Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство на белорусской земле имеет свою историю, корни которой уходят в 19 век. Именно тогда возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Если обратиться к хозяйственной практике дореволюционной России, куда входила Беларусь, то особый интерес вызывает широкое развитие в конце 19 и начале 20 вв. кооперативного движения как одной из форм предпринимательства. Кооперативное массовое движение в России началось позже, чем в других странах Запада. Однако оно приобрело необычную широту и охватило различные сферы деятельности

Содержание

Введение………………………………………………………................................4
1 Предпринимательство в рыночной экономике………………………………....8
Понятие предпринимательства, его субъекты и виды……….…….………...8
Факторы и мотивы развития предпринимательства и его роль
в экономике страны……………………………………………………………….11
2 Состояние развития предпринимательства в Беларуси……………………..13
2.1 Стратегия и проблемы малого бизнеса………………………………………13
2.2 Показатели развития малого и среднего бизнеса в Беларуси
на современном этапе…………………………………………………………….15
3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь…….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
Приложение А. Снижение физического объема продаж – наиболее широко встреч

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

Ещё одна важная проблема – кадры. Предпринимателем надо родиться, стать  намного труднее. Но «урождённых» предпринимателей меньше, чем реально нужно обществу. Более того, и им требуется определённый опыт, объём знаний в рыночной экономике, сформироваться. Значит, предпринимательству надо учить. Обучение тоже требует средств, личных сбережений. Только инструктивными, семинарскими увещевательными призывами, требованиями обогатить деловые качества предпринимателя невозможно.

И, наконец, круг непростых проблем  связан с социальной защитой предпринимательской  деятельности. Для этого необходимо создание общественных фондов поддержки, и на этой основе организовать систему социальных гарантий по поддержке [5].

Технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Малый бизнес стал наиболее динамичной частью предпринимательства  во многих странах мира. Правительство  республики рассматривает мелкий и  средний бизнес как питательную  среду для роста национальной экономики. Достоинство данной формы предпринимательства состоит в следующем:

  • Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, противозатратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.
  • Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.
  • При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.
  • Независимость действий, возможность наиболее гибких и оперативных решений.
  • Шансы на быстрый материальный успех.
  • Возможность совмещения нескольких профессий.
  • Взаимозаменяемость, перемена характера труда, равно как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений и др. Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции. [14: с. 6, 75]

Частный предприниматель - сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным  предпринимателем доход зависит  от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести  дела эффективно.

Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства. В их числе:

  • неравномерность развития малых предприятий по регионам республики;
  • неразвитость их в малых городах, сельской местности и в инновационной сфере;
  • увеличение доли убыточных предприятий;
  • затрудненный доступ к финансовым ресурсам, недостаточная финансовая поддержка, отсутствие действенных механизмов финансово-кредитного обеспечения такой поддержки;
  • наличие большого количества административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности, в том числе ограничений на стадии "вхождения" малых предприятий в рынок, связанных с регистрацией, лицензированием, сертификацией, гигиенической регистрацией, а также в период функционирования и "выхода" из рынка;
  • нестабильность и несовершенство действующего законодательства;
  • сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
  • отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малых предприятий в приоритетных сферах экономики. [11]

Сложившаяся экономическая  ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

 

Для успешного развития малого бизнеса экономика республики должна эволюционировать в направлениях либерализации, правового обеспечения, совершенствования налоговой системы, приватизации, ориентации предпринимательской деятельности на потребителей. [14: с. 76]

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Показатели  развития малого и среднего  бизнеса в Беларуси 

на современном  этапе

 

 

Частный белорусский  бизнес в большинстве своем остается малым. По данным на 2005 год в нем  было занято около 400 тыс. человек. Вместе с индивидуальными предпринимателями он представляет серьезную социальную и экономическую силу. К началу 2005 года из 32,8 тыс. субъектов малого предпринимательства в торговле и общественном питании работало 13,6 тыс. предприятий (41,3% их общего числа), в промышленности - 7,5 тыс. (22,7%), в строительстве - 3,9 тыс. предприятий (11,9%) [10: с. 34].

В 2005 году на долю малого предпринимательства приходилось  около 8,1% от общего объема ВВП. Наблюдается  небольшая положительная тенденция. Так, в 1 квартале 2006 года доля малого предпринимательства в объеме ВВП уже составляла около 9%. Малые предприятия в Беларуси играют возрастающую роль. В 1 квартале 2006 года их число составило 32,4 тыс. В торговле и общественном питании работало 13,2 тыс. (40,8% их общего числа), в промышленности - 7,6 тыс. (23,5%) [11].

За 1 квартал 2006г. Выручка  от реализации товаров, продукции, работ  и услуг, полученная малыми предприятиями, соcтавила 7,8 трлн. рублей, в том числе  предприятиями торговли и общественного питания - 3,7 трлн. рублей (47,6% от общего объема выручки), промышленности - 1,6 трлн. рублей (20,1%) [11].

К концу 3 квартала 2006 года в республике функционировало 32 тыс. малых предприятий. Численность  занятых на малых предприятиях возросла по сравнению с 1 кварталом 2006 года и составила 421,5 тыс. человек. По численности работающих лидируют промышленные предприятия - 38,8% общего количества занятых на малых предприятиях; на предприятиях торговли и общественного питания занято 24,7%, в строительстве - 16,1%, на транспорте - 7,8% [12].

По состоянию на 01.12.2006г. количество индивидуальных предпринимателей составило 190,7 тыс. человек, с начала года их количество увеличилось на 12,7 тысяч. Сумма налоговых поступлений  от индивидуальных предпринимателей составила 599,0 млрд. рублей [12].

Белорусский малый бизнес нуждается в поддержке как  никакой другой. Уровень его развития, измеряемый по показателям, принятым в  промышленно развитых странах, явно недостаточный даже в сравнении  с ближайшими соседними страними (табл. 1)

 

 

 

 

 

 

п/п

 

  показатели

 

 Беларусь

 

  Польша

 

 Россия

 

 Украина

 

 Чехия

1

Кол-во МП на 1000 человек

 

     2,6

 

      35

 

     6

 

      4

 

  10,2

2

Доля занятых на МП в общем кол-ве занятых в экономике  страны, %

 

 

     8,7

 

 

    61,1

 

 

     16

 

 

      9

 

 

  5,12

3

Доля МП в ВВП, %

 

       9

 

    51,5

 

    12

 

     11

 

  38,5




                  Таблица 1 – Роль малого бизнеса в экономике разных стран

                                                                            

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Примечание – Источник: [3,с.30].

 

Как видно из таблицы, наша республика имеет самые низкие показатели по вкладу МП в экономику страны. Так на 1000 белорусов приходится в среднем 2-3 МП, тогда как в соседних странах этот показатель достигает 30-35. Незначительна пока ещё и доля малых предприятий в ВВП страны. По всем этим показателям Беларусь отстаёт не только от развитых стран,но и от государств восточной и центральной Европы, с которыми переход к рынку начинали одновременно [3].

Мировой финансово-экономический  кризис больно ударил по субъектам  малого и среднего бизнеса. Согласно полученным данным, на момент проведения исследования (июль 2009 года), 3/4 всех субъектов малого и среднего предпринимательства успели почувствовать «существенное влияние мирового финансово-экономического кризиса» (табл. 2). Кризис затронул все рассматриваемые нами отрасли, в большей степени строительство и транспорт, в меньшей – торговлю и общественное питание, промышленность (хотя различия и невелики); а также все области и г. Минск. В Минске, а также в Могилевской и Гомельской областях доля затронутых кризисом субъектов малого предпринимательства наибольшая.

Острая фаза кризиса  развивалась с августа 2008 по март 2009 года с резким скачком числа затронутых им предприятий с октября по декабрь 2008 года (рис. 1 и 2). Первым в кризис вступил транспорт, а затем промышленность. Географически кризис первым проявился в Брестской области и в г. Минске, а стремительнее всего развивался в Могилевской области.

Наиболее часто встречающимися последствиями кризиса для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей были по мере убывания: снижение физического объема продаж, уменьшение будущих заказов, задержки по оплате поставленной продукции, замораживание инвестиционных проектов, ухудшение условий кредитования поставщиками / банками (Приложение А) [15].

 

 

 

       Таблица 2 – Последствие кризиса для малого и среднего бизнеса

Кризис затронул все отрасли и области

Мировой финансово-экономический кризис оказал существенное влияние на деятельность предприятия

 

                  Малое

 

               Среднее

 

Индивидуальный  предприниматель

Отрасли

Промышленность

76%

71%

67%

Транспорт и связь

82%

100%

88%

Строительство

89%

71%

82%

Торговля и общественное питание

72%

73%

83%

Другие отрасли

63%

67%

65%

Области

Брестская область

65%

75%

95%

Витебская область

63%

75%

69%

Гомельская область

63%

67%

77%

Гродненская область

82%

67%

79%

Г. Минск

83%

77%

83%

Минская область

54%

75%

57%

Могилёвская область

88%

75%

100%

Всего

74%

74%

80%


                                       

                                  Примечание – Источник: :  [15]

 

 

 

 

            Рисунок 1 – влияние кризиса быстро ощутили все отрасли

 

                                    Примечание – Источник:  [15]

 

 

 

    Рисунок 2 – влияние кризиса быстро ощутили все отрасли

 

 

                              Примечание – Источник:  :  [15]

 

 

 

На 1 января 2011 г. в республике состоит на учете 86 194 субъекта малого предпринимательства – юридических лица. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц увеличилось на 7559, или на 9,6 процента.

Численность индивидуальных предпринимателей на 1 января 2011 г. составила 231 834 человека. К уровню 1 января 2010 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 12 229 человек,  
или 5,6 процента.

Таким образом, на 1 января 2011 г. в республике насчитывается 318 028 субъектов малого предпринимательства.

В 2009 году удельный вес  микро- и малых организаций в  общем объеме валового внутреннего  продукта составил 11,4 процента (рост по сравнению с 2008 годом на 2,1 процентного  пункта), субъектов среднего предпринимательства  – 7,4 процента (рост по сравнению с 2008 годом  
на 0,6 процентного пункта).

За 2009 год  субъектами малого предпринимательства  – юридическими лицами произведено  промышленной продукции 9,1 процента от общего объема промышленного производства (за 2008 год – 8,2 процента),  
29,5 процента от общего объема розничного товарооборота (за 2008 год – 19,9 процента), 30,5 процента от общего объема внешнеторгового оборота (за 2008 год – 16,7 процента).

Удельный  вес выручки, полученной в 2009 году субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами, составил 28,9 процента и вырос по сравнению с 2008 годом на 8,2 процента.

Рентабельность  реализованной продукции (работ, услуг) субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами составила 26,7 процента (за 2008 год – 17,1 процента).

В отраслевом разрезе наибольшее количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц занято в торговле и общественном питании – 31 процент, промышленности – 28,1 процента, строительстве - 16,7 процента, транспорте – 6,9 процента, сельском хозяйстве – 2,8 процента от общей численности занятых в микро- и малых организациях.

 Положительная динамика развития малого и среднего предпринимательства является результатом государственной политики по улучшению в стране бизнес-среды [13].

Информация о работе Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития