Предмет экономической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:32, шпаргалка

Описание работы

Предмет экономики как науки определился не сразу. Он является результатом длительного исторического развития. В нем можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс.
Экономика - это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей, область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы.

Работа содержит 1 файл

Предмет экономической науки.docx

— 120.63 Кб (Скачать)

18) Понятие спроса  в экономике. Закон  спроса. Кривая спроса.

Спрос – это платежеспособная потребность, или потребность покупателя, имеющего денежные средства для приобретения товаров и услуг. Рынок реализует не потребности вообще, а потребности, обеспеченные денежными средствами.

Закон спроса: Между уровнем цены и величиной спроса существует обратная зависимость.

 

 

Отрицательный наклон кривой спроса объясняется тремя  эффектами:

  1. Эффект роста выгоды. Снижение цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, что приводит к большей выгоде покупателя.
  2. Эффект дохода. Сниженная цена позволяет приобрести прежний товар в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя.
  3. Эффект замещения. Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их цены не меняются. Поэтому, замещая другие товары подешевевшими, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект.

На  спрос влияют и  неценовые факторы (детерминанты):

1. вкусы и  предпочтения потребителей;

2. количество  покупателей на рынке;

3. денежные  доходы потребителей;

4. потребительские  ожидания относительно будущих  цен и доходов;

5. цены на  товары-комплементы (дополняемые)  и товари-субституты (заменители).

19) Предложение и  закон предложения.  Кривая предложения.

Предложение - это, то количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени.

В предложении выделяются 5 групп товаров  и услуг:

  1. Сырье;
  2. Товары производственного назначения;
  3. Труд;
  4. Капитал;
  5. Товары потребительского назначения:

изделия длительного  пользования;

изделия краткосрочного пользования;

услуги: кафе, рестораны, туризм, бытовые услуги.

Закон предложения: Величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен.

График  кривой предложения: 

 

Прямая зависимость. Кривая предложения имеет положительный  наклон.

Смещение  кривой предложения  в положение S1 или S2 осуществляется под  воздействием неценовых  факторов:

·  цены на ресурсы;

·  уровень технологий и производства;

·  налоги и дотации;

·  цены на взаимозаменяемые товары;

·  ожидание продавцов на динамику спроса, цен, дохода;

·  число продавцов.

На  динамику предложения  влияют следующие  факторы:

выручка предпринимателя  от реализации товаров (равна стоимости  единицы товара, умноженной на число  продаж);

экономическая конъюнктура;

уровень конкуренции;

налоговая политика государства;

торговля.

20) Взаимодействие спроса  и предложения.  Равновесная цена.

Формирование  рыночной цены рассматривается  в трех периодах:

  1. Условие мгновенного равновесия. Предложение товара доминировало, поэтому цена полностью зависит от спроса.
  2. В условиях краткосрочного равновесия спрос может измениться в ту или иную сторону, и если фирма не прореагирует, то цена станет ниже издержек и фирма понесет убытки.
  3. Предложение приспосабливается к спросу и устанавливается постоянная цена.
 

Функции цены:

  1. Ориентирующая - дает информацию покупателям и продавцам;
  2. Стимулирующая - способствует наиболее экономичным способам производства и реализации спроса;
  3. Распределительная - благодаря которой распределяются доходы между участниками рыночной экономики.
 

Виды  цен:

  1. Государственные цены - устанавливаются на продукцию предприятий-монополистов на базовые для экономики данной страны ресурсы, на социально-экономические товары.  
    Система государственных цен состоит из двух элементов:

фиксированная цена - жестко устанавливается правительством;

регулируемые цены с учетом спроса и предложения.

  1. Договорные цены - устанавливаются на основе спроса и предложения на данный товар;
  2. Мировые цены - применяются в мировой торговле и рассчитываются на базе наиболее крупных экспортно-импортных сделок.
 

Продавец приходит на рынок с ценой предложения. Покупатель приходит на рынок с ценой  спроса. Между ними достигается компромисс в видерыночной цены, по которой продается товар.

Рыночную  цену называют ценой  равновесия, которая определяется на уровне, когда продавец еще согласен продать, а покупатель уже согласен купить.

Равновесная цена четко зафиксирована  во всех странах:

стремлением участников рынка к преодолению дефицита производства. Механизм реализации этого  стремления - изменение количества товара.

стремлением к достижению предельной выгодности. Механизм реализации - изменение уровня цен. 

   Каждый  покупатель и продавец независимо от других планирует свои действия относительно объема покупки/продажи товара и  услуги на основании информации об их рыночной цене за предшествующий период. Их встреча на рынке конкретного  блага показывает реальность запланированных  действий. Оказывается, что планам некоторых  субъектов не суждено сбыться. На рынке возможно либо превышение объема спроса над объемом предложения  товара по планируемой цене, либо превышение объема предложения над объемом  спроса. В таких ситуациях покупатели и продавцы вынуждены менять свои планы. Лишь равенство объемов спроса (Q) и предложения (S) наилучшим образом  удовлетворяет их интересам.

   Цена  товара, при которой планы покупателей (при Pq) и продавцов (при Ps) совпадают, названа равновесной рыночной ценой. Состояние рынка при этом характеризуется как равновесное (Pq=Ps, a Q=S).

Такое состояние рынка  конкретного товара можно представить  графически точкой Е – точкой пересечения графиков спроса и предложения. Её параметрами выступают равновесная цена (Pe) и равновесный объем (Qe) 

21) Биржи и их роль  в экономике.

22) Предпринимательская  деятельность: сущность, виды, формы.

Условия обособления предпринимательства  в самостоятельный  фактор производства:

  1. Возникновение и развитие кредитных отношений;
  2. Возникновение коллективной формы собственности и отношения распоряжения.
 

Три аспекта предпринимательства:

  1. Предпринимательство как экономическая категория. Центральной проблемой здесь является установление субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, коллектив и государство. Таким образом, в рыночной экономике существует частное, коллективное и государственное предпринимательство. Объектом предпринимательства является наиболее эффективная комбинация факторов производства с целью максимизации дохода.
  2. Предпринимательство как метод хозяйствования. Определяет предпринимателя как самостоятельного и независимого хозяйствующего субъекта, ответственного за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск, и ориентацию на достижение успеха.
  3. Предпринимательство как тип экономического мышления. Характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подхода к принятию решений. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя.
 

В законодательстве РФ предпринимательство определено, как индивидуальная, самостоятельная деятельность граждан и объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность. 

Виды  предпринимательства:

Производственное  предпринимательство - осуществляет производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей.

Коммерческое  предпринимательство - это перепродажа товаров и услуг, не связанная с производством продукции. Прибыль получают путем продажи товара по более высокой цене, чем его покупка.

Финансовое  предпринимательство - это разновидность коммерческого предпринимательства. Объектом купли/продажи являются деньги, валюта, ценные бумаги.

Посредническое  предпринимательство - проявляется в деятельности, соединяющее заинтересованные во взаимной сделке стороны.

Страховое предпринимательство - это особая форма финансового предпринимательства, заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного случая.

Организационные формы предпринимательской  деятельности - это зафиксированные нормами права единства организационных и экономических оснований деятельности хозяйствующих субъектов.

Признаки  организационно-правовых форм:

количество участников;

собственник применяемого капитала;

способ распределения  прибыли и убытков;

формы управления предприятием;

источники имущества;

пределы имущественной  ответственности.

Физическое  лицо - это гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью.

Юридическое лицо - это организация, т.е. определенным образом организованное объединение лиц.

Выделяют  три вида предпринимательства:

  1. Индивидуальное или частное;
  2. Товарищество или партнерство
  3. Корпорация.

Индивидуальное  предпринимательство осуществляется одним человеком, который несет неограниченную ответственность и имеет небольшой капитал.

Товарищество  или партнерство создаются в форме полного товарищества и товарищества на вере.

Кооперация  или общество организуются в виде:

ООО (Общество с Ограниченной Ответственностью);

ОДО (Общество с Дополнительной Ответственностью);

ОАО и ЗАО (Открытое и Закрытое Акционерное Общество). 
 

23) Организационно-правовые  формы предпринимательской  деятельности.

Под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных  и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами.

Действующее законодательство устанавливает следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные), производственные кооперативы, государственные и муниципальные  унитарные предприятия. Перечисленные  организации по законодательству Российской Федерации являются коммерческими.

Помимо коммерческих, действующим законодательством  предусмотрена возможность создания организаций некоммерческих. Некоммерческие организации могут создаваться  в форме общественных и религиозных  организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных  и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных  федеральными законами. В том случае, если некоммерческой организации законом  или уставом предоставлено право  заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, ради которых эта организация создана, прибыль от такой деятельности не распределяется между ее участниками, а направляется на достижение уставных целей.

Организационно - правовые формы предпринимательской деятельности установлены Гражданским кодексом РФ, а механизм создания и функционирования отдельных из них - федеральными законами. К организационно - формам предпринимательской  деятельности относятся следующие  виды коммерческих организаций: хозяйственные  товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и  муниципальные унитарные предприятия.

К малым и совместным предприятиям, которые могут создаваться  в различных организационно - правовых формах, относятся коммерческие организации  по установленным законодательством  критериям (признакам).

Информация о работе Предмет экономической науки