Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:16, курсовая работа
Общепринято считать, что диверсификация компании - будь то расширение сферы деятельности путем открытия новых производств или приобретение холдингом новых дочерних структур иного, чем метрополия, профиля - явление обоюдоострое, и в каждом отдельном случае руководство, выбирая направления развития, должно рассматривать как негативные, так и позитивные последствия диверсификации. Бизнес-словари определяют слово диверсификация как одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов деятельности, расширение ассортимента производимых изделий, расширение активности за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами выпускаемой продукции.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
1.1 История появления и развития диверсификации и специализации
1.2 Понятия, сущность и значение диверсификации и специализации
2 ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И ЭТАПЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И ЕЁ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
2.1 Формы диверсификации, и их характеристика
2.2 Внутрипроизводственная специализация и её формы
2.3 Финансовая заинтересованность и практический опыт
3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
3.1 Преимущества и недостатки диверсификации и специализации
3.2 Эффективность специализированных и диверсифицированных компаний Российский опыт
3.3 Освоение новых сегментов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
1.1 История появления и развития диверсификации и специализации
1.2 Понятия, сущность и значение диверсификации и специализации
2 ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И ЭТАПЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И ЕЁ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
2.1 Формы диверсификации, и их характеристика
2.2 Внутрипроизводственная специализация и её формы
2.3 Финансовая заинтересованность и практический опыт
3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
3.1 Преимущества и недостатки диверсификации и специализации
3.2
Эффективность
3.3 Освоение новых сегментов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Общепринято считать, что диверсификация компании - будь то расширение сферы деятельности путем открытия новых производств или приобретение холдингом новых дочерних структур иного, чем метрополия, профиля - явление обоюдоострое, и в каждом отдельном случае руководство, выбирая направления развития, должно рассматривать как негативные, так и позитивные последствия диверсификации. Бизнес-словари определяют слово диверсификация как одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов деятельности, расширение ассортимента производимых изделий, расширение активности за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами выпускаемой продукции.
Поиск направлений
диверсификации производства для предприятий
отечественной экономики
Целью данной работы является рассмотрение процесса диверсификации и специализации предприятий.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрение истории диверсификации;
2. Рассмотрение причин, видов и этапов диверсификации;
3. Рассмотрение преимуществ, которые дает диверсификация.
1 ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
1.1 История появления и развития диверсификации и специализации
Идея диверсификации имеет многолетнюю историю. Она была весьма модной в связи с концепцией корпоративного развития в конце 60-х и начале 70-х годов. Чтобы избежать риска вложений капитала в те или иные отрасли, крупнейшие концерны стремились расширить номенклатуру производимых товаров, найти новые формы вложения средств, проникнуть в отрасли, не имеющие прямой связи с основной сферой их деятельности. Исторически диверсификация получила наиболее ощутимое развитие в середине 50-х годов, когда впервые дало о себе знать относительное исчерпание внутренних источников роста эффективности производства и падение нормы прибыли на капитал, вложенный в традиционное производство. В настоящий момент диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала.
Диверсификация, прежде чем приобрела современные черты, в рамках глобальной стратегии фирм прошла сложный путь развития, меняясь под влиянием внешних обстоятельств, так и внутрифирменных критериев. Историю такой эволюции условно можно разделить на четыре этапа, и на каждом из них происходило становление таких основных элементов, как: товарный набор; отраслевой набор; набор отраслей и сфер деятельности; набор стран. Каждый последующий этап был шагом в достижении целей производства и отличался изменением приоритетов в развитии предпринимательской деятельности[1].
Интенсивное развитие
диверсификации деятельности обусловливалось
повышением динамичности рыночной экономики,
быстрыми изменениями спроса, возникновением
большого числа новых отраслей и
рынков продукции. Диверсификация производства
в этих условиях позволяла компенсировать
падение сбыта на одном рынке
за счет увеличения его на других рынках.
Благодаря этому
Например, в США
уже в период 1950-1970 гг. среди крупнейших
500 корпораций число компаний, выпускающих
однопрофильную продукцию, сократилось
с 30 до 8%. Процесс диверсификации ускоряется
поглощениями отдельных, ранее независимых
компаний; число таких поглощений
в США в 1968 году в 8 раз превысило
среднее число их за 1950-54 гг. Большинство
из них носило конгломератный характер[2]. Затем в судьбе концепции
диверсификации наступил поворот, на смену
ей пришли взгляды о необходимости концентрации
усилий на основных сферах бизнеса. Причиной
тому послужили процессы глобализации
производства и другие явления, обусловленные
эффектом экономии на масштабах производства.
В последнее время диверсификации (сейчас
она приобрела более разумный характер)
снова стали придавать первостепенное
значение, но теперь в основе этого лежат
уже совсем иные причины. Многие компании
сейчас располагают большими объемами
капиталов, получаемых в основных сферах
бизнеса, а поскольку возможности дальнейшей
экспансии в них весьма ограничены, диверсификация
представляется наиболее подходящим путем
для инвестиций капиталов и уменьшения
степени риска. Характер диверсификации
определяется социально-экономическими
особенностями данной страны. Вместе с
тем на ее развитие влияют и некоторые
общие факторы (относящиеся ко всем странам):
научно-техническая революция, борьба
за высокие прибыли, необходимость изыскивать
сферы для приложения своих накоплений,
милитаризация экономики, конкурентная
борьба, боязнь отстать от технического
прогресса. В результате диверсификации
фирмы, и в особенности монополии, приобретают
многоотраслевой характер, они проникают
прежде всего в новые, наиболее прибыльные
отрасли, развивающиеся высокими темпами
- электронику, химию. Компаниям выгодно
идти по пути развития комбинированного
производства - производить различные
товары из одного и того же исходного сырья,
что снижает расходы этих компаний, в частности
и на исследования, которые часто приводят
к изобретениям, далеким от специализации
фирм. Перелив капиталов из менее доходных
отраслей в более рентабельные происходит
через диверсификацию, минуя традиционный
рынок капитала. Функция учредительства
постепенно переходит к фирмам, которые,
диверсифицируя свое производство, пытаются
застраховать себя от возможных неудач
и банкротств, хотя начинания фирм часто
кончаются неудачей.Даже при беглом взгляде
на историю диверсификации становится
ясно, что причиной ее широкой популярности
в 60-х годах послужило весьма распространенное
в то время заблуждение, вытекающее из
технократической концепции менеджмента,
которой были привержены предприятия
практически во всех отраслях промышленности.
Согласно догмату этой концепции для достижения
успеха в менеджменте нет необходимости
в глубоком изучении конкретных отраслей
хозяйства, ибо общие принципы менеджмента
якобы в равной мере применимы в любой
отрасли. Сейчас диверсификация снова
в моде, но по иным причинам. На авансцену
выходит все больший круг управленческих
структур, представленных людьми с деловым
мышлением, обладающих при этом способностями
и смелостью для осуществления диверсификации[3].
1.2
Понятия, сущность и значение
диверсификации и специализации
Диверсификация деятельности - переход от односторонней, часто базирующейся на лишь на одном продукте производственной структуры, к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции.
Специализация - это
обособление отдельных
Основными признаками специализации являются: специальные оборудование и технология, определенный вид готовой продукции или оказываемых услуг, специальные кадры рабочих и специалистов.
В промышленности специализация осуществляется по одной из следующих трех форм: предметная, подетальная и технологическая (или стадийная).
Предметная специализация выражается в том, что предприятие сосредоточивается на изготовлении определенной конечной продукции, например на производстве автомобилей, станков, холодильников и т.п.
При подетальной специализации производство сосредоточено на изготовлении отдельных деталей, узлов, агрегатов для комплектования будущего готового изделия (как правило, уже на другом предприятии).
Технологическая (стадийная) специализация предусматривает осуществление на предприятии определенной стадии технологического процесса. Предприятия, специализированные подобным образом, выпускают обычно полуфабрикаты для последующей переработки на других заводах.
Специализация производства
имеет несомненные технико-
Сосредоточение
Однако если продукция
предприятия по каким-либо причинам
уже не является такой привлекательной,
как раньше, чрезмерная специализация
будет иметь уже негативные последствия.
Изменения в потребностях потребителей,
технологические нововведения или
появление новых товаров-
Следует помнить также о сильной зависимости специализированных предприятий от поставщиков и, в определенной степени, от потребителей своей продукции.
Научно-технический
прогресс в промышленности характеризуется
не только усилением специализации,
но и увеличением и частой сменой
номенклатуры производимой продукции,
расширением ассортимента, освоением
новых технологий с целью повышения
эффективности производства, получения
экономической выгоды, страховки
от банкротства. Это процесс диверсификации
(от франц. divers - различный) производства,
представляющий собой расширение номенклатуры
выпускаемых предприятием изделий
или увеличение сфер деятельности фирмы.
Диверсифицированное
Конечно, диверсификацию
желательно осуществлять в тех сферах,
где предприятие может
Производственная
идентичность - это производственно-
Управленческая идентичность имеет место в случае, когда у двух видов бизнеса (старого и нового) одинаковые принципы организации производства и труда, материально-технического обеспечения и сбыта, управления персоналом и т.п.
Рыночная идентичность
возникает в тех случаях, когда
и старый, и новый продукт используются
одними и теми же потребителями, распределяются
через общие дилерские и