Принципы диверсификации компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Общепринято считать, что диверсификация компании - будь то расширение сферы деятельности путем открытия новых производств или приобретение холдингом новых дочерних структур иного, чем метрополия, профиля - явление обоюдоострое, и в каждом отдельном случае руководство, выбирая направления развития, должно рассматривать как негативные, так и позитивные последствия диверсификации. Бизнес-словари определяют слово диверсификация как одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов деятельности, расширение ассортимента производимых изделий, расширение активности за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами выпускаемой продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
1.1 История появления и развития диверсификации и специализации
1.2 Понятия, сущность и значение диверсификации и специализации
2 ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И ЭТАПЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И ЕЁ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
2.1 Формы диверсификации, и их характеристика
2.2 Внутрипроизводственная специализация и её формы
2.3 Финансовая заинтересованность и практический опыт
3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
3.1 Преимущества и недостатки диверсификации и специализации
3.2 Эффективность специализированных и диверсифицированных компаний Российский опыт
3.3 Освоение новых сегментов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 53.46 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ  И ИСТОРИЧЕСКИЕ  ФАКТЫ ПОЯВЛЕНИЯ  ДИВЕРСИФИКАЦИИ И  СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

1.1 История появления  и развития диверсификации  и специализации

1.2 Понятия, сущность  и значение диверсификации  и специализации

2 ПРИЧИНЫ, ВИДЫ  И ЭТАПЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ  И ЕЁ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

2.1 Формы диверсификации, и их характеристика

2.2 Внутрипроизводственная  специализация и  её формы

2.3 Финансовая заинтересованность  и практический  опыт

3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИВЕРСИФИКАЦИИ  И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ  ДИВЕРСИФИКАЦИИ И  СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

3.1 Преимущества и  недостатки диверсификации  и специализации

3.2 Эффективность специализированных  и диверсифицированных  компаний Российский  опыт

3.3 Освоение новых  сегментов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
 

ВВЕДЕНИЕ

Общепринято считать, что диверсификация компании - будь то расширение сферы деятельности путем  открытия новых производств или  приобретение холдингом новых дочерних структур иного, чем метрополия, профиля - явление обоюдоострое, и в каждом отдельном случае руководство, выбирая  направления развития, должно рассматривать  как негативные, так и позитивные последствия диверсификации. Бизнес-словари  определяют слово диверсификация как  одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов  деятельности, расширение ассортимента производимых изделий, расширение активности за рамки основного бизнеса, под  которым понимается производство товаров  и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению  с другими видами выпускаемой  продукции.

Поиск направлений  диверсификации производства для предприятий  отечественной экономики является актуальным в связи со следующими обстоятельствами. Во-первых, "советская  экономика боролась за одно из первых мест в мире по уровню специализации  производства" и создала огромные монопродуктовые субъекты деятельности. Необходимость приспособления к  новым экономическим условиям объективно заставляет искать наиболее выгодные сферы приложения созданного производственного  потенциала. Во-вторых, диверсификация производства является инструментом межотраслевого перелива капитала и методом оптимизации  структурных преобразований в экономике.

Целью данной работы является рассмотрение процесса диверсификации и специализации предприятий.

В работе поставлены следующие задачи:

1. Рассмотрение истории  диверсификации;

2. Рассмотрение причин, видов и этапов диверсификации;

3. Рассмотрение преимуществ,  которые дает диверсификация.

1 ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ  И ИСТОРИЧЕСКИЕ  ФАКТЫ ПОЯВЛЕНИЯ  ДИВЕРСИФИКАЦИИ И  СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

1.1 История появления и развития  диверсификации и специализации

Идея диверсификации имеет многолетнюю историю. Она  была весьма модной в связи с концепцией корпоративного развития в конце 60-х  и начале 70-х годов. Чтобы избежать риска вложений капитала в те или  иные отрасли, крупнейшие концерны стремились расширить номенклатуру производимых товаров, найти новые формы вложения средств, проникнуть в отрасли, не имеющие  прямой связи с основной сферой их деятельности. Исторически диверсификация получила наиболее ощутимое развитие в середине 50-х годов, когда впервые дало о себе знать относительное исчерпание внутренних источников роста эффективности производства и падение нормы прибыли на капитал, вложенный в традиционное производство. В настоящий момент диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала.

Диверсификация, прежде чем приобрела современные  черты, в рамках глобальной стратегии  фирм прошла сложный путь развития, меняясь под влиянием внешних  обстоятельств, так и внутрифирменных  критериев. Историю такой эволюции условно можно разделить на четыре этапа, и на каждом из них происходило  становление таких основных элементов, как: товарный набор; отраслевой набор; набор отраслей и сфер деятельности; набор стран. Каждый последующий  этап был шагом в достижении целей  производства и отличался изменением приоритетов в развитии предпринимательской  деятельности[1].

Интенсивное развитие диверсификации деятельности обусловливалось  повышением динамичности рыночной экономики, быстрыми изменениями спроса, возникновением большого числа новых отраслей и  рынков продукции. Диверсификация производства в этих условиях позволяла компенсировать падение сбыта на одном рынке  за счет увеличения его на других рынках. Благодаря этому диверсифицированные  предприятия в целом оказываются  более устойчивы и конкурентоспособны по сравнению с узкоспециализированными, так как они проникают в  новые для себя сферы деятельности, расширяют ассортимент выпускаемых  товаров. Диверсифицируя свое производство, предприятия (фирмы) способствуют также  переливу капитала в наиболее прибыльные отрасли. Под влиянием диверсификации производства специализированные предприятия (фирмы) превращаются в многоотраслевые  комплексы. В США, например, в результате диверсификации производства и поглощения большого количества компаний образовались фирмы-конгломераты, в которых предприятия  выполняют разнородные функции  и не имеют производственных связей.

Например, в США  уже в период 1950-1970 гг. среди крупнейших 500 корпораций число компаний, выпускающих  однопрофильную продукцию, сократилось  с 30 до 8%. Процесс диверсификации ускоряется поглощениями отдельных, ранее независимых  компаний; число таких поглощений в США в 1968 году в 8 раз превысило  среднее число их за 1950-54 гг. Большинство  из них носило конгломератный характер[2]. Затем в судьбе концепции диверсификации наступил поворот, на смену ей пришли взгляды о необходимости концентрации усилий на основных сферах бизнеса. Причиной тому послужили процессы глобализации производства и другие явления, обусловленные эффектом экономии на масштабах производства. В последнее время диверсификации (сейчас она приобрела более разумный характер) снова стали придавать первостепенное значение, но теперь в основе этого лежат уже совсем иные причины. Многие компании сейчас располагают большими объемами капиталов, получаемых в основных сферах бизнеса, а поскольку возможности дальнейшей экспансии в них весьма ограничены, диверсификация представляется наиболее подходящим путем для инвестиций капиталов и уменьшения степени риска. Характер диверсификации определяется социально-экономическими особенностями данной страны. Вместе с тем на ее развитие влияют и некоторые общие факторы (относящиеся ко всем странам): научно-техническая революция, борьба за высокие прибыли, необходимость изыскивать сферы для приложения своих накоплений, милитаризация экономики, конкурентная борьба, боязнь отстать от технического прогресса. В результате диверсификации фирмы, и в особенности монополии, приобретают многоотраслевой характер, они проникают прежде всего в новые, наиболее прибыльные отрасли, развивающиеся высокими темпами - электронику, химию. Компаниям выгодно идти по пути развития комбинированного производства - производить различные товары из одного и того же исходного сырья, что снижает расходы этих компаний, в частности и на исследования, которые часто приводят к изобретениям, далеким от специализации фирм. Перелив капиталов из менее доходных отраслей в более рентабельные происходит через диверсификацию, минуя традиционный рынок капитала. Функция учредительства постепенно переходит к фирмам, которые, диверсифицируя свое производство, пытаются застраховать себя от возможных неудач и банкротств, хотя начинания фирм часто кончаются неудачей.Даже при беглом взгляде на историю диверсификации становится ясно, что причиной ее широкой популярности в 60-х годах послужило весьма распространенное в то время заблуждение, вытекающее из технократической концепции менеджмента, которой были привержены предприятия практически во всех отраслях промышленности. Согласно догмату этой концепции для достижения успеха в менеджменте нет необходимости в глубоком изучении конкретных отраслей хозяйства, ибо общие принципы менеджмента якобы в равной мере применимы в любой отрасли. Сейчас диверсификация снова в моде, но по иным причинам. На авансцену выходит все больший круг управленческих структур, представленных людьми с деловым мышлением, обладающих при этом способностями и смелостью для осуществления диверсификации[3] 

1.2 Понятия, сущность и значение  диверсификации и специализации   

Диверсификация деятельности - переход от односторонней, часто  базирующейся на лишь на одном продукте производственной структуры, к многопрофильному производству с широкой номенклатурой  выпускаемой продукции.

Специализация - это  обособление отдельных отраслей, предприятий (и их подразделений) и  сосредоточение на них производства определенной продукции или определенной стадии технологического процесса. Специализация  является результатом общественного  разделения труда.

Основными признаками специализации являются: специальные  оборудование и технология, определенный вид готовой продукции или  оказываемых услуг, специальные  кадры рабочих и специалистов.

В промышленности специализация  осуществляется по одной из следующих  трех форм: предметная, подетальная  и технологическая (или стадийная).

Предметная специализация  выражается в том, что предприятие  сосредоточивается на изготовлении определенной конечной продукции, например на производстве автомобилей, станков, холодильников и т.п.

При подетальной  специализации производство сосредоточено  на изготовлении отдельных деталей, узлов, агрегатов для комплектования будущего готового изделия (как правило, уже на другом предприятии).

Технологическая (стадийная) специализация предусматривает  осуществление на предприятии определенной стадии технологического процесса. Предприятия, специализированные подобным образом, выпускают обычно полуфабрикаты  для последующей переработки  на других заводах.

Специализация производства имеет несомненные технико-экономические  преимущества. Во-первых - это повышение  производительности труда, а следовательно, и снижение себестоимости продукции, что является результатом дополнительного  выпуска однотипной продукции без  остановок на переналадки оборудования и переучивание персонала. Во-вторых - это повышение качества продукции  вследствие использования узкоспециализированного  оборудования, хорошо освоенного специально обученным персоналом. В-третьих - это  более широкие возможности для  механизации и автоматизации  производственных процессов[4].

Сосредоточение предпринимательских  усилий в какой-то одной области  бизнеса имеет, кроме того, ряд  организационных и управленческих преимуществ. Руководству значительно  легче управлять таким производством, быть в курсе всего, что происходит на предприятии. Концентрация в одной  области побуждает менеджера  бороться за укрепление конкурентных позиций фирмы на длительную перспективу, а не извлекать сиюминутную прибыль. Когда внимание менеджеров сосредоточено  на одной сфере деятельности, значительно  увеличивается вероятность возникновения  идей по улучшению технологии производства, повышению эффективности цепочки  «производство - затраты».

Однако если продукция  предприятия по каким-либо причинам уже не является такой привлекательной, как раньше, чрезмерная специализация  будет иметь уже негативные последствия. Изменения в потребностях потребителей, технологические нововведения или  появление новых товаров-субститутов  могут существенно подорвать  позиции фирмы на рынке.

Следует помнить  также о сильной зависимости  специализированных предприятий от поставщиков и, в определенной степени, от потребителей своей продукции.

Научно-технический  прогресс в промышленности характеризуется  не только усилением специализации, но и увеличением и частой сменой номенклатуры производимой продукции, расширением ассортимента, освоением  новых технологий с целью повышения  эффективности производства, получения  экономической выгоды, страховки  от банкротства. Это процесс диверсификации (от франц. divers - различный) производства, представляющий собой расширение номенклатуры выпускаемых предприятием изделий  или увеличение сфер деятельности фирмы. Диверсифицированное предприятие  имеет шансы компенсировать неуспех  в одной из областей своей деятельности повышенными доходами в другой.

Конечно, диверсификацию желательно осуществлять в тех сферах, где предприятие может эффективно использовать свои преимущества. Осуществление  же данного процесса в совершенно новых для фирмы областях деятельности возможно лишь тогда, когда ни одна из родственных сфер не обеспечивает успеха. Процесс диверсификации облегчается, когда новый и традиционный виды бизнеса предприятия обладают производственной, управленческой и, главное, рыночной идентичностью (соответствием).

Производственная  идентичность - это производственно-техническая  близость двух названных видов бизнеса, т.е. когда есть возможность на имеющейся  у предприятия производственно-технической  базе организовать изготовление нового продукта или освоить новый вид  услуг[5].

Управленческая идентичность имеет место в случае, когда  у двух видов бизнеса (старого  и нового) одинаковые принципы организации  производства и труда, материально-технического обеспечения и сбыта, управления персоналом и т.п.

Рыночная идентичность возникает в тех случаях, когда  и старый, и новый продукт используются одними и теми же потребителями, распределяются через общие дилерские и розничные  сети, когда совпадают подходы  к организации маркетинга.

Информация о работе Принципы диверсификации компании