Предпринимательство в разных странах мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Цель изучения курсовой работы состоит в изучении проблемы и название темы: « Предпринимательство в разных странах мира ».
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
• Изучить сущность предпринимательства.
• Определить цели предпринимательства.
• Выявить его виды.
• Охарактеризовать.
• Сравнить.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава1.Предпринимательство: сущность, субъекты, цели..................................6
1.1. Субъекты……………………………………………………………6
1.2. Цели…………………………………………………………………8
1.3. Виды………………………………………………………………...9
Глава 2. Понятие предпринимательского ресурса. Мировой опыт предпринимательства……………………………………………………………15
Глава 3. Развитие малого бизнеса …………………………………………...20
3.1. Развитие малого бизнеса в России………………………………20
3.2. Развитие малого бизнеса в США………………………………...34
Глава 4. Возможности малого бизнеса……………………………………….36
Заключение…………………………………………………….............................39
Список используемой литературы……………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

готовый вариант.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

      В  последнее  время  в   странах   с   развитой   рыночной   экономикой

предпринимательство переживает  своеобразный  ренессанс.  Все  больше  людей вовлекается в бизнес, начиная с собственного небольшого дела.  Если  в  50-е годы в США ежегодно регистрировалось в среднем примерно 130 тыс. фирм, в 60-е - 220 тыс., в 70-е - 350  тыс.,  то  в  80-е  годы  ежегодно  возникало  в среднем до 600  тыс.  фирм.  Причина  этого  явления  видится  в  результате действия,  по  меньшей  мере,  трех  факторов.  Во-первых,   это   результат технического прогресса, научно-технической революции, в  ходе  которой  была создана    чрезвычайно    производительная    техника.    Повысилась   роль информатизации общества,  значимость  информационных  услуг,  которые  могут предоставляться небольшими коллективами или  предпринимателями,  работающими индивидуально с персональным компьютером, в ряде случаев на дому.

    Второй  фактор,  способствующий  расцвету  предпринимательства,  -  это

усложнение  индивидуальных и общественных потребностей людей. В основе  этого - опять же технический прогресс: сегодняшняя эпоха отличается от  других  не только тем, как, какими орудиями труда производятся товары, но и  тем,  что, какие  потребительские   товары   производятся.   Потребности   современного общества столь многообразны, что только предпринимательство с его  гибкостью и быстрым реагированием способно их более или менее  успешно  удовлетворять.

Запросы общества, направленные на удовлетворение  потребностей,  как  раз  и служат толчком к расширению сферы  предпринимательской  активности.  Отвечая на эти запросы, предприниматели обеспечили рост эффективности  производства, дали миру множество новинок.

    В  мелких  фирмах,  созданных   талантливыми   предприимчивыми   людьми, появились первые автомобили, самолеты, кондиционеры,  фотокамеры  мгновенной фотографии,   копировальные   аппараты,   аэрозольные   баллончики,   пенные огнетушители, застежки-молнии, безопасные  бритвы  и  многие-многие  другие, ныне широко используемые товары. И сегодня очень  много  прогрессивных  идей рождаются и превращаются  в  инновации  именно  в  мелких  фирмах,  где  дух предпринимательства особенно силен.

    Нововведения   становятся   двигателем   роста,   повышая    значимость

предпринимательства в обществе.  В  связи  с  тем,  что  экономика  начинает

характеризоваться   все   в   большей   степени   процессом    создания    и

распространения разнообразных новшеств во всех  ее  сферах,  среди движущих сил  экономического  роста  значительно   возрастает   роль   невещественных условий.

    Третий фактор расцвета предпринимательства  в последние  годы  -  фактор

политический.  Развитие  предпринимательства  в  США  и  других  странах   с развитыми формами демократии и рыночной  экономики  свидетельствует  о  том, что старый корпоративный капитализм постепенно  превращается  в  общество  с гораздо  большей  степенью  экономической  свободы,  чем  ранее.  Свобода  в принятии  решений  и  их  реализации   -   это   необходимое   условие   для предпринимательства.  Она,  разумеется,  сопряжена  с  полной  экономической ответственностью за результаты деятельности.

    Если  рыночная   система   зарекомендовала   себя   более   эффективной

сравнительно  с командно - административной, если  она  может  дать  обществу несравненно больше, чем противоположная  ей,  если  она  обеспечивает  более высокие темпы социально-экономического роста, если она  выступает  как  одна из основ свободы личности  в  производственной  сфере  и  вне  ее,  то  наше возвращение на путь так  называемого  капиталистического  развития  является совершенно естественным.

    Правда, предпринимательство  порождает   много  острых  экономических   и социальных   проблем   для   всего   общества   (безработица,   банкротство,

неустойчивость  хозяйственных связей и др.), однако они  оказываются  меньшим злом по сравнению с тем, которое сопутствует тотальной социализации.

    Итак,  убедившись  на  мировом   опыте  экономически  развитых  стран  в

необходимости  присутствия  свободного  предпринимательства   для   развития рыночной экономики и процветания общества, следует  разобраться  в  сущности предпринимательской  деятельности:   чем   она   характеризуется,   основные показатели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 3. Развитие малого бизнеса в Российской Федерации и США.

   3.1. В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4°о стоимости основных средств экономики России и 14°о числа занятых, производят 12% ВВП и дают  всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

   В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый  факт, особенно на фоне продолжающегося  спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре -Центральный экономический район с ядром в Москве (табл. 1, 2).

   В развитии малого предпринимательства  за последние 1-2 года наметились кардинально  новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2°о.

   
Таблица 1
Отраслевая  структура малого предпринимательства (в %)
- Отраслевая  структура числа МП Отраслевая  структура полной численности занятых на МП Структура производства продукции (работ, услуг) по основным отраслям МП
Промышленность 14,6 24,0 20,0
Сельское  хозяйство 1,1 0,8 0,3
Лесное  хозяйство 0,05 0,05  
Транспорт и связь 2,3 2,2  
Строительство 16,6 29,9 16,3
Торговля и общественное      
питание 42,7 24,6 50,5
Материально-техническое      
снабжение и сбыт 1,8 1,3 6,0
Информационное  обслужи-      
вание 0,8 0,5 0,2
Общая коммерческая      
деятельность 4,8 3,9 2,5
Прочая  деятельность в ма-      
териальном  производстве 1.5 1,4 0,7
Бытовые услуги, жилищ-      
ное хозяйство 1,8 1,1 3,3
Здравоохранение, спорт,      
социальное  обеспечение 1,9 1,3 0,1
Народное  образование 0,9 1,0 0,04
Культура  и искусство 0,9 0,7 0,06
Наука и научное обслужи-      
вание 5,6 5,3  
Финансы, пенсионное      
обеспечение 1,3 0,9  
Прочие 1,05 3,15  
 
 
Таблица 2
Региональная  структура малого предпринимательства (в %)
Экономические районы Доля  в общем числе МП
Центральный, 30,5
в том числе Москва 20,0
Северный 2,9
Северо-западный 9,6
Волго-вятский 2,9
Центрально-Черноземный 2.7
Поволжский 9,6
Северо-Кавказский 9,8
Уральский 10,6
Западно-Сибирский 10,5
Восточно-Сибирский 5,2
Дальневосточный 5,0

   Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских МП необходимо критически рассмотреть некоторые страницы "новейшей истории".

Российское  малое предпринимательство в  своем становлении за последние  десять лет уже прошло два этапа  и находится накануне вхождения  в новый, четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.

   Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые предприятия выполняли  роль канала перекачки ресурсов командно управляемых госпредприятий в теневую  экономику, в пользу полукриминального  и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в мартом предпринимательстве методом "доразграбления" госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры. 
 

   Конечно, в развитии МП имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.

   Однако  нельзя не заметить, что "золотой  век" малого бизнеса и вменяемые  ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат государственной власти и управления. Попытки центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность государственного аппарата.

   Необходим был кардинально иной экономический  курс, который воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй, этап и в развитии российского малого предпринимательства.

   1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.

   Статистические  данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера народного образования (2,8 раза).1

   В то же время в 1992 г. в общей структуре  российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере материального производства.

   По  широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была  малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

   Вместо  своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присуще периоду перестройки, в сфере МП стала образовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Сказанное, правда, не означает, что криминальные структуры оставили малый бизнес в покое.

Информация о работе Предпринимательство в разных странах мира