Предпринимательство в рыночной экономике на примере России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство — неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства,
главная отличительная черта которого — свободная конкуренция. Хотя
история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его
понимание сложилось в период становления и развития капитализма,
который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и
источника своего процветания.

Содержание

1. Введение
&1. Сущность и функции предпринимательства 3 - 7
&2 Экономическая характеристика предпринимательства 7 - 9
2. Предпринимательство на этапе перехода от административно-командной
экономики к рыночной экономике 10 - 26
3. Инвестиции, как основной способ адаптации предпринимательства в
рыночной экономике

4. Заключение

5. Литература

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ РАБОТА

                      по курсу ''Экономическая теория''

             на тему ''Предпринимательство в  рыночной экономике

                             на примере России'' 
 
 

                                                              Преподаватель:

                                                                     Новиков

                                                         Андрей Владимирович

                                                                   Студентки

                                                                     1 курса

                                                                         ЭИР

                                                        вечернего отделения:

                                                                  Бочтаревой

                                                      Екатерины Владимировны 
 
 

                               Санкт-Петербург

                                   2001г. 
 
 

                                 Содержание: 
 
 

1.   Введение

&1. Сущность  и функции предпринимательства                        3 - 7

&2  Экономическая  характеристика предпринимательства       7 - 9

2.    Предпринимательство  на этапе перехода от административно-командной

экономики к  рыночной экономике                            10 - 26

3.    Инвестиции, как основной способ адаптации  предпринимательства в

рыночной экономике

           27 - 36

4.    Заключение

                     37 - 38

5.    Литература

                             39 
 
 

1. Введение 

         &1.Сущность и функции предпринимательства 

         Предпринимательство —  неотъемлемый  атрибут  рыночного  хозяйства,

    главная  отличительная черта  которого  —  свободная  конкуренция.  Хотя

    история  предпринимательства  уходит  в  глубь  веков,  современное  его

    понимание   сложилось  в  период  становления   и  развития  капитализма,

    который   избрал  свободное  предпринимательство   в  качестве  основы  и

    источника  своего процветания.

         В докапиталистическую эпоху   место  предпринимателя  в  обществе  и

    отношение  к нему сограждан были неоднозначными. В античные времена и  в

    эпоху   господства   христианской   церковной   идеологии   деятельность

    торговца,  купца  и  любого  делового  человека   рассматривалась   как

    недостойная,  мерзкая и греховная.  Аристотель  считал  более  достойным

    образ  жизни философа, нежели деятельность  торговца, которому  недостает

    внутреннего  покоя. Ф. Аквинский утверждал,  что профессия купца несет   в

    себе  печать морально-этической неполноценности. А в известном в XII  в.

    учебнике  канонического права "Gratians" говорилось:

         "Купец лишь в малой степени  угоден Богу  или  вовсе   противен  Ему"

    (1).

         Негативное отношение  к   предпринимателю  усугубили   также  писания

    Ветхого  Завета и учение Иисуса Христа  о богатстве. Однако при оценке  их

    надо  иметь в виду, что под богатством  в  Библии  понималось  бесплодное

    расточительство.  Такой взгляд не соответствует   современному  пониманию

    богатства  как результата творческого вклада в  рост  благосостояния  на

    базе  предпринимательской инициативы. Обогащение  одних  за  счет  нищеты

    других, осужденное в Священном Писании,  встречается сегодня не  столько

    в  странах развитых рыночных экономик, сколько в некоторых развивающихся

    странах,  а отчасти и в России. Этому  есть несколько объяснений.

         Враждебное отношение многих  средневековых философов и богословов  к

    предпринимательству   было   обусловлено   тем,   что   в   тот   период

    господствующей  формой  производства  все еще оставалось  натуральное

    хозяйство   и   предпринимательским   функциям   пока   еще   отводилась

    малозаметная  роль.  Кроме  того,  спокойная   жизнь   и   деятельность

    старательного    земледельца    считалась     идеалом     человеческого

    существования,  в то время  как  предприниматель,  будучи  в  постоянном

    поиске,  ломая  устоявшиеся  привычки,  был  прямой  противоположностью

    крестьянскому   консерватизму.   Характерно,   что   даже    основатели

    классической  политической  экономии  не  видели   особого   смысла   в

    предпринимателе,  так  как,  по  их   мнению,   экономический   процесс

    осуществляется  сам по себе, на основе принципа "невидимой руки". По  их

    схеме  предприниматель может выступать в качестве либо собственника  (А.

    Смит), либо инвестора (Д. Рикардо). Иных  функций  за  предпринимателем

    они  не признавали.

         Взгляды классиков явились одним  из отправных  пунктов  марксистской

    концепции  предпринимательства. К. Маркс видел  в  предпринимателе  лишь

    капиталиста,  который вкладывает свой капитал  в собственное  предприятие

    и  на разнице между стоимостью  созданной наемными работниками   продукции

    и  суммой выплаченной им заработной  платы имеет прибыль, Это, по  мнению

    К.  Маркса, свидетельство эксплуататорской  сущности предпринимательства,

    его  социального паразитизма, и поэтому  оно  должно  быть  ликвидировано

    наряду  с другими устоями капиталистической  системы хозяйства.

         Лишь много позже, на рубеже  XIX  и XX  вв.,  экономисты  признали

    решающее  значение предпринимательства для  экономического прогресса.  А.

    Маршалл  добавил к трем  классическим  факторам  производства  —   труду,

    земле,  капиталу — четвертый  — организацию,  а И.  Шумпетер  в книге

    "Теория  экономического  развития"  (1912   г.)   дал   этому   фактору

    современное  его название — предпринимательство.

         Красочную  характеристику  предпринимательства   можно  встретить  в

    работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту,

    —  это завоеватель (готовность  к  риску,  духовная  свобода,  богатство

    идей, воля и настойчивость), организатор  (умение соединять многих людей

    для  совместной работы) и торговец (умение убеждать  людей  купить  свои

    товары, пробуждать их  интерес,  завоевывать   доверие).  Описывая  цели

    предпринимателя,  Зомбарт  главной  среди   них  выделяет  стремление  к

    процветанию   и  росту  своего  дела,  а  подчиненной  —  рост  прибыли,

    поскольку  без него невозможно процветание.

         Однако наибольший вклад в   разработку  теории  предпринимательства,

    исследование  его природы и функций внес  именно И. Шумпетер. Он  называл

    предпринимателем  того организатора производства,  который  прокладывает

    новые  пути, осуществляет новые  комбинации:  "Быть  предпринимателем  —

    значит, делать не то,  что  делают  другие...  и  не  так,  как   делают

    другие". К функциям предпринимателя И.  Шумпетер относит:

         1) создание нового, еще не знакомого потребителю материального

    блага  или прежнего блага, но с  новыми качествами;

         2) введение нового, еще не применявшегося  в данной отрасли

    промышленности  способа производства;

         3) завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование

    прежнего;

         4) использование нового вида сырья  или полуфабрикатов;

         5) введение новой организации  дела, например, монопольного

    положения  или, наоборот, преодоление монополии  (3). 

         Борясь  с   рутиной,   осуществляя   нововведения   и   обеспечивая

    экономический  рост, предприниматель становится, по словам И. Шумпетера,

    "созидающим  разрушителем". Разработанная И.  Шумпетером идея творческого

    предпринимателя  является самым известным  и  точным  определением  сути

    предпринимательства.

                Данная характеристика, конечно,  не  является  исчерпывающей.

    Впоследствии  Г.  Брифс   сформулировал   еще   одну   важную   функцию

    предпринимателя   —  слежения  за  ценами  и  издержками,  а  также   за

    пропорциональным  их соотношением. Р. Коуз  также   выделял  этот  аспект

    деятельности  предпринимателя. В статье "Природа  фирмы" он  подчеркивал,

    что   предприниматель  —  это   лицо,  которое  в  конкурентной   системе

    направляет  производство, выполняя роль механизма  цен (2).

         Таким  образом,  в  современной   научной   литературе   утвердился

    однозначный   взгляд   на   предпринимательство   как   на    важнейший

    хозяйственный   ресурс,  приводящий   в   движение   остальные   факторы

    производства  и  обеспечивающий  свой  вклад   в  успех   экономического

    развития. Для более полного  представления   о  предпринимательстве  как

    факторе  производства остановимся еще  на одном аспекте данной проблемы —

    экономическом  содержании предпринимательской  деятельности.

         & 2. Экономическая характеристика  предпринимательства.

         С экономической точки зрения  предпринимательство может быть

    рассмотрено  как экономическая категория, метод хозяйствования, тип

    экономического  мышления.

         Для характеристики предпринимательства  как экономической категории

Информация о работе Предпринимательство в рыночной экономике на примере России