Предмет экономической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:32, шпаргалка

Описание работы

Предмет экономики как науки определился не сразу. Он является результатом длительного исторического развития. В нем можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс.
Экономика - это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей, область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы.

Работа содержит 1 файл

Предмет экономической науки.docx

— 120.63 Кб (Скачать)

Отношения между субъектами по поводу объекта  собственности, которые  возникают:

  • когда приходится делить существующую собственность;
  • по поводу создания новой формы собственности.
 

С 1 января 1991 года в  России начал действовать закон о собственности, в котором закреплены 4 формы собственности:

  1. частная;
  2. коллективная;
  3. государственная;
  4. смешенная с иностранными гражданами и государствами.
 

Разгосударствление - снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передача хозяйственных полномочий на уровень предприятий, замена вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Приватизация - это процесс преобразования государственной собственности в коллективную или частную посредством передачи или продажи. 
 
 
 
 
 

11) Преобразование отношений  собственности в  России.

В 1917 г. социалистическая революция провозгласила цель - заменить капитализм социализмом. Но для исторического  перехода к новому, более высокоразвитому  общественному строю не было необходимых  предпосылок. Более того, Россия не имела даже тех достижений цивилизации, которые были в высокоразвитых странах:

  1. отставание от них в техническом отношении выражалось в том, что Россия в основном пребывала на доиндустриальной стадии производства и ей еще предстояло совершить переход в индустриальную стадию;
  2. задержка в организационно-экономическом и социально-экономическом развитии проявлялась в том, что в первичной и основной сфере экономики (сельском хозяйстве) преобладали мелкие и раздробленные крестьянские хозяйства, применявшие общинное землепользование;
  3. велика была дистанция от передовых государств и в культурном отношении: почти поголовная неграмотность (по данным переписи населения 1897г. 73% граждан России в возрасте от 9 лет и старше не умели читать и писать).

За короткий исторический срок в СССР были созданы современное промышленное производство, плановая организация народного хозяйства, проведена культурная революция. Но все эти преобразования проводились ценой низкого жизненного уровня населения, отсутствия демократии и гражданских свобод. Важно отметить, что огромную долю создаваемого богатства государство направляло на развитие мощной оборонной промышленности. 
В СССР с 30-х годов утвердился общественный строй, который может быть назван государственным социализмом. Государственный социализм - это искусственная социально-экономическая система, для которой характерен полный захват собственности государством. В руках государства оказалась вся система отношений присвоения. Во-первых, собственность народа на основные средства производства была превращена в безраздельную собственность государства. Во-вторых, государственный аппарат сосредоточил в своих руках управление народным хозяйством. В-третьих, государство в максимальной степени централизовало у себя основную массу выпускаемой всеми предприятиями продукции и финансовые средства. Трудящиеся же оказались у государства наемными работниками, отчужденными от материальных условий труда и его плодов, от управления производством и превратились в простых исполнителей распоряжений вышестоящих органов. Они, естественно, не были материально заинтересованы в конечных результатах хозяйствования. Не случайно государство широко и часто применяло административные, внеэкономические способы привлечения миллионов людей к труду. 
Стало быть, всеохватывающее огосударствление экономики породило все более обостряющееся противоречие между действительным уровнем обобществления производства и господством государственной собственности, а тем самым - противоречие между коренными интересами всех трудящихся, приумножающих эту собственность, и интересами присваивающей результаты их труда государственной власти.

Реформа государственной  собственности

Указанное противоречие может быть разрешено посредством  реформы - изменения господствующей формы собственности. Существо реформы  состоит в том, чтобы произвести в значительных масштабах разгосударствление собственности - превращение государственной  формы присвоения в разнообразные  иные формы хозяйства. 
Однако реформирование государственной собственности отнюдь не должно вести к полной ее ликвидации. Ибо, как нам известно, во второй половине XX в. общее нераздельное имущество везде используется в национальных интересах. Поэтому речь может идти о правильном определении границ разгосударствления и установлении нормальных соотношений между государственным и негосударственным секторами экономики страны. 
Во всех странах реформирование государственной собственности именуют приватизацией. Означает ли это, что государственные предприятия, средства транспорта, жилые здания и другое имущество передаются (или продаются) только отдельным лицам? Так, наверное, могло бы быть только в условиях классического капитализма. Но и это маловероятно, поскольку у государства тогда не было производственного имущества. Во второй половине XX в. приватизация означает, по существу, разгосударствление. 
В России приватизация началась с октября 1992 г. На первом ее этапе все граждане страны бесплатно получили так называемые ваучеры - приватизационные чеки. Каждый ваучер соответствовал стоимости государственного имущества на сумму 10 тыс. руб. Были провозглашены задачи приватизации: а) покончить с господством государственной собственности и б) сформировать класс частных собственников, который по уровню доходов превратится в зажиточный "средний класс" (это совершенно недостижимая цель, особенно в условиях громадного обесценения рубля и кризисного спада производства). По официальным данным, за период ваучерной приватизации (до 1 июля 1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%. 
С 1 июля 1994г. был объявлен второй этап приватизации, во время которого имущество государственных и муниципальных предприятий должно продаваться за деньги. Для этого предполагалась продажа предприятий или из акций на аукционах (публичных торгах), разного рода конкурсах; выкуп арендованного имущества и другие способы приватизации. При этом была объявлена основная цель - способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие эффективность (результативность) хозяйственной деятельности. 
Между тем появлению "эффективных собственников" с самого начала мешали ряд обстоятельств: 
многие крупные промышленные предприятия были проданы по чрезмерно низким ценам (нередко путем преступных сделок); их новые владельцы не заинтересованы вкладывать значительные суммы денег в техническое обновление производства;  
3/4 акционированных промышленных предприятий находятся в собственности трудовых коллективов, которые имеют контрольный пакет акций и не собираются продавать его какому-то постороннему лицу; большое количество акций приобрели бесплатно за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы лишь в получении наибольших дивидендов (доходов на акции) и на дают акционированным предприятиям никаких денежных средств. 
В итоге сложилось явно ненормальное экономическое положение. Приватизация не принесла обществу и государству сколько-нибудь существенного положительного результата. Более того, новоявленные собственники, как правило, не проявляют заинтересованность в расширении и техническом совершенствовании производства. 
Начало реформирования государственной собственности открыло переходный период от государственного социализма к новой социально-экономической системе. Сейчас преждевременно описывать эту еще не сложившуюся систему. Однако можно отметить некоторые ее наметившиеся черты. 
Во-первых, речь идет о бывшей социалистической экономике, поскольку разрушено господство государственной собственности как основа социализма. 
Во-вторых, стала формироваться многоукладная экономика, включающая все типы присвоения: а) общее совместное (государственная, а также общинная собственность казачества и монастырей); б) частное и в) общее долевое (акционерные общества, товарищества, кооперативы, ассоциации и др.). 
В-третьих, государство и право во все большей мере регулируют структуру и характер развития отношений собственности в стране.

12) Модели организации  экономических систем.

Экономическая система - это совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления, в рамках определенной географической территории.

Элементы  экономической системы:

  1. Экономические отношения, базирующиеся на определенных формах собственности;
  2. Организационные формы в хозяйственной деятельности;
  3. Хозяйственный механизм;
  4. Экономические связи между предприятиями и организациями.

Традиционная  экономика - это экономика, в которой практика использования ресурсов определяется традициями и обычаями.

Черты традиционной экономики:

  • Многоукладность - это различные формы хозяйствования, основанные на различных формах собственности:
    • натурально-общинное хозяйствование;
    • мелкотоварное производство крестьян и ремесленников;
  • Существенная роль иностранного капитала;
  • Активная роль государства, которое через бюджет перераспределяет значительную часть национального дохода для поддержки беднейших слоев.

Модели  экономических систем:

  • Американская модель. Построена на всемирном поощрении предпринимательской активности и обогащении наиболее активной части населения.
  • Шведская модель. Отличается сильной социальной ориентацией. Велика государственная доля расходов, половина которых идет на социальные нужды
  • Германская модель. Разукрепление крупных монополий и создание средных и мелких производств и фермерских хозяйств, что вызывает сильные побудительные мотивы к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
  • Японская модель. Характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. Это возможно при высоком развитии национального самосознания, в приоритете интересов нации над интересом конкретного человека.
  • Южно-корейская модель. Это высокое трудолюбие, ответственное отношение к своим обязанностям, базирующееся на направленных нормах нации, а также мощная региональная экономика.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13) Рынок, его сущность, условия существования  и функции.

   В экономической жизни общества исторически  первой возникла натуральная форма  хозяйства, в которой производство благ направлено было на внутрихозяйственное  потребление. Происходящая с тех  пор эволюция форм хозяйствования выступает  следствием поиска лучших способов решения  извечной дилеммы: «ресурсы ограничены – потребности безграничны». Относительная  ограниченность ресурсов в известной  степени преодолевается при условии  роста производительности труда. На повышение производительности труда  оказывали влияние, во-первых, общественное разделение труда и специализация  ресурсов, во-вторых, расширение взаимовыгодного  обмена продуктами.

   Разделение  труда – это относительное обособление людей для выполнения разных видов работ.

   Работник, специализируясь на выполнении какой-либо работы, совершенствует технические  приемы ее выполнения. Благодаря этому, во-первых, возрастает производительность труда, во-вторых, ускоряется технический  прогресс..

   Товарное  производство невозможно и без экономического обособления производителей как различных собственников. Оно стало условием, необходимым для превращения случайного обмена в товарный обмен. Таким образом, общественное разделение труда и экономическое обособление производителя товара стали двумя необходимыми объективными причинами возникновения товарного обмена, рыночных отношений. Происходившая эволюция общинных экономических отношений в направлении возникновения товарных была связана со становлением традиций и прав частной собственности, прежде всего, на землю как ресурс хозяйствования.

   Постепенно  развивалось понимание рынка. Первоначально  он рассматривался как место встречи продавцов и покупателей, где происходило добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой, т. е. взаимная передача прав собственности. Затем – как специфическая форма товарно-денежного обмена (обращения). В развитом индустриальном обществе рынок стал рассматриваться как социально-экономический механизм, обеспечивающий взаимосвязь производителей и потребителей экономических благ и корректировку их экономического поведения. В настоящее время он характеризуется наличием сложной структуры, представленной группами видов рынка, различающихся в зависимости от применяемых критериев:

   1)               по экономическому назначению объекта рыночных отношений различают: потребительский (рынок товаров и услуг), рынок средств производства, рынок рабочей силы (труда), финансовый рынок и т. д.;

   2)               по географическому положению: местный рынок (города, района, области, края), региональный рынок (Поволжья, Сибири и т. д.), национальный рынок (России, Украины, Японии и т. д.), рынок интернациональный (ЕС, СНГ), мировой рынок;

   3)               по масштабу торговли: оптовый рынок, розничный рынок;

   4)               по ритмичности работы: постоянно действующий рынок (оптовый и розничный), периодически функционирующие рынки (ярмарки, аукционы, выставки);

   5)               по отраслевой принадлежности объекта рыночных отношений: сельскохозяйственной продукции, автомобильный рынок и т. д.;

   6)               по степени ограничения конкуренции различают: свободный рынок (рынок совершенной конкуренции); рынок несовершенной конкуренции (монополистический, монопсонический, олигополистический, олигопсонический), рынок монополистической конкуренции (смешанный рынок).

   Возможно  применение и иных критериев для  характеристики структуры и системы  рынка, например, по субъектам рынка, по уровню насыщения, по формам хозяйствования и т. д.

   Цивилизованный  рынок требует и развитой инфраструктуры, т. е. комплекса систем, служб, организаций, обслуживающих рынок. Классическая инфраструктура рынка включает товарные биржи, фондовые биржи, биржи труда, системы страхования и кредитования, транспортного и иного обслуживания.

   Сущность  рынка находит свое выражение в функциях, т. е. в основных назначениях, которые он призван выполнять:

   1)               согласование и поддержание сбалансированности производства и потребления по ассортименту производимой продукции и его объёмов;

   2)               соизмерение затрат и результатов, выявление ценности товаров;

   3)               экономическое стимулирование эффективности производства и научно-технического прогресса (НТП);

   4)               обеспечение динамичной пропорциональности в развитии отдельных отраслей, регионов, национального хозяйства и т. д.

   В рыночной системе принято полагаться не на чувства, а на рационализм людей, их выгоды и интересы. Понимание  специфики взаимосвязей в рыночной экономической системе можно  достичь лишь при раскрытии ее основ.

Информация о работе Предмет экономической науки