Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство на белорусской земле имеет свою историю, корни которой уходят в 19 век. Именно тогда возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Если обратиться к хозяйственной практике дореволюционной России, куда входила Беларусь, то особый интерес вызывает широкое развитие в конце 19 и начале 20 вв. кооперативного движения как одной из форм предпринимательства. Кооперативное массовое движение в России началось позже, чем в других странах Запада. Однако оно приобрело необычную широту и охватило различные сферы деятельности

Содержание

Введение………………………………………………………................................4
1 Предпринимательство в рыночной экономике………………………………....8
Понятие предпринимательства, его субъекты и виды……….…….………...8
Факторы и мотивы развития предпринимательства и его роль
в экономике страны……………………………………………………………….11
2 Состояние развития предпринимательства в Беларуси……………………..13
2.1 Стратегия и проблемы малого бизнеса………………………………………13
2.2 Показатели развития малого и среднего бизнеса в Беларуси
на современном этапе…………………………………………………………….15
3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь…….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
Приложение А. Снижение физического объема продаж – наиболее широко встреч

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

«О предпринимательстве  в Республике Беларусь» под предпринимательством понимается, самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия) [1: ст.1].

В соответствии с Законом  Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. № 813-ХII, с изм. и доп. от 15 января 1992 г. № 1419-ХII; 18 января 1994 г. № 2711- ХII; 15 июля 1997 г. № 67-З; 31 декабря 1997 г. № 115-3; 10 января 2000 г. № 358-З, 14 июня 2003 г. № 203-З; 30 июля 2004 г. № 307-З «О предпринимательстве в Республике Беларусь» субъектами предпринимательства являются:

  • физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;
  • группы граждан (партнеров) - коллективы предпринимателей.

Не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах [7: ст.2].

Выше названный закон  также определяет и формы предпринимательства. В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:

  • частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;
  • коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.

Предпринимательство может  осуществляться без образования  юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда.

Особой формой предпринимательства  является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом) наделён правами и обязанностями и несёт ответственность, установленную для предпринимателя [7: ст.3].

Предпринимательство можно  разделить на производственное, коммерческое и финансовое. Каждый вид имеет свою специфику, особенности и, следовательно, свою технологию. Однако, будучи относительно самостоятельными, виды предпринимательской деятельности взаимосвязаны и дополняют друг друга, т. е. один вид деятельности может содержаться в другом.

За производственным предпринимательством обычно следует торговое, так как надо продать или обменять производственный товар. Производство и продажа товара связаны с финансовыми операциями, требуют денежных средств, поэтому к производственному и коммерческому  предпринимательству тесно примыкает финансовое. Порой в одном предпринимательстве сочетаются производственник, коммерсант и финансист. Иногда как самостоятельный вид выделяют страховое предпринимательство.

К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и оказание услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание других ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям. Оно включает производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительные работы, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет.

Коммерческое предпринимательство характеризуется тем, что суть его содержания составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. Иными словами, имеет место перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции, и др. Но очень важно сделать выбор – что покупать, что перепродавать и где. В решении этих вопросов, прежде всего, следует исходить из положения, что реализационная цена товара должна быть значительно выше закупочной, а спрос на предлагаемый товар достаточным для реализации его в намечаемом масштабе сделки. Но чтобы быть уверенным, что эти условия выполнимы, предприниматель должен провести тщательный маркетинг, направленный на анализ рынка ряда товаров и услуг и на выработку прогнозной оценки конъюнктуры рынка, т.е. выяснить какие товары и услуги будут пользоваться наибольшим спросом, каковы будут цены покупки и реализации.

Особый объект коммерческого  бизнеса представляют экспортно-импортные операции, в ходе которых товар закупается в одной стране, а продаётся в другой.

Финансовое предпринимательство является разновидностью коммерческого, поскольку объектом его купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит покупка и продажа денег и ценных бумаг по ценам, обеспечивающим получение прибыли.

С переходом к рыночным отношениям рынок денег, валюты и  ценных бумаг становится реальностью. Его участники выступают коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия, организации  и физические лица – предприниматели. Поскольку финансовое предпринимательство – это разновидность коммерческого, то технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технология коммерческой сделки с той лишь разницей, что товаром являются финансовые активы [8].

Критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, со среднесписочной численностью работников:

  • в промышленности и на транспорте - до 100 человек;
  • в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - до 60 человек;
  • в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;
  • в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле - до 30 человек;
  • в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек. [2: п. 2]

Различают следующие  виды предпринимательства в малом  бизнесе:

  • по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;
  • по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;
  • по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;
  • по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;
  • по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства. [5: с. 8]

 

 

 

 

 

 

1.2 Факторы и мотивы развития предпринимательства и его роль

в экономике страны

 

 

В повседневной жизни  и хозяйственной деятельности большинство  людей в той или иной мере соприкасаются  с практикой предпринимательства. Но не каждый субъект рынка, в т.ч. и бизнесмен, может быть назван в  полной мере предпринимателем. Предпринимателями являются только деловые люди, поведение которых на рынке отличается поисковым характером. Сущность предпринимательской деятельности заключается в поиске нового, организации работы малого предприятия для развития хозяйственной активности, освоения новых рынков, перехода к производству новых товаров и услуг. Предприниматель должен быть источником и руководителем творческой активности и предприимчивости работников фирмы. Хозяйственник, не являющейся предпринимателем – это поденщик, отбывающий на работе  регламентированные часы. Предприниматель же, независимо от того, является он владельцем собственности или наёмным работником, как, например, руководитель-предприниматель, рискует, лишён самоуспокоенности, самодовольства, расточительства, застоя. Хотя следует отличать предпринимательство от менеджмента, а предпринимателя от управляющего. Предприниматель самостоятельно действует на свой страх и риск и под свою ответственность. Менеджером может быть и наёмный работник, организующий реализацию задач, поставленных предпринимателем. Он несёт меньшую имущественную и моральную ответственность за свои действия, чем владелец имущества – предприниматель. Менеджер, как наёмный работник, не является собственником в отличии от предпринимателя.

Факторы развития предпринимательства:

  • функционирование рыночных отношений, создание потребительского рынка. Это расширяет круг запросов, интересов, возможностей удовлетворять потребности;
  • наличие правовой базы, гарантий со стороны государства в отношении собственности предпринимателей, их прав, защиты экономических интересов;
  • поддержка предпринимательства со стороны государства налоговой, финансово-кредитной политики;
  • разгосударствление и приватизация госсобственности;
  • банкротство и разорение действующих предприятий, нерентабельных, убыточных и создание на их основе частных малых фирм;
  • изменение отношения к предпринимательской деятельности со стороны общества;
  • правильный выбор организационно-правовых фирм предпринимательства;
  • ускоренное развитие рыночной инфраструктуры (центры, союзы, банки, страховые компании, рекламные агентства и т.д.).

Мотивы предпринимательской  деятельности:

  • получение прибыли, необходимой для развития предпринимательской деятельности фирмы;
  • расширение собственного дела;
  • стимулирование работников, менеджеров;
  • стремление человека улучшить своё экономическое, материальное и социальное положение в обществе, желание жить лучше;
  • возможность самовыражения личности;
  • включение в хозяйственный процесс, оборот части финансовых сбережений населения;
  • желание законным путём повысить свои доходы, заниматься активным видом деятельности.

Предпринимательские единицы  являются коммерческими. Следовательно, ведущим побудительным мотивом  для предпринимателей служит получение  прибыли. Прибыль нужна для развития предпринимательской фирмы, расширения своего дела, стимулирования наёмных работников. Но это не определяющий мотив. Об этом говорит и зарубежный опыт. Получение прибыли заранее обусловлено, без неё нет развития и удовлетворения личных потребностей предпринимателя и наёмных работников.

При организации своего дела определяющим существенным мотивом  является стремление человека улучшить своё экономическое положение, материальные и социальные условия жизни [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Состояние развития предпринимательства в Беларуси

 

2.1 Стратегия  и проблемы малого бизнеса, преимущества и недостатки

 

В теории и практическом осуществлении  любого вида деятельности термин и смысл понятия стратегии применяется как предполагаемый, обоснованный, прогнозируемый путь достижения какой-либо цели, как фактор утверждения положительного конечного результата. Существуют стратегия проникновения на рынок, маркетинговая стратегия, стратегия экономическая, управления. Главный смысл предпринимательской стратегии – не только организовать свою фирму, стать предпринимателем, но и организовать успешное развитие своего дела на всех стадиях жизненного цикла предпринимательской единицы: создания, функционирования и развития.

Таким образом, предпринимательскую стратегию рассматривают,           как необходимость обеспечить успешное функционирование предпринимательского объекта в данный период времени и в долгосрочной перспективе. В нашей стране малый и средний бизнес рассматривают как питательную среду предпринимательства и роста национальной экономики в целом. Достоинство этой деятельности – в независимости действий на свой страх и риск, возможности принятия наиболее гибких и оперативных решений, адаптации к особенностям местных условий, в ожидании быстрого материального успеха, в низких операционных расходах, возможности совмещения нескольких профессий для реализации своих способностей.

В целом в республике к развитию малого бизнеса есть все  условия. К этому располагают  наличие высокоразвитых отраслей промышленности: приборостроения, радиоэлектроники, деревообрабатывающей промышленности, наличие лесных и сельскохозяйственных угодий (охота, ягоды, грибы), развитой сферы услуг.

Вместе с тем проблемы развития малого бизнеса и в целом  предпринимательства остаются. Прежде всего, длительный период времени являлось нестабильным законодательство. Во многом оно несовершенно из-за отсутствия устоявшихся правовых норм и положений.

Основная проблема малых предприятий  – это недостаточная ресурсная, материально-техническая и финансовая база. Создать новый сектор экономики без достаточных ресурсов невозможно, тем более, инфляционные процессы с начала 90-х годов 20 века обесценили денежные накопления. Кредитные ресурсы не всегда доступны. Поэтому без поддержки малого бизнеса не обойтись. Местные органы власти такую поддержку в достаточной мере оказать не могут. Нужна государственная целевая программа.

Информация о работе Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития