Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа
Предпринимательство на белорусской земле имеет свою историю, корни которой уходят в 19 век. Именно тогда возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Если обратиться к хозяйственной практике дореволюционной России, куда входила Беларусь, то особый интерес вызывает широкое развитие в конце 19 и начале 20 вв. кооперативного движения как одной из форм предпринимательства. Кооперативное массовое движение в России началось позже, чем в других странах Запада. Однако оно приобрело необычную широту и охватило различные сферы деятельности
Введение………………………………………………………................................4
1 Предпринимательство в рыночной экономике………………………………....8
Понятие предпринимательства, его субъекты и виды……….…….………...8
Факторы и мотивы развития предпринимательства и его роль
в экономике страны……………………………………………………………….11
2 Состояние развития предпринимательства в Беларуси……………………..13
2.1 Стратегия и проблемы малого бизнеса………………………………………13
2.2 Показатели развития малого и среднего бизнеса в Беларуси
на современном этапе…………………………………………………………….15
3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь…….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
Приложение А. Снижение физического объема продаж – наиболее широко встреч
Ещё одна важная проблема – кадры. Предпринимателем надо родиться, стать намного труднее. Но «урождённых» предпринимателей меньше, чем реально нужно обществу. Более того, и им требуется определённый опыт, объём знаний в рыночной экономике, сформироваться. Значит, предпринимательству надо учить. Обучение тоже требует средств, личных сбережений. Только инструктивными, семинарскими увещевательными призывами, требованиями обогатить деловые качества предпринимателя невозможно.
И, наконец, круг непростых проблем связан с социальной защитой предпринимательской деятельности. Для этого необходимо создание общественных фондов поддержки, и на этой основе организовать систему социальных гарантий по поддержке [5].
Технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
Малый бизнес стал наиболее динамичной частью предпринимательства во многих странах мира. Правительство республики рассматривает мелкий и средний бизнес как питательную среду для роста национальной экономики. Достоинство данной формы предпринимательства состоит в следующем:
Частный предприниматель - сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.
Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства. В их числе:
Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.
Для успешного развития
малого бизнеса экономика республики
должна эволюционировать в направлениях
либерализации, правового обеспечения,
совершенствования налоговой
2.2 Показатели развития малого и среднего бизнеса в Беларуси
на современном этапе
Частный белорусский бизнес в большинстве своем остается малым. По данным на 2005 год в нем было занято около 400 тыс. человек. Вместе с индивидуальными предпринимателями он представляет серьезную социальную и экономическую силу. К началу 2005 года из 32,8 тыс. субъектов малого предпринимательства в торговле и общественном питании работало 13,6 тыс. предприятий (41,3% их общего числа), в промышленности - 7,5 тыс. (22,7%), в строительстве - 3,9 тыс. предприятий (11,9%) [10: с. 34].
В 2005 году на долю малого
предпринимательства
За 1 квартал 2006г. Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг, полученная малыми предприятиями, соcтавила 7,8 трлн. рублей, в том числе предприятиями торговли и общественного питания - 3,7 трлн. рублей (47,6% от общего объема выручки), промышленности - 1,6 трлн. рублей (20,1%) [11].
К концу 3 квартала 2006 года в республике функционировало 32 тыс. малых предприятий. Численность занятых на малых предприятиях возросла по сравнению с 1 кварталом 2006 года и составила 421,5 тыс. человек. По численности работающих лидируют промышленные предприятия - 38,8% общего количества занятых на малых предприятиях; на предприятиях торговли и общественного питания занято 24,7%, в строительстве - 16,1%, на транспорте - 7,8% [12].
По состоянию на 01.12.2006г. количество индивидуальных предпринимателей составило 190,7 тыс. человек, с начала года их количество увеличилось на 12,7 тысяч. Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей составила 599,0 млрд. рублей [12].
Белорусский малый бизнес нуждается в поддержке как никакой другой. Уровень его развития, измеряемый по показателям, принятым в промышленно развитых странах, явно недостаточный даже в сравнении с ближайшими соседними страними (табл. 1)
№ п/п |
показатели |
Беларусь |
Польша |
Россия |
Украина |
Чехия |
1 |
Кол-во МП на 1000 человек |
2,6 |
35 |
6 |
4 |
10,2 |
2 |
Доля занятых на МП в общем кол-ве занятых в экономике страны, % |
8,7 |
61,1 |
16 |
9 |
5,12 |
3 |
Доля МП в ВВП, % |
9 |
51,5 |
12 |
11 |
38,5 |
Таблица 1 – Роль малого бизнеса в экономике разных стран
Как видно из таблицы, наша республика имеет самые низкие показатели по вкладу МП в экономику страны. Так на 1000 белорусов приходится в среднем 2-3 МП, тогда как в соседних странах этот показатель достигает 30-35. Незначительна пока ещё и доля малых предприятий в ВВП страны. По всем этим показателям Беларусь отстаёт не только от развитых стран,но и от государств восточной и центральной Европы, с которыми переход к рынку начинали одновременно [3].
Мировой финансово-экономический кризис больно ударил по субъектам малого и среднего бизнеса. Согласно полученным данным, на момент проведения исследования (июль 2009 года), 3/4 всех субъектов малого и среднего предпринимательства успели почувствовать «существенное влияние мирового финансово-экономического кризиса» (табл. 2). Кризис затронул все рассматриваемые нами отрасли, в большей степени строительство и транспорт, в меньшей – торговлю и общественное питание, промышленность (хотя различия и невелики); а также все области и г. Минск. В Минске, а также в Могилевской и Гомельской областях доля затронутых кризисом субъектов малого предпринимательства наибольшая.
Острая фаза кризиса развивалась с августа 2008 по март 2009 года с резким скачком числа затронутых им предприятий с октября по декабрь 2008 года (рис. 1 и 2). Первым в кризис вступил транспорт, а затем промышленность. Географически кризис первым проявился в Брестской области и в г. Минске, а стремительнее всего развивался в Могилевской области.
Наиболее часто встречающимися
последствиями кризиса для малы
Таблица 2 – Последствие кризиса для малого и среднего бизнеса
Кризис затронул все отрасли и области | |||
Мировой финансово-экономический кризис оказал существенное влияние на деятельность предприятия |
Малое |
Среднее |
Индивидуальный предприниматель |
Отрасли | |||
Промышленность |
76% |
71% |
67% |
Транспорт и связь |
82% |
100% |
88% |
Строительство |
89% |
71% |
82% |
Торговля и общественное питание |
72% |
73% |
83% |
Другие отрасли |
63% |
67% |
65% |
Области | |||
Брестская область |
65% |
75% |
95% |
Витебская область |
63% |
75% |
69% |
Гомельская область |
63% |
67% |
77% |
Гродненская область |
82% |
67% |
79% |
Г. Минск |
83% |
77% |
83% |
Минская область |
54% |
75% |
57% |
Могилёвская область |
88% |
75% |
100% |
Всего |
74% |
74% |
80% |
Примечание – Источник: : [15]
Рисунок 1 – влияние кризиса быстро ощутили все отрасли
Примечание – Источник: [15]
Рисунок 2 – влияние кризиса быстро ощутили все отрасли
Примечание – Источник: : [15]
На 1 января 2011 г. в республике состоит на учете 86 194 субъекта малого предпринимательства – юридических лица. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц увеличилось на 7559, или на 9,6 процента.
Численность индивидуальных
предпринимателей на 1 января 2011 г. составила 231 834 человека. К уровню
1 января 2010 г. численность индивидуальных
предпринимателей увеличилась на 12 229 человек,
или 5,6 процента.
Таким образом, на 1 января 2011 г. в республике насчитывается 318 028 субъектов малого предпринимательства.
В 2009 году удельный вес
микро- и малых организаций в
общем объеме валового внутреннего
продукта составил 11,4 процента (рост по
сравнению с 2008 годом на 2,1 процентного
пункта), субъектов среднего предпринимательства
– 7,4 процента (рост по сравнению с 2008 годом
на 0,6 процентного пункта).
За 2009 год
субъектами малого предпринимательства
– юридическими лицами произведено
промышленной продукции 9,1 процента от
общего объема промышленного производства
(за 2008 год – 8,2 процента),
29,5 процента от общего объема розничного
товарооборота (за 2008 год – 19,9 процента),
30,5 процента от общего объема внешнеторгового
оборота (за 2008 год – 16,7 процента).
Удельный вес выручки, полученной в 2009 году субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами, составил 28,9 процента и вырос по сравнению с 2008 годом на 8,2 процента.
Рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами составила 26,7 процента (за 2008 год – 17,1 процента).
В отраслевом разрезе наибольшее количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц занято в торговле и общественном питании – 31 процент, промышленности – 28,1 процента, строительстве - 16,7 процента, транспорте – 6,9 процента, сельском хозяйстве – 2,8 процента от общей численности занятых в микро- и малых организациях.
Положительная динамика развития малого и среднего предпринимательства является результатом государственной политики по улучшению в стране бизнес-среды [13].
Информация о работе Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития