Предпринимательство: теория и история

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы - исследовать историю развития предпринимательства и рассмотреть теорию предпринимательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….... 3
Глава 1 Теория предпринимательства…………………………………..…….…. 5
1.1 Теория предпринимательства и эволюционная экономика……………… 5
1.2 Теория созидательного разрушения И. Шумпетера………………………. 5
1.3 Эволюционный подход……………………………………………………… 9
Глава 2 История предпринимательства...…………………………………….….. 17
2.1 Предпринимательство в Древней Руси………………………………….... 17
2.2. Предпринимательство в дореволюционной России ……………………... 22
2.3 Предпринимательство периода 1917-1990 годов………………….……… 26
2.4 Предпринимательство в современной России…………………………….. 28
Заключение…………………………………………………………..…………...... 32
Список нормативно-правовых актов и литературы...…………………………. 34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВОЙ по экономической теории1.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

     Изнанкой  «золотого века» было, однако, то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом предпринимательстве методом «доразграбления» госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.

     Конечно, в развитии МП имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.

     Однако  нельзя не заметить, что «золотой век» малого бизнеса и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат государственной власти и управления. Попытки центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность государственного аппарата.

     Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй, этап и в развитии российского малого предпринимательства.

     1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности.

     В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере материального производства.

     По  широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была  малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

     Вместо  своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присуще периоду перестройки, в сфере МП стала образовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Сказанное, правда, не означает, что криминальные структуры оставили малый бизнес в покое.

     Главными  причинами приостановки роста числа  малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной рыночной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и о доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу.

     В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений.

     Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к новому этапу по-настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства. 
 
 
 

Заключение

     В развитых странах со сложившейся рыночной экономикой предпринимательство пользуется государственной поддержкой, поскольку оно обеспечивает необходимую для нормального функционирования народного хозяйства конкурентную среду, способствует росту промышленной продукции, совершенствованию технологических процессов, снижению безработицы. Иными словами мировой опыт свидетельствует: экономический подъем и благосостояние граждан того или иного государства напрямую зависит от уровня развития малого и среднего бизнеса. Государственная поддержка особенно нужна малому предпринимательству в условиях перехода плановой экономики к рыночной, когда предприниматели вступают в конкурентную борьбу со сложившимися за долгие годы монопольными структурами, главенствующими на внутреннем и внешнем рынке, обладающими большими финансовыми, материальными и людскими ресурсами и, как правило, базирующихся на наиболее эффективных источниках сырья.

     В курсовой изучена история предпринимательства, определена его роль, как элемента системы экономических отношений индустриальной экономики рыночного типа, обеспечивающей ее инновационную активность и поддержание конкурентной среды.

     Кроме того, в ходе разработки курсовой работы были сделаны следующие выводы: необходимо конкретизировать правовые акты и инструкции, призванные помочь развитию предпринимательства, а полный и комплексный анализ структуры и динамики предпринимательства поможет разработать четкую и слаженную программу помощи предпринимателям. Политика государства должна быть устойчиво ориентирована на поддержку и защиту предпринимательства.

     Отношение к предпринимательству в российском обществе хотя и противоречиво, но ориентировано на его дальнейшее развитие и в целом доброжелательно. Более того, именно предприниматели выступают сегодня для большинства россиян социально-политическим лидером. Несмотря даже на, безусловно, существующее на бытовом уровне негативное отношение к отдельным сторонам его развития, россияне оценивают предпринимателей как новую реальную силу на российском политическом Олимпе.

     В стране сейчас сложилась уникальная в мировом масштабе ситуация. Когда предпринимательской деятельностью может заняться каждый, так как предпринимательский класс формируется и процесс его формирования носит массовый характер.

     Глубинная готовность принять допускающую большую степень личной свободы и независимости неуравнительную рыночную экономику обуславливается, прежде всего, тем, что она более полно отвечает базовым ценностям общества. Символом же экономики и силой, способной реализовать ее на практике, для россиян выступает сегодня предпринимательство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список нормативно-правовых актов и литературы

     1. Г. А. Копылова. Руководящий корпус российских предприятий: эволюция и характерные черты// Соискатель №3 2005 С. 55-63

     2. Ф.В. Кузнецов. Характерные черты  предпринимательства в российских  регионах // Соискатель №3 2005. С. 130-137.

     3. Андерс Ослунд. Условия развития  малого предпринимательства.// Человек и труд №12 2005 С. 71-76.

     4. Борисов С., Малое предпринимательство:  в какой поддержке оно нуждается?// Человек и труд. 2005 №1 С.65-67.

     5. Аборнева О., Государственное регулирование и поддержка предпринимательства. // Проблемы теории и практики управления. №2 2004 С. 111-117.

     6. Вольский А. Главная прорывная  сила экономики. // Человек и труд. №1 2004 С. 35-37

     7. Русаков М. С. Финансово- экономические  механизмы развития малого предпринимательства за рубежом.// Экономический анализ. Теория и практика. №11 2006 С. 61.

     8. Егоров. Малый бизнес—инструмент  решения социальных задач.// Проблемы теории и практики управления. №4 2004 С. 47-50.

     9. Станиславчик Е. Малый и средний  бизнес.// Проблемы теории и практики  управления. № 11 2005. С. 104-109.

     10. Гуринович М. Большая роль малого  бизнеса. // Человек и труд. №1 2004. С. 37-40.

     11. Винская В. Малый бизнес набирает  обороты.// Экономика и жизнь. Сибирь – ноябрь (№18) 2005. С. 7-9.

     12. Ершова В.И. Российская газета  №3 2005 С. 3-7.

     13. Губанов С. Рост отсталости или отсталость роста.// Труд и социальные отношения. №3 (30) 2005. С. 26-31.     

 

     

Информация о работе Предпринимательство: теория и история