Предпринимательство: понятие, содержание, основные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить проблемы развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства;
- рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности;
- провести анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1 Предпринимательство: понятие, содержание, основные черты…………….4
1.1 Предпринимательство: сущность, эволюция, понятие…………………….4
1.2 Функции предпринимательства……………………………………………..7
1.3 Роль предпринимательства на современном этапе………………………..10
2 Особенности развития малого и среднего бизнеса в Беларуси…………….13
3 Государственная поддержка малого и другого бизнеса : белорусский и международный опыт……………………………………………………………17
3.1 Анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь……………23
Заключение………………………………………………………………………29
Список источников литературы………………………………………………..33
Приложение А. Перечень инкубаторов малого предпринимательства Республики Беларусь по состоянию на 18 июля 2009 г………………………35
Приложение Б. Перечень центров поддержки предпринимательства Республики Беларусь на 18 июля 2009 г………………………………………36

Работа содержит 1 файл

бизнес курсавая.doc

— 3.18 Мб (Скачать)

     Наиболее рентабельной была реализованная продукция (услуги) в сфере операций с недвижимым имуществом - 71,9 %, в сфере материально-технического снабжения и сбыта - 33,3 %, в торговле и общественном питании - 32,5%, в сфере информационного обслуживания - 26,8%. Рентабельность в промышленности составила 12,7 %, в строительстве - 18,7%, в сельском хозяйстве - 20,0%, на транспорте - 9,9%.

     По состоянию на 1 января 2009 г. количество малых предприятий всех форм собственности составило 68 тысяч предприятий, что на 16,8 тысяч больше, чем за 2007 год, или на 32,7 процента.

     Ниже приведена динамика количества малых предприятий за 2002-2008 годы (рисунок 2.4). 

     

     Рисунок 2.4 - Динамика количества малых предприятий в Республике Беларусь за 2002-2008 годы

     Примечание - Источник: [14] 

     Отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна. Наибольшее количество таких предприятий занято в торговле и общественном питании - 42,5%, промышленности - 21,0%, в строительстве - 9,6%, в транспорте - 8,7%, в сельском хозяйстве - 3,5%.

     Анализ распределения малых предприятий в разрезе регионов республики показывает, что большая их часть сконцентрирована в г. Минске и Минской области (38,3% и 15,1% соответственно от общего количества малых предприятий).

     На протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике республики: с 14,4 % в 2003 году до 17,1 % в 2007 году. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2008 года работало 19,7 процентов от занятых в экономике. Среднесписочная численность работников, работавших на малых предприятиях в 2008 году, составила 535,7 тысяч человек, за 2007 год этот показатель составил 429 тыс. человек.

     По отраслевой структуре лидируют занятые на промышленных предприятиях (34,9% от общей численности занятых на малых предприятиях), на предприятиях торговли и общественного питания (29,3%), в строительстве (14,6%), на транспорте (9,1%).

     По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 апреля 2009 г. в республике состоит на учете 68944 субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 13957 (или на 25,4%), по сравнению с началом года - также увеличилось на 2524 (или на 3,8%) .

     Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2009 г. составило 216713 человек. Количество индивидуальных предпринимателей по сравнению с количеством на начало года выросло на 1129 человек (или на 0,5 %).

     Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за январь-март 2009 года составил 16,7%, в том числе от юридических лиц - 14,3%, от индивидуальных предпринимателей - 2,4%.

     По состоянию на 1 мая 2009 г. в республике состоит на учете 70101 субъект малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 12478 (или на 21,6%), по сравнению с началом года - также увеличилось на 3681 (или на 5,5%). Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 мая 2009 г. составила 217088 человек. К уровню 1 мая 2008 г. количество индивидуальных предпринимателей увеличилось незначительно - на 460 человек (или 0,2%). Численность индивидуальных предпринимателей по сравнению с их численностью на начало года возросла на 1504 человека (или на 0,7 %) [14].

     Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 4 месяца 2009 года составил 16,1%, в том числе от юридических лиц - 13,5%, от индивидуальных предпринимателей - 2,6%.

     По состоянию на 1 июня 2009 года в налоговых органах состоит на учете 70,6 тысяч субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 11,5 тысяч (или на 19,5%), по сравнению с началом года - также увеличилось на 4,0 тысячи (или на 6,3%). Сумма налоговых поступлений от юридических лиц - субъектов малого предпринимательства, состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, составила 1680,2 млрд. рублей (13,6% от общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами).

     Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.06.2009 составила 217,3 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 1580 человек. Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей составила 311,6 млрд. рублей (2,5% от общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами).

     Региональная структура малого предпринимательства по состоянию на 01.06.2009 г. представлена данными таблицы 2.1. 

     Таблица 2.1 - Региональная структура малого предпринимательства Республики Беларусь по состоянию на 01.06.2009 г.

     
  Число малых предприятий Количество индивидуальных предпринимателей
единиц в % к итогу единиц в % к итогу
Республика Беларусь 70627 100,0 217283 100,0
области:        
Брестская 6998 9,9 34195 15,7
Витебская 6557 9,3 29624 13,6
Гомельская 6895 9,8 29818 13,7
Гродненская 5372 7,6 26370 12,1
г. Минск 27866 39,5 46849 21,6
Минская 11122 15,7 28465 13,2
Могилевская 5817 8,2 21962 10,1

     Примечание - Источник: [14] 

     По состоянию на 1 июля 2009 г. по информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в республике состоит на учете 72204 субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 11634 (или на 19,2%), по сравнению с началом года - также увеличилось на 5784 (или на 8,7%) .

     Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 июля 2009 г. составила 216411 человек. К уровню 1 июля 2008 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 1107 человек (или 0,5%), по сравнению с их численностью на начало года - выросла на 827 человек (или на 0,4 %). Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 6 месяцев 2009 года составил 16,7%, в том числе от юридических лиц - 14,2%, от индивидуальных предпринимателей - 2,5%.

     Уровень регионального развития малого предпринимательства зависит от таких факторов, как выгодное экономическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка малых предприятий со стороны местных органов управления. Анализ распределения малых предприятий в разрезе регионов республики показывает, что большая их часть сконцентрирована в г. Минске и Минской области (44,0% и 12,8% соответственно от общего количества малых предприятий). 
 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Проведенный в курсовой работе анализ позволяет сделать следующие выводы.

     Концепция государственной политики в отношении бизнеса должна претерпевать корректировку, базирующуюся на принципах всемерной его поддержки и осуществляться с учетом реально складывающейся экономической конъюнктуры. Введение упрощенной системы налогообложения является серьезным реальным шагом государства по развитию сферы частного бизнеса в Беларуси, созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах, возрождению малых городов и сельских населенных пунктов.

     Главной целью финансовой политики государства в отношении предпринимательства должно быть устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и кредитоспособности, а также целевое финансирование высоко эффективных программ и проектов, позволяющее раскрыть внутренний потенциал малых предприятий.

     Анализ сфер деятельности малых предприятий показал, что малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком, данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия. Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и, наоборот, это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.

     В настоящее время малые предприятия представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической промышленности. Количественный рост небольших компаний в промышленности предопределен углублением специализации и дифференциации производства, отказом от крупносерийного производства в пользу мелкосерийного и индивидуального. Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

     Необходимо отметить, что малый бизнес в Беларуси и уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

     Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса. Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

     Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создает информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики.

     Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться.

         Несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало. Работа созданной инфраструктуры для поддержки малого бизнеса пока остается только на бумаге.

      Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений.

Информация о работе Предпринимательство: понятие, содержание, основные черты