Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:33, реферат
В настоящее время актуальным является анализ действенности данных стимулов, а также разработка цельной взаимосвязанной системы стимулирования природоохранной деятельности и органичное включение ее в существующий хозяйственный механизм. Это является необходимым условием эффективности экономического воздействия на природопользователей. Создание такой системы необходимо начать с анализа действительно существующих элементов стимулирования.
4. Особое внимание следует уделить амортизационной политике как составляющей финансового инструментария регуляции природоохранной деятельности. Предоставление прав на ускоренную амортизацию экологически направленных основных фондов является одной из налоговых льгот. Ускоренная амортизация - это система мероприятий (преимущественно введения специальных норм амортизации), которые способствуют увеличению амортизационных фондов (части дохода, который не облагается налогом) в первые годы эксплуатации основных фондов. Это мероприятие используется во многих странах (Японии, Франции, Германии), поскольку создает фундамент для ускоренной модернизации оборудования и оборудования.
5. Также, важным с
позиции природоохранной
Таким образом, при формировании финансового механизма природоохранной
деятельности необходимо объединять эколого-экономические
интересы предприятий-
- льготное кредитование;
- льготное налогооблажение и тому подобное;
- усовершенствовать уже существующие системы ускоренной амортизации и экологического страхования.
1.5 Механизм ценообразования
Одной из причин ухудшения экологической обстановки в Украине является несовершенство ценообразования и оценки производственной деятельности предприятия.
Можно предложить следующую модель ценообразования.
Так как загрязнение окружающей среды происходит при производстве основного продукта, то затраты по ликвидации и очистке отходов, размеры нормативных платежей за загрязнение должны ложиться на себестоимость продукта. Повышение цены на загрязняющий окружающую среду продукт принимает форму своеобразного акциза. Получается следующая картина: предприятие увеличивает свой доход за счет повышения цены, а увеличенный доход выплачивает государству в виде налога и платежей за загрязнение. К тому же увеличение цены приводит к сокращению спроса.
Для экологически чистой продукции и экологичного оборудования повышение цены может быть компенсировано государственными экологическими дотациями или специально разработанным комплексом маркетинга.
Необходимо также
Уровень цен на все виды первичного сырья должен существенно превышать уровень цен на вторичное. Это будет стимулировать как экономию сырьевых ресурсов, так и переработку утильсырья.
При реализации такой системы ценообразования экологическая политика будет нацелена на то, чтобы расходы общества, связанные с устранением нанесенного окружающей среде ущерба, на предприятия-загрязнителей. Это создаст финансовый стимул, побуждающий предприятия к полному отказу или сокращению загрязняющего производства.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ
В статье 15 Конституции Украины, принятой 28 июня 1996 года, сказано, что обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины является обязанностью государства и поэтому контроль за состоянием природоохранной деятельности на предприятии должен осуществляться на государственном уровне. В связи с этим на предприятиях должны быть созданы государственные природоохранные службы с хорошо оборудованными лабораториями, которые должны быть подчинены областным и районным комитетам по охране окружающей природной среды.
Организация управления природоохранной деятельности, как и раньше, должна принадлежать главному инженеру предприятия, который проводит природоохранную политику в условиях рыночной экономики с помощью созданного отдела маркетинга и менеджмента. В этот отдел должны входить работники (в странах Западной Европы их называют консультантами) по экологическому маркетингу и менеджменту. Задачей экономического маркетинга является создание условий для сохранения окружающей среды, приспособление производства к требованиям рынка, разработка экологически-чистой конкурентноспособной продукции, интенсификация ее сбыта и получение дополнительной прибыли за счет экологизации производства. Основными функциями экологического маркетинга на производстве должны быть: изучение спроса на экологически-чистую продукцию, ценообразование, реклама и стимулирование, планирование экологически чистого ассортимента, сбыт и торговые операции, деятельность, связанная с сохранением и выбором экологически-чистого товарообращения, организация экологически-безопасного обслуживания потребителей. Главной задачей, стоящей перед маркетингом, является сокращение степени риска в эколого-экономическом планировании деятельности предприятия.
Предприятия поставляют рынку природные ресурсы, отходы производства и преобразованные из них различные экологически чистые товары или изделия для защиты окружающей среды. Предприятия получают от рынка денежные средства, которые поступают на счета предприятий в экологический банк. При этом структура отношений развивается в двух кругообращения: внутренний круг представляет собой товарно-денежное обращение, внешний - обмен информацией.
Структура модели действующего на предприятии экологического маркетинга может характеризовать основные отношения и взаимозависимость элементов в этой сфере.
Почти на всех государственных предприятиях разработаны схемы структурных взаимосвязей службы охраны природы с подразделениями производства, охватывающими вопросы контроля по охране окружающей природной среды.
Организационная природоохранная работа на разных производствах действует по-разному.
В настоящее время
разработкой мероприятий и
Поэтому для улучшения работы по охране окружающей природной среды на предприятиях нужен новый, более эффективный подход. Эта работа должна быть типовой для всех предприятий и проводиться с помощью менеджмента и маркетинга. Всякая работа по управлению охраной окружающей среды на предприятии должна осуществляться главным инженером с использованием коммуникационной сети, обеспечивающей обмен информацией по вопросам охраны окружающей среды и экономики природопользования. Качество обмена информацией влияет на скорость реализации программ повышения эффективности в этой области.
Работа всех служб на производстве должна быть построена с учетом рационального использования природных ресурсов и охраны среды от различных видов загрязнений.
Одним из основных отделов на предприятии является планово-экономический отдел, возглавляемый в большинстве случаев главным экономистом производства. Этот отдел определяет методику, форму и сроки проведения работ по анализу и планированию производственно- хозяйственной деятельности предприятия с учетом действующих экологических требований. При планово-экономическом отделе целесообразно организовать экономико-экологическое бюро, которому надлежит разрабатывать планы рационального использования природных ресурсов. Это бюро должно активно работать со службой маркетинга и менеджмента. Природоохранная планово-экономическая группа должна также заниматься вопросами снижения расходов предприятия на выбросы в атмосферный воздух и сбросы в водный бассейн, следить за уменьшением выбросов и использования воды на нужды производства продукции, а также заниматься планированием эколого-экономической работы на предприятии, рационального использования природных ресурсов, направлять статистические отчеты по форме Ф2-тп (воздух) и Ф2-тп (водхоз) в статистическое управление, выполнять другие текущие работы, связанные с охраной окружающей среды.
Организация жесткого контроля
за охраной природы будет
На крупных предприятиях, где установлены мощные очистные сооружения, необходимо создать экологический отдел. К задачам этого отдела должны относиться:
- обеспечение информации о взаимосвязях предприятие — окружающая среда;
- разработка директив
и распоряжений по охране
- консультативное участие
в разработке технологический
процессов продуктов, не
- измерение параметров загрязнения;
- разработка недостающих контрольно-измерительных инструментов;
- определение затрат
и результатов, связанных с
природоохранными
- консультирование при
принятии инвестиционных
Особо важно, чтобы учет экологического фактора был своевременен. Экологический отдел призван рассматривать экологический аспект всех производственных мероприятий еще на стадии их планирования и в случае необходимость - принимать соответственные решения.
Большое значение имеет также вопрос органического включения экологического отдела в организационную структуру предприятия. Сложные функции отдела затрагивают все сферы организации: включают в себя как воздействие на стратегические решения, консультационную помощь при принятии тактических решений по выбору и изменению технологического процесса, а также и определение параметров загрязнения и контроль за производственными процессами. Таким образом, воздействие экологического отдела простирается на 3 важных уровня : высший, средний и исполнительный.
Поскольку деятельность экологического отдела затрагивает все системы предприятия, целесообразно включить его в высший уровень организационной структуры, с тем чтобы его включение могло распространяться на все предприятие. Тем самым, наряду с консультационной он будет выполнять и специфическую руководящую функцию.
Другая структура предполагает в целях увеличения эффективности управления природоохранной деятельностью включение в штат экологического отдела работников следующих служб: планово-экономической, экологического маркетинга, контрольной лаборатории, механика, энергетика.
При стимулировании служб, занимающихся природоохранными вопросами, плановые показатели должны быть согласованы с соответствующим государственным инспектором или с работниками государственной природоохранной лаборатории.
Основными показателями должны быть уменьшение или обезвреживание загрязняющих вредных стоков в водоемы и выбросов в атмосферу, переработка отходов производства, внедрение наукоемких, экологически чистых, безотходных и малоотходных технологий, сбережение питьевой воды, используемой на технологические нужды.
На предприятии было бы целесообразно создать цехи очистки воды и воздуха и подчинить их главному энергетику. Оценку деятельности главного энергетика следует поставить в зависимость не от выпуска продукции, а от сокращения платежей за выбросы в воздух и сбросы в водоемы вредных веществ, сокращения штрафов.
Механизм контроля природоохранной
работы на предприятии со стороны
государственной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реалии же отечественной практики экоменеджмента свидетельствуют об отсутствии стимулирующего действия нынешней системы экономических регуляторов, об их неспособности побуждать природопользователей к внедрению экологически безопасных способов ведения хозяйства. По сути, экономические инструменты выполняют роль фискальных платежей, а функционирование существующих эколого-экономических регуляторов в виде различного рода платежей выступает средством накопления финансовых ресурсов во властных структурах.
Для Украины важное значение приобретают также формирование и развитие других рыночных механизмов экологического менеджмента. В их числе продажа права на загрязнение; создание организационно-экономических условий для инновационного предпринимательства в экологии, производстве экотехники и экотехнологий, утилизации отходов; развитие экологического аудита и т.д. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Введены экологические паспорта на продукцию, в том числе - на научные разработки. Все предприятия с вредным производством имеют очистные комплексы. Установлены жесткие нормы концентрации вредных веществ в воздухе и пище. Это тактические шаги по предотвращению экологических катастроф, которые глобально не решат проблему загрязнения окружающей среды, но являются свидетельством о постепенном становлении целенаправленной экологической политики в Украине.
Список использованных источников
1. Державне регулювання економіки: навчальний посібник/ С. М. Чистов, А. Є. Никифоров, Т. В. Куценко/ Київ - 2005 р.