Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:16, курсовая работа
Общепринято считать, что диверсификация компании - будь то расширение сферы деятельности путем открытия новых производств или приобретение холдингом новых дочерних структур иного, чем метрополия, профиля - явление обоюдоострое, и в каждом отдельном случае руководство, выбирая направления развития, должно рассматривать как негативные, так и позитивные последствия диверсификации. Бизнес-словари определяют слово диверсификация как одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов деятельности, расширение ассортимента производимых изделий, расширение активности за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами выпускаемой продукции.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
1.1 История появления и развития диверсификации и специализации
1.2 Понятия, сущность и значение диверсификации и специализации
2 ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И ЭТАПЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И ЕЁ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
2.1 Формы диверсификации, и их характеристика
2.2 Внутрипроизводственная специализация и её формы
2.3 Финансовая заинтересованность и практический опыт
3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
3.1 Преимущества и недостатки диверсификации и специализации
3.2 Эффективность специализированных и диверсифицированных компаний Российский опыт
3.3 Освоение новых сегментов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Достоинства диверсификации очевидны. Кроме страховки от неудач в отдельных видах бизнеса, она может способствовать росту объема продаж, а также получению ценного опыта при освоении новой продукции или новых сфер деятельности.
В то же время диверсификация
обычно требует дополнительных затрат
(текущих и, как правило, капитальных).
При этом общие затраты предприятия
распыляются, а управляемость отдельных
видов бизнеса может ослабеть.
Естественно, усложняется в этом
случае организация производства и
труда.
2 ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И ЭТАПЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И ЕЁ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
2.1 Формы диверсификации, и их характеристика
Необходимость участия
в диверсификации у конкретного
предприятия возникает только тогда,
когда на пути дальнейшего развития
освоенной отрасли
Такое препятствие может возникнуть перед быстро развивающейся компанией, которая функционирует в медленно развивающейся отрасли, то есть возникает антагонизм между темпами развития конкретного субъекта хозяйствования и отраслевой совокупностью. Предприятие, имеющее сильную конкурентную позицию, постоянно вступает в противоречие с медленно развивающимся отраслевым сегментом рынка. В данной ситуации рациональным будет решение об изъятии средств из освоенного бизнеса для финансирования диверсификационных мероприятий.
Принятие решения о диверсификации одновременно требует определения ее типа, масштаба и финансовых ресурсов, необходимых для ее осуществления. Компания начинает разрабатывать сценарий дальнейших мероприятий: внедряться в близкий или совершенно отдаленный вид бизнеса, использовать для этого ограниченный объем денежных средств (допустим, менее 10% прибыли) или инвестировать большие ресурсы (свыше 50% прибыли), вести экспансию в единичный или несколько крупных видов бизнеса, проникать во множество малых форм предпринимательской деятельности[6].
Существенное значение
для принятия окончательного решения
о продвижении компании в новые
сферы деятельности имеет предварительная
экспертиза намечаемых мероприятий. В
частности, производится оценка доходности
инвестиций в тех отраслях, в которые
предполагается диверсификация. Особое
внимание уделяется долгосрочности
получения прибыли. Кроме того, анализируются
конкурентные условия и окружающая
среда бизнеса. Практический опыт показывает,
что высокие темпы роста и
привлекательность готовой
Естественно, проникновение в новые виды бизнеса требует существенных вложений. Однако объем инвестируемых ресурсов не должен подрывать финансовое положение действующего бизнеса. Иначе у диверсифицированной структуры сжимается потенциал развития и, соответственно, сокращается прибыльность инвестиций. То есть, внедрение в новую сферу должно быть приемлемым для субъекта хозяйствования с финансовой точки зрения.
Обязательно следует проанализировать, получит ли диверсифицированный бизнес дополнительное конкурентное преимущество. Это также послужит повышению прибыльности совокупного бизнеса. Закономерным шагом является и оценка методов управления и способов принятия руководящих решений в новых видах бизнеса. Результаты этих управленческих моментов должны также способствовать росту прибыльности.
Итак, решение о диверсификации принято и для этого найдены соответствующие финансовые ресурсы.
Рассмотрим путь,
по которому предстоит идти субъекту
хозяйствования в ходе диверсификации.
Одно из направлений, которое выбирает
предприятие, - внедрение в один или
несколько новых видов
В первую очередь нас интересует финансовый аспект указанных решений. Покупка функционирующего предприятия, по мнению специалистов, представляет собой самую распространенную форму проникновения в новый бизнес. Среди ее преимуществ следует отметить: получение готовых технологий производства, наличие функциональных связей с поставщиками сырья и материалов, отсутствие необходимости широкой рекламы, существующая известность готовой продукции на рынке, налаженные каналы сбыта и квалифицированный персонал. Объединяет все эти позиции финансовая компонента. Диверсифицирующейся компании требуется не такая значительная сумма средств по сравнению с тем, если бы эти мероприятия организовывались вновь. Налицо существенная экономия инвестиционных вложений и прямой выход на целевой сектор рынка. Компания, внедряющаяся в новый бизнес путем покупки действующего предприятия, решает довольно сложную задачу, экономическое содержание которой состоит в том, чтобы произвести выбор: приобретение финансово устойчивого и успешно действующего предприятия или покупка предприятия, имеющего низкие финансовые показатели. Первый вариант предполагает более значительные затраты, чем второй. Диверсифицирующая компания рассматривает возможность приобретения бизнеса исходя из собственных финансовых возможностей. Действительно, успешно функционирующий объект покупки требует больших средств, но обеспечивает быстрый вход в новый бизнес. Возможно, что приобретение субъекта, находящегося в сложном финансовом положении, будет более продуктивным, если просматриваются перспективы развития этого предприятия. К примеру, требуется только финансовый толчок для стимулирования имеющихся новых технологий и производства современных видов продукции Инвестирование средств приобретающей компанией позволит развиваться данному предприятию. В свою очередь, покупка субъекта по первому варианту может оказаться настолько завышенной, что не позволит приобретающей компании обеспечить дальнейшее поддержание или расширение деятельности приобретаемой структуры. Компания, расширяющая сферу своей деятельности, должна сопоставлять затраты на приобретение и будущие доходы на вложенные в покупку средства в равнозначном режиме.
Вхождение в новые
виды бизнеса может осуществляться
при создании нового предприятия. Диверсифицирующейся
компании требуется затратить
Рациональным решение
о создании новой хозяйственной
структуры будет при наличии
нескольких условий. К примеру, когда
для налаживания деятельности нового
предприятия у
Значимым является и то, что в этом секторе рынка еще не функционируют крупные хозяйственные объединения, которые могут оказать существенное противодействие появлению нового субъекта. Специалисты считают, что создание нового предприятия в условиях диверсификации не требует таких существенных затрат, как приобретение действующего.
Вступление в новую сферу деятельности для развивающейся компании возможно с помощью создания совместного предприятия. Оценим преимущества и недостатки данного пути диверсификации.
К положительным
моментам принятия решения о создании
совместного нового бизнеса относится
снижение риска для диверсифицирующейся
компании, а точнее - распределение
риска между участниками
Таким образом, мы рассмотрели
несколько форм внедрения в новый
бизнес диверсифицирующейся компании,
дали им характеристику и проанализировали
специфические моменты, содействующие
или препятствующие диверсификационному
процессу. Далее необходимо выбрать
конкретную отрасль для диверсификации[8].
2.2
Внутрипроизводственная
Внутрипроизводственная специализация - один из важнейших элементов организации производства. За каждым цехом, производственным участком, рабочим местом закрепляется технологически однородная группа работ или строго определенная номенклатура изделий. Специализация позволяет использовать принципы непрерывности работы машин и оборудования и прямоточности движения обрабатываемых изделий. Повышается квалификация персонала за счет концентрации его усилий на «узком» участке производства. Кроме того, специализация за счет резкого сокращения количества операций, выполняемых на одном рабочем месте, дает возможность применять при больших объемах производства высокопроизводительное технологическое оборудование, снижать трудоемкость и повышать качество изделий.
Формы специализации основных цехов предприятий (в частности, машиностроения) зависят от того, на какой стадии происходят производственные процессы (заготовительной, обрабатывающей или сборочной). Соответственно специализация принимает следующие формы: технологическую, предметную или предметно-технологическую.
При технологической форме специализации в цехах выполняется определенная часть технологического процесса, состоящая из нескольких однотипных операций, обычно при весьма широкой номенклатуре обрабатываемых деталей. При этом в цехах или участках устанавливается, как правило, однотипное оборудование (литейное, кузнечное, термическое, гальваническое, токарное, фрезерное, шлифовальное). В таких цехах, как правило, изготавливается вся номенклатура заготовок или деталей либо, если это сборочный цех, собираются все изделия, выпускаемые заводом.
Технологическая специализация
имеет свои преимущества. При небольшом
разнообразии операций и оборудования
облегчается техническое
Однако эта форма
специализации усложняет и
По технологическому принципу обычно формируются цехи на предприятиях единичного и мелкосерийного производства, выпускающих разнообразную и неустойчивую номенклатуру изделий. По мере развития специализации производства, а также стандартизации и унификации изделий и их частей технологический принцип формирования цехов, как правило, дополняется предметным, при котором основные цехи создаются по признаку изготовления каждым из них определенного изделия либо его части.
Предметная форма
специализации характерна сосредоточением
в отдельных цехах (участках) всего
или части производственного
процесса по изготовлению конкретных
видов продукции (конечного потребления
или комплектующих). Для таких
цехов характерны разнообразное
оборудование и оснастка при узкой
номенклатуре деталей или изделий.
Оборудование подбирается в соответствии
с технологическим процессом
и располагается в зависимости
от последовательности выполняемых
операций, т.е. используется принцип
прямоточности. Такое формирование
цехов наиболее характерно для предприятий
серийного и массового
Достоинством предметной
специализации цехов и участков
является легкая управляемость, так
как все операции по изготовлению
конкретного изделия (детали) сосредоточены
в одном цехе. Все это приводит
к устойчивой повторяемости
Все перечисленное
ведет к повышению
Вместе с тем
следует отметить и определенный
недостаток данной формы внутрипроизводственной
специализации. Постоянное развитие технологий,
расширение потребительского спроса ведут
к адекватному расширению номенклатуры
выпускаемой продукции и
Специализация цехов на выпуске ограниченной номенклатуры предметов труда целесообразна лишь при больших объемах выпуска. Только в этом случае загрузка оборудования будет достаточно полной, а его переналадка, связанная с переходом на выпуск другого продукта, не будет вызывать больших потерь времени. В цехах создается возможность замкнутого (законченного) цикла производства продукции. Такие цехи получили название предметно-замкнутых. В таких цехах совмещаются заготовительная и обрабатывающая или обрабатывающая и сборочная стадии (например, механосборочный цех).