Приватизация в Беларуси: состояние и проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

Приватизация - процесс очень сложный, требующий осторожных продуманных решений. Ведь в каждой стране существуют свои особенности, которые оказывают большое влияние на экономику, и здесь не может быть однотипных способов проведения реформ. Но часто странами просто слепо выбирался тот путь, который прошли до них развитые государства. Так Польша, например, выбрала путь масштабной приватизации по схеме стран Западной Европы. Продажа государственного сектора экономики стимулировала развитие частного бизнеса, но в то же время в стране усилилась макроэкономическая нестабильность, что свидетельствовала о нарастании экономического кризиса.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие приватизации. Особенности ее проведения в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
2. Чековая приватизация в Республике Беларусь. . . . . . . . . 10
3. Процесс акционирования предприятий. Малая приватизация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
4. Отрицательные черте процесса приватизации в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
22
5. Проблемы защиты прав трудящихся на приватизированных предприятиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Приватизация в Беларуси.docx

— 49.75 Кб (Скачать)

В настоящее время  наблюдается снижение темпов приватизации в стране. В течении первой половину 2006 года в стране полностью было приватизировано лишь 3 объекта коммунальной собственности: РСУП «Городятичи» в Любаньском р-не, УП «Лявониха» в г. Борисов, дочернее торговое предприятие «Закат» в г. Новогрудок. Вообще же по плану Министерства экономики в этом году планируется провести приватизацию 36 объектов. В целом по Беларуси за полгода проведено 114 аукционов и 3 конкурса по продаже объектов коммунальной собственности. Из выставленных 343 продано лишь 90 предприятий, в т. ч. юридическим лицам – 47, физическим лицам – 41 и трудовому коллективу – 1. Стоимость проданного имущества составляет 8276,2 млрд. рублей [ 6 ].

20 марта 1998года  президентом был принят Декрет  №3, в соответствии с которым  акции, приобретенные физическими  лицами в процессе приватизации, могли быть отчуждены исключительно  Республике Беларусь (ее административно-территориальным  единицам), а также в случаях  перехода права собственности  в связи со смертью, выездом  за границу участника юридического  лица или реорганизации коммерческих  организаций. 

Мораторий на отчуждение акций, принадлежащих гражданам  и приобретенных у государства  на льготных условиях или в обмен  на чеки «Имущество» не был отменен  в Декрете президента №9 от 12.06.2006года.

Доли (акции) могут  быть отчуждены, когда право собственности  на них переходит в связи со смертью участника соответствующего юридического лица. При этом доли (акции) должны быть установленном порядке  переоформлены на наследников, а  в случае отсутствия таковых —  переходят в собственность Республики Беларусь.

Еще один случай, когда  доли (акции) могут быть отчуждены, касается выезда участника юридического лица на постоянное место жительства за пределы нашей страны. При этом его акции переходят в собственность  государства [8].

В Беларуси благодаря  приватизации на новый качественный уровень перешло производство акционерных  обществ, налаживались международные  контакты, расширялись рынки сбыта  предприятий машино- и станкостроения, легкой и пищевой промышленности. Полученная выручка направлялась на модернизацию. Размер реальной заработной платы увеличился на 11,9%. Окрепла банковская система страны, что позволяло производить финансирование коммерческих организаций за счет долгосрочных банковских кредитов. Тяжелым оставалась ситуация в сельском хозяйстве, где большинство предприятий были не платежеспособны. На поддержку сельского хозяйства государством из бюджета выделялись большие средства, в том числе заработанные на приватизации. Но процесс этот имел и некоторые негативные черты, о которых говорится ниже.  

4. Отрицательные  черты процесса приватизации  в Республике Беларусь.

В процессе приватизации можно выделить следующие основные негативные чертами:

1. Единообразие способов  приватизации для предприятий  различных отраслей, объединяемых  по величине стоимости основных  фондов и численности трудовых  коллективов. Отраслевые особенности  приватизации были сведены к  простому согласованию планов  приватизации предприятий с министерствами  и ограничению акционирования  первым вариантом с выпуском  «золотой акции».

2. Игнорирование  региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах  приватизации в регионах обуславливались  действиями местных властей, выходящих  за рамки своей компетентности.

3. Преимущественно  бесплатный способ передачи собственности.  Его организационная форма –  введение системы приватизационных  чеков, которые выдавались на  безвозмездной основе, в количестве, определенном Законом. 

Проведение приватизационных мероприятий в Беларуси сталкивалось с целым рядом объективных  препятствий. Прежде всего, масштаб  предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала  инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неэквивалентность  продажи государственного имущества. Хочется отметить и то, что процесс  приватизации не может эффективно проходить  по инициативе только одной стороны, необходима поддержка на двух уровнях: всего общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная  пропаганда идей приватизации привела  к тому, что у значительной части  как специалистов, так и населения  в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации применялись способы, формально  ориентированные на уравнительную  справедливость («чековая приватизация»).

Не до конца остается решенным вопрос о цене акций приватизированных  предприятий. Истинная цена полученных по закрытой подписке акций выявится по прошествии значительного периода времени. Не углубляясь в подробности можно сказать, что приватизация (за исключением инвестиционных конкурсов) не дает трудовым коллективам практически ничего. Дело в том, что вырученные средства направляются не на техническое перевооружение производства или увеличение оборотных средств, а поступают в государственный бюджет.

Вместе с тем, курс акций приватизированных предприятий  снижает инфляция. Если к этому  добавить незаинтересованность трудового  коллектива в выплате дивидендов сторонним инвесторам, то в итоге  сложится ситуация, при которой вырастет заработная плата и снизится сумма  дивидендов (курс акции упадет). При  этом у сторонних инвесторов и  администрации предприятия появится возможность по низкому курсу  приобрести большой пакет акций  и реально полноправно управлять  производством. Дальнейшим шагом, скорее всего, будет увеличение суммы отчислений акционерам в виде дивидендов путем  снижения размера заработной платы.

Еще в начале приватизационного  процесса особое внимание уделялось  оценке стоимости государственного имущества. Однако тогда считалось, что не все предприятия способны выкупить государственное имущество  в акционерную собственность  работников. Впоследствии стоимость  государственного имущества оказалась  резко заниженной из-за инфляционных тенденций в экономике Беларуси. Проведенные позднее переоценки основных фондов создали возможность  пересмотра размера уставного капитала акционерных обществ, возникших  в процессе приватизации.

Действующая ныне система  оценки стоимости имущества предприятий  во многом необъективна в силу резких колебаний экономической конъюнктуры  и непоследовательного поведения  самих предприятий. Приступая к  реализации новой программы приватизации, ряд трудовых коллективов столкнулся с трудноразрешимой задачей выкупа много миллиардных основных фондов. Поэтому акционирование на этапе  послечековой приватизации может быть затруднено из-за отсутствия инициативы трудовых коллективов.

Становление полноценной  рыночной экономики предполагает развитие рынка ценных бумаг. Это отмечается практически во всех программах стабилизации экономики и перехода к рынку. В настоящее время важнейшими видами ценных бумаг, поступающих на фондовый рынок Беларуси, являются акции приватизированных предприятий  и приватизационные чеки. Ценные бумаги приватизированных предприятий  в целом достаточно надежны, однако, в настоящее время все же низко  доходные и мало ликвидные.

Новым способом приватизации, оговоренным впервые в Государственной  программе приватизации, становится банкротство государственных и  муниципальных предприятий. На этапе  денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако банкротство как  способ приватизации не получило в  Беларуси широкого распространения. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) занимаются предотвращением банкротств тех государственных предприятий  и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.

Некоторые трудности  в работу негосударственных предприятий  вносили власти. Рост количества мелких частных предприятий привел к  пересмотру в период с 1995 года по 1999 год порядка их регистрации и  ужесточению мер при нарушении  законодательства. По этой причине  произошло снижение количества предприятий  негосударственной формы собственности  с 93 тысяч в 1996 году до 71,7 тысячи в 1999 году. В то же время число предпринимателей без образования юридического лица выросло со 11,8 тысяч в 1997 году до 130,7 тысяч в 1999 году (в 1995 году в Белоруссии насчитывалось 213 тысяч частных предпринимателей). При этом число работающих в негосударственном  секторе экономики сократилось  с 1887 тысяч до 1870 тысяч человек [4].

Политика государства  понятна, приватизация должна быть завершена, что бы избежать необходимости возврата денег из бюджета при наступлении  срока погашения чеков. При этом часто производится давление на частные  предприятия-конкуренты, тем более, что только с согласия властей юридическое лицо может начинать свою деятельность.

Тяжелым остается вопрос защиты прав трудящихся на приватизированных  предприятиях.  

5. Проблемы защиты  прав трудящихся на приватизированных  предприятиях.

Начатый в 1991 году процесс  реформирования отношений собственности, проходит в республике противоречиво  и вызывает в обществе неоднозначное  отношение.

Согласно Конституции  Беларуси, Законе о разгосударствлении и приватизации госсобственности в  стране строится социальное правовое государство, создается социально  ориентированная экономика. На практике при смене формы собственности  работники часто оказываются  незащищенными в своих правах.

На основании материалов Контрольной палаты, Временной комиссии Верховного Совета, Госкомимущества, писем  и личных обращений граждан в  Федерацию профсоюзов, отраслевые комитеты профсоюзов и другие органы можно  сделать выводы, что реформа отношений  собственности породила многочисленные случаи коррупции, взяточничества, разбазаривания государственного имущества, занижение  оценки стоимости объектов, участились факты сокращения неугодных работников, ущемления прав и интересов трудящихся и ветеранов-пенсионеров[5].

На предприятиях наблюдается снижение роли профсоюзных  организаций. Несовершенство законодательной  базы дает возможность руководителям, попирая закон, вести дело к упразднению  профсоюзных организаций, часто  профсоюз выполняет подчинительную роль, которая заключается лишь в  его формальном существовании. Все  чаще руководители отказываются от заключения коллективных договоров в акционерных  обществах и коллективных предприятиях, а если он и заключается, то ни один работник не может назвать хотя бы основные его пункты. Создается впечатление, что коллективный договор может  помешать руководству в дальнейшей работе, поэтому содержание его не разглашается.

Не совсем понятна  и потребность в непродуманной  приватизации структурных подразделений. Как правило, стараются отделиться и приватизироваться те подразделения, которые оснащены новым оборудованием, где были внедрены новые технологии. Можно представить ситуацию, когда  структурное подразделение отделилось и приватизировалось. В этом случае оставшееся предприятие без вложения инвестиций не сможет на должном уровне поддерживать производство, вести расчеты  за сырье, с персоналом по оплате труда, возможно поддержку ему будет  оказывать государство из республиканского бюджета и внебюджетных фондов, в  противном случае производство остановится. В то же время нет уверенности  в том, что отделившееся структурное  подразделение сможет выжить в условиях жесткой конкуренции с предприятиями, уже имеющими свою нишу на рынке.

Все эти негативные факторы искажают цели и задачи приватизации и, порой, просто дискредитирую ее. Более  того, реформа собственности снижает  трудовые и социальные гарантии работников.

В сложившейся ситуации считаю обоснованными требования профсоюзов о том, что приватизация должна проводиться  с согласия не менее 2/3 членов трудового  коллектива, а аукционная или конкурсная продажа предприятий только после  официально оформленного отказа трудового  коллектива его выкупить, взять в  аренду или акционировать.

В целях придания процессу приватизации разумного, осознанного  начала необходимо усиление правового  и экономического обучения, разъяснительной  работы на всех предприятиях и в  средствах массовой информации.

Также необходимо уйти от практики проведения приватизации кабинетным способом, ведь в таких  ответственных делах необходима только самая достоверная информация и общественный контроль. Нужно усилить  ответственность руководителей  предприятий за нарушение законодательства, Генерального, тарифных и местных  соглашений, коллективных договоров, предусмотрев, что их невыполнение является основанием для расторжения контракта или  внесения изменений в него.

Считаю, что не лишним было бы освобождение от уплаты государственной  пошлины с работника при рассмотрении трудовых споров в суде, с учетом предоставления обоснованной жалобы, ведь оплата юридической консультации, адвоката, госпошлины в настоящее  время составляют значительные суммы.  

Заключение 

За весь период приватизации (с 1991 года по 1 декабря 2005 года) в Белоруссии реформировано 4079 объектов государственной  собственности, в том числе 1072 объекта  республиканской и 3007 - коммунальной собственности. За этот же период реформировано 211 крупных предприятий с численностью работающих свыше 1000 человек, из них 179 - республиканской собственности. На реформированных предприятиях занято свыше 955 тысяч человек (сообщает пресс-служба Министерства экономики Белоруссии). За 11 месяцев 2005 года реформировано 24 объекта, в том числе:

Информация о работе Приватизация в Беларуси: состояние и проблем