Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:31, курсовая работа
Предпринимательство — неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства,
главная отличительная черта которого — свободная конкуренция. Хотя
история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его
понимание сложилось в период становления и развития капитализма,
который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и
источника своего процветания.
1. Введение
&1. Сущность и функции предпринимательства 3 - 7
&2 Экономическая характеристика предпринимательства 7 - 9
2. Предпринимательство на этапе перехода от административно-командной
экономики к рыночной экономике 10 - 26
3. Инвестиции, как основной способ адаптации предпринимательства в
рыночной экономике
4. Заключение
5. Литература
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу ''Экономическая
на тему ''Предпринимательство в рыночной экономике
на примере России''
Санкт-Петербург
1. Введение
&1. Сущность
и функции предпринимательства
&2 Экономическая
характеристика
2. Предпринимательство
на этапе перехода от
экономики к рыночной экономике 10 - 26
3. Инвестиции, как основной способ адаптации предпринимательства в
рыночной экономике
27 - 36
4. Заключение
37 - 38
5. Литература
39
1. Введение
&1.Сущность и функции предпринимательства
Предпринимательство —
главная отличительная черта которого — свободная конкуренция. Хотя
история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его
понимание сложилось в период становления и развития капитализма,
который
избрал свободное
источника своего процветания.
В докапиталистическую эпоху место предпринимателя в обществе и
отношение
к нему сограждан были
эпоху господства христианской церковной идеологии деятельность
торговца, купца и любого делового человека рассматривалась как
недостойная, мерзкая и греховная. Аристотель считал более достойным
образ жизни философа, нежели деятельность торговца, которому недостает
внутреннего
покоя. Ф. Аквинский утверждал,
себе печать морально-этической неполноценности. А в известном в XII в.
учебнике канонического права "Gratians" говорилось:
"Купец лишь в малой степени угоден Богу или вовсе противен Ему"
(1).
Негативное отношение к предпринимателю усугубили также писания
Ветхого
Завета и учение Иисуса Христа
о богатстве. Однако при
надо иметь в виду, что под богатством в Библии понималось бесплодное
расточительство.
Такой взгляд не соответствует
богатства как результата творческого вклада в рост благосостояния на
базе
предпринимательской
других,
осужденное в Священном
в
странах развитых рыночных
странах, а отчасти и в России. Этому есть несколько объяснений.
Враждебное отношение многих
средневековых философов и
предпринимательству было обусловлено тем, что в тот период
господствующей формой производства все еще оставалось натуральное
хозяйство и предпринимательским функциям пока еще отводилась
малозаметная роль. Кроме того, спокойная жизнь и деятельность
старательного земледельца считалась идеалом человеческого
существования,
в то время как
поиске, ломая устоявшиеся привычки, был прямой противоположностью
крестьянскому консерватизму. Характерно, что даже основатели
классической политической экономии не видели особого смысла в
предпринимателе, так как, по их мнению, экономический процесс
осуществляется сам по себе, на основе принципа "невидимой руки". По их
схеме предприниматель может выступать в качестве либо собственника (А.
Смит), либо инвестора (Д. Рикардо). Иных функций за предпринимателем
они не признавали.
Взгляды классиков явились
концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе лишь
капиталиста,
который вкладывает свой
и
на разнице между стоимостью
созданной наемными
и
суммой выплаченной им
К.
Маркса, свидетельство
его
социального паразитизма, и
наряду
с другими устоями
Лишь много позже, на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали
решающее
значение предпринимательства
Маршалл добавил к трем классическим факторам производства — труду,
земле, капиталу — четвертый — организацию, а И. Шумпетер в книге
"Теория экономического развития" (1912 г.) дал этому фактору
современное
его название —
Красочную характеристику предпринимательства можно встретить в
работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту,
— это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство
идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей
для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои
товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели
предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к
процветанию и росту своего дела, а подчиненной — рост прибыли,
поскольку
без него невозможно
Однако наибольший вклад в разработку теории предпринимательства,
исследование его природы и функций внес именно И. Шумпетер. Он называл
предпринимателем
того организатора
новые
пути, осуществляет новые
значит, делать не то, что делают другие... и не так, как делают
другие". К функциям предпринимателя И. Шумпетер относит:
1) создание нового, еще не знакомого потребителю материального
блага или прежнего блага, но с новыми качествами;
2) введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли
промышленности способа производства;
3) завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование
прежнего;
4) использование нового вида
5) введение новой организации дела, например, монопольного
положения
или, наоборот, преодоление монополии
(3).
Борясь с рутиной, осуществляя нововведения и обеспечивая
экономический рост, предприниматель становится, по словам И. Шумпетера,
"созидающим разрушителем". Разработанная И. Шумпетером идея творческого
предпринимателя является самым известным и точным определением сути
предпринимательства.
Данная характеристика, конечно, не является исчерпывающей.
Впоследствии Г. Брифс сформулировал еще одну важную функцию
предпринимателя — слежения за ценами и издержками, а также за
пропорциональным их соотношением. Р. Коуз также выделял этот аспект
деятельности предпринимателя. В статье "Природа фирмы" он подчеркивал,
что предприниматель — это лицо, которое в конкурентной системе
направляет производство, выполняя роль механизма цен (2).
Таким образом, в современной научной литературе утвердился
однозначный взгляд на предпринимательство как на важнейший
хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы
производства и обеспечивающий свой вклад в успех экономического
развития.
Для более полного
факторе производства остановимся еще на одном аспекте данной проблемы —
экономическом
содержании
& 2. Экономическая характеристика предпринимательства.
С экономической точки зрения предпринимательство может быть
рассмотрено как экономическая категория, метод хозяйствования, тип
экономического мышления.
Для характеристики
Информация о работе Предпринимательство в рыночной экономике на примере России