Проблема бедности и социальная защита населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мною темы подтверждается и тем фактом, что она являлась одним из ключевых моментов, рассматриваемых на Саммите Нового тысячелетия (Нью-Йорк, сентябрь 2000 г.). Лидеры 116 государств мира, включая президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, подписали Декларацию тысячелетия, которая является основным ориентиром социальной политики мирового масштаба. Они обязались предпринимать конкретные шаги по решению глобальных проблем нашего времени, в том числе по разработке и реализации мер сокращения бедности.
Цель моей работы – исследовать сущность такой проблемы как бедность и рассмотреть возможные способы борьбы с ней, отразить состояние бедности в Республике Беларусь; изучить основные принципы социальной защиты населения, уделив особое внимание их реализации в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4
1. Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия.....6
2. Механизм социальной защиты и пути преодоления бедности………….….13
2.1 Сущность и основные направления социальной политики…………….....13
2.2. Критерии бедности и пути её преодоления………………………………..17
3. Система и механизм социальной защиты населения в Республике
Беларусь…………………………………………………………………….……..19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………26 ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….27 ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

курсовая_макроэкономика.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра экономической  теории и истории экономических  учений

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Проблема бедности и социальная защита населения

 

 

 

 

 

 

 

Студент

                                       

 

Руководитель

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011 
РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 28 с., 1 рис., 2 табл., 16 источников, 2 прил.

 

БЕДНОСТЬ, ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ, ФОРМЫ БЕДНОСТИ, ЧЕРТА БЕДНОСТИ, ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

 

Объект исследования – проблема бедности и социальная защита населения.

Предмет исследования – изучение таких понятий, как черта бедности, социальная защита населения, особенности системы социальной политики Республики Беларусь.

Цель работы – исследовать сущность такой проблемы как бедность и рассмотреть возможные способы борьбы с ней, отразить состояние бедности в Республике Беларусь; изучить основные принципы социальной защиты населения, уделив особое внимание их реализации в Республике Беларусь.

Методы исследования: индукция, анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ и другие.

Область возможного практического  применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».

_____________ 
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4

1. Бедность: сущность, причины  и социально-экономические последствия.....6

2. Механизм социальной защиты и пути преодоления бедности………….….13

2.1 Сущность и основные  направления социальной политики…………….....13

2.2. Критерии бедности  и пути её преодоления………………………………..17

3. Система и механизм  социальной защиты населения  в Республике 

Беларусь…………………………………………………………………….……..19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………26 ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….27 ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………..29 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На настоящем этапе  развития человечества проблема бедности и социального расслоения является наболевшей темой для нашего общества. Она носит глобальный характер: бедные люди есть как в развивающихся, так и в высокоразвитых странах. Ее актуальность невозможно преувеличить, особенно в период глобализации общества. Во времена невиданного ранее изобилия огромное количество людей живут в крайней нищете: у них нет средств для существования, отсутствует доступ к чистой питьевой воде, электричеству, ощущается серьезный недостаток в медицинском обслуживании и образовании. 3 млрд. человек на Земле вынуждены тратить на жизнь менее 2 долл. в день, каждый второй ребенок растет в бедности. В странах с высоким уровнем дохода один ребенок из ста не доживает до пятилетнего возраста, в беднейших странах – пятеро. 2.2 млн. детей ежегодно умирают из-за непроведенной вакцинации. В благополучных странах от недоедания страдают менее 5% детей до пяти лет, в менее благополучных эта цифра составляет почти 50%.

Менее 1% средств, ежегодно затрачиваемых в мире на вооружение, было необходимо, чтобы все дети получили доступ к начальному образованию к 2000 г., но этого не произошло. В начале третьего тысячелетия 1 млрд. людей все еще остаются неграмотными. [15]

Глобальная проблема бедности напрямую связана с уровнем  экономического развития стран мира. Средние доходы в 20 наиболее богатых странах в 37 раз превышают средние доходы в 20 беднейших, и за последние 40 лет этот разрыв удвоился. [10, с.58] В 2004 г. около 0.13% населения контролировало 25% всех мировых средств.

Актуальность выбранной мною темы подтверждается и тем фактом, что она являлась одним из ключевых моментов, рассматриваемых на Саммите Нового тысячелетия (Нью-Йорк, сентябрь 2000 г.). Лидеры 116 государств мира, включая президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, подписали Декларацию тысячелетия, которая является основным ориентиром социальной политики мирового масштаба. Они обязались предпринимать конкретные шаги по решению глобальных проблем нашего времени, в том числе по разработке и реализации мер сокращения бедности.

Цель моей работы –  исследовать сущность такой проблемы как бедность и рассмотреть возможные  способы борьбы с ней, отразить состояние  бедности в Республике Беларусь; изучить  основные принципы социальной защиты населения, уделив особое внимание их реализации в Республике Беларусь.

Задачи можно сформулировать следующим  образом: изучить сущность, причины и социально-экономические последствия бедности, факторы, влияющие на её возникновение; способы преодоления бедности в РБ; а также такое явление, как социальная защита населения, особенности её реализации и перспективы развития в РБ.

Для достижения поставленных целей и задач в работе использованы такие методы исследования, как индукция, анализ и синтез, обобщение, сравнительный  анализ и другие.

В качестве теоретической базы для написания данной работы были использованы различные источники, список которых приведен в конце курсовой работы.

 

1.Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия

Проблема бедности повсеместно  является объектом внимания общественных и политических деятелей, ученых. История теоретического изучения и эмпирического измерения бедности насчитывает более 200 лет. Наиболее часто используемым в мире определением, в основе которого лежит концепция ООН, является рассмотрение бедности как состояния длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей реализации потенциала человека, вызванное отсутствием достойной работы, удобного жилища, доступа к образованию и здравоохранению. [10, с.18]

Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, причем соотношение 80:20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.

На величину доходов  оказывает влияние множество  разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный характер воздействия. Среди них выделяют социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов; демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экономические, к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда.

В странах, на чьих территориях  имеют место различные климатические  условия, особое значение приобретают географические факторы, поскольку стоимость жизненно необходимых товаров и услуг существенно варьируется в зависимости от региона и, соответственно, предполагает различные уровни доходов.

Для Беларуси можно выделить и экологический фактор, связанный с последствиями аварии на ЧАЭС и необходимостью в дополнительных средствах существования для жителей, пострадавших районов.

Говоря о дифференциации доходов, следует учитывать и такие важные аспекты, как врожденные способности людей, которые могут различаться в довольно значительной степени. Не обделенные в этом плане природой индивиды, имея более высокую производительность, получают и более высокие доходы. Кроме того, некоторые из них обладают уникальными способностями, что дает им возможность извлекать «интеллектуальную ренту». Не последнее значение при этом имеют и работоспособность человека, его стремление добиться высоких результатов в своей деятельности.

Известно, что величина доходов зависит от различий во владении собственностью, однако последняя может достаться индивидам в наследство, т.е. неравенство доходов воспроизводится, способствуя получению данной категорией лиц лучшего образования и, соответственно, более высокооплачиваемой работы. При рассмотрении неравенства в получении доходов нельзя также исключить и благоприятное стечение обстоятельств.

С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности. Согласно концепции ООН, она определяется как состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному образованию и здравоохранению. [3, с.289]

Бедность представляет собой глобальную проблему. Это многоаспектное социально-экономическое явление, связанное с низким уровнем потребления, нестабильностью общественной жизни, малой продолжительностью жизни, слабыми возможностями эффективной реализации трудового потенциала.

Масштабы бедности в  мире:

Из 6 млрд. людей, населяющих нашу планету, 2,8 млрд. (47 %) живут менее чем на 2 дол. в день, а более 1,2 млрд. (20 %) — менее чем на 1 дол. США в день.

Каждый шестой взрослый в мире неграмотен.

115 млн. детей не посещают даже начальную школу.

Каждый день более 30 тыс. детей умирают от болезней, поддающихся лечению.

Из каждых 100 детей  младенческого возраста 6 не доживают до года, а 8 — до пяти лет.

Более 1 млрд. человек не имеют доступа к источникам чистой питьевой воды, более 2 млрд. — к современным средствам санитарии.

Около 800 млн. человек не получают необходимого минимального уровня питания и почти 0,5 млрд. хронически не доедают, треть из которых — дети [4].

Бедность может иметь различные формы. В зависимости от основания для сравнения выделяют абсолютную и относительную бедность. Критерием первой служит минимальный набор жизненных средств, в соответствии с которым к бедным относят тех, кто испытывает недостаток элементарных средств к существованию. То есть, это состояние, при котором доходы той или иной семьи либо целой группы населения не обеспечивают потребления, соответствующего принятым в обществе (как официально, так и в массовом сознании) минимальным нормативам. Выделяются три степени абсолютной бедности:

  - нищета, наиболее глубокая острая бедность - определяет уровень бедности людей, живущих ниже физиологического минимума. Это те, кто стоит на грани постоянного недоедания, если не голода. В 1992-1994 гг. за чертой прожиточного минимума, по данным государственной статистики, находилось 10-15% населения. Но не следует смешивать нищету и нищих. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают. К нищим правильнее относить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством. Нищие не заняты в общественном производстве и никаких ценных услуг обществу не оказывают. Нищих включают в состав так называемого андеркласса, т.е. буквально не-класса, или слоя, стоящего ниже всех классов.

  - нужда, средняя бедность охватывает те группы населения, которым хватает средств только на удовлетворение простейших физиологических потребностей, но которые не могут обеспечить даже самые элементарные социальные потребности. В этих группах обычно отсутствует постоянное недоедание, но не обновляются одежда и обувь, нет средств на лечение, отдых. Верхнюю границу нужды образует официальный прожиточный минимум, рассчитываемый Министерством труда и фактически являющийся у нас показателем именно социального минимума (в отличие от стоимости одного лишь продуктового набора, указывающего примерные пределы чисто физиологического минимума). Таким образом, в состоянии нужды оказываются люди, доходы которых меньше официального прожиточного минимума, но больше его половины или двух третей. К этой категории относилось 15-20% населения в 1993 г. и 10-15% - в январе-августе 1994 г.

  - необеспеченность, или умеренная бедность. Это такой уровень жизни, при котором удовлетворяются элементарные потребности - как физиологические, так и социальные, но остаются неудовлетворенными потребности более высокие. Люди более или менее сытно едят (хотя их питание нельзя считать здоровым), как-то обновляют одежду, лечатся, отдыхают. Однако все это делается на очень низком уровне. Здесь обеспечен прожиточный минимум, но нет достатка. В качестве показателя предлагается использовать: а) удвоенную величину официального прожиточного минимума, б) душевой доход, равный средней заработной плате, в) количество денег, которое обеспечивает человеку не просто выживание, но приличное, хотя и скромное существование. К этой категории относится 30-40% населения.

При определении относительной бедности показатели благосостояния соотносятся не с минимальными потребностями, а со средним уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране. Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми. Она является сравнительной характеристикой. Уровень бедности в США повысился с 12,6% в 1970 г. до 13,3 % в 1997. Более того, пропасть между самыми бедными и самыми богатыми семьями продолжает расширяться. С 1975 г. доля дохода, которая приходится на верхние 20% американцев, увеличилась с 43,2% до 49,4%. А доля нижних 20% сократилась с 4,4% до 3,6%. Тем не менее, американские семьи, получающие низкие доходы, сейчас живут лучше, чем когда-либо в прошлом. Действительно, бедные американцы, т.е. лица, обладавшие в 1997 г. доходом в 13 533 доллара на семью среднего размера, живут лучше, чем раньше. Сегодня в бедных семьях чаще, чем десять лет назад, имеется бытовая техника и автомобили. Процент бедных семей, имеющих стиральные машины, увеличился с 58% в 1984 г. до 72% в 1995 г. Девяносто семь процентов бедных семей имеют цветные телевизоры, а три четверти могут смотреть фильмы на видеомагнитофонах. Почти три четверти семей имеют по крайней мере один автомобиль. Может быть, самое удивительное заключается в том, что в 1990-е гг. бедные семьи во многих случаях находятся в лучшем положении, чем средняя семья в начале 1970-х. Например, доля бедных семей, имеющих собственное жилье, увеличилась с 37% в начале 1970-х до 41% в середине 1990-х гг.

Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения