Предпринимательство в рыночной экономике на примере России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство — неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства,
главная отличительная черта которого — свободная конкуренция. Хотя
история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его
понимание сложилось в период становления и развития капитализма,
который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и
источника своего процветания.

Содержание

1. Введение
&1. Сущность и функции предпринимательства 3 - 7
&2 Экономическая характеристика предпринимательства 7 - 9
2. Предпринимательство на этапе перехода от административно-командной
экономики к рыночной экономике 10 - 26
3. Инвестиции, как основной способ адаптации предпринимательства в
рыночной экономике

4. Заключение

5. Литература

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

    которые  профессионально заняты извлечением  прибыли, самостоятельно

    распоряжаются  своим капиталом и принимают  экономические решения на свой

    риск  и пол имущественную ответственность (их доля в составе

    экономически  активного населения России к  середине 90-х годов составила

    1,1%); «самозанятых»,  не использующих наемный труд  фермеров,

    ремесленников,  торговцев и т.п. (их 1,1%); менеджеров-бизнесменов и

    совладельцев  фирм (их 1,4%); предпринимателей, сочетающих  личный бизнес

    и  работу по найму -полупредпринимателей (их 5,2%); менеджеров, не

    имеющих  доли в капитале фирмы (их 2,0%); наемных работников - их 88,6%.

    Таким  образом в России бизнес-слой составляет всего 10,8%, причем

    преимущественно  в неразвитых формах.

         На Украине, в Белоруссии, в  республиках центральной Азии  он еще

    меньше.

         В Венгрии и Чехии бизнесом  и менеджерством занято, причем  в большей

    мере  профессионально, 17-19%, а в ряде стран Европы, северной Америки,

    юго-восточной  Азии более 1/4 работающих.

         Во-вторых, завершается период первоначального  накопления. На

    банковских  счетах (в основном зарубежных) и  в личном обороте граждан

    России в 1996 г, насчитывается около 30 млрд. долларов и 70 триллионов

    рублей, что, при создании благоприятного  инвестиционного климата и

    поддержке  государства, достаточно для реализации  крупных проектов.

         В-третьих, изменился состав и  сфера деятельности предпринимателей.

    На  первом этапе (до либерализации  иен в 1992 г.) они извлекали выгоды  в

    основном  за счет приобретения ресурсов  по твердым государственным ценам

    и  их перепродажи (в основном  за рубежом) по высоким рыночным  ценам. 

         Представителями такого биржевого  капитала можно считать А.

    Тарасова, К. Борового и других. На втором  этапе (1992 - 1995 гг.) на

    первое  место вышел финансовый капитал,  извлекавший громадные (сотни  и

    даже  тысячи процентов в год) прибыли  от спекуляций с валютой, ценными

    бумагами, краткосрочными кредитами, а также  на разнице цен внутреннего

    и  мирового рынка.

         В 1995 - 1996 гг. снижение темпов инфляции, стабилизация курса

    рубля,  сближение внутренних и мировых  иен, рост насыщенности рынка

    положили  коней процветанию таких фирм, как ''Олби'', «Хопер», «Русский

    дом  селенга», не говоря уже о «пирамидах»  типа АО «МММ».

         За неполный десяток лет на  смену выхолит уже третье поколение

    предпринимателей - «новейшие русские», имеющие специальное, часто

    зарубежное  образование в области бизнеса  и рассчитывающие не на

    сверхрискованные  спекулятивные операции, а на  устойчивую рыночную нишу.

         В-четвертых, Россия интегрировалась  в мировой рынок, правда,

    главным образом в качестве экспортера энергоресурсов, металлов,

    химикатов,  леса, рыбы и импортера потребительских  товаров. Постепенно

    исчезает  различие выгодности операций  на внутреннем и внешнем рынке.

    Все  это позволяет сделать вывод  о том, что возрождение

    предпринимательства  в России уже состоялось. Однако  перечень нерешенных

    проблем  еще очень велик.

         Не получает должного развития  предпринимательство в сфере  высоких

    технологий - наиболее важной для будущего  России, а также

    государственное  и некоммерческое предпринимательство.  Ошибки в ходе

    приватизации  привели к постоянным переделам  имущества в пользу

    неэффективных  и криминальных собственников.  До 40% фирм находятся пол

    контролем  организованной преступности. Прибыль бизнеса и сбережения

    вкладываются  в валюту, зарубежную недвижимость, непроизводительное

    потребление,  а не инвестируются в производство.

         Из-за отсутствия государственной  поддержки отечественные

    предприниматели  не в силах конкурировать с импортом и теряют рынок

    России  в СНГ.

         Экономическая интеграция стран  Евразии идет с большим трудом,

    преобладает  односторонняя западная ориентация  российского бизнеса.

         По значимости, суля по данным  экспертных опросов, проводившихся с

    нашим  участием в 1994-1995 гг. в ряде  регионов, пути развития

    предпринимательства  могут быть расположены в следующем  порядке:

         1. создание стабильного и детального  хозяйственного

    законодательства  на основе принятого Гражданского кодекса, принятие

    законов  прямого действия, не нуждающихся  в постоянных уточнениях,

    подзаконных  инструкциях и т.п. До 1996 г. принято  не более 1/5 от

    общего  числа законов для нормального  функционирования рыночной

    экономики;

         2. создание механизмов исполнения законов, позволяющих

    предпринимателям  обходиться без услуг мафии  при регистрации фирм,

    разрешение  хозяйственных споров, возврате  долгов и т.п.; защита жизни  и

    имущества  от преступных посягательств;  преодоление массовой коррупции

    чиновников  на всех уровнях;

         3. введение нового налогового  кодекса, направленного на

    стимулирование  эффективного предпринимательства,  а не только на

    фискальные  цели; дифференциация налогов в  зависимости от источников и

    использования  походов, а не на базе предпочтений  органов власти;

         4. развитие региональной рыночной  инфраструктуры с предоставлением

    малому  бизнесу в приоритетных областях  информационных, маркетинговых,

    научно-технических,  образовательных услуг на льготной основе;

         5. формирование устойчивых связей  малого и крупного бизнеса  на

    основе  франчайзинга, системы дочерних  фирм и субконтрактов в рамках

    финансово-промышленных  групп, предпринимательских сетей  и бизнес-

    ассоциаций; создания на этой основе среднего звена управления финансово-

    хозяйственными  комплексами, сочетающего рыночные  и планово-

    организационные  методы;

         6. формирование национального стиля  предпринимательства на основе

    освоения  современного менеджмента, позволяющего развивать позитивные

    традиции  и ограничивать действие негативных  черт национального

    характера.  Особое значение при этом имеет  этика.

         В современном мире сложились  две школы менеджмента - американская  и

    японская. Они различаются структурой акционеров (преобладание

    физических  или юридических лиц) преобладающими  целями бизнеса (максимум

    текущей  прибыли или расширение рыночной  ниши в перспективе); механизмом

    сотрудничества (конкурентным или коллективным) и принятия решений

    (единолично  или коллективно); соотношением критериев  оценки работников,

    материальных  и моральных стимулов, вложений  в материальный и

    человеческий  капитал;формами разделения труда  и т.д.

         На наш взгляд, японский стиль гораздо ближе к российским традициям.

         Роль предпринимательства в развитии  общества состоит прежде всего  в

    развитии  инициативы массы людей, которые  не находятся на содержании

    государства  (общин, мафиозных групп и т.п.), в выборе сферы приложения

    своих  сил и способностей.

         Предпринимательство - форма выражения  и развития личности человека,

    его  способностей и потребностей, Социальные  потребности людей

    определяют  их стремление к экономической  свободе, при которой выбор

   способа реализации трудового потенциала и форм деятельности

    ограничивается  лишь их эффективностью. По мере  выхода из нищеты

    предприимчивость  все теснее связывается с состязательностью,  желанием

    привлечь  к себе внимание, заслужить признание  в обществе.

         Свобода, состязательность и диалектически  связанная с ними

    ответственность  предполагают неравенство в положении  работников,

    иерархию, основанную на различии способностей  и, как следствие,

    результатов  труда. Этот естественно - исторический процесс не может

    быть  отменен никакой общественной  формацией. Все попытки преобразования

    «человеческого  материала», создания «нового человека  путем ограничения

    его  экономической свободы и замены  внутренней мотивации внешними,

    организуемыми государством, стимулами и гарантиями, приводили к

    деградации  личности, превращению самодеятельных  работников в

    безответственных  люмпенов, ожидающих указаний и  материальных благ от

    начальства. Для них характерна имитация  труда, однообразие

    потребностей, неприятие тех, кто хочет и  умеет работать, проявляя

    инициативу. Их активность проявляется не  в производстве, а в

    распределении  того, что создано другими. При  этом равенство в

    потреблении  все равно остается недостижимым, складывается новая

    иерархия, но уже не на базе состязания  в труде и экономическом

    мышлении, а на основе власти привилегий, близости к начальству, центрам

    распределения.

         Советская экономическая наука  30 - 70-х голов по сути дела

    игнорировала личностные факторы экономического поведения, что отражало

    общие  технократические тенденции в  политике и невнимание к той

    производительной  силе, которую сами классики марксизма  называли

    главной.  Между тем, А.Смит, А.Маршалл, Дж. Кейнс, Й.Шумпетер, М.Вебер,

    Д.Гэлбрейт, многие философы и экономисты  России начала XX века

Информация о работе Предпринимательство в рыночной экономике на примере России