Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство на белорусской земле имеет свою историю, корни которой уходят в 19 век. Именно тогда возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Если обратиться к хозяйственной практике дореволюционной России, куда входила Беларусь, то особый интерес вызывает широкое развитие в конце 19 и начале 20 вв. кооперативного движения как одной из форм предпринимательства. Кооперативное массовое движение в России началось позже, чем в других странах Запада. Однако оно приобрело необычную широту и охватило различные сферы деятельности

Содержание

Введение………………………………………………………................................4
1 Предпринимательство в рыночной экономике………………………………....8
Понятие предпринимательства, его субъекты и виды……….…….………...8
Факторы и мотивы развития предпринимательства и его роль
в экономике страны……………………………………………………………….11
2 Состояние развития предпринимательства в Беларуси……………………..13
2.1 Стратегия и проблемы малого бизнеса………………………………………13
2.2 Показатели развития малого и среднего бизнеса в Беларуси
на современном этапе…………………………………………………………….15
3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь…….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
Приложение А. Снижение физического объема продаж – наиболее широко встреч

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

На 1 января 2011 г. в республике зарегистрировано 86,2 тыс. субъектов малого предпринимательства — юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2010 г. количество субъектов малого предпринимательства — юридических лиц увеличилось на 7,6 тыс., или на 9,6%. Численность индивидуальных предпринимателей на 1 января 2011 г. составила 231,8 тыс. человек. В сравнении с уровнем на 1 января 2010 г. количество индивидуальных предпринимателей возросло на 12,2 тыс. человек, или на 5,6%. Таким образом, на 1 января 2011 г. в нашей стране насчитывается 318 тыс. субъектов малого предпринимательства (рис. 3). В 2010 г. удельный вес микро- и малых организаций в общем объеме ВВП составил 12,4% (рост по сравнению с 2008 г. — на 1,2 процентного пункта, по сравнению с 2009 г. — на 1 процентный пункт); субъектов среднего предпринимательства — 7,6% (рост по сравнению с 2008 г. — на 0,8 процентного пункта, по сравнению с 2009 г. — на 0,2 процентного пункта) (рис. 4) [14].

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Рисунок 3 – Субъекты малого предпринимательства

 

 

                          Примечание – Источник: [14].

      

                          

 

 

 

Рисунок 4 – Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в

                                                                    ВВП, %

 

 

                                              Примечание – Источник:  [14].

 

 

 

 

 

3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь

 

 

Выступая на втором Всебелорусском собрании, Президент отметил, что  создание благоприятных условий  для развития малого и среднего предпринимательства - это вопрос не только экономический, но и политический. "Если мы не разовьем достаточно обширный слой предпринимателей, не выработаем цивилизованные формы их деятельности, традиции, законодательную базу, в общем, не наработаем в этой сфере необходимый опыт, мы никогда не сможем по-настоящему включиться в систему мировых рыночных отношений. А без этого в условиях наступающей глобализации государство не выживет" [16].

На 01.04.2007г. общее число  плательщиков, находящихся на учете в налоговых инспекциях, составило 197,6 тыс. человек, т.е. возросло за рассматриваемый период по сравнению с 2006 годам на 19,6 тыс. человек. Сумма уплаченных индивидуальными предпринимателями налогов и сборов за 1 квартал 2007 года равнялась 172,4 млрд. рублей, т.е. возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21 млрд.

В Кодексе об административных правонарушениях, вступившем в силу с 1 марта 2007г., объединены ранее регулировавшиеся множеством законодательных актов  нарушения в области предпринимательской деятельности. Это позволит снизить административные издержки субъектов малого и среднего бизнеса по соблюдению действующего законодательства в рамках осуществления хозяйственной деятельности, в частности оптимизировать затраты на специализированную юридическую помощь в условиях относительно высокой их доли в себестоимости продукции, особенно в торговой отрасли.

Принятие Положения  об упрощенной системе налогообложения (Указ Президента Республики Беларусь от 09.03.2007г. № 119) направлено на стимулирование ее применения субъектами малого бизнеса. Особенное внимание уделено организациям и индивидуальным предпринимателям (кроме осуществляющих торговую посредническую деятельность) в сельских населенных пунктах, агрогородках, поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тысяч человек и др. Для них предусмотрена ставка налога в размерах 5 и 3 % соответственно для субъектов, уплачивающих и не уплачивающих НДС.

В условиях сложной демографической  ситуации, внедрения сельскохозяйственных технологий, приводящих к высвобождению рабочей силы, а также снижения емкости потребительского рынка важно выявить перспективные направления развития производств, требующих поддержки, в том числе со стороны государства. Перспективное направление - производство товаров и услуг на ресурсной базе села, в первую очередь в сфере переработки и сбыта сельхозпродукции на рынки большей покупательной способности.

Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2006г. № 760 ограничивает численность наемных работников индивидуальных предпринимателей тремя близкими родственниками, что для сохранения динамики развития субъектов малого бизнеса предполагает учет ряда обстоятельств. В условиях увеличения концентрации рынка необходимо организовать с наименьшими потерями и финансовыми затратами процесс создания индивидуальными предпринимателями юридических лиц. Отвлечение факторов производства для прохождения разрешительных процедур не должно сказаться на росте экономики. Организационные мероприятия по перерегистрации действующих субъектов хозяйствования должны быть проведены с учетом этого обстоятельства, задействованием необходимых ресурсов со стороны органов государственного управления [16].

Реализация намечаемых мероприятий в перспективе позволит превратить созидательный потенциал предпринимательства в активно формирующееся звено экономики; реализовать предпосылки для освоения ресурсосберегающих наукоемких технологий, ускорения выхода на зарубежные рынки и в конечном счете будет содействовать существенному увеличению вклада предпринимательства в выполнение важнейших экономических параметров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Несмотря на то, что  в стране действует система государственной  поддержки субъектов малого предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало. Работа созданной инфраструктуры для поддержки малого бизнеса пока остается только на бумаге.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений.

Таким образом, можно  сказать, что малое предпринимательство развивается не благодаря, а "вопреки" заботам государства, ведь малое предпринимательство вносит весомый вклад в формирование ВВП и доходной части бюджетов всех уровней, в решении таких проблем, как занятость, ускорение НТП, становления так необходимого в нашей стране “среднего” класса.

С целью существенного  повышения вклада малых предприятий  в развитие экономики страны за счет более широкого использования их потенциала в сферах производства и  оказания услуг, активизации инвестиционной, инновационной и экспортной деятельности, а также стимулирования развития предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности необходимы:

  • создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики;
  • формирование рациональной структуры предпринимательского сектора путем обеспечения его преимущественного развития в отраслях и регионах, где потенциал данного сектора используется в недостаточной степени;
  • совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы создания, деятельности, ликвидации, обращения субъектов хозяйственной деятельности в государственные органы (упрощение порядка прохождения документов, реализация на практике принципа "одного окна" и др.), а также минимизация нормативных ограничений, сдерживающих развитие субъектов малого предпринимательства;
  • создание благоприятных условий для доступа малых предприятий к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, развитие системы гарантирования кредитов, обеспечение компенсации банкам за счет средств местных бюджетов разницы между рыночной и льготной процентными савками по выдаваемым кредитам, создание в областях сети организаций, оказывающих финансовую поддержку;
  • развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий и повышение эффективности ее функционирования;
  • организация взаимодействия малых производственных предприятий с крупными путем развития кооперационных связей;
  • обеспечение в более широких масштабах имущественной поддержки малых предприятий (передача в долгосрочную аренду, продажа, в том числе в рассрочку, или передача в безвозмездное пользование зданий, сооружений и помещений, находящихся в коммунальной собственности, малым предприятиям);
  • обеспечение ускоренного развития малых предприятий в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах, агрогородках, предусматривающее расширение перечня видов деятельности, осуществляемой малыми предприятиями;
  • активизация отношений партнерства между государством и общественными объединениями (организациями) предпринимателей;
  • разработка проектов нормативных правовых актов, направленных на упрощение налогообложения для субъектов малого предпринимательства, лицензирования отдельных видов деятельности (сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, а также лицензионных требований и условий);
  • на развитие инновационной деятельности малых предприятий, упорядочение разрешительной системы осуществления хозяйственной деятельности субъектами малого предпринимательства путем установления общего перечня видов разрешений и органов, их выдающих, запрета на выдачу разрешений, не входящих в указанный перечень; стимулирование деятельности субъектов предпринимательства по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в малых городах и сельских населенных пунктах;
  • внесение изменений в законодательство, предусматривающих возможность размещения производств (оказания услуг производственного характера) в отдельно стоящих частных жилых домах в сельских населенных пунктах в целях развития надомного производства и услуг с привлечением к осуществлению данной деятельности незанятого сельского населения. [10]

Необходимо отметить также и то, что малый бизнес в Беларуси уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на низкой стадии. И как следствие - высокая криминализация малого бизнеса.

Кардинальное же изменение  ситуации к лучшему возможно при  последовательном снижении уровня налогообложения, усилении контрольных функций государства  с параллельным обеспечением правоохранительными  органами достаточных гарантий безопасности ведения малого бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства.

Подводя итог, можно сказать, что предпринимательство в Беларуси - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей Беларуси в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. № 813-XII "О предпринимательстве в Республике Беларусь".
  2. Указ Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 "О государственной поддержке малого предпринимательства".
  3. Развитие предпринимательства в Республике Беларусь/ В.М. Круглин; Минский Институт Управления – Мн: изд-во МИУ,2005 с.10, с.29-30
  4. Экономика: Учеб. пособие/ Т.С. Бутыркова и др; Под.ред. К.И.Вахитова, Т.С. Ванеркиной – М.: ЗАО: «Издательство «Экономика»,2004г. с.96-97
  5. Предпринимательский менеджмент В.В. Бечинина; Новополоцк,2006г. стр21-35.
  6. Развитие предпринимательства в Республике Беларусь: опыт,проблемы, обеспечение безопасности./А.Н. Сенько, Э.В. Крум – Мн.: УП «Технопракт» - 2007г., с.4-5.
  7. Юридический справочник индивидуальных предпринимателей по законодательству Республики Беларусь /Л.И. липень – 8-е изд.; перепубликовано и дополнено, - Минск: Дикта, 2007г. с.29.
  8. Экономика предприятия сервиса: учебное пособие/ В.Д. Грибов, А.Л. Леонов. – М.: Кнорус, 2006г. с.26-31.
  9. Курс экономической теории: Учебник/ М.И. Плотницкий – МН.: Книжный дом; Мисанта,2005-с.153
  10. Вотльтер Ф., Слонимский А.Н., Смолбоун Д. Региональная специфика развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. 2006. №6. с. 34.
  11. Материал подготовлен учеными ГНУ "НИЭИ Минэкономики РБ". Социально-экономическое развитие РБ в первой половине 2006 года: Развитие малых предприятий // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. 2006. №8. с. 44-46.
  12. Материал подготовлен учеными ГНУ "НИЭИ Минэкономики РБ". Социально-экономическое развитие РБ во второй половине 2006 года: Развитие и поддержка предпринимательства // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. 2007. №2. с. 40-42.
  13. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь на 2010-2012 г. от  28.12.2009 №1721.
  14. http://www.nbrb.by/bv/narch/534/1.pdf.
  15. Деловая среда в Беларуси 2010, Минск 2010 с.58-59.
  16. Материал подготовлен учеными ГНУ "НИЭИ Минэкономики РБ". Социально-экономическое развитие РБ в первой половине 2007 года: Развитие малых и средних предприятий // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. 2007. №5. с. 33-35.
  17. Лихачевский А. Предпринимательство становится реальной силой экономики // Экономика Беларуси. 2006. №3. с. 86-89.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Снижение физического  объема продаж – наиболее широко встречавшее последствие кризис

 

Частота наблюдения различных последствий  кризиса, % от общего числа предприятий,

ощутивших «существенное влияние  кризиса», июль 2009 г.

 

 

 

 

Размер предприятия

Снизился

физический объем проданных

товаров

/ кол-во

оказанных услуг

Цены на

реализуемую

продукцию

/ услуги

были понижены

Кол-во

заказов

к исполнению в

будущих

периодах

сократилось

Участились

задержки

по оплате

постав-

ленных

товаров/

оказанных услуг

Условия

кредитования

предприятия

поставщиками

ухудшились

Инвестирование в

проекты,

находящиеся на

стадии

реализации, было

заморожено

Банковские

кредиты

стали

менее

доступными

 

Малое

 

90%

 

45%

 

85%

 

78%

 

52%

 

52%

 

41%

 

Среднее

 

85%

 

36%

 

80%

 

69%

 

58%

 

54%

 

46%

Индивидуальное предпринимательство

 

88%

 

46%

 

76%

 

40%

 

35%

 

41%

 

37%




 

Таблица А.1 – Снижение физического объема продаж – наиболее широко встречавшее последствие кризис

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Примечание – Источник:  [15]

 


Информация о работе Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития