Предмет экономической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:32, шпаргалка

Описание работы

Предмет экономики как науки определился не сразу. Он является результатом длительного исторического развития. В нем можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс.
Экономика - это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей, область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы.

Работа содержит 1 файл

Предмет экономической науки.docx

— 120.63 Кб (Скачать)

14)Структура  и инфраструктура  рынка. Преимущества  и недостатки рыночного  механизма.

Рынок имеет  сложную структуру, его можно  классифицировать:

Ø по объектам:

1) рынок товаров:

а) рынок предметов  потребления,б) рынок средств производства;

2) рынок капиталов;

3) рынок ценных  бумаг

4) рынок рабочей  силы;

Ø по географическому признаку:

а) национальный;б) местный; в) локальный; г) международный;

Ø по типу экономических отношений:

а) свободный;б) монополистический;в) смешанный;

Ø с позиций покупателей и продавцов:

а) рынок покупателя;б) рынок продавца;

Ø по уровню насыщения:

а) уравновешенный;б) дефицитный;в) насыщенный;

Ø по отношению к существующему законодательству:

а) легальный (официальный);б) нелегальный (теневой).

Рыночная  инфраструктура – это система государственных, частных и общественных институтов (организаций, предприятий), которые обслуживают субъектов рыночных отношений и обеспечивают их эффективное взаимодействие.

Виды  инфраструктуры:

1) организационно-техническая – товарные биржи, торгово-промышленные палаты, торговые дома, ярмарки, аукционы, транспортные коммуникации, средства оперативной связи;

2) финансово-кредитная – фондовые и валютные биржи, банки, инвестиционные фонды и компании, страховые компании;

3) организационно-исследовательские – аудиторские фирмы, информационные и консультационные фирмы, специальные учебные учреждения.

Элементы  инфраструктуры рынка:

Ø биржи (товарные, фондовые, рабочей силы, валютные, финансовые);Ø  ярмарки;Ø аукционы;Ø торговые дома;Ø торгово-промышленные палаты;Ø с траховые, аудиторские фирмы.  

У рыночного механизма  есть как преимущества, так и недостатки.

К его преимуществам  относят:

1.)Эффективное распределение ресурсов; 
2.) Гибкость, высокая адаптивность к изменению условий; 
3.) Свобода выбора и действий производителей; 
4.) Максим. использование достижений НТР. 
5.) Способность к удовлетворению различных потребностей.

В современной экономической  науке принято выделять следующие  органические недостатки («провалы») рыночного  механизма:

      1. Неспособность сохранения невосполнимых ресурсов; 
        2.) Не создаёт стимулов для пр-ва товаров и услуг коллективного пользования. Не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен. 
        3.) Не обеспечивает действенных мотиваций в функционировании исследовательских наук; 
        4.) Подверженность нестабильному развитию, соответственно кризисными и инфляционными процессами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15) Понятие конкуренции,  её виды и методы.

Конкуренция - это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации товара. 

Виды  конкуренции:

  1. Внутриотраслевая конкуренция- это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одного товара.
  2. Межотраслевая конкуренция - это соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды товаров.

Предметом конкуренции является эффективное вложение капитала, которое оценивается нормой прибыли:  
 
  
, где:  
P' - норма прибыли;  
P - абсолютная прибыль;  
K - капитал, приносящий эту прибыль.

  1. Ценовая конкуренция - ведется путем маневрирования ценами в целях наиболее выгодного использования рыночной конъюнктуры:
    • Цена "статья слива" - используется, когда на рынке появляется свободная ниша, т.е. возможность определить конкурентов в выпуске каких-то новых товаров.
    • Цена внедрения - временное снижение цен для завоевания позиций на новом для данной фирмы рынке.
    • Цена лидера - существует в условиях, когда конкуренты договариваются не маневрировать ценами, а следовать за ценой ведущей фирмы.
    • Психологическая цена - это установление цены на уровне несколько ниже, чем круглая высокая цена.
  2. Неценовая конкуренция - это использование средств, не имеющих непосредственного отношения к цене: реклама, выставки, ярмарки, улучшение качества продукции и т.д.
  3. Добросовестная конкуренция - при такой конкуренции соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношения с партнерами.
  4. Недобросовестная конкуренция - это технический шпионаж, ложная реклама, подкуп и переманивание специалистов, использование чужого товарного знака.
  5. Совершенная конкуренция.

Методы  конкурентной борьбы:

Ø   ценовая – за счет снижения цен производителями, которые имеют меньшие затраты;

Ø   неценовая – повышение качества, использование рекламы, особые условия продажи;

Ø   нечестная – деятельность, направленная на получение выгоды посредством обмана потребителей, партнеров, государственных органов (промышленный шпионаж, переманивание сотрудников конкурентов, антиреклама...).

16)Совершенная  и несовершенная  конкуренция.

Совершенная конкуренция 

На рынке совершенной  конкуренции расщепление экономической  власти максимально и механизмы  конкуренции работают в полную силу. Здесь действуют множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания  своей воли потребителям. 

 ее черты:

  • большое количество мелких продавцов и покупателей (только мелкие производители);
  • продаваемый продукт однороден у всех производителей;
  • невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи;
  • полная свобода выхода на рынок и ухода с него.

Несовершенная конкуренция.

При несовершенной  конкуренции расщепление экономической  власти ослаблено или вовсе отсутствует.

монополистическая конкуренцияНа рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно не высоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, и конкурентам трудно воспрепятствовать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка -всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело. 

Характерные признаки рынков несовершенной  конкуренции 

Признаки Монополистическая конкуренция Олигархия Монополия
Число фирм Много фирм Несколько крупных фирм (3-5) Одна  крупнейшая фирма
Тип продукта Дифференцированный Одинаковый  или дифференцированный Уникальный
Условие вступления в рынок Сравнительно  легкие Существуют  препятствия Очень трудные
Контроль  над ценами Ограничен возможностью замены товара Приоритет ценового лидера Полный контроль
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17)Монополия  и её роль в  экономике. Антимонопольная  политика.

Монополии – это большие предприятия, объединения, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке, приобретают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен, получают высокие (монопольные) прибыли. Монопольное положение дает предпринимателю возможность ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монополии: естественные; экономические;  административные.

Естественная  монополия – возникает вследствие объективных причин, когда спрос на данный товар или услугу лучше удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологии производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна: энергообеспечение, трубопроводный транспорт. Ликвидация или разукрупнение экономически нецелесообразны.

Административная  монополия – возникает вследствие действий государственных органов –

1) предоставление  отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности;

2) организационные  государственные структуры: предприятие  → объединение → главки, министерства.

Экономическая монополия – появление обусловлено экономическими причинами – на основе закономерностей хозяйственного развития вследствие концентрации и централизации производства и капитала (возрастание масштабов, объединение или поглощение).

Формы монопольных объединений:

Картель – объединение нескольких предприятий одной отрасли, которые сохраняют собственность на средства производства и изготовленный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, но договариваются о части каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат – объединение нескольких предприятий одной отрасли, которые теряют собственность на произведенный продукт, то есть сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. Сбыт осуществляется через общую контору.

Трест – объединение предприятий одной или нескольких технологически связанных отраслей. Теряют производственную и коммерческую самостоятельность – объединяют производство, сбыт, финансы, управление. На сумму вложенной части капитала собственники получают акции (автомобильные объединения: сырье, сталь, автомобили).

Многоотраслевой концерн – объединение десятков-сотен предприятий разных отраслей промышленности, транспорта, торговли. Главная фирма осуществляе

финансовый  контроль над другими.

Конгломераты – образовались поглощением прибыльных предприятий различных отраслей, которые не имели производственной и технологической общности.

Антимонопольная политика

Антимонопольная политика действует на основе антимонопольного законодательства.

Антимонопольное законодательство - это законодательство, направленное против накопления фирмами опасной  для общества монопольной власти.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства. Основными законами, регулирующими монополии, является закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и закон " О естественных монополиях".

Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямоговмешательства государства в их деятельность, путем принудительного установления цен.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие  формированию таких монополий, а  порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство применяет  следующие санкции:

- предупредительные  меры (запрет слияний крупных  фирм);

- штрафы за ненадлежащее  поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами);

- прямая демонополизация,  т.е. принудительное раздробление  монополиста на несколько независимых  фирм.

Информация о работе Предмет экономической науки