Предпринимательство: понятие, содержание, основные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить проблемы развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства;
- рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности;
- провести анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1 Предпринимательство: понятие, содержание, основные черты…………….4
1.1 Предпринимательство: сущность, эволюция, понятие…………………….4
1.2 Функции предпринимательства……………………………………………..7
1.3 Роль предпринимательства на современном этапе………………………..10
2 Особенности развития малого и среднего бизнеса в Беларуси…………….13
3 Государственная поддержка малого и другого бизнеса : белорусский и международный опыт……………………………………………………………17
3.1 Анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь……………23
Заключение………………………………………………………………………29
Список источников литературы………………………………………………..33
Приложение А. Перечень инкубаторов малого предпринимательства Республики Беларусь по состоянию на 18 июля 2009 г………………………35
Приложение Б. Перечень центров поддержки предпринимательства Республики Беларусь на 18 июля 2009 г………………………………………36

Работа содержит 1 файл

бизнес курсавая.doc

— 3.18 Мб (Скачать)

     - повышение эффективности деятельности субъектов инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства посредством развития их базовых центров и создания новых, в т. ч. в сельской местности, а также на базе предприятий, подлежащих реструктуризации (реорганизации);

     - дальнейшая популяризация и формирование в обществе позитивного мнения об отечественном малом предпринимательстве. [2: с.178] 

     Зарубежный опыт. Малый бизнес в Республике Индии

     Республика Индия как независимое демократическое государство, со столицей в г. Дели, появилась 26 января 1950 г. В ее состав входят 28 штатов и 7 союзных территорий с общим населением 1,08 млрд. человек, проживающим на территории площадью 3 287 000 кв. км. За годы независимости стране удалось существенно продвинуться по пути экономического развития. Была создана мощная индустриальная база и накоплен научно-технический потенциал, отвечающий в ряде областей передовому мировому уровню. Индийская экономика успешно развивается с устойчивыми темпами роста, которые в последнем десятилетии в среднем ежегодно составляли 5-6%. Индия входит в первую десятку стран мира по объему промышленного производства. Объем ВВП Индии выводит ее на 5 место в мире после США, КНР, Японии и Германии.

     Роль основных отраслей в экономике Индии определяется следующими данными о структуре ВВП: сельское хозяйство - 28% (ежегодный рост с/х продукции составляет 3,9%, Индия занимает второе место в мире по производству пшеницы, риса, овощей и фруктов); промышленность, энергетика и строительство - 30%; транспорт, связь и торговля - 20%; сфера услуг - 22%. Основное население Индии сосредоточено в сельской местности и в сельском хозяйстве, которое является одним из ключевых направлений социально-экономической политики правительства, занято 65% трудоспособного населения.

     Понимая важность задачи вовлечения широких масс населения в активную экономическую деятельность, сразу после провозглашения независимости Индии, правительством страны в 1951 г. был принят закон "Промышленная деятельность, развитие и регулирование" (The Industries /Development and Regulation/Act of 1951). В этом законе впервые были даны критерии отнесения промышленных предприятий к категории малых: максимальная численность работников в пределах 50-100 человек, величина инвестиций в основные средства не более $11000. Для разработки целостной государственной политики в отношении малого предпринимательства и реализации практических мер поддержки и развития этого сектора экономики в 1954 г. правительством была создана "Организация развития малого предпринимательства" (Small Industry Development Organisation - SIDO). Затем, в целях расширения инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в 1955 г. в стране была создана Государственная Национальная корпорация малых предприятий (National Small Industry Corporation - NSIC). SIDO и NSIC явились головными государственными организациями, ориентированными на всемерное развитие сектора малого предпринимательства во взаимодействии с различными финансовыми институтами, предпринимательскими общественными и профессиональными организациями. По мере продвижения страны по пути социально-экономического развития проводилась либеризация предпринимательской деятельности и расширялись границы критериев определения малых предприятий.

     Таким образом, в Индии правовое определение малого промышленного предприятия ограничивает объем инвестиций в основные средства и оборудование, который не должен превышать 10 млн. рупий или ~$220000 (независимо от того находится оно в собственности предпринимателя или взято в аренду, либо куплено в рассрочку), исключая стоимость земли, зданий и сооружений. К малым промышленным предприятиям в Индии относятся:

     - вспомогательные промышленные предприятия, которые связаны с изготовлением изделий, деталей, узлов, инструментов или с производством заготовок и полуфабрикатов, а также оказывающих технологические услуги. При этом объем поставок или оказание услуг другим промышленным предприятиям не превышает 50% их мощности;

     - промышленные микропредприятия, в которых инвестиционный капитал в предприятие и оборудование не превышает 2,5 млн. рупий (~$55000), исключая стоимость земли и строений;

     - экспортно-ориентированные предприятия должны экспортировать более 50% своей продукции;

     - малыми предприятиями в сфере бизнес услуг (Small Scale Service Business Enterprises - SSSBE) считаются промышленно ориентированные предприятия, оказывающие услуги другим предприятиям, при условии, что инвестиционный капитал в предприятие и в оборудование не превышает 10 млн. рупий (~$22000), исключая стоимость земли и строений;

     - к числу малых промышленных предприятий могут быть отнесены промышленные предприятия с объемом инвестиций в основной капитал до 50 млн. рупий (~$1,1 млн.), которые специализируются в определенных Правительством видах деятельности (всего 41 вид деятельности, включающий трикотажное производство, машиностроение, инструментальное производство и др.).

     В целях упорядочения учета в системе государственной помощи малым предприятиям, Правительством страны было принято решение о выдаче временных и постоянных сертификатов для регистрации малых промышленных предприятий. Временный Сертификат Регистрации промышленного малого предпринимательства выдается сроком до 5 лет для обеспечения постановки на учет в контрольных органах предприятий начинающих свою деятельность. Временный Сертификат дает возможность начинающему предприятию получать финансовую помощь от кредитных институтов в рамках реализуемого проекта, но не дает права на получение различных форм государственной помощи (финансирование, обеспечение сырьем, оборудование и др.). Постоянный Сертификат Регистрации выдается действующим малым промышленным предприятиям после фактического начала выпуска продукции. Такие предприятия имеют право на получение всех видов помощи от государства и из других источников.

     Оказываемая государством организационная, финансовая и техническая помощь сектору МП в части развития инфраструктуры поддержки, в снижении налоговых требований и административных барьеров позволили создать динамичный и гибкий сектор экономики, во многом отвечающий современным требованиям международной рыночной конкуренции. За последние десять лет эти меры позволили обеспечить устойчивый рост количества малых предприятий и повысить общую занятость в этом секторе экономики.

     Прогресс в развитии малого предпринимательства в значительной степени определяется устойчивой позитивной политикой правительства в отношении этого сектора экономики, которая осуществляется по следующим основным направлениям:

     - повышение конкурентоспособности индийского малого бизнеса на мировых рынках на основе расширения государственных и частных инвестиций в развитие рыночной инфраструктуры;

     - облегчение доступа на глобальные рынки путем координации усилий всех правительственных структур , институциональных партнеров и частного сектора в реализации согласованной торговой политики и в выработке маркетинговой стратегии;

     - стимулирование инновационных процессов и гарантирование прав интеллектуальной собственности на основе эффективной государственной поддержки в защите авторских и патентных прав;

     - поддержка малых промышленных и сельскохозяйственных производств, расширение гражданского строительства в сельской местности;

     - обеспечение малых предприятий финансовой и технологической поддержкой, повышение квалификации сотрудников, совершенствование культура и качества производства в целях всемерного развитию экспортных возможностей сектора малого предпринимательства.

     В Индии действует около 3,6 млн. малых промышленных предприятий, которые составляют 95% от числа всех промышленных предприятий страны. Сектор малого бизнеса обеспечивает выпуск 40% промышленной продукции поставляя 35% экспорта. Однако в связи общей неразвитостью промышленности, доля сектора малого предпринимательства не превышает 6,86% в ВВП страны. Общая занятость в секторе малого предпринимательства составляет 19,9 млн. человек, которые выпускают почти 8 тысяч видов промышленной продукции от простейших товаров до сложнейших видов продукции, производимой с применением высоких технологий на современном оборудовании. Государственным заказом зарезервировано производство 749 видов продукции только в секторе малого бизнеса, которому также предоставлено исключительное право продажи государству 358 видов товаров.

     Малые предприятия, имеющие более 10 занятых, в основном, располагаются в городах и на прилежащих территориях, а предприятия с численностью менее 5 занятых находятся в сельской местности. Причем в городах располагаются преимущественно предприятия, связанные с относительно сложными технологическими процессами (пищевая промышленность, металлообработка, текстильное и химическое производство, изготовление изделий из бумаги, полиграфия и др.). [10]

 

3.1 Анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь

     По информации Министерства статистики и анализа, по состоянию на 01.07.2008 г. в Республике Беларусь функционирует 50,7 тыс. малых предприятий (по состоянию на 01.07.2007 г. - 37,1 тыс.). Прирост составил 13,6 тыс. малых предприятий (или 36,7%) [13].

     Списочная численность работающих на малых предприятиях за 
I полугодие 2008 г. составила 450,7 тыс. человек (за I полугодие 2007 г. - 407,5 тыс. человек). По численности работающих лидируют промышленные предприятия - 38,6% от общего количества занятых на малых предприятиях, 
на предприятиях торговли и общественного питания занято 25,2%, в строительстве - 16,5%, на транспорте - 8,1%.

     Удельный вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого предпринимательства, составил 8,9% от общего объема ВВП и вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,9 процентных пункта. За I полугодие 2008 г. субъектами малого предпринимательства произведено 7,4 % от общего объема промышленного производства (за I полугодие 2007 г.- 7,1%); 14,5% от общего объема розничного товарооборота (за I полугодие 2007 г.- 11,0%); 15,0% от общего объема внешнеторгового оборота. Удельный вес выручки, полученной за I полугодие 2008 г. малыми предприятиями, составил 17,6% и вырос по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 1,3 процентных пункта. Рентабельность реализованной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) в I полугодии текущего года составила 17,6 %, удельный вес убыточных малых предприятий составил 23,8% от общего их количества [13].

     Отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна (рисунок 2.1). Наибольшее количество таких предприятий занято в торговле и общественном питании - 40,2%, промышленности - 20,9%, в строительстве - 10,3%, в транспорте - 8,3%, в сельском хозяйстве - 4,3%, другие отрасли - 16 %. 

     

     Рисунок 2.1 - Отраслевая структура малого предпринимательства республики Беларусь по состоянию на 01.07.2008 г.

     Примечание - Источник: [13] 

     По информации Министерства по налогам и сборам, по состоянию на 01.08.2008 г. сумма налоговых поступлений от юридических лиц - субъектов малого предпринимательства, состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, составила 2437,5 млрд. руб. (12,6% от общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами).

     Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.08.2008 г. составило 215,8 тыс. человек. Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей составила 419,8 млрд. руб.

     Реализация мероприятий Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 год, а также иных мер, принятых Правительством и Главой государства по созданию благоприятного делового климата в стране, позволили повысить вклад малого предпринимательства в развитие экономики страны. По информации Министерства статистики и анализа за 2008 год удельный вес ВВП произведенного субъектами малого предпринимательства, составил 9,3 процента от общего объема ВВП и вырос по сравнению с 2007 годом на 1 процентный пункт.

     Удельный вес выручки, полученной в 2008 году малыми предприятиями, составил 20,7% и вырос по сравнению с 2007 годом на 2,6 %-ых пункта. Удельный вес малого предпринимательства в отдельных экономических показателях развития Республики Беларусь приведен ниже (рисунок 2.2). 

     

     Рисунок 2.2 - Удельный вес малого предпринимательства в отдельных экономических показателях развития Республики Беларусь за 2003-2008 гг.

     Примечание - Источник: [14] 

     За 2008 год субъектами малого предпринимательства произведено 8,4 процента от общего объема промышленного производства (за 2007 год- 7,6 процента); 19,9 процента от общего объема розничного товарооборота (за 2007 год - 11,2 процента); 16,7 процента от общего объема внешнеторгового оборота (за 2007 год - 15,2%) [14].

     Рентабельность реализованной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) составила 17,1 процента, за 2007 год этот показатель составил 13,7 процента. При этом по предприятиям, не относящимся к малому бизнесу, уровень рентабельности составил 16,3%. На рисунке 2.3 приведена динамика рентабельности реализованной продукции, работ, услуг. 

     

     Рисунок 2.3 - Динамика рентабельности реализованной продукции, работ, услуг за 2005-2008 гг.

     Примечание - Источник: [14] 

Информация о работе Предпринимательство: понятие, содержание, основные черты