Принципы управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 05:26, реферат

Описание работы

Важнейшими задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности функционирования организации. Чтобы правильно реагировать на динамичные внешние условия развития экономических процессов, на смену режима функционирования организации, на изменения номенклатуры и объема производства продукции, необходима четкая система построения бухгалтерского финансового и бухгалтерского управленческого учета. Уровень их функционирования в значительной степени определяет успешное развитие предприятия, как на российском рынке, так и во внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
Общепринятые принципы управленческого учета…………………...….5
Характеристика принципов управленческого учета, отличие от принципов других видов учета……………………………………………..……5
Функции управленческого учета…………………………..…….………12
Характеристика финансовой и хозяйственной деятельности, особенности деятельности и бухгалтерского учета исследуемого предприятия14
Внутренняя информационная связь на исследуемом предприятии: ее недостатки и достоинства17
Характеристика нулевого уровня учетной информации исследуемого предприятия………………………………………...……………………………17
Сводная (учетная) информация исследуемого предприятия…….……22
Управленческая учетная информация, ее значение для исследуемого предприятия……………………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

управленческий учет.docx

— 61.75 Кб (Скачать)

Планирование представляет собой процесс описания вариантов  действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Он включает постановку цели; формулировку задач; изыскание путей  решения задач для достижения поставленной цели; выбор вариантов  альтернативных действий. На этой стадии руководитель должен иметь информацию о смете и предполагаемых источниках ее исполнения. Хорошо составленные планы  бывают настолько гибкими, что при  определенных производственных ситуациях  позволяют руководителю их изменять.

Планы могут быть краткосрочными и долгосрочными. Перспективный  план представляет прогноз администрации  в отношении развития предприятия  на 3-5 лет. Он предусматривает комплекс мер, которые должна провести администрация  в настоящее или в ближайшее  время. Таким образом решают вопросы инвестиций в капитальные вложения, создание и освоение новой продукции, так как изменение ассортимента выпускаемой продукции страхует предприятие от риска снижения прибыли.

Контроль - это проверка осуществления  планов со стороны руководителя, менеджера.

На этой стадии управления руководитель имеет информацию в  виде отчетов исполнителей, в которых  даются результаты количественных измерений  фактического состояния объекта. Часто  в отчете отражается сравнение фактических  и бюджетных результатов, а также  отклонения. Это позволяет руководителю концентрировать внимание на негативных процессах и выявлять проблемы, требующие  решения в будущем.

Оценка понимается как  процесс анализа всей системы  принятия решений. В этом случае определяется, была ли достигнута поставленная цель (обратная связь) и выясняются причины  отклонений: недостатки планирования; неоптимальный набор действий, который  привел к увеличению оперативных  решений; несоответствие системы контроля требованиям управления; выбор неверной цели.

Организационная работа заключается  в создании организационной структуры предприятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей (отделы, бюро, группы» подразделения и др.); распределении обязанностей между исполнителями; координации действий исполнителей на основе внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления; установлении каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.

Функционирование системы  управленческого учёта определяется организационной структурой предприятия. Производственная бухгалтерия предстает  как система внутренней отчетности структурных подразделений. Учёт затрат на производство строится по центрам  ответственности, что дает информацию руководству предприятия об эффективности  специализации, подчиненности, разделении полномочий в достижении цели.

Стимулирование — это  средство мотивации участников производственного  процесса, побуждающего уяснить цели и задачи предприятия и принимать  решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы  и исполнительные отчеты об их выполнении.

Сметы содержат сбалансированные плановые показатели и ориентируют  менеджеров на выполнение конечной цели предприятия. Исполнительские отчеты мотивируют обоснованность корректировки  фактических результатов по отношению  к запланированным и стимулируют персонал предприятия к принятию мер по устранению отклонений, либо к выявлению потенциальных проблем в будущем. Внутренняя отчетность создаст основу для повышения эффективности системы контроля и регулирования, осуществляемой менеджерами.

Внутренняя информационная связь — это обмен информацией  и отчетностью, позволяющий координировать действия различных структурных  подразделений на достижение конечной цели; конкретизирующий задачи каждого  подразделения на предстоящий бюджетный  период; определяющий условия, в которых  будет действовать каждый руководитель подразделения, и требования (потребности  и ограничения) к нему смежных  производственных подразделений. Исполнительные отчеты представляют любому менеджеру  материал для анализа и оценки своих действий, разработки мероприятий  по устранению каких-либо действий, которые  привели к понижению эффективности  управления.

Функции управления и информация, обеспечивающая их действенность, позволяют  сформулировать функции управленческой учёта:

- обеспечить информацией, необходимой для текущего планирования, осе уровни управления, контроля и принятия оперативных управленческих решений;

- формирование информации, которая служит средством внутренней связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями одного уровня;

- оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделений и предприятия в целом в достижении цели;

- перспективное планирование и координация развития предприятия и будущем на основе анализа и опенки фактических результатов деятельности.

Однако развернутое содержание управленческого учета демонстрирует  двухмерная модель его структуры (таблица 1).

 

 

 

Таблица 1 -  Двухмерная модель управленческого учета

Управленческий учет

ФУНКЦИИ управленческого  учета

Элементы управленческого учета

Учетная

Аналитическая

Планово-контрольная

Организационная

Коммуникационная

Учет затрат и результатов

Учет затрат и результатов по видам, МВЗ, элементам, статьям, носителям

Интерпретация затрат и результатов

Нормирование стандартов затрат и  результатов

Организация учета затрат и результатов

Передача информации о затратах и результатах

Калькуляционные системы

Калькулирование себестоимости

Критерии выбора калькуляционных  систем

Стандартизация показателей калькуляционных  систем

Процедуры и методы калькулирования

Передача информации калькулирования

Анализ и принятие решений

Информационная база анализа и  принятия решений

Оценка затрат и результатов

Факторный анализ нормируемых / стандартных  затрат и результатов

Аналитические процедуры, инструменты  и методы

Корректировка направлений деятельности

Бюджетирование и анализ отклонений

Информационная база бюджетирования и контроля

Анализ бюджетов (смет) (бюджетный  анализ)

Формирование бюджетов

Процедуры, инструменты и методы бюджетирования

Корректировка бюджетируемых показателей

Сегментирование и учет по центрам  ответственности

Сегментарный учет и учет по ЦО

Сегментарный анализ и оценка деятельности ЦО

Бюджетирование по сегментам и ЦО

Процедуры сегментирования и структурирования ЦО

Формирование сегментарной отчетности

Документирование

Разработка форматов первичных  и сводных документов

Разработка форматов аналитических  отчетов

Разработка состава, содержания и  структуры бюджетов

Организация документооборота по структурным подразделениям

Формирование и передача управленческой отчетности

Показатели

Разработка структуры показателей  управленческого учета (управленческих показателей)

Анализ управленческих показателей

Планирование целевых управленческих показателей

Методы формирования и обработки  управленческих показателей

Корректировка целевых управленческих показателей

Управленческая отчетность

Обобщение учетной информации управленческой отчетности

Анализ управленческой отчетности

Планирование показателей управленческой отчетности

Процедуры и методы формирования управленческой отчетности

Передача управленческой отчетности


 

    1. Характеристика финансовой и хозяйственной деятельности, особенности деятельности и бухгалтерского учета исследуемого предприятия

 

Анализ финансового состояния  ОАО «Аэрофлот» взят из годового отчета авиакомпании на 2011 год.

В целом, основные показатели ликвидности, финансовой устойчивости и платежеспособности Общества находятся  в зоне рекомендуемых значений.

Анализ финансового состояния  ОАО «Аэрофлот» проведен на основе расчета финансовых коэффициентов за 2010–2011 годы.

В целом, основные показатели ликвидности, финансовой устойчивости и платежеспособности Общества находятся  в зоне рекомендуемых значений.

Коэффициент автономии на конец 2011 года составил 0,54 (при рекомендуемом значении от 0,5), что свидетельствует о достаточной степени независимости организации от заемных источников при сумме собственных средств организации 54%.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец 2011 года составил 0,22, что выше установленного нормативного (0,1) и свидетельствует о финансовой устойчивости компании, ее независимости от внешних займов.

Длительность оборота  чистого производственного оборотного капитала (длительность оборота запасов плюс длительность оборота краткосрочной дебиторской задолженности минус длительность оборота кредиторской задолженности) уменьшилась в 2011 году на 8,2 дня (с 40,38 до 32,18 дня). Средняя величина длительности оборота чистого производственного оборотного капитала за анализируемый период положительная, что обеспечивает платежеспособность Общества в долгосрочном периоде.

Снижение значений показателей  эффективности деятельности ОАО «Аэрофлот» — рентабельности по чистой прибыли — в 2011 году по сравнению с 2010 годом произошло в основном за счёт опережающего роста расходов над доходами в результате увеличения цен на авиационное топливо, тарифов на аэронавигационное и аэропортовое обслуживание и услуги сторонних организаций.

Особенности ведения бухгалтерского учета ОАО «Аэрофлот» приведены  в учетной политике предприятия  на 2011 год.

2.3 Организация работы  департамента бухгалтерского учета  (ДБУ) строится по принципу  создания централизованной бухгалтерии  Общества как его структурного  подразделения, возглавляемого главным  бухгалтером, подчиняющимся непосредственно  генеральному директору Общества, и наличия в других структурных  подразделениях (представительствах  на территории Российской Федерации  и филиалах) работников, имеющих  соответствующие права на оформление  и подписание документов в  рамках их полномочий по выполняемому  кругу операций, за исключением  документов по операциям, подлежащим дополнительному контролю. В эту категорию входят работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетно-денежных и других документов, отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета. Конкретные права и обязанности указанных работников в Обществе определены в их должностных инструкциях.

2.4. Функции и задачи  ДБУ, структура, состав и подчиненность,  а также разделение полномочий  и ответственности определяются  Положением о департаменте бухгалтерского  учета.

2.5. Отделы ДБУ ведут  бухгалтерский учет, составляют  внутреннюю бухгалтерскую отчетность  в порядке и объемах, установленных  в Обществе, исполняют обязанности  Общества по уплате местных  налогов и сборов, несут ответственность  за организацию учета выделенного  имущества, руководствуясь положениями  настоящей Учетной политики.

2.6. Функции центральной  бухгалтерии выполняют: отдел  сводной отчетности и контроля  деятельности представительств  на территории Российской Федерации,  отдел контроля обязательств  и деятельности филиалов, отдел  налоговых расчетов ДБУ.

2.7. Бухгалтерская отчетность  Общества представляет собой  регистрацию и обобщение информации  в денежном выражении об имуществе,  обязательствах организации и  их движении путем учета всех  хозяйственных операций, включая  показатели деятельности филиалов  и представительств.

Формирование бухгалтерской  отчетности Общества по российским стандартам осуществляет отдел сводной отчетности и контроля деятельности представительств на территории Российской Федерации  на основе группирования, систематизации, обобщения и анализа информации об имуществе, обязательствах и результатах  деятельности, предоставляемой ОДБУ и бухгалтериями филиалов и представительств на территории Российской Федерации  в порядке и объемах, установленных  в Обществе.

Образцы форм бухгалтерской  отчетности Общества приведены в  приложении 1 к настоящей Учетной  политике, являющемся ее неотъемлемой частью.

 Учет расчетов по  налогу на прибыль в соответствии  с ПБУ 18/02 на основании Методики  расчетов по налогу на прибыль  (приложение 3), являющейся неотъемлемой  частью настоящей Учетной политики, осуществляется отделом налоговых  расчетов ДБУ.

Филиалы предоставляют Обществу бухгалтерскую, налоговую, статистическую, оперативную отчетность и иную информацию, необходимую для составления  бухгалтерской, налоговой, статистической, оперативной отчетности ОАО «Аэрофлот».

 

 

 

 

 

 

  1. Внутренняя информационная связь  на исследуемом предприятии: ее недостатки и достоинства
    1. Характеристика нулевого уровня учетной информации исследуемого предприятия

 

В зависимости от мест возникновения  и движения отчетная информация проходит следующие уровни управления: нулевой, первичный и последующий. Нулевой  уровень включает возникновение  первичной учетной документации и отчеты основных и вспомогательных  цехов. Первый уровень состоит из документации.

Первичный учет представляет собой первое звено в системе  функционирования бухгалтерского учета. От того, как выполнен этот процесс, зависит полнота и достоверность  учетной информации. Первичный учет заключается в сборе и регистрации  тех данных, которые позволяют  при помощи дополнительной обработки  получить необходимые учетные показатели.

Первичное наблюдение - это  оценка и отбор данных о фактах хозяйственной деятельности.

Первичное наблюдение осуществляется с целью последующей обработки  наблюдаемых фактов в информационные показатели.

Регистрация данных производится в первичных учетных документах.

На предприятиях воздушного транспорта  информацией нулевого уровня являются перевозочные документы. Согласно  Воздушному кодексу РФ главе XV cт. 105:

1. К перевозочным документам  относятся билет, багажная квитанция,  грузовая накладная, почтовая  накладная, иные документы, используемые  при оказании услуг по воздушной  перевозке пассажиров, багажа, груза,  почты и предусмотренные нормативными  правовыми актами федерального  органа исполнительной власти, уполномоченного  в области транспорта.

2. Договор воздушной перевозки  пассажира, договор воздушной  перевозки груза или договор  воздушной перевозки почты удостоверяется  соответственно билетом и багажной  квитанцией в случае перевозки  пассажиром багажа, грузовой накладной,  почтовой накладной.

3. Билет, багажная квитанция,  иные документы, используемые  при оказании услуг по воздушной  перевозке пассажиров, могут быть  оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об  условиях договора воздушной  перевозки в автоматизированной  информационной системе оформления  воздушных перевозок. При использовании  электронного перевозочного документа  пассажир вправе потребовать,  а перевозчик или действующее  на основании договора с перевозчиком  лицо при заключении договора  перевозки или регистрации пассажира  обязаны выдать заверенную выписку,  содержащую условия соответствующего  договора воздушной перевозки  (далее - выписка), из автоматизированной  информационной системы оформления  воздушных перевозок.

Информация о работе Принципы управленческого учета