Предпринимательство: теория и история

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы - исследовать историю развития предпринимательства и рассмотреть теорию предпринимательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….... 3
Глава 1 Теория предпринимательства…………………………………..…….…. 5
1.1 Теория предпринимательства и эволюционная экономика……………… 5
1.2 Теория созидательного разрушения И. Шумпетера………………………. 5
1.3 Эволюционный подход……………………………………………………… 9
Глава 2 История предпринимательства...…………………………………….….. 17
2.1 Предпринимательство в Древней Руси………………………………….... 17
2.2. Предпринимательство в дореволюционной России ……………………... 22
2.3 Предпринимательство периода 1917-1990 годов………………….……… 26
2.4 Предпринимательство в современной России…………………………….. 28
Заключение…………………………………………………………..…………...... 32
Список нормативно-правовых актов и литературы...…………………………. 34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВОЙ по экономической теории1.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

     Стохастическая  неоднозначность траектории эволюционного  развития влечет за собой создание новой наследственной информации. Другое широко известное понятие эволюционной экономики, также объясняемое понятием кастлеровского отбора, - это обусловленность дальнейшего экономического развития «зависимостью от предшествующей траектории развития» (path dependence). Математически это означает разбиение всего фазового пространства на независимые области и начальное положение точки в той или иной области определяет дальнейшую траекторию ее движения. Таким образом, дарвиновский отбор есть отбор наилучших признаков, в то время как кастлеровский отбор - это отбор начальных условий.

     В ряде работ рассматривались различные механизмы кастлеровского отбора в условиях экономической конкуренции. Эти механизмы совпадают в главном: элемент стохастичности в них появляется благодаря неустойчивости смешанного детерминистического стационарного состояния. Эффективность дарвиновского отбора прямо коррелирует с числом конкурирующих инноваций. В то же время для кастлеровского отбора справедлива противоположная закономерность. Тем самым представляется, что реальный эволюционный отбор неизбежно сочетает в себе взаимодополняющие процессы обоих типов. Таким образом, для экономической эволюции равно важны как селективные преимущества, так и начальные условия развития инноваций.

Глава 2 История предпринимательства

2.1 Предпринимательство в Древней Руси

     Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути «из варяг в греки». Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян.                     

      Оплотом развития предпринимательства на Руси становились города, в которых  сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов  возникало множество торговых и  промысловых поселений. Сюда сходились  для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние «промышленники». Места эти получали названия погостов. После принятия христианства здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь, складывались товары, а также хранились торговые договоры.

      Купцы и предприниматели в Древней  Руси не были выделены в отдельное  сословие. В предпринимательской  деятельности принимали участие  все слои общества (в том числе князья и бояре). По словам византийского императора Константина Багрянородного русские купцы в ноябре отправлялись вглубь страны, на погосты, чтобы распродать византийские товары и скупить товары для зарубежной торговли на следующий год. Весной они возвращались в Киев, а из Киева на суднах добирались до Царьграда. В данном городе русские купцы пользовались различными льготами. Шесть месяцев они торговали в Царьграде и  возвращались к себе на родину не ранее октября. Такая предпринимательская деятельность велась Русью не одно столетие. Круговорот торговой жизни сыграл огромную роль в освоении и объединении русских земель.

      Русские купцы вели торговлю не только с  Царьградом. Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами, откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.

      Первый  русский свод законов «Русская правда» был пронизан духом предпринимательства. Он мог возникнуть только в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. В своде законов четко были определены такие понятия как краткосрочный и долгосрочный займы, торговая комиссия и вклад в торговое компанейское предприятие, торговый кредит и другие; давался определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел.

      Успешный  рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Климята (Клемент), живший в конце XII - начале XIII века, сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов. Он не только предоставлял кредиты, но и брал их.

      По  поводу предпринимательского кредита  на Руси было особое мнение. Считалось  не по-христиански брать высокие  проценты. Однако пришлые люди пытались заниматься ростовщичеством под  огромные проценты, что зачастую кончалось  для них плачевно. Позднее Владимиром Мономахом был введен Устав, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год), и тем самым подрывал позиции паразитического предпринимательства, наживавшегося на народной нужде.

      Русский историк В. Безобразов, анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые  могли способствовать развитию русского предпринимательства, выделяет особо:

  • чувство меры
  • практический расчет
  • самообладание
  • трезвость характера
  • сила воли.

Именно  эти черты определяли его успех  более тысячи лет.

      Одним из самых характерных городов  русского предпринимательства был  Новгород Великий. Торговлей и предпринимательством здесь жила большая часть населения, и предприниматель был главной  фигурой, о которой складывались сказки и легенды. Одной из них является былина о Садко, купце- предпринимателе, который показан как герой-богатырь, причем подвигом представлена его торговая деятельность.

      Новгородские  купцы вели свою торговлю и промысловую  деятельность артелями, или компаниями, представлявшими из себя хорошо вооруженные отряды. Самые основательные новгородские предприниматели объединялись в торгово-промышленную ассоциацию, именуемую тогда «Иваново сто», имевшую свой центр около храма святого Иоанна Предтечи в Опоках. Здесь располагался общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары, а также находилась «гридница» (большая палата), для проведения деловых совещаний.

     Возникающие между предпринимателями и потребителями  противоречия решались в специальном  торговом суде.

      Купцы, входившие в «Иваново сто», обладали большими привилегиями. В случае финансовых затруднений им предоставляли кредит или даже безвозмездную помощь. При опасных торговых операциях от «Иваново сто» можно было получить вооруженный отряд для охраны. Однако вступить в «Иваново сто» мог только очень состоятельный предприниматель.

      Сильно  развитая система предпринимательства  вкупе с народным самоуправлением  были главными условиями экономического процветания древнего Новгорода, которое  неоднократно отмечалось иностранными купцами и путешественниками.

      Кроме «Иваново сто», в русских городах существовали и другие профессиональные объединения предпринимателей. Например, в XIV-XVI веках торговые предприниматели, имевшие лавки на городском торгу («ряда»), объединялись в самоуправляемые организации, члены которых назывались «рядовичами».

      Тверской  купец Афанасий Никитин в своих  записках «Хождение за три моря - Каспийское, Индийское и Черное» рассказывает о том, как, несмотря на все трудности он преодолевает полный смертельных опасностей путь от Твери до южных берегов Каспийского моря, через всю Персию, Индию, а затем возвращается на Русь.

      В эпоху Ивана Грозного символом русского предпринимательства становится энергичная деятельность купцов Строгановых. Самый знаменитый основатель рода Строгановых Аника Федорович продолжил и довел до совершенства сольвычегодские варницы и построил множество варниц на Кольской губе. Он также вел большую торговлю с иностранными купцами. Строгановы торговали и с народами Урала и Приуралья, что способствовало началу активного освоения русскими людьми Урала и Сибири.

      Потомки Аники Федоровича строили города, предприятия, множество разных храмов, были инициаторами отправления отрядов  Ермака на завоевание Сибири, всячески способствовали освобождению Руси от интервентов. Строгановы прославились не только предпринимательской деятельностью, но и меценатством.

      Рядом со Строгановыми успешно работали их многочисленные конкуренты, крупные  солепромышленники, торговцы, гости: Никитниковы, Шорины, Светешниковы, Веневитиновы и другие.

      Москва XV века, по свидетельству многих иностранцев, бывших там, отличалась  особым изобилием  дешевых съестных продуктов, что  свидетельствовало о широком  развитии товарных отношений среди  крестьян. Ремесленными изделиями торговали в лавках, на рынках и в мастерских. С глубокой древности ряд дешевых массовых товаров, изготавливаемых городскими ремесленниками, распространялся купцами-коробейниками по всей стране.

      Русские купцы вели торговлю с Литвой, Персией, Хивой, Бухарой, Крымом, Кафой, Азовом и другими странами.

      Уже в XVI-XVII веках Россия обладает сильно развитой торговой сетью. В городах, посадах, селах, возле монастырей, на ярмарках ведут оживленную торговлю многие тысячи купцов и торговцев, идет интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны, т. е. возникает всероссийский рынок.

      В XVII веке в Москве торговое, купеческое сословие из разряда тяглых людей  выделяется в особую группу городских  или посадских людей, которая  в свою очередь разделялась на гостей, гостиную и суконную сотни и слободы. Самое высшее и почетное место принадлежало гостям. Звание это получали от царя самые крупные предприниматели с торговым оборотом не меньше 20 тысяч в год. Они были свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины.

      Члены гостиной и суконной сотен пользовались также большими привилегиями, занимали видное место в финансовой иерархии, но уступали гостям в «чести». Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины.

      Низший  разряд купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые  организации, сами производившие товары, которые потом продавали.

      Сфера деятельности русских купцов и предпринимателей XVII века была огромна, отражала всю  географию экономического освоения России. Из Москвы брали начало 6 основных путей торгово-предпринимательской  деятельности русских купцов: Беломорский (Вологодский), Новгородский, Поволжский, Сибирский, Смоленский и Украинский.                  

  В экономическое освоение огромной территории России предприниматели вложили гигантские усилия. Осуществляя торговлю теми или иными товарами, они нередко принимали участие в организации их производства.

      Русский купец из посадских людей города Ярославля Григорий Леонтьевич Никитников вел крупную торговлю в Европейской  России, Сибири, Средней Азии и Иране. Но основу его богатства составила  торговля сибирской пушниной. В 1614 году он получает звание гостя. Никитников вкладывал капиталы в солеваренную промышленность. В конце 30-х годов в Соликамском уезде Никитникову принадлежали 30 варниц. Он торговал солью во многих городах России.

      Долгое  время центром торговой деятельности Никитникова был Ярославль. Его усадьба являлась настоящим торговым центром Ярославля, узловым торговым пунктом, в котором имелись волжские, восточные и западные товары. В своей усадьбе Никитников построил деревянную церковь Рождества Богородицы. В 1622 году Никитников по приказу царя переезжает в Москву, куда перемещается и торговый центр его деятельности. В Китай-городе Никитников строит богатые палаты и красивейшую церковь Троицы в Никитниках. На Красной площади Никитников обзаводится собственными лавками; возводит большие склады для ведения оптовой торговли.

      Никитников  представительствовал на земских соборах, участвовал в составлении челобитных царю от гостей и купцов, искавших защиты интересов русской торговли и  ограничения привилегий иностранных купцов.

      Одним из характерных предпринимателей XVII века был купец Гаврила Романович  Никитин. Свою торговую деятельность Никитин  начинал в качестве приказчика гостя  О. И. Филатьева. В 1679 году он стал членом гостиной сотни Москвы, а в 1681 году получил звание гостя. Постепенно Никитин сосредоточил в своих руках большую торговлю. Он вел дела с Сибирью и Китаем, его капитал в 1697 году составлял 20 тысяч рублей.

      Купец Светешников вышел из ярославских  посадских людей. Заслуги перед новой династией принесли ему пожалование в гости. Он вел крупные операции по торговле пушниной, занимался ростовщичеством, вкладывал свои средства в солепромышленность и владел несколькими деревнями. Его богатство оценивалось к середине XVII века в 35,5 тысяч рублей. Это пример крупного торгового капитала и перерастания его в промышленный.

2.2 Предпринимательство в дореволюционной России

   В XVI-XVII веках Россия обладает сильно развитой торговой сетью. В городах, посадах, селах, возле монастырей, на ярмарках ведут оживленную торговлю многие тысячи купцов и торговцев, идет интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны, т. е. возникает всероссийский рынок.

Информация о работе Предпринимательство: теория и история