Предпринимательство: теория и история

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы - исследовать историю развития предпринимательства и рассмотреть теорию предпринимательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….... 3
Глава 1 Теория предпринимательства…………………………………..…….…. 5
1.1 Теория предпринимательства и эволюционная экономика……………… 5
1.2 Теория созидательного разрушения И. Шумпетера………………………. 5
1.3 Эволюционный подход……………………………………………………… 9
Глава 2 История предпринимательства...…………………………………….….. 17
2.1 Предпринимательство в Древней Руси………………………………….... 17
2.2. Предпринимательство в дореволюционной России ……………………... 22
2.3 Предпринимательство периода 1917-1990 годов………………….……… 26
2.4 Предпринимательство в современной России…………………………….. 28
Заключение…………………………………………………………..…………...... 32
Список нормативно-правовых актов и литературы...…………………………. 34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВОЙ по экономической теории1.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ФИЛИАЛ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«СИБИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ» В Г. ИРКУТСКЕ 

Специальность Государственное и муниципальное  управление 
 
 
 

К У Р С О В А Я   Р А Б О Т А 

по  дисциплине: Экономическая теория

на  тему: Предпринимательство: теория и история 
 
 
 
 

                    Выполнил:

                    Студентка гр. УГМУ-08 

                    Проверил:

                    Канд.экон.наук, доцент

                    Колмаков  А.Е. 
                     
                     

Иркутск 2010

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….... 3
Глава 1 Теория предпринимательства…………………………………..…….…. 5
1.1 Теория предпринимательства  и эволюционная экономика……………… 5
1.2 Теория созидательного разрушения И. Шумпетера………………………. 5
1.3 Эволюционный  подход……………………………………………………… 9
Глава 2 История предпринимательства...…………………………………….….. 17
2.1 Предпринимательство в Древней Руси………………………………….... 17
2.2. Предпринимательство в дореволюционной России ……………………... 22
2.3 Предпринимательство периода 1917-1990 годов………………….……… 26
2.4 Предпринимательство в современной России…………………………….. 28
Заключение…………………………………………………………..…………...... 32
Список нормативно-правовых актов и  литературы...…………………………. 34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

     Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность людей, направленная на получение прибыли или личного дохода или на достижение некоммерческих целей, осуществляемая от своего имени, под свою ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица, т.е. фирмы, предприятия. Обычно выделяют три сферы предпринимательской деятельности: самостоятельное производство, коммерция и посредническая деятельность. Субъектами предпринимательской деятельности выступают: отдельные граждане - предприниматели, коллективы людей, государство в лице государственных органов. Первые два субъекта формируют два основных вида предпринимательства: индивидуальное и коллективное. Предпринимательство может осуществляться без применения наёмного труда или с применением наёмного труда; без образования юридического лица или с образованием юридического лица. По своему характеру предпринимательская деятельность может быть коммерческой и некоммерческой. Предпринимательство представляет собой организованную деятельность на постоянной основе, т.е, речь идёт о систематической, стабильной деятельности в рамках какой-либо организационной структуры.

     Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

     Предпринимателем  в его деятельности движет воля к  победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда. Предприниматель – это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новые рабочие места. Предпринимательство – это динамический процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым, главное – чтобы предприниматель сумел придать им новое качество, увеличил их ценность, затратив на это необходимые силы и средства.

     Опыт  ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость  наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.

     Предпринимательство занимает свое особое место в экономических  отношениях, внедряя в них прежде всего нестандартные и инновационные  подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно, воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.

     Таким образом, предпринимательство выполняет  не только экономические функции, оно  теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности  общества. Знание состояния и тенденций  развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.

     Цель  настоящей курсовой работы - исследовать историю развития предпринимательства и рассмотреть теорию предпринимательства.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Теория предпринимательства

1.1 Теория предпринимательства и эволюционная экономика

     В условиях переходной экономики одним  из главных факторов создания полноценной рыночной среды является формирование и развитие предпринимательства. Любой предприниматель стремится к максимизации своей прибыли, так как его материальное богатство зависит от доходов, которые приносит его дело или фирма. Но, получая прибыль для себя, предприниматель производит необходимые для общества товары или услуги, создает новые рынки, предоставляет новые или поддерживает уже имеющиеся рабочие места, сам является покупателем товаров и услуг, созданных другими, и платит соответствующие налоги. Таким образом, чем больше в стране предпринимателей, стремящихся извлечь выгоду и успешно извлекающих ее путем внедрения инноваций, сопряженных с коммерческим риском, тем богаче общество.

     На Западе деятельность предпринимателя-инноватора в отличие от таких фундаментальных ресурсов, как труд и капитал, долго считалась неким независимым параметром, лишь косвенно влияющим на производительность и на экономическое развитие. Только сравнительно недавно новейшие теории начали рассматривать предпринимательство как ключевой фактор экономического прогресса и главный источник обеспечения занятости.

     В данной работе рассмотрены вопросы теории предпринимательства с неортодоксальных позиций эволюционной теории, основой которой является описание экономики как динамической самоорганизующейся неравновесной системы.

1.2 Теория созидательного разрушения И. Шумпетера

     Понятие о предпринимателе (entrepreneur) как о  хозяйственном субъекте, берущем  на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с коммерческим внедрением новой идеи, нового продукта или нового вида услуг, впервые появилось в книге Р. Кантильона «Очерк о природе коммерции».

     Все творцы экономической теории, так или иначе, признавали важность предпринимательской деятельности. Еще Ж.-Б. Сэй заметил, что предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и низких доходов в область более высокой производительности и прибыльности. Однако никто не выделял особую самостоятельную роль предпринимателя как одного из движущих факторов экономического развития. Теоретики научно-технического прогресса (К. Фримен) и менеджмента (П. Дракер) однозначно признают, что последовательная теория предпринимательства была впервые предложена И. Шумпетером Но по ряду объективных причин его пионерным работам не уделялось должного внимания вплоть до последней четверти XX в.

     Неоклассическая экономическая теория полагает, что  экономика стремится к достижению состояния равновесия, а поведение  предприятий соответствует принципу максимизации прибыли и минимизации затрат. Теории роста, основанные на неоклассической доктрине, описывают только количественную сторону экономического развития. При этом одни показатели - такие, как доход на душу населения, капиталоемкость, производительность труда - могут со временем возрастать, тогда как другие - как, например, доля дохода на капитал или доля трудовых затрат в национальном доходе - могут оставаться постоянными. Но одна лишь динамика макроэкономических показателей не отражает таких качественных сдвигов в экономическом развитии, как появление принципиально новых технологий, новых типов фирм, глубоких структурных изменений в промышленности, рождение новых институтов и т.п. В феноменологических теориях роста нет места первопричине экономического прогресса.

     Шумпетер  предпринял попытку выявить движущие силы экономической динамики. Целью его исследований было построение теории так называемых циклов деловой активности (business cycles) - волнообразных чередований периодов относительного процветания и депрессии, которые впервые были обнаружены Н. Кондратьевым. Шумпетер выдвинул гипотезу, согласно которой двигателем экономического развития, которое он мыслил как циклический процесс структурных изменений, рождающихся внутри экономики, является инновационная деятельность предпринимателя. Практические исследования в области научно-технического прогресса полностью подтвердили подобное видение функции предпринимателя.

     Шумпетеровское  определение инноваций (нововведений) чрезвычайно емко и включает, помимо технических нововведений, также организационные, управленческие и маркетинговые инновации, новые рынки, новые источники снабжения, финансовые нововведения и новые сочетания ресурсов. Он проводит четкое различие между изобретением и инновацией, то есть между оригинальной (пусть даже запатентованной) идеей нового продукта или технологического процесса, составляющей предмет изобретения, и переводом этой идеи в коммерчески реализуемое нововведение. Проектирование, разработка, производство и маркетинг нового продукта не идентичны изобретательской деятельности и, более того, не обязательно осуществляются в рамках одной и той же организации. Такая дифференциация принципиально важна, хотя изобретательство и инноваторство часто взаимодействуют, и процесс внедрения инноваций служит катализатором последующих изобретений. Кроме того, Шумпетер указывал на различие между собственно внедрением и диффузией (распространением) инноваций, то есть между первоначальным коммерческим внедрением нового продукта или процесса и последующим его тиражированием.

     Предпринимательская деятельность, по Шумпетеру - это не должность или даже не профессия, а, скорее, уникальная и редко обнаруживаемая способность продвижения инноваций на рынок посредством рискового бизнеса. Предприниматель - отнюдь не то же самое, что и капиталист: предпринимательская деятельность является новаторской по самому своему определению и в силу данного обстоятельства служит постоянным источником конкурентной реструктуризации экономики и экономического роста.

     Как утверждает Шумпетер, рынок нужно  представлять как эволюционный процесс непрерывно сменяющих друг друга волн инноваций, который он называл процессом созидательного разрушения (creative destruction). По его мнению, успех рыночной системы заключается не в эффективном достижении статического оптимального равновесия, а в способности осуществлять динамические изменения в технологии и достигать динамического роста посредством таких изменений.

     Вскоре  после выхода в свет книг Шумпетера  «Теория экономического развития» и «Циклы деловой активности» его теория инноваций была подвергнута серьезной критике, на некоторые замечания он не смог дать адекватные ответы. В частности, С. Кузнец писал, что Шумпетер практически не обсуждает условия возникновения инноваций и не объясняет, почему равномерный и непрерывный приток нововведений трансформируется в циклический процесс экономической динамики.

Информация о работе Предпринимательство: теория и история