Предпосылки формирования экологического регулирования природоохранной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:33, реферат

Описание работы

В настоящее время актуальным является анализ действенности данных стимулов, а также разработка цельной взаимосвязанной системы стимулирования природоохранной деятельности и органичное включение ее в существующий хозяйственный механизм. Это является необходимым условием эффективности экономического воздействия на природопользователей. Создание такой системы необходимо начать с анализа действительно существующих элементов стимулирования.

Работа содержит 1 файл

На реф!!!!.doc

— 89.00 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время  в мире сложилась кризисная экологическая  ситуация, которой присущи следующие  основные признаки:

- накопление промышленных, сельскохозяйственных, бытовых отходов  в количествах, превышающих естественные, в том числе, биологические процессы;

- загрязнение промышленными  и бытовыми отходами водных  систем;

- нарушение теплового  режима природной среды;

- загрязнение атмосферы  продуктами сгорания топлива;

- использование материалов  и продуктов, содержащих токсичные  вещества, отрицательно воздействующих на геохимические и биологические условия жизни.

Основным фактором загрязнения  окружающей среды является производственная деятельность, поэтому действия природоохранной  политики должны быть направлены на стимулирование работы предприятий по охране окружающей среды.

Отдельные элементы системы  экономического стимулирования рационального  природопользования существуют на практике. Однако эти элементы недостаточно хорошо увязаны с другими звеньями хозяйственного механизма.

В настоящее время  актуальным является анализ действенности данных стимулов, а также разработка цельной взаимосвязанной системы стимулирования природоохранной деятельности и органичное включение ее в существующий хозяйственный механизм. Это является необходимым условием эффективности экономического воздействия на природопользователей. Создание такой системы необходимо начать с анализа действительно существующих элементов стимулирования.

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ  ПРЕДПРИЯТИЙ

В настоящее время  Украина находится на этапе разработки взаимоувязанной системы управления природоохранной деятельностью: создаются законодательная основа, механизм действия рыночных инструментов управления.

1.1. Экономические инструменты управления природоохранной деятельностью

При переходе Украины  к рыночным отношениям остановились многие производства, природоохранная  деятельность не проводится из-за отсутствия средств на государственном, региональном, отраслевом уровнях.

Это приводит к обострению экологической ситуации, что делает насущным решение проблемы обеспечения устойчивого, прежде всего с экологической точки зрения, развития.

В составе мер по управлению взаимодействием экономики и  окружающей среды важное значение имеет  разработка такой природоохранной  стратегии, которая позволила бы создать заинтересованность каждой хозяйственной единицы в максимальном устранении и ограничении вредного влияния своей деятельности на окружающую среду. Здесь решающую роль предстоит сыграть экономическим методам управления.

В систему экономического стимулирования входят методы позитивной и негативной мотивации.

В настоящее время  методы позитивной мотивации в области  природопользования развиты весьма слабо. К этим методам можно отнести  следующие формы:

- установление льготного  кредитования объектов природоохранного назначения;

- предоставление в  распоряжение предприятий всей  прибыли от экономии природных  ресурсов и утилизации ценных  веществ из отходов;

- формирование целевого  источника финансирования и стимулирования  природоохранных мероприятий;

- изменение ценообразования  (более полное отражение в ценах  затрат на охрану окружающей  среды, совершенствование системы  цен на отходы производства;

- создание специализированных  предприятий по переработке отходов,  а так же кооперации между  различными предприятиями по использованию отходов производства;

- совершенствование системы  премирования работников.

Среди методов негативной мотивации особое место занимают следующие формы воздействия:

- платежи за загрязнение  окружающей среды (нормативные  и сверхнормативные);

- возмещение нанесенного  ущерба государству, другим природопользователям;

- прямое воздействие  на основной капитал предприятия.

В то же время очевидно, что любой из негативных стимулов может играть роль и позитивного, так как при отсутствии санкций к предприятию, сэкономленные средства остаются в его распоряжении.

1.2. Платежи за загрязнение окружающей среды

В условиях перехода экономики  Украины к рыночным отношениям неотъемлемой составной частью нового хозяйственного механизма должен быть экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды, важным компонентом которого являются платежи за загрязнение.

Рассмотрим механизм действия этого инструмента управления.

Плата за загрязнение  окружающей среды устанавливается  за:

- выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения;

- сбросы загрязняющих  веществ в поверхностные воды, территориальные и внутренние  морские воды, а также в подземные  горизонты, в том числе сбросы, которые производятся предприятиями через систему коммунальной канализации;

- размещение отходов  в окружающей природной среде.

Размеры указанных платежей устанавливают Правительство Крымской Автономной Республики, Киевский и  Севастопольский горисполкомы на основании  лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов и нормативов платы за них.

Эти лимиты определяются на основе предельно допустимых объемов  выбросов и сбросов и доводятся  предприятиям как временно- согласованные  величины по каждому ингредиенту  в тоннах в год.

Величины предельно  допустимых и временно согласованных  выбросов и сбросов приводятся в  Порядке определения платы и  взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды, утвержденного  постановлением Кабинета Министров  Украины от 13 января 1992 года №18.

Взаимодействие плательщиков и природоохранных органов осуществляется на основе документов:

- договора и лицензии  на комплексное природопользование;

-разрешения на выбросы  и сбросы загрязняющих веществ.

Разрешения выдаются предприятиям на 1 год.

Размер платы за 1 тонну  конкретного загрязняющего вещества или класса загрязняющих веществ  является нормативом платы за загрязнение.

Министерством охраны окружающей природной среды по согласованию с Министерством экономики и  Министерством финансов Украины разрабатываются базовые нормативы платы и коэффициенты, учитывающие территориальные экологические особенности.

За сверхлимитные выбросы  и сбросы устанавливается повышенный размер платы на основе базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих  территориальные экологические особенности, и коэффициентов кратности платы за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

Величина платежей за загрязнение производится по формуле:

П З = ( ( (Н i л * М i л) + (К  св * Н i л * М i св) ) * К т,

где П З - величина платежей выбросы и сбросы загрязняющих веществ;

Н i л - норматив платы  за выброс (сброс) 1 тонны i-того загрязняющего  вещества в пределах лимита;

М i л - масса годового выброса (сброса) i-того загрязняющего  вещества в пределах лимита;

К св - коэффициент кратности платы за сверхлимитное загрязнение;

М i св - масса сверхлимитного годового выброса (сброса) i-того загрязняющего  вещества, т;

К т - коэффициент, который  учитывает территориальные экологические  и социально-экологические особенности

Предприятия должны своевременно оформлять разрешение на выбросы и сбросы, так как при его отсутствии плата будет взиматься как за сверхнормативное загрязнение. Для стимулирования деятельности предприятий в области охраны окружающей природной среды, платежи за нормативное загрязнение относятся на затраты производства, а за сверхнормативные - производятся за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия.

В современных условиях убыточности производственной деятельности, предприятия могут быть освобождены от платежей за выбросы и сбросы, которые производятся в границах предельно допустимых загрязнений. Это сводит на нет действенность этого метода управления

1.3. Система экологических Фондов

Параллельно с введением  платежей сложилась система Фондов охраны окружающей среды (экологических Фондов) трех уровней: государственные, региональные, местные.

Доходная часть экологического Фонда слагается из платы за выбросы  загрязнений в пределах установленных  лимитов и сверх нормативов, платы  за природные ресурсы и штрафов.

Законодательством Украины  предусмотрено освобождение экологических  Фондов от уплаты налогов и других отчислений

Основные средства Фонда  передаются в распоряжение органов  исполнительной власти, распределяясь следующим образом:

- 10% средств поступает  в государственный бюджет;

- 20% средств поступает  в бюджеты областей (бюджет Автономной  Республики Крым)

- 70% средств остаются  в местных бюджетах.

Аккумулированные средства предназначены для финансирования природоохранных мероприятий:

- разработка и реализация экологических программ;

- строительство, техническое  перевооружение, реконструкция и  капитальный ремонт природоохранных  объектов;

- проектно-изыскательские  и опытно-конструкторские работы  по созданию новых видов природоохранной  техники, разработок новых экологически безопасных технологий и производств;

- мероприятия по гарантированному  снижению выбросов и сбросов  загрязняющих веществ и уменьшению  средних физических, химических  и биологических воздействий  на состояние окружающей среды  и здоровья населения;

- крупные капиталоемкие  мероприятия природоохранного значения (строительство очистных сооружений  и предприятий по переработке  производственных и бытовых отходов,  производство очистного оборудования, внедрение малоотходных технологий  и другие);

- предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от форм собственности, льготных или беспроцентных кредитов при внедрении ими малоотходных, энерго-, ресурсосберегающих технологий, получения нетрадиционных видов энергии, для реализации мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды при условии своевременного освоения средств.

Природоохранные мероприятия  на предприятиях должны осуществляться, как правило, за счет собственных  средств и лишь крупные - за счет централизованных капитальных вложений.

1.4.Финансовые  инструменты реализации природоохранных  мероприятий

1. Экологическое кредитование  является одним из важнейших  инструментов финансового механизма  охраны природы. Ради решения  экологических проблем природоохранные мероприятия следует кредитовать на льготных условиях. Применяют такие формы кредитных льгот:

- по срокам кредитования;

- по процентным ставкам (вплоть до беспроцентных условий использования ссуды);

- по объемам кредитования;

- по гарантиям на кредит.

Выбирают форму льготных условий  в зависимости от конкретной ситуации (объекта кредитования, заемщика). Кредиты  на природоохранные мероприятия  могут предоставляться коммерческими  банками, небанковскими финансово-кредитными организациями и государством. Следует ожидать, что для частных коммерческих учреждений льготное кредитование не будет представлять интереса. Потому затраты на подобное размещение кредитных ресурсов могут компенсироваться за счет государственного бюджета.

2. Еще одним источником привлечения средств является бюджетное финансирование. Оно осуществляется через предоставление дотаций и субсидий. Основным отличием между этими видами ассигнований являются объемы покрытия необходимых расходов. Дотация лишь частично покрывает эти расходы, тогда как субсидия предусматривает полное их финансирование. Приоритетным принципом предоставления как кредитов, так и бюджетных ассигнований должно стать целевое использование полученных финансовых ресурсов. Финансово-кредитные учреждения и уполномочены государственные органы должны постоянно контролировать процесс использования вложенных средств, и в случае нецелевого использования применять жесткие штрафные санкции или отменять кредитные льготы.

3. Особенное место в финансовом  инструментарии занимает система налогообложения. С помощью экологических налогов может природоохранные мероприятия могут стимулироваться путем внедрения более чистых технологий и более рационального использования природных ресурсов. Экологические налоги могут предоставить производителям и потребителям необходимый толчок к минимизации расходов и максимизации дохода и способствовать достижению определенной экологической цели. Достаточно эффективной мерой стимулирования природоохраны является внедрение системы льготных налоговых инструментов. Основными видами таких налоговых льгот должны стать уменьшение ставок налога на прибыль (или даже отмена) на инвестиции экологического назначения, освобождение от импортной пошлины (снижение таможенных тарифов) экологического оборудования.

Информация о работе Предпосылки формирования экологического регулирования природоохранной деятельности предприятия