, можно сказать, что одной из важнейших составляющих государственного регулирования социальных процессов и социальной политики, направленной на преодоление бедности, является социальная защита населения. Основными формами социальной защиты, сложившимися в настоящее время в большинстве стран, являются:

 • законодательно  определенные социальные гарантии  и их удовлетворение на основе  минимальных стандартов;

 • социальное страхование; 

 • социальная помощь;

 • социальное обслуживание;

 • целевые социальные программы.

 

3. Система и механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь

 

Учитывая все эти  аспекты социальной политики страны, рассматривать механизм и основные направления социальной защиты правильнее на примере конкретного государства.

Основная цель социальной политики Республики Беларусь в предстоящем пятилетии – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

В качестве ориентиров государственной  политики, направленной на увеличение доходов населения, предусматриваются:

  • рост реальных денежных доходов – 149–156 процентов;
  • повышение реальной заработной платы как основного источника формирования доходов и важного стимула трудовой активности работников –152–158 процентов;
  • снижение уровня малообеспеченности в два раза;
  • совершенствование государственной адресной социальной помощи, поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;
  • дальнейшее развитие системы пенсионного обеспечения, повышение реальной пенсии по возрасту не менее чем в 1,5 раза [9].

Государственная политика в области оплаты труда предполагает превращение заработной платы в  надежный источник доходов, повышение ее роли в стимулировании трудовой активности работников и будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов ее регулирования. Постепенно будут расширяться права субъектов хозяйствования в части формирования и начисления заработной платы. Важнейшей функцией государства останется обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда. В бюджетном секторе будет сохранено государственное регулирование оплаты труда на основе изменения тарифной ставки первого разряда и совершенствования Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

Основные задачи государственной  политики в области трудовых отношений  и занятости населения – повышение эффективности использования ресурсов труда, формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, обеспечение социальной поддержки временно не занятого населения.

На рынке труда предусматривается  реализовать систему мер по созданию благоприятных условий для обеспечения  занятости населения, преодолению дефицита рабочих мест путем повышения инвестиционной активности за счет всех источников, снижению напряженности и поддержанию стабильности в сфере социально-трудовых отношений, своевременному устранению дисбаланса между профессионально-квалификационным составом кадров и обновляющейся структурой рабочих мест, удержанию регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня.

В области социальной защиты населения предполагается повышение  ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных слоев населения. Это будет достигаться путем:

  • оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, имеющим доходы ниже установленного гарантированного минимума;
  • социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями;
  • повышения эффективности социальной помощи малообеспеченным гражданам и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основе принципов адресности и индивидуального подхода;
  • совершенствования государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей;
  • решения социальных проблем одиноких пожилых граждан, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах.

Совершенствование пенсионной системы будет направлено на повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста и нетрудоспособных на основании сочетания обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования.

Для улучшения демографической  ситуации предусматриваются мероприятия  по обеспечению охраны материнства  и детства, повышению рождаемости  и снижению смертности, укреплению семьи и ее престижа в обществе. Это потребует разработки механизма стимулирования рождаемости на основе совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, государственной поддержки молодых семей в решении жилищных и других социальных проблем и т.д. Будет ужесточена ответственность тех родителей, которые оставили своих детей. В области здравоохранения предусматривается повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения на основе:

  • внедрения передовых медицинских технологий и создания научно-практических центров;
  • реструктуризации системы оказания медицинской помощи, включая перераспределение ресурсов со стационарной формы на амбулаторно-поликлиническую, развития медико-социальной помощи и общей врачебной практики;
  • совершенствования системы социальных стандартов, а также территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи;
  • расширения доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, формирования комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан;
  • совершенствования системы управления качеством медицинской помощи, стандартизации медицинских технологий, развития профилактических и реабилитационных технологий.

Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения