Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа
Предпринимательство на белорусской земле имеет свою историю, корни которой уходят в 19 век. Именно тогда возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Если обратиться к хозяйственной практике дореволюционной России, куда входила Беларусь, то особый интерес вызывает широкое развитие в конце 19 и начале 20 вв. кооперативного движения как одной из форм предпринимательства. Кооперативное массовое движение в России началось позже, чем в других странах Запада. Однако оно приобрело необычную широту и охватило различные сферы деятельности
Введение………………………………………………………................................4
1 Предпринимательство в рыночной экономике………………………………....8
Понятие предпринимательства, его субъекты и виды……….…….………...8
Факторы и мотивы развития предпринимательства и его роль
в экономике страны……………………………………………………………….11
2 Состояние развития предпринимательства в Беларуси……………………..13
2.1 Стратегия и проблемы малого бизнеса………………………………………13
2.2 Показатели развития малого и среднего бизнеса в Беларуси
на современном этапе…………………………………………………………….15
3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь…….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
Приложение А. Снижение физического объема продаж – наиболее широко встреч
«О предпринимательстве в Республике Беларусь» под предпринимательством понимается, самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия) [1: ст.1].
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. № 813-ХII, с изм. и доп. от 15 января 1992 г. № 1419-ХII; 18 января 1994 г. № 2711- ХII; 15 июля 1997 г. № 67-З; 31 декабря 1997 г. № 115-3; 10 января 2000 г. № 358-З, 14 июня 2003 г. № 203-З; 30 июля 2004 г. № 307-З «О предпринимательстве в Республике Беларусь» субъектами предпринимательства являются:
Не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах [7: ст.2].
Выше названный закон также определяет и формы предпринимательства. В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:
Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда.
Особой формой предпринимательства
является предпринимательская
Предпринимательство можно разделить на производственное, коммерческое и финансовое. Каждый вид имеет свою специфику, особенности и, следовательно, свою технологию. Однако, будучи относительно самостоятельными, виды предпринимательской деятельности взаимосвязаны и дополняют друг друга, т. е. один вид деятельности может содержаться в другом.
За производственным предпринимательством обычно следует торговое, так как надо продать или обменять производственный товар. Производство и продажа товара связаны с финансовыми операциями, требуют денежных средств, поэтому к производственному и коммерческому предпринимательству тесно примыкает финансовое. Порой в одном предпринимательстве сочетаются производственник, коммерсант и финансист. Иногда как самостоятельный вид выделяют страховое предпринимательство.
К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и оказание услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание других ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям. Оно включает производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительные работы, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет.
Коммерческое предпринимательство характеризуется
тем, что суть его содержания составляют
товарно-денежные отношения, торгово-обменные
операции. Иными словами, имеет место перепродажа
товаров и услуг. В отличие от производственно-
Особый объект коммерческого бизнеса представляют экспортно-импортные операции, в ходе которых товар закупается в одной стране, а продаётся в другой.
Финансовое предпринимательство является разновидностью коммерческого, поскольку объектом его купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит покупка и продажа денег и ценных бумаг по ценам, обеспечивающим получение прибыли.
С переходом к рыночным
отношениям рынок денег, валюты и
ценных бумаг становится реальностью.
Его участники выступают
Критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, со среднесписочной численностью работников:
Различают следующие виды предпринимательства в малом бизнесе:
1.2 Факторы и мотивы развития предпринимательства и его роль
в экономике страны
В повседневной жизни
и хозяйственной деятельности большинство
людей в той или иной мере соприкасаются
с практикой
Факторы развития предпринимательства:
Мотивы предпринимательской деятельности:
Предпринимательские единицы являются коммерческими. Следовательно, ведущим побудительным мотивом для предпринимателей служит получение прибыли. Прибыль нужна для развития предпринимательской фирмы, расширения своего дела, стимулирования наёмных работников. Но это не определяющий мотив. Об этом говорит и зарубежный опыт. Получение прибыли заранее обусловлено, без неё нет развития и удовлетворения личных потребностей предпринимателя и наёмных работников.
При организации своего дела определяющим существенным мотивом является стремление человека улучшить своё экономическое положение, материальные и социальные условия жизни [5].
2 Состояние развития предпринимательства в Беларуси
2.1 Стратегия и проблемы малого бизнеса, преимущества и недостатки
В теории и практическом осуществлении любого вида деятельности термин и смысл понятия стратегии применяется как предполагаемый, обоснованный, прогнозируемый путь достижения какой-либо цели, как фактор утверждения положительного конечного результата. Существуют стратегия проникновения на рынок, маркетинговая стратегия, стратегия экономическая, управления. Главный смысл предпринимательской стратегии – не только организовать свою фирму, стать предпринимателем, но и организовать успешное развитие своего дела на всех стадиях жизненного цикла предпринимательской единицы: создания, функционирования и развития.
Таким образом, предпринимательскую стратегию рассматривают, как необходимость обеспечить успешное функционирование предпринимательского объекта в данный период времени и в долгосрочной перспективе. В нашей стране малый и средний бизнес рассматривают как питательную среду предпринимательства и роста национальной экономики в целом. Достоинство этой деятельности – в независимости действий на свой страх и риск, возможности принятия наиболее гибких и оперативных решений, адаптации к особенностям местных условий, в ожидании быстрого материального успеха, в низких операционных расходах, возможности совмещения нескольких профессий для реализации своих способностей.
В целом в республике к развитию малого бизнеса есть все условия. К этому располагают наличие высокоразвитых отраслей промышленности: приборостроения, радиоэлектроники, деревообрабатывающей промышленности, наличие лесных и сельскохозяйственных угодий (охота, ягоды, грибы), развитой сферы услуг.
Вместе с тем проблемы развития малого бизнеса и в целом предпринимательства остаются. Прежде всего, длительный период времени являлось нестабильным законодательство. Во многом оно несовершенно из-за отсутствия устоявшихся правовых норм и положений.
Основная проблема малых предприятий – это недостаточная ресурсная, материально-техническая и финансовая база. Создать новый сектор экономики без достаточных ресурсов невозможно, тем более, инфляционные процессы с начала 90-х годов 20 века обесценили денежные накопления. Кредитные ресурсы не всегда доступны. Поэтому без поддержки малого бизнеса не обойтись. Местные органы власти такую поддержку в достаточной мере оказать не могут. Нужна государственная целевая программа.
Информация о работе Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития