Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство на белорусской земле имеет свою историю, корни которой уходят в 19 век. Именно тогда возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Если обратиться к хозяйственной практике дореволюционной России, куда входила Беларусь, то особый интерес вызывает широкое развитие в конце 19 и начале 20 вв. кооперативного движения как одной из форм предпринимательства. Кооперативное массовое движение в России началось позже, чем в других странах Запада. Однако оно приобрело необычную широту и охватило различные сферы деятельности

Содержание

Введение………………………………………………………................................4
1 Предпринимательство в рыночной экономике………………………………....8
Понятие предпринимательства, его субъекты и виды……….…….………...8
Факторы и мотивы развития предпринимательства и его роль
в экономике страны……………………………………………………………….11
2 Состояние развития предпринимательства в Беларуси……………………..13
2.1 Стратегия и проблемы малого бизнеса………………………………………13
2.2 Показатели развития малого и среднего бизнеса в Беларуси
на современном этапе…………………………………………………………….15
3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь…….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
Приложение А. Снижение физического объема продаж – наиболее широко встреч

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

 

 

 

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО “БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИ-

                                                   ВЕРСИТЕТ”

 

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

                                            КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

По дисциплине: Макроэкономика

 

на тему: Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

ФФБД, 2 курс, ЗФК-1                                                                  В.А. Рабушко

 

 

Руководитель

канд. экон. наук,

доцент                                                                                           Э.И. Лобкович

 

 

 

 

 

                                            Минск 2011

 

                                         РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа:

 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАЛЫЙ БИЗНЕС, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМІКА, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, РЕСУБЛИКА БЕЛАРУСЬ.

Объект исследования – предпринимательство в Беларуси.

Предмет исследования –  состояние и развитие предпринимательства  в Беларуси.

Цель работы: оценить состояние и развития предпринимательства в Беларуси.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

Исследования  и разработки: проведен анализ состояния предпринимательства в Беларуси, перспективы развития , в результате которых выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.

Элементы научной  новизны: определены и сформулированы основные проблемы развития предпринимательства в Беларуси и предложены конкретные способы их решения.

Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия.

Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость: изучение предпринимательства является очень актуальным в условиях современных кризисных процессов в экономике Республики Беларусь, которые повлекли за собой значительные проблемы развития предпринимательства.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

________________

(подпись студента)

 

 

         

                                 

                                               СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………................................4

1 Предпринимательство  в рыночной экономике………………………………....8

    1. Понятие предпринимательства, его субъекты и виды……….…….………...8
    2. Факторы и мотивы развития предпринимательства и его роль

в экономике страны……………………………………………………………….11

2 Состояние развития  предпринимательства в Беларуси……………………..13

2.1 Стратегия и проблемы малого бизнеса………………………………………13

2.2 Показатели развития малого и среднего бизнеса в Беларуси

на современном этапе…………………………………………………………….15

3 Перспективы развития  предпринимательства в Республике  Беларусь…….

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованных источников…………………………………………

Приложение А. Снижение физического объема продаж – наиболее широко встречавшее последствие кризис…………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       ВВЕДЕНИЕ

 

 

Предпринимательство на белорусской земле имеет свою историю, корни которой уходят в 19 век. Именно тогда возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Если обратиться к хозяйственной практике дореволюционной России, куда входила Беларусь, то особый интерес вызывает широкое развитие в конце 19 и начале 20 вв. кооперативного движения как одной из форм предпринимательства. Кооперативное массовое движение в России началось позже, чем в других странах Запада. Однако оно приобрело необычную широту и охватило различные сферы деятельности [3].

В процессе становления  рыночных отношений предпринимательство  занимает особое место, определяемое усилением  тенденций процессов  глобализации и их влиянием на развитие национальных экономик.

Термин «предприниматель»  первично произошел от французского слова «entrepreneur»  – антрепренер, посредник, которое в середине 16 века употреблялось по отношению к организаторам балов и т.д., а с 17 века так назывались лица, заключавшие с государством контракты с заранее оговоренной стоимостью. В начале 18 века английский экономист Роберт Катильон одним из первых употребил слово «предприниматель», дав ему толкование, как «человек, покупающий средства производства и продающий готовые товары с прибылью, действующий в условиях риска». В 1797 году Бодо определил предпринимателя, как лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело. В 1983 году Гиффорт Пинтом было выявлено различие понятий «интрапренер» и «антрепренер», где антрепренер создаёт новое предприятие, а интрапренер выступает как антрепренер, действующий в условиях уже созданного предприятия.

К началу 60-х г. 19в. в стране действовало более двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками тысяч рабочих, насчитывалось (на 1 января 1861 г.) 128 акционерных обществ. За период 1861-1863 гг. было учреждено 357 акционерных обществ, 53  железнодорожных общества, 73 банка и 163 промышленных общества. В начале 1917 года в России участвовало в кооперативах около 84 млн. человек, что составляло более половины населения страны. По состоянию на 01.01.1917 г. в России функционировало 47187 кооперативов, в том числе 16055 кредитных товариществ, 20000 потребительских обществ,8132 сельскохозяйственных обществ, 3000 маслодельных  артелей и т.д.

После Октябрьской революции 1917 года можно выделить несколько  этапов в развитии предпринимательства:

1 этап (октябрь 1917г.  – начало 20-х годов) – установление  государственной монополии и централизации экономики, что означало лишние экономической самостоятельности производителей  и устранение конкуренции между ними.

2 этап (20-е годы) – период новой экономической политики (НЭП), наблюдалось становление предпринимательства в новых формах акционерных обществ, товариществ, кооперативов, смешанных и частных концессий и т.д. В 1925 году в промышленности действовало 1.882.408 мелких и кустарных ремесленных предприятий, на долю которых приходилось 19% промышленного производства страны, 25% товарооборота страны и более 50% розничной торговли.

3 этап (конец 20-х годов  2-я половина 80-х годов) – начало  перемещения предпринимательской деятельности из легального положения в теневую экономику.

4 этап (конец 80-х годов) – формирование нового экономического мышления на базе социалистической предприимчивости, возродились такие формы хозяйствования как подряд, аренда, кооперация и т.д.

5 этап (90-е годы) – переход к рыночной экономике, основным компонентом которого стало предпринимательство, позволяющее обеспечить полноценное формирование конкурентной среды. В Республике Беларусь понятие «предпринимательство» впервые было определено в Законе «О предпринимательстве в БССР» от 28.05.1991 года. Изучение особенностей развития предпринимательства обеспечивает преёмственность его исторических преимуществ и позволяет выявить направления государственной поддержки. В целом, её система заключается в формировании и развитии инфраструктуры для предпринимательства, установлении щадящего налогового режима, оказании различных видов финансовых, управленческих, технических, информационных услуг и т.д. [6].

Предпринимательство становится составным и важным компонентом рыночной экономики. Без рыночной экономики нет предпринимательства, равно как без предпринимательства нет рыночной экономики [5].

Переход к рыночным отношениям обусловил необходимость коренного  преобразования производства, производственной и социальной инфраструктур, сферы торговли, финансовой и инновационной деятельности, а также всей системы подготовки кадров. В новых условиях возросла потребность в специалистах, способных осуществлять индивидуальную и коллективную деятельность, работать по контракту в предпринимательских структурах и в сферах, связанных с бизнесом и особенно с самым распространенным в рыночной экономике малым бизнесом. Именно малый и средний бизнес составляют основную часть белорусского предпринимательства.

Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

Для экономики в целом  деятельность малых компаний оказывается  важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для Беларуси, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

Анализ экономической  литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов  малого предпринимательства свидетельствует  об усилении роли малых предприятий  даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

? формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений,  способствующих лучшему удовлетворению  потребностей населения и общества;

? расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

? приближение производства  товаров и услуг к конкретным  потребителям;

? содействие структурной  перестройке экономики. Малое  предпринимательство придает экономике  гибкость, мобильность, маневренность;

? привлечение личных  средств населения на развитие  производства. Партнеры в малых  предприятиях вкладывают свои  капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

? создание дополнительных  рабочих мест, сокращение уровня  безработицы;

? способствование более  эффективному использованию творческих  возможностей людей, раскрытию  их талантов, развитию различных  видов ремесел, народных промыслов;

? вовлечение в трудовую  деятельность отдельных групп  населения, для которых крупное  производство налагает определенные  ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

? формирование социального  слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

? активизация научно-технического  прогресса;

? освоение и использование  местных источников сырья и  отходов крупных производств;

? содействие крупным  предприятиям путем изготовления  и поставки комплектующих изделий  и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

? освобождение государства  от низкорентабельных и убыточных  предприятий за счет их аренды  и выкупа.

Все эти и другие экономические  и социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики Беларуси.

Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило  основанием для выбора мной темы курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предпринимательство в рыночной экономике

 

1.1Понятие предпринимательства, его субъекты и виды

 

 

Основным типом хозяйственной  деятельности в рыночной экономике  является предпринимательство. Предпринимательская  деятельность характеризуется такими признаками, как: 1)экономическая свобода; 2)материальная ответственность за принимаемые решения (вплоть до банкротства); 3)ориентация на коммерческий успех [9].

В соответствии с Законом  Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. № 813-ХII

Информация о работе Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития