Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа
Предпринимательство на белорусской земле имеет свою историю, корни которой уходят в 19 век. Именно тогда возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Если обратиться к хозяйственной практике дореволюционной России, куда входила Беларусь, то особый интерес вызывает широкое развитие в конце 19 и начале 20 вв. кооперативного движения как одной из форм предпринимательства. Кооперативное массовое движение в России началось позже, чем в других странах Запада. Однако оно приобрело необычную широту и охватило различные сферы деятельности
Введение………………………………………………………................................4
1 Предпринимательство в рыночной экономике………………………………....8
Понятие предпринимательства, его субъекты и виды……….…….………...8
Факторы и мотивы развития предпринимательства и его роль
в экономике страны……………………………………………………………….11
2 Состояние развития предпринимательства в Беларуси……………………..13
2.1 Стратегия и проблемы малого бизнеса………………………………………13
2.2 Показатели развития малого и среднего бизнеса в Беларуси
на современном этапе…………………………………………………………….15
3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь…….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
Приложение А. Снижение физического объема продаж – наиболее широко встреч
На 1 января 2011 г. в республике зарегистрировано 86,2 тыс. субъектов малого предпринимательства — юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2010 г. количество субъектов малого предпринимательства — юридических лиц увеличилось на 7,6 тыс., или на 9,6%. Численность индивидуальных предпринимателей на 1 января 2011 г. составила 231,8 тыс. человек. В сравнении с уровнем на 1 января 2010 г. количество индивидуальных предпринимателей возросло на 12,2 тыс. человек, или на 5,6%. Таким образом, на 1 января 2011 г. в нашей стране насчитывается 318 тыс. субъектов малого предпринимательства (рис. 3). В 2010 г. удельный вес микро- и малых организаций в общем объеме ВВП составил 12,4% (рост по сравнению с 2008 г. — на 1,2 процентного пункта, по сравнению с 2009 г. — на 1 процентный пункт); субъектов среднего предпринимательства — 7,6% (рост по сравнению с 2008 г. — на 0,8 процентного пункта, по сравнению с 2009 г. — на 0,2 процентного пункта) (рис. 4) [14].
.
Рисунок 3 – Субъекты малого предпринимательства
Примечание – Источник: [14].
Рисунок 4 – Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в
3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь
Выступая на втором Всебелорусском собрании, Президент отметил, что создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства - это вопрос не только экономический, но и политический. "Если мы не разовьем достаточно обширный слой предпринимателей, не выработаем цивилизованные формы их деятельности, традиции, законодательную базу, в общем, не наработаем в этой сфере необходимый опыт, мы никогда не сможем по-настоящему включиться в систему мировых рыночных отношений. А без этого в условиях наступающей глобализации государство не выживет" [16].
На 01.04.2007г. общее число плательщиков, находящихся на учете в налоговых инспекциях, составило 197,6 тыс. человек, т.е. возросло за рассматриваемый период по сравнению с 2006 годам на 19,6 тыс. человек. Сумма уплаченных индивидуальными предпринимателями налогов и сборов за 1 квартал 2007 года равнялась 172,4 млрд. рублей, т.е. возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21 млрд.
В Кодексе об административных правонарушениях, вступившем в силу с 1 марта 2007г., объединены ранее регулировавшиеся множеством законодательных актов нарушения в области предпринимательской деятельности. Это позволит снизить административные издержки субъектов малого и среднего бизнеса по соблюдению действующего законодательства в рамках осуществления хозяйственной деятельности, в частности оптимизировать затраты на специализированную юридическую помощь в условиях относительно высокой их доли в себестоимости продукции, особенно в торговой отрасли.
Принятие Положения об упрощенной системе налогообложения (Указ Президента Республики Беларусь от 09.03.2007г. № 119) направлено на стимулирование ее применения субъектами малого бизнеса. Особенное внимание уделено организациям и индивидуальным предпринимателям (кроме осуществляющих торговую посредническую деятельность) в сельских населенных пунктах, агрогородках, поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тысяч человек и др. Для них предусмотрена ставка налога в размерах 5 и 3 % соответственно для субъектов, уплачивающих и не уплачивающих НДС.
В условиях сложной демографической ситуации, внедрения сельскохозяйственных технологий, приводящих к высвобождению рабочей силы, а также снижения емкости потребительского рынка важно выявить перспективные направления развития производств, требующих поддержки, в том числе со стороны государства. Перспективное направление - производство товаров и услуг на ресурсной базе села, в первую очередь в сфере переработки и сбыта сельхозпродукции на рынки большей покупательной способности.
Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2006г. № 760 ограничивает численность наемных работников индивидуальных предпринимателей тремя близкими родственниками, что для сохранения динамики развития субъектов малого бизнеса предполагает учет ряда обстоятельств. В условиях увеличения концентрации рынка необходимо организовать с наименьшими потерями и финансовыми затратами процесс создания индивидуальными предпринимателями юридических лиц. Отвлечение факторов производства для прохождения разрешительных процедур не должно сказаться на росте экономики. Организационные мероприятия по перерегистрации действующих субъектов хозяйствования должны быть проведены с учетом этого обстоятельства, задействованием необходимых ресурсов со стороны органов государственного управления [16].
Реализация намечаемых
мероприятий в перспективе позв
Несмотря на то, что
в стране действует система
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений.
Таким образом, можно сказать, что малое предпринимательство развивается не благодаря, а "вопреки" заботам государства, ведь малое предпринимательство вносит весомый вклад в формирование ВВП и доходной части бюджетов всех уровней, в решении таких проблем, как занятость, ускорение НТП, становления так необходимого в нашей стране “среднего” класса.
С целью существенного повышения вклада малых предприятий в развитие экономики страны за счет более широкого использования их потенциала в сферах производства и оказания услуг, активизации инвестиционной, инновационной и экспортной деятельности, а также стимулирования развития предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности необходимы:
Необходимо отметить также и то, что малый бизнес в Беларуси уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на низкой стадии. И как следствие - высокая криминализация малого бизнеса.
Кардинальное же изменение
ситуации к лучшему возможно при
последовательном снижении уровня налогообложения,
усилении контрольных функций
Подводя итог, можно сказать, что предпринимательство в Беларуси - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей Беларуси в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Снижение физического объема продаж – наиболее широко встречавшее последствие кризис | |||||||
Частота наблюдения различных последствий кризиса, % от общего числа предприятий, ощутивших «существенное влияние кризиса», июль 2009 г. | |||||||
Размер предприятия |
Снизился физический объем проданных товаров / кол-во оказанных услуг |
Цены на реализуемую продукцию / услуги были понижены |
Кол-во заказов к исполнению в будущих периодах сократилось |
Участились задержки по оплате постав- ленных товаров/ оказанных услуг |
Условия кредитования предприятия поставщиками ухудшились |
Инвестирование в проекты, находящиеся на стадии реализации, было заморожено |
Банковские кредиты стали менее доступными |
Малое |
90% |
45% |
85% |
78% |
52% |
52% |
41% |
Среднее |
85% |
36% |
80% |
69% |
58% |
54% |
46% |
Индивидуальное |
88% |
46% |
76% |
40% |
35% |
41% |
37% |
Таблица А.1 – Снижение физического объема продаж – наиболее широко встречавшее последствие кризис
Информация о работе Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития