Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:13, курсовая работа
Цель изучения курсовой работы состоит в изучении проблемы и название темы: « Предпринимательство в разных странах мира ».
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
• Изучить сущность предпринимательства.
• Определить цели предпринимательства.
• Выявить его виды.
• Охарактеризовать.
• Сравнить.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава1.Предпринимательство: сущность, субъекты, цели..................................6
1.1. Субъекты……………………………………………………………6
1.2. Цели…………………………………………………………………8
1.3. Виды………………………………………………………………...9
Глава 2. Понятие предпринимательского ресурса. Мировой опыт предпринимательства……………………………………………………………15
Глава 3. Развитие малого бизнеса …………………………………………...20
3.1. Развитие малого бизнеса в России………………………………20
3.2. Развитие малого бизнеса в США………………………………...34
Глава 4. Возможности малого бизнеса……………………………………….36
Заключение…………………………………………………….............................39
Список используемой литературы……………………………………………...42
В последнее время в странах с развитой рыночной экономикой
предпринимательство переживает своеобразный ренессанс. Все больше людей вовлекается в бизнес, начиная с собственного небольшого дела. Если в 50-е годы в США ежегодно регистрировалось в среднем примерно 130 тыс. фирм, в 60-е - 220 тыс., в 70-е - 350 тыс., то в 80-е годы ежегодно возникало в среднем до 600 тыс. фирм. Причина этого явления видится в результате действия, по меньшей мере, трех факторов. Во-первых, это результат технического прогресса, научно-технической революции, в ходе которой была создана чрезвычайно производительная техника. Повысилась роль информатизации общества, значимость информационных услуг, которые могут предоставляться небольшими коллективами или предпринимателями, работающими индивидуально с персональным компьютером, в ряде случаев на дому.
Второй фактор, способствующий расцвету предпринимательства, - это
усложнение индивидуальных и общественных потребностей людей. В основе этого - опять же технический прогресс: сегодняшняя эпоха отличается от других не только тем, как, какими орудиями труда производятся товары, но и тем, что, какие потребительские товары производятся. Потребности современного общества столь многообразны, что только предпринимательство с его гибкостью и быстрым реагированием способно их более или менее успешно удовлетворять.
Запросы общества, направленные на удовлетворение потребностей, как раз и служат толчком к расширению сферы предпринимательской активности. Отвечая на эти запросы, предприниматели обеспечили рост эффективности производства, дали миру множество новинок.
В мелких фирмах, созданных талантливыми предприимчивыми людьми, появились первые автомобили, самолеты, кондиционеры, фотокамеры мгновенной фотографии, копировальные аппараты, аэрозольные баллончики, пенные огнетушители, застежки-молнии, безопасные бритвы и многие-многие другие, ныне широко используемые товары. И сегодня очень много прогрессивных идей рождаются и превращаются в инновации именно в мелких фирмах, где дух предпринимательства особенно силен.
Нововведения становятся двигателем роста, повышая значимость
предпринимательства в обществе. В связи с тем, что экономика начинает
характеризоваться все в большей степени процессом создания и
распространения разнообразных новшеств во всех ее сферах, среди движущих сил экономического роста значительно возрастает роль невещественных условий.
Третий фактор расцвета
политический. Развитие предпринимательства в США и других странах с развитыми формами демократии и рыночной экономики свидетельствует о том, что старый корпоративный капитализм постепенно превращается в общество с гораздо большей степенью экономической свободы, чем ранее. Свобода в принятии решений и их реализации - это необходимое условие для предпринимательства. Она, разумеется, сопряжена с полной экономической ответственностью за результаты деятельности.
Если рыночная система зарекомендовала себя более эффективной
сравнительно с командно - административной, если она может дать обществу несравненно больше, чем противоположная ей, если она обеспечивает более высокие темпы социально-экономического роста, если она выступает как одна из основ свободы личности в производственной сфере и вне ее, то наше возвращение на путь так называемого капиталистического развития является совершенно естественным.
Правда, предпринимательство
неустойчивость хозяйственных связей и др.), однако они оказываются меньшим злом по сравнению с тем, которое сопутствует тотальной социализации.
Итак, убедившись на мировом опыте экономически развитых стран в
необходимости
присутствия свободного предпринимательства
для развития рыночной экономики
и процветания общества, следует разобраться
в сущности предпринимательской
деятельности: чем она
характеризуется, основные показатели.
Глава 3. Развитие малого бизнеса в Российской Федерации и США.
3.1. В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4°о стоимости основных средств экономики России и 14°о числа занятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре -Центральный экономический район с ядром в Москве (табл. 1, 2).
В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2°о.
Таблица 1 | ||||
Отраслевая структура малого предпринимательства (в %) | ||||
- | Отраслевая структура числа МП | Отраслевая структура полной численности занятых на МП | Структура производства продукции (работ, услуг) по основным отраслям МП | |
Промышленность | 14,6 | 24,0 | 20,0 | |
Сельское хозяйство | 1,1 | 0,8 | 0,3 | |
Лесное хозяйство | 0,05 | 0,05 | ||
Транспорт и связь | 2,3 | 2,2 | ||
Строительство | 16,6 | 29,9 | 16,3 | |
Торговля и общественное | ||||
питание | 42,7 | 24,6 | 50,5 | |
Материально-техническое | ||||
снабжение и сбыт | 1,8 | 1,3 | 6,0 | |
Информационное обслужи- | ||||
вание | 0,8 | 0,5 | 0,2 | |
Общая коммерческая | ||||
деятельность | 4,8 | 3,9 | 2,5 | |
Прочая деятельность в ма- | ||||
териальном производстве | 1.5 | 1,4 | 0,7 | |
Бытовые услуги, жилищ- | ||||
ное хозяйство | 1,8 | 1,1 | 3,3 | |
Здравоохранение, спорт, | ||||
социальное обеспечение | 1,9 | 1,3 | 0,1 | |
Народное образование | 0,9 | 1,0 | 0,04 | |
Культура и искусство | 0,9 | 0,7 | 0,06 | |
Наука и научное обслужи- | ||||
вание | 5,6 | 5,3 | ||
Финансы, пенсионное | ||||
обеспечение | 1,3 | 0,9 | ||
Прочие | 1,05 | 3,15 | ||
Таблица 2 | ||||
Региональная структура малого предпринимательства (в %) | ||||
Экономические районы | Доля в общем числе МП | |||
Центральный, | 30,5 | |||
в том числе Москва | 20,0 | |||
Северный | 2,9 | |||
Северо-западный | 9,6 | |||
Волго-вятский | 2,9 | |||
Центрально-Черноземный | 2.7 | |||
Поволжский | 9,6 | |||
Северо-Кавказский | 9,8 | |||
Уральский | 10,6 | |||
Западно-Сибирский | 10,5 | |||
Восточно-Сибирский | 5,2 | |||
Дальневосточный | 5,0 |
Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских МП необходимо критически рассмотреть некоторые страницы "новейшей истории".
Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние десять лет уже прошло два этапа и находится накануне вхождения в новый, четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.
Изнанкой
"золотого века" было, однако, то,
что малые предприятия
Конечно, в развитии МП имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.
Однако
нельзя не заметить, что "золотой
век" малого бизнеса и вменяемые
ему функции ускорителя реформ во
многом оказались в жестком
Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй, этап и в развитии российского малого предпринимательства.
1992
год - год шоковой терапии -
характеризовался самыми
Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера народного образования (2,8 раза).1
В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере материального производства.
По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.
Вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присуще периоду перестройки, в сфере МП стала образовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Сказанное, правда, не означает, что криминальные структуры оставили малый бизнес в покое.
Информация о работе Предпринимательство в разных странах мира