Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:48, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить проблемы развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства;
- рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности;
- провести анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь;
Введение…………………………………………………………………………..2
1 Предпринимательство: понятие, содержание, основные черты…………….4
1.1 Предпринимательство: сущность, эволюция, понятие…………………….4
1.2 Функции предпринимательства……………………………………………..7
1.3 Роль предпринимательства на современном этапе………………………..10
2 Особенности развития малого и среднего бизнеса в Беларуси…………….13
3 Государственная поддержка малого и другого бизнеса : белорусский и международный опыт……………………………………………………………17
3.1 Анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь……………23
Заключение………………………………………………………………………29
Список источников литературы………………………………………………..33
Приложение А. Перечень инкубаторов малого предпринимательства Республики Беларусь по состоянию на 18 июля 2009 г………………………35
Приложение Б. Перечень центров поддержки предпринимательства Республики Беларусь на 18 июля 2009 г………………………………………36
Для кардинального изменения ситуации в развитии малого бизнеса в Беларуси, необходима реализация комплекса мер со стороны государственных органов управления:
- упрощение системы налогообложения и таможенного регулирования для субъектов малого предпринимательства, включая как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица;
- снижение налоговой нагрузки на малые предприятия независимо от видов
деятельности;
- освобождение минимум на три года от основных видов налогов и сборов вновь образованных субъектов малого бизнеса;
- предоставление налоговых льгот субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность в сфере материального производства, инноваций;
- отмена административного регулирования цен и тарифов, за исключением узкого перечня социально значимых товаров и услуг;
- совершенствование законодательства в имущественной сфере, в сфере арендных отношений;
- предоставление преференций субъектам малого бизнеса при аренде офисных,
- производственных и складских помещений на длительный срок;
- либерализация законодательства о лицензиях и обязательной сертификации продукции, работ, услуг;
- упрощение и удешевление процедур получения лицензий и сертификатов;
- создание благоприятных условий для субъектов малого бизнеса с точки зрения доступа к финансово-кредитным ресурсам;
- формирование эффективной инфраструктуры государственной поддержки и развития предпринимательства.
Реализация этих и других мероприятий позволит сформировать благоприятную рыночную среду для развития малого предпринимательства и существенно повысить роль данного сектора в экономике Республики Беларусь.
Технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны. [6: с.58]
Малый бизнес стал наиболее динамичной частью предпринимательства во многих странах мира. Правительство республики рассматривает мелкий и средний бизнес как питательную среду для роста национальной экономики. Достоинство данной формы предпринимательства состоит в следующем:
● Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, противозатратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.
● Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.
● При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.
● Независимость действий, возможность наиболее гибких и оперативных решений.
● Шансы на быстрый материальный успех.
● Возможность совмещения нескольких профессий.
● Взаимозаменяемость, перемена характера труда, равно как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений и др. Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции. [5: с. 6, 75]
Частный предприниматель - сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.
Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства. В их числе:
● неравномерность развития малых предприятий по регионам республики;
● неразвитость их в малых городах, сельской местности и в инновационной сфере;
● увеличение доли убыточных предприятий;
● затрудненный доступ к финансовым ресурсам, недостаточная финансовая поддержка, отсутствие действенных механизмов финансово-кредитного обеспечения такой поддержки;
● наличие большого количества административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности, в том числе ограничений на стадии "вхождения" малых предприятий в рынок, связанных с регистрацией, лицензированием, сертификацией, гигиенической регистрацией, а также в период функционирования и "выхода" из рынка;
● нестабильность и несовершенство действующего законодательства;
● сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
● отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малых предприятий в приоритетных сферах экономики. [10]
Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.
Для
успешного развития малого бизнеса экономика
республики должна эволюционировать в
направлениях либерализации, правового
обеспечения, совершенствования налоговой
системы, приватизации, ориентации предпринимательской
деятельности на потребителей. [5: с. 76]
3 Государственная поддержка малого и другого бизнеса:
белорусский и международный опыт
Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в т. ч. путем привлечения иностранных инвестиций. Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.
За последние годы в Республике Беларусь наблюдается положительная динамика количественного роста субъектов малого предпринимательства. На частных малых предприятиях обеспечены более высокие темпы роста по основным экономическим показателям, чем в целом по отраслям экономики. Это еще раз подтверждает, что субъекты малого бизнеса более мобильны и являются важным источником экономического роста страны.
Сфера малого предпринимательства охватывает практически все отрасли и сферы деятельности. Наибольшее количество субъектов малого бизнеса в торговле и общественном питании - 39,6%, промышленности - 23,6%, строительстве - 12,1%, на транспорте - 5,9%.
Государственная политика в области развития и поддержки предпринимательства является неотъемлемой частью экономической политики страны. Система государственной поддержки малого предпринимательства начала формироваться после принятия в 1996 г. Закона Республики Беларусь ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“. С 1997 г. разрабатываются и реализуются годовые программы государственной поддержки малого предпринимательства. Утверждена Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2006 г., целью которой является дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки данного сектора экономики.
К настоящему времени сложилась и функционирует единая система поддержки предпринимательства, имеющая следующую структуру: Департамент по предпринимательству Министерства экономики, как государственный орган, отвечающий за проведение в жизнь государственной политики по поддержке предпринимательства, Белорусский Фонд финансовой поддержки предпринимательства, областные учреждения финансовой поддержки предпринимателей, субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионах (центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства), некоммерческие организации предпринимателей.
Для решения проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, функционирует Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, при Совете Министров - Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства, при Министерстве экономики - рабочая группа, в состав которой включены представители некоммерческих организаций предпринимателей, на областном уровне - советы (комиссии) по развитию предпринимательства. В целях повышения уровня организации взаимодействия индивидуальных предпринимателей, собственников (арендодателей) торговых мест, местных исполнительных и распорядительных органов на рынках и иных торговых объектах республики созданы советы индивидуальных предпринимателей.
В целях обеспечения гарантий, соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, расширения рынка товаров и услуг, формирования в стране благоприятного экономического климата Президентом Республики Беларусь подписаны Указы от 24 марта 2005 г. № 148 «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства» и от 18 июня 2005 г. № 285 "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности", 16 мая 2005 г. №225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности».
В республике ежегодно проводится республиканский конкурс «Лучший предприниматель года», который способствует повышению профессионализма и деловой репутации руководителей и коллективов предпринимательских структур, созданию положительного имиджа предпринимателя, стимулированию предпринимательской инициативы населения для решения задач социально-экономического развития страны.
С целью выработки новых направлений и расширения сферы применения мер государственной поддержки предпринимательства разработан проект Концепции государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на 2006-2010 гг., подготовлен проект закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства», в котором определены основные принципы, виды и формы государственной поддержки субъектов предпринимательства.
Государственная политика поддержки и развития малого предпринимательства в 2006 г., а также на среднесрочную перспективу до 2010 г. будет направлена на дальнейшее совершенствование регулирования предпринимательской деятельности с целью создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития данного сектора экономики. Особое внимание государства придается формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, активизации деятельности данных субъектов хозяйствования в инвестиционной и инновационной сферах, стимулированию развития предпринимательства не только в столице и областных центрах, но и в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах. Достижение поставленной цели предполагает реализацию мер по следующим основным направлениям:
- минимизация административных и иных ограничений, усложняющих деятельность и сдерживающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым, материально-техническим, информационным ресурсам, к научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;
- развитие внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции;
-развитие механизмов кооперационного сотрудничества между субъектами малого, среднего предпринимательства и крупными промышленными организациями;
- совершенствование взаимодействия органов государственного управления всех уровней с некоммерческими организациями предпринимателей и советами индивидуальных предпринимателей посредством их привлечения к выработке предложений по решению проблемных вопросов предпринимательской деятельности;
Информация о работе Предпринимательство: понятие, содержание, основные черты