Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:15, курсовая работа
Приватизация - процесс очень сложный, требующий осторожных продуманных решений. Ведь в каждой стране существуют свои особенности, которые оказывают большое влияние на экономику, и здесь не может быть однотипных способов проведения реформ. Но часто странами просто слепо выбирался тот путь, который прошли до них развитые государства. Так Польша, например, выбрала путь масштабной приватизации по схеме стран Западной Европы. Продажа государственного сектора экономики стимулировала развитие частного бизнеса, но в то же время в стране усилилась макроэкономическая нестабильность, что свидетельствовала о нарастании экономического кризиса.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие приватизации. Особенности ее проведения в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
2. Чековая приватизация в Республике Беларусь. . . . . . . . . 10
3. Процесс акционирования предприятий. Малая приватизация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
4. Отрицательные черте процесса приватизации в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
22
5. Проблемы защиты прав трудящихся на приватизированных предприятиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Всего за годы приватизации было реформировано 3190 предприятий республиканской и коммунальной собственности. Если исходить из того, что пакет акций менее 25% не дает государству реальных полномочий по управлению, то в результате приватизационного процесса в Беларуси частными предприятиями стали 2394 предприятия.
Объявленная в Беларуси
чековая приватизация породила серьезные
проблемы для белорусской экономики
и рыночных реформ в стране. В
соответствии с Законом Республики
Беларусь "Об именных приватизационных
чеках Республики Беларусь" от 6 июля
1993 года, право на получение именных
приватизационных чеков "Имущество"
имели 7,9 млн. граждан Беларуси; 4,9 млн.
человек получили 425,3 млн. чеков. Изначально
объявлено, что завершение срока
обращения именных
На 1 января 2001 года на
руках у населения оставалось
222 млн. чеков, которые были обеспечены
приватизируемым
Какими последствиями
это чревато для государства?
Государство в обязательном порядке
должно выполнить свои обязательства
перед своими гражданами. Однако как
показал опыт стран Центральной
и Восточной Европы, проведение чековой
приватизации в той форме, в которой
она определена в законодательстве
о приватизации, ведет к возникновению
серьезных проблем с
Отсюда можно сделать вывод, приватизация крупных и «здоровых» предприятий проходит относительно быстро, ведь есть надежда, что это в будущем принесет дополнительный доход, целесообразно и развивать данное производство, проводить техническое перевооружение, что повышает стоимость акций, а значит и сумму дивидендов. Акции проблемных предприятий не внушают доверия, следовательно, их покупка будет осуществляться очень долго, вкладывать средства в развитие - рисковое дело.
Завершение начального
этапа приватизации в Беларуси -
«чековой приватизации» - требует оценки
его итогов, выявления особенностей
и недостатков, допущенных при его
проведении. С уверенностью можно
говорить, что это был тяжелый
и в то же время переломный период
в новейшей истории Беларуси, насыщенный
и политическими, и экономическими
переменами, заложивший основу для
дальнейшего реформирования экономики.
Однако можно отметить, что основной
чертой приватизации в нашей стране
является принцип социальной справедливости,
который очень четко
3. Процесс акционирования
предприятий. Малая
Параллельно эмиссии
чеков в стране проводилась приватизация
государственных предприятий. Преобразование
предприятий в акционерные
Акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций.
Акция является бессрочной
эмиссионной ценной бумагой, свидетельствующей
о вкладе в уставный фонд акционерного
общества и удостоверяющей в соответствии
с Законом и уставом
Номинальная стоимость
всех выпускаемых акционерным
Приватизация муниципального
имущества по количественным показателям
наиболее активно проходила в 1993
году. Способом приватизации объектов
муниципальной собственности
Вообще говоря, только
за период с 1991 года по 2000 год полностью
или частично приватизировано более
3000 предприятий, в том числе почти
900 объектов республиканской и 2300 - коммунальной
собственности, что составляет 21% объема
основных фондов, подлежащих приватизации.
Из общего числа реформированных
объектов часть преобразована в
открытые акционерные общества, другие
- выкуплены трудовыми
Государством установлены
некоторые льготы трудовым коллективам
при акционировании предприятия, где
они работают. В частности юридические
лица, образованные трудовыми коллективами
с целью приватизации своих предприятий,
приобретают их по цене на 20% меньше
той суммы, которая подлежит оплате
наличными деньгами. Эта льгота применяется
и в том случае, если государственное
или арендное предприятие преобразуется
в акционерное общество. Члены
трудового коллектива приобретают
акции за счет денежных средств со
скидкой в размере
В то время, когда
в крупных промышленных предприятиях
страны проводился процесс приватизации,
оказалось, что приватизация предприятий
розничной торговли, общественного
питания и бытового обслуживания
населения постепенно теряла темпы
и практически остановилась. Доля
приватизированных объектов достигла
70% в торговле, 51% в общественном питании
и всего 36% в бытовом обслуживании.
В то же время малая приватизация
играет огромную роль. Ее проведение означает
переход государственных
В Чехии, например, основным
способом приватизации торговых предприятий
был аукцион. Согласно принятой парламентом
программе проведения малой приватизации
каждый имел право выставлять на продажу
собственность. Вторым методом была
повторная приватизация. В рамках
повторной приватизации бывшим владельцам
возвращалась изъятая у них собственность.
Успех Чехии в проведении малой
приватизации был значителен. Уже
к концу 1992 года практически все
торговые предприятия страны были в
частной собственности и
Реформирование в
Венгрии началось значительно раньше,
на протяжении 80-х годов процесс
затронул значительное количество предприятий
сферы услуг. Государственным предприятиям
была предоставлена возможность
самим реформировать и изменять
способы работы. Ограничения по деятельности
частных торговых были ослаблены, но
не устранены полностью. В последующем
присутствие элементов
Государственные предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, в состав которых входят структурные подразделения, в процессе приватизации могут быть реструктуризированы по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами. Под реструктуризацией понимается выделение из состава действующего предприятия в качестве объекта приватизации структурных подразделений без образования юридического лица [2, Р.4, ст.19-1].
Необходимость скорейшего
завершения малой приватизации продиктовано,
тем, что это позволит в короткие
сроки существенно улучшить финансовое
состояние предприятий в
В конце 90-х в этой
отрасли начали создаваться новые
предприятия, характеризующиеся частной
формой собственности, малым размером
и быстрой реакцией на запросы
клиентов. С каждым годом количество
таких предприятий
Особенностью малых предприятий заключается в их живучести. Как свидетельствуют данные Международной финансовой корпорации, убыточными являлись более двух третьих объектов малой приватизации; после приватизации выжило около 90% предприятий, а становились прибыльными 87%.
Вообще в ходе приватизации было создано 520 открытых акционерных общества. Лишь в 84 из них доля государства отсутствует. В 81 акционерном обществе доля государства составляет менее 25%. Таким образом, действительно частными в ходе акционирования стали менее трети предприятий. В 48,4% акционерных обществ доля государства превышает 50%+1 акция, т.е. эти предприятия фактически остались государственными. Еще в 20% акционерных обществ государство имеет блокирующий пакет акций.
В сфере республиканской собственности в 1994 году разгосударствлено 184 предприятия, а в 1995 году - 53, в 1996 году - 131, в 1997 году - 192 и в 1998 году - 140 предприятий [Приложение 1]. В сфере коммунальной собственности процесс протекает более равномерно и последовательно, а в сфере торговли картина следующая: удельный вес государственной торговли в общем объеме розничного товарооборота, включая общественное питание, составил в 1999г. только 28,2% [4].
Темпы и динамика
приватизации были обусловлены рядом
объективных и субъективных факторов:
отставанием с разработкой
Информация о работе Приватизация в Беларуси: состояние и проблем