Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:48, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить проблемы развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства;
- рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности;
- провести анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь;
Введение…………………………………………………………………………..2
1 Предпринимательство: понятие, содержание, основные черты…………….4
1.1 Предпринимательство: сущность, эволюция, понятие…………………….4
1.2 Функции предпринимательства……………………………………………..7
1.3 Роль предпринимательства на современном этапе………………………..10
2 Особенности развития малого и среднего бизнеса в Беларуси…………….13
3 Государственная поддержка малого и другого бизнеса : белорусский и международный опыт……………………………………………………………17
3.1 Анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь……………23
Заключение………………………………………………………………………29
Список источников литературы………………………………………………..33
Приложение А. Перечень инкубаторов малого предпринимательства Республики Беларусь по состоянию на 18 июля 2009 г………………………35
Приложение Б. Перечень центров поддержки предпринимательства Республики Беларусь на 18 июля 2009 г………………………………………36
1.2
Функции предпринимательства
В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей [6, с. 30].
Определяющей, на наш взгляд, в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как проявление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.
Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, примем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется, в первую очередь, трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять нее виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы [6, с. 31].
Предпринимательству как новому типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.
В процессе становления рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию, проявляющуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более проявляется в формировании нового слоя людей - людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива деятельность предпринимательских фирм.
Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.
Важнейшей функцией предпринимательства является организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий [6, с. 32].
Следовательно,
сущность предпринимательства наиболее
комплексно проявляется в сочетании всех
присущих ему функций, которые объективно
свойственны цивилизованному предпринимательству,
но во многом зависят от самих субъектов
предпринимательской деятельности, от
системы государственной поддержки и
регулирования предпринимательства.
1.3
Роль предпринимательства
на современном этапе
Роль предпринимательского фактора в современной экономике может быть представлена в виде следующей схемы (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Роль предпринимательского
фактора в механизме
воспроизводства рыночной
экономики (P1,
P2, … -
виды экономических
ресурсов; П - произведенный
продукт; P' - созданные
активы компании (новые
технологии, человеческий
каптал и др.))
Примечание
- Источник: [2, с. 10]
Данные рисунка 1.1 свидетельствуют о том, что предпринимательская деятельность в современной экономике является специфическим фактором производства, объединяющим другие производственные факторы в рамках экономической единицы. В результате разрозненные производственные факторы формируют экономическую систему и приобретают новые свойства - способность эффективно производить продукцию и создавать новые ресурсы.
Значение предпринимательства в рыночной экономике, очень велико. Без предпринимательства рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной экономике. Абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность предпринимательства.
Следует признать, что общее состояние и само развитие мелкого и среднего предпринимательства в Беларуси на текущий момент характеризуется наличием ряда специфических черт [2, с. 11].
Во-первых, обратим внимание на то, что бизнес в Беларуси получает развитие в условиях, когда существует необходимость предварительного восстановления в общественном сознании самой идеи возможности наличия частного предпринимательства. Такая идея была попросту вытравлена из национального менталитета идеологией большевизма за годы социалистического строительства. Поэтому необходимо видеть специфику процесса развития предпринимательства, например, в Западной и Восточной Беларуси. В Западной Беларуси, где социалистический эксперимент во времени оказался не столь продолжительным, уже сегодня обнаруживается значительная специфика в восприятии перспектив развития частного предпринимательства.
Во-вторых, следует признать, что «первая волна» частных предпринимателей, или «новых белорусов», успела предоставить обществу много ярких факторов, которые дискредитировали нарождающийся бизнес. К ним можно отнести заметную социальную дифференциацию, трансформацию потенциала партийной и государственной власти в частную собственность, ухудшение социального микроклимата на приватизированных предприятиях, бум спекуляции, стремление в первую очередь к личному обогащению в ущерб интересам развития производства, криминальные разборки и т.д.
В таких негативных социальных проявлениях сказалось не только отсутствие многовековых традиций развития частного предпринимательства, но также и неверие в то, что новая экономическая реформа, обозначившая поворот к рынку (после провала в конце 80-х годов программы перестройки и ускорения М. Горбачева), на сей раз будет доведена до логического завершения.
В-третьих, вопреки заявленной концепции разгосударствления и приватизации сохраняется высокая степень бюрократизации экономической жизни (в виде регистрации и перерегистрации, сертификации, согласований, лицензирования предпринимательской деятельности и т.д.), что способствует развитию лишь одного типа бизнеса - номенклатурного.
В-четвертых, ставка на доминирование в национальной экономике государственного сектора и усиление государственного регулирования заметно ослабляют конкурентные позиции частного сектора. Высока степень вмешательства государства в деятельность белорусских компаний. При этом государственный сектор, несмотря на усиление административного контроля, не застрахован от того, чтобы быть использованным в качестве теневого источника первоначального накопления капитала [2, с. 15].
В-пятых, сказывается достаточно скромная экономическая поддержка мелкого и среднего бизнеса со стороны государства, а также слабая правовая защищенность частного предпринимательства (противоречивость законодательства, его нестабильность и т.д.). В законодательстве четко не прописаны основные положения по созданию, ведению и ликвидации бизнеса.
В-шестых,
в глаза бросается ассиметричное развитие
частного предпринимательства. При наличии
достаточно высоких темпов в первую очередь
в Минске и западных областных центрах
(Брест, Гродно) обнаруживается заметное
отставание частного бизнеса в восточной
части республики, а также повсеместно
в небольших городах и местечках.
2 Особенности развития малого и среднего
бизнеса в Беларуси
Развитие малого и среднего бизнеса и повышение его роли в развитии национального производства является одним из важнейших направлений
реформирования экономики в трансформационных странах. Не является исключением в этом плане и Республика Беларусь. Сегодня общепринятым стало понимание необходимости развития малого бизнеса не только как средства увеличения занятости, но и как способа создания конкурентной рыночной среды, формирования среднего класса, как источника долгосрочного, устойчивого экономического роста, новых знаний и новых технологий.
Однако несмотря на то, что проблема развития малого бизнеса в республике в последние годы является объектом пристального внимания со стороны государства, общественности и научных кругов, ситуация в данном секторе белорусской экономики весьма неоднозначна. Беларусь по-прежнему относится к числу стран с низким уровнем и незначительной динамикой развития частного бизнеса.
По состоянию на 1 октября 2006 года в Республике Беларусь было зарегистрировано 32 тысяч малых предприятий, по состоянию на 1 января 2007 года - 191,8 тысяч индивидуальных предпринимателей (ИП). Доля малых предприятий в общем объеме ВВП за последние пять лет увеличилась незначительно и составляет в настоящее время около 9% (для сравнения: в РФ на малые предприятия приходится 10-12 % ВВП, в странах ЕС -50-80% ВВП). При этом в данном секторе в Республики Беларусь в настоящее время занято, по разным оценкам, от 8-9% (без учета ИП) до 12-13% экономически активного населения (с учетом индивидуальных предпринимателей); на 1 тысячу жителей приходится 3,2 малых предприятий (на Украине - 5, в России - 6, Польше - 35, Германии - 37).
За последние годы не произошло существенных изменений и в отношении отраслевой и территориальной структуры малого предпринимательского сектора. Как и в предыдущие годы, в настоящее время около 50% субъектов малого предпринимательства делает ставку на «короткие деньги» и работает в основном в торговле и общественном питании, немногим более 20% - в промышленности и чуть более 1% - в науке и научном обслуживании. Около 60 % от общего количества малых частных предприятий и более 25% от общего числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей сконцентрировано в Минске, в областях малый бизнес примерно на 50% сосредоточен в городах - областных центрах. Действия государства по регулированию сектора малого предпринимательства в Республике Беларусь за последние годы были неоднозначны.
В настоящее время количественные критерии отнесения того или иного видадеятельности к малому бизнесу в Беларуси не совпадают с нормами, действующими в рамках Евросоюза. В РБ в промышленности и на транспорте к малому предпринимательству относятся предприятия со среднесписочной численностью работников до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере - до 60 человек, в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек, в сфере торговли и общественного питания - до 30 человек, во всех остальных сферах - не более 25 человек. Упрощение процедуры государственной регистрации субъектов хозяйствования на основе введения принципа «единого окна».
Неожиданным ударом по малому бизнесу стал Указ Президента РБ от 29.12.2006№ 760 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», в соответствии с которым с 1 января 2008 г. индивидуальным предпринимателям запрещается привлечение наемных работников, не являющихся членами их семей. Индивидуальные предприниматели поставлены перед дилеммой: работать либо в формате семейного бизнеса, либо в качестве юридического лица. Желая сохранить свой статус, они были вынуждены уволить в целом по стране около 300 тыс. человек. Переход индивидуального предпринимателя в юридическое лицо обойдется ему, по оценке Международной финансовой корпорации, примерно в 2500 долларов США.
Информация о работе Предпринимательство: понятие, содержание, основные черты