Приватизация в Беларуси: состояние и проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

Приватизация - процесс очень сложный, требующий осторожных продуманных решений. Ведь в каждой стране существуют свои особенности, которые оказывают большое влияние на экономику, и здесь не может быть однотипных способов проведения реформ. Но часто странами просто слепо выбирался тот путь, который прошли до них развитые государства. Так Польша, например, выбрала путь масштабной приватизации по схеме стран Западной Европы. Продажа государственного сектора экономики стимулировала развитие частного бизнеса, но в то же время в стране усилилась макроэкономическая нестабильность, что свидетельствовала о нарастании экономического кризиса.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие приватизации. Особенности ее проведения в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
2. Чековая приватизация в Республике Беларусь. . . . . . . . . 10
3. Процесс акционирования предприятий. Малая приватизация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
4. Отрицательные черте процесса приватизации в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
22
5. Проблемы защиты прав трудящихся на приватизированных предприятиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Приватизация в Беларуси.docx

— 49.75 Кб (Скачать)

Всего за годы приватизации было реформировано 3190 предприятий  республиканской и коммунальной собственности. Если исходить из того, что пакет акций менее 25% не дает государству реальных полномочий по управлению, то в результате приватизационного процесса в Беларуси частными предприятиями стали 2394 предприятия.

Объявленная в Беларуси чековая приватизация породила серьезные  проблемы для белорусской экономики  и рыночных реформ в стране. В  соответствии с Законом Республики Беларусь "Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь" от 6 июля 1993 года, право на получение именных  приватизационных чеков "Имущество" имели 7,9 млн. граждан Беларуси; 4,9 млн. человек получили 425,3 млн. чеков. Изначально объявлено, что завершение срока  обращения именных приватизационных чеков приходится на 30 июня 2002 года, а срок их погашения в случае не использования для приобретения акций приватизируемых предприятий - с 1 июня 2002 г. по 30 июня 2004 г [6].

На 1 января 2001 года на руках у населения оставалось 222 млн. чеков, которые были обеспечены приватизируемым государственным  имуществом всего на 60%. Сложилась  ситуация, при которой не все смогут воспользоваться правом на часть  государственного имущества. Ведь количество эмитированных чеков значительно  выше количества акций приватизируемых  предприятий. Выход был найден в  продлении срока обращения чеков, что повторялось не один раз. Понятно, что это не может продолжаться вечно. Так срок последней перерегистрации  чеков истекает 31 декабря 2006 года.

Какими последствиями  это чревато для государства? Государство в обязательном порядке  должно выполнить свои обязательства  перед своими гражданами. Однако как  показал опыт стран Центральной  и Восточной Европы, проведение чековой  приватизации в той форме, в которой  она определена в законодательстве о приватизации, ведет к возникновению  серьезных проблем с реструктуризацией  предприятий (об этом уже говорилось). С другой стороны объявление о  завершении чековой приватизации приведет к тому, что огромное количество не использованных чеков одновременно будет предъявлено к погашению. Бюджет страны сократится, что, вполне возможно, приведет к глубочайшему экономическому кризису. 28 августа 2006 года президент Республики Беларусь подписал декрет об индексировании чеков  «Жилье». По данному вопросу высказался министр жилищно-коммунального хозяйства  Республики Беларусь В. Белохвостов, который отметил, что в 2007 году потребуется 27 млрд. рублей, чтобы погасить задолженность по индексированным чекам «Жилье»( Пресслужба Министерства Экономики).

Отсюда можно сделать  вывод, приватизация крупных и «здоровых» предприятий проходит относительно быстро, ведь есть надежда, что это  в будущем принесет дополнительный доход, целесообразно и развивать  данное производство, проводить техническое  перевооружение, что повышает стоимость  акций, а значит и сумму дивидендов. Акции проблемных предприятий не внушают доверия, следовательно, их покупка будет осуществляться очень  долго, вкладывать средства в развитие - рисковое дело.

Завершение начального этапа приватизации в Беларуси - «чековой приватизации» - требует оценки его итогов, выявления особенностей и недостатков, допущенных при его  проведении. С уверенностью можно  говорить, что это был тяжелый  и в то же время переломный период в новейшей истории Беларуси, насыщенный и политическими, и экономическими переменами, заложивший основу для  дальнейшего реформирования экономики. Однако можно отметить, что основной чертой приватизации в нашей стране является принцип социальной справедливости, который очень четко прослеживается в законодательных актах. Таким  образом, к приватизации привлечены практически все жители страны, как  работающие, так и неработающие (ветераны, инвалиды, дети и т. д.). Во многом такая направленность процесса обуславливается Конституцией Республики Беларусь и проводимой в стране политикой.  

3. Процесс акционирования  предприятий. Малая приватизация.

Параллельно эмиссии  чеков в стране проводилась приватизация государственных предприятий. Преобразование предприятий в акционерные общества стало набирать темпы со второй половины 1992 года и стало в Беларуси наиболее распространенной формой перехода к  приватизации предприятий. В соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных  предприятий в Беларуси все предприятия, имеющие по состоянию на 1 января 1994 года балансовую стоимость основных фондов свыше 20 млн. рублей, по желанию  трудового коллектива могли быть приватизированы путем преобразования в акционерные общества закрытого  и открытого типа.

Акционерным обществом  признается хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций.

Акция является бессрочной эмиссионной ценной бумагой, свидетельствующей  о вкладе в уставный фонд акционерного общества и удостоверяющей в соответствии с Законом и уставом акционерного общества права ее владельца на участие  в управлении этим обществом, получение  части его прибыли в виде дивидендов и части имущества, оставшегося  после расчета с кредиторами, или его стоимости в случае ликвидации акционерного общества [3, гл.8, ст.65, ст.70].

Номинальная стоимость  всех выпускаемых акционерным обществом  акций одинакова, она и составляет уставный фонд предприятия.

Приватизация муниципального имущества по количественным показателям  наиболее активно проходила в 1993 году. Способом приватизации объектов муниципальной собственности преимущественно  является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного  имущества. Для приватизации муниципальных  предприятий характерен и большой  удельный вес средств, поступающих  от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.

Вообще говоря, только за период с 1991 года по 2000 год полностью  или частично приватизировано более 3000 предприятий, в том числе почти 900 объектов республиканской и 2300 - коммунальной собственности, что составляет 21% объема основных фондов, подлежащих приватизации. Из общего числа реформированных  объектов часть преобразована в  открытые акционерные общества, другие - выкуплены трудовыми коллективами государственных либо арендных предприятий, более 1200 - проданы на аукционах либо по конкурсу[4].

Государством установлены  некоторые льготы трудовым коллективам  при акционировании предприятия, где  они работают. В частности юридические  лица, образованные трудовыми коллективами с целью приватизации своих предприятий, приобретают их по цене на 20% меньше той суммы, которая подлежит оплате наличными деньгами. Эта льгота применяется  и в том случае, если государственное  или арендное предприятие преобразуется  в акционерное общество. Члены  трудового коллектива приобретают  акции за счет денежных средств со скидкой в размере установленной  льготы, т.е. на 20% ниже номинальной стоимости. Кроме того, заработная плата и  дивиденды, полученные по акциям и использованные на цели приватизации, не облагаются подоходным налогом. Эта льгота действует до тех пор, пока гражданин владеет указанным имуществом или акциями. При их продаже доходы, ранее освобожденные от налогообложения, подлежат обложению налогом на общих основаниях.

В то время, когда  в крупных промышленных предприятиях страны проводился процесс приватизации, оказалось, что приватизация предприятий  розничной торговли, общественного  питания и бытового обслуживания населения постепенно теряла темпы  и практически остановилась. Доля приватизированных объектов достигла 70% в торговле, 51% в общественном питании  и всего 36% в бытовом обслуживании. В то же время малая приватизация играет огромную роль. Ее проведение означает переход государственных предприятий  розничной торговли (продуктовых, промтоварных магазинов, ресторанов, предприятий  сферы бытовых услуг) в частное  владение. Эти предприятия являются ключевыми при переходе к эффективной  рыночной экономике, поскольку они  формируют спрос на готовые товары и продукцию. Путем приватизации малых объектов торговли в Беларуси, находящейся в стадии формирования рыночных отношений, создается спрос  предприятий частного сектора на готовую продукцию. Как показывает опыт других стран малая приватизация очень важна, так как создает стимулирование для приватизации крупных промышленных объектов (появляется покупатель способный купить крупное предприятие в собственность).

В Чехии, например, основным способом приватизации торговых предприятий  был аукцион. Согласно принятой парламентом  программе проведения малой приватизации каждый имел право выставлять на продажу  собственность. Вторым методом была повторная приватизация. В рамках повторной приватизации бывшим владельцам возвращалась изъятая у них собственность. Успех Чехии в проведении малой  приватизации был значителен. Уже  к концу 1992 года практически все  торговые предприятия страны были в  частной собственности и работали эффективно, причем поступления в  бюджет были значительные.

Реформирование в  Венгрии началось значительно раньше, на протяжении 80-х годов процесс  затронул значительное количество предприятий  сферы услуг. Государственным предприятиям была предоставлена возможность  самим реформировать и изменять способы работы. Ограничения по деятельности частных торговых были ослаблены, но не устранены полностью. В последующем  присутствие элементов свободного рынка оказало значительное влияние  на работу государственных предприятий. В Венгрии малая приватизация подходит к концу, хотя и началась значительно раньше, чем, скажем, в  Чехии. Это связано в первую очередь  с желанием правительства заниматься продажей не отдельных структурных  подразделений, а целых предприятий [7, стр.32-36, 46-47].

Государственные предприятия  торговли, общественного питания  и бытового обслуживания населения, в состав которых входят структурные  подразделения, в процессе приватизации могут быть реструктуризированы  по согласованию с местными исполнительными  и распорядительными органами. Под  реструктуризацией понимается выделение  из состава действующего предприятия  в качестве объекта приватизации структурных подразделений без  образования юридического лица [2, Р.4, ст.19-1].

Необходимость скорейшего завершения малой приватизации продиктовано, тем, что это позволит в короткие сроки существенно улучшить финансовое состояние предприятий в торговле, общественном питании и бытовом  обслуживании. Необходимо установить и законодательно закрепить сроки  завершения малой приватизации. В  этом случае выполнение поставленных задач и показателей будет иметь юридическую силу, а значит, будет на контроле у государства. Для стимулирования активного участия местных органов власти в проведении малой приватизации можно определить количество выручки от продажи коммунальной собственности, которое пойдет на развитие данного региона через создание специальных фондов, средства которого распределяются в соответствии с решениями местного совета. Опять таки за данной процедурой необходим жесткий контроль, дабы избежать появления коррупции.

В конце 90-х в этой отрасли начали создаваться новые  предприятия, характеризующиеся частной  формой собственности, малым размером и быстрой реакцией на запросы  клиентов. С каждым годом количество таких предприятий увеличивалось, создавая серьезную конкуренцию  государственным предприятиям. Развитие мелкой розничной торговли происходило  быстрыми темпами, и привело к  появлению и становлению индивидуального  предпринимательства.

Особенностью малых  предприятий заключается в их живучести. Как свидетельствуют  данные Международной финансовой корпорации, убыточными являлись более двух третьих  объектов малой приватизации; после  приватизации выжило около 90% предприятий, а становились прибыльными 87%.

Вообще в ходе приватизации было создано 520 открытых акционерных общества. Лишь в 84 из них доля государства отсутствует. В 81 акционерном обществе доля государства составляет менее 25%. Таким образом, действительно частными в ходе акционирования стали менее трети предприятий. В 48,4% акционерных обществ доля государства превышает 50%+1 акция, т.е. эти предприятия фактически остались государственными. Еще в 20% акционерных обществ государство имеет блокирующий пакет акций.

В сфере республиканской  собственности в 1994 году разгосударствлено 184 предприятия, а в 1995 году - 53, в 1996 году - 131, в 1997 году - 192 и в 1998 году - 140 предприятий [Приложение 1]. В сфере коммунальной собственности процесс протекает более равномерно и последовательно, а в сфере торговли картина следующая: удельный вес государственной торговли в общем объеме розничного товарооборота, включая общественное питание, составил в 1999г. только 28,2% [4].

Темпы и динамика приватизации были обусловлены рядом  объективных и субъективных факторов: отставанием с разработкой законодательной  и нормативно-правовой базы; завышенной в большинстве случаев оценочной  стоимостью приватизируемых предприятий  при недостаточности средств  у потенциальных субъектов приватизации; слабой профессиональной подготовкой  управленческих кадров для работы в  рыночных условиях. В Республике Беларусь преобладает “точечное” реформирование объектов республиканской собственности  с учетом эффективности проекта, его привлекательности для инвесторов, возможностей внедрения новых технологий, создания дополнительных рабочих мест. Такое поведение властей можно  объяснить тем, что Республика Беларусь является социально ориентированным  государством, где в первую очередь  большое внимание уделяется проблемам  занятости, образования, здравоохранения  граждан и т.д.

Информация о работе Приватизация в Беларуси: состояние и проблем