Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:16, курсовая работа
Общепринято считать, что диверсификация компании - будь то расширение сферы деятельности путем открытия новых производств или приобретение холдингом новых дочерних структур иного, чем метрополия, профиля - явление обоюдоострое, и в каждом отдельном случае руководство, выбирая направления развития, должно рассматривать как негативные, так и позитивные последствия диверсификации. Бизнес-словари определяют слово диверсификация как одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов деятельности, расширение ассортимента производимых изделий, расширение активности за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами выпускаемой продукции.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
1.1 История появления и развития диверсификации и специализации
1.2 Понятия, сущность и значение диверсификации и специализации
2 ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И ЭТАПЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И ЕЁ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
2.1 Формы диверсификации, и их характеристика
2.2 Внутрипроизводственная специализация и её формы
2.3 Финансовая заинтересованность и практический опыт
3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
3.1 Преимущества и недостатки диверсификации и специализации
3.2 Эффективность специализированных и диверсифицированных компаний Российский опыт
3.3 Освоение новых сегментов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Надо сказать, что технологическая и предметная формы специализации в чистом виде используются довольно редко. Чаще всего на многих предприятиях, в частности машиностроения, применяют смешанную (предметно-технологическую) специализацию, при которой заготовительные цехи строятся по технологической форме, а обрабатывающие и сборочные - объединяются в предметно-замкнутые цехи или участки.
Кроме технологической и предметной форм внутрипроизводственной специализации можно выделить функциональную и территориальную.
Функциональная специализация
выражается в обособлении отдельных
подразделений предприятия на выполнении
работ по обслуживанию производства
и оказанию услуг (транспортные, ремонтные
службы и т.д.). Следует заметить,
что такая специализация
Территориальная специализация
характеризуется выполнением
2.3 Финансовая заинтересованность и практический опыт
В ходе диверсификации предусматриваются два пути: внедрение в технологически близкий бизнес и вступление в кардинально отличный бизнес. В теоретическом аспекте направление, близкое по технологическому циклу, трактуется как родственный бизнес или деятельность с определенным действующему бизнесу стратегическим соответствием.
Диверсификация родственного плана возможна при технологической совместимости функционирующего и нового бизнеса. При этом используется материальная база, технологии, опыт и квалификация действующего и присоединяемого (вновь создаваемого) субъекта. Важным финансовым моментом родственной диверсификации выступает значительная экономия затрат на производство продукции.
В ходе внедрения в технологически близкий бизнес диверсифицированная компания использует общую технологическую базу, квалификацию и опыт работающих, каналы снабжения сырьем, опыт управления производством, системы сбыта, рекламу и торговую марку, продвинутый и хорошо знакомый потребителям брэнд и др. То есть, развивающаяся компания получает мощный потенциал в виде конкурентного преимущества в определенном секторе рынка.
Финансовая заинтересованность в проведении диверсификации в родственный бизнес обоснована таким значимым элементом, как экономия издержек производства. Специалисты называют данное явление эффектом масштаба. Действительно, совокупное управление требует меньший объем финансовых ресурсов для успешного функционирования двух или более родственных видов бизнеса. Снижение издержек достигается именно с помощью совместного использования всех вышеназванных факторов производства, распределения и обмена. Соприкосновение родственных бизнесов возможно в любом секторе от обеспечения сырья до продвижения товара до конечного потребителя. Снижение затрат, соответственно, ведет к росту прибыльности.
Практический опыт
деятельности диверсифицированных
компаний демонстрирует несколько
видов таких точек
Базовый и новый бизнес совместно осуществляют эксплуатацию производственных площадей, оборудования, технологий, материалов и полуфабрикатов, рецептур и др.
Сопоставимость
Соприкосновение близких
видов бизнеса в
Итак, что получает
компания в результате внедрения
в технологически близкий бизнес?
В первую очередь - существенное конкурентное
преимущество перед партнерами на рынке,
затем - значительную экономию затрат
и повышение прибыльности. Необходимо
рационально воспользоваться
Практический опыт
демонстрирует следующую
Во многих сферах
бизнеса имеются достаточные
средства и стремление уменьшить
степень риска и выгодно
3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
3.1
Преимущества и
недостатки диверсификации
и специализации
Имеется мало оснований
утверждать, о наличии систематической
связи между стратегией диверсификации
и финансовым успехом предприятия.
Однако разумно проведенная
Условием повышения
эффективности при
В случаях когда ключевые компетенции могут быть широко использованы при производстве различных видов продукции, диверсификация компании открывает новые возможности в сфере НИР. Расширение хозяйственной деятельности в таких случаях может привести к созданию критической массы ресурсов, которая позволит обойти конкурентов.
Аналогичное положение
наблюдается в области рекламы.
Существует эмпирически установленная
связь между затратами на рекламу
и объемом продаж. С ростом затрат
на рекламу кривая продаж сначала
медленно поднимается, затем круто
идет вверх и, наконец, опять переходит
в стадию медленного подъема. Поэтому
отдача от рекламы в расчете на
единицу затрат у мелких предприятий
значительно ниже, чем у крупных
конкурентов. Возможность улучшить
ситуацию и здесь заключается
в распределении рекламных
Преимущества
Как правило, начальные
этапы деятельности компании связаны
с ее концентрацией на одной отрасли.
Обзор западной практики показывает,
что многие из наиболее удачливых
компаний достигли высокого уровня благосостояния,
используя стратегию
Стратегия отраслевой
концентрации может быть использована
лишь на ранних стадиях жизненного
цикла отрасли, т.к. при благоприятных
обстоятельствах она может
Диверсификация в
рамках определенной группы отраслей
позволяет компании более широко
использовать накопленный опыт в
сфере маркетинга, производственных
технологий и т.п., а, следовательно,
увеличивать конкурентные преимущества
диверсифицируемых
Наименее рискованной
является диверсификация в разрезе
различных не связанных между
собой групп отраслей. Необходимость
использования такой стратегии
определяется тем, что для многих
крупных и средних компаний, осуществляющих
свою деятельность на протяжении длительного
периода, традиционно избранные
отрасли, сдерживают темпы перспективного
развития, получение высокой отдачи
от капитала, а иногда вызывают стратегическую
уязвимость в конкурентной борьбе.
Обеспечить новые возможности развития
для таких компаний может диверсификация
деятельности в иные альтернативные
группы отраслей[12].
3.2
Эффективность
В России пока проблематично
сравнивать эффективность