Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:32, шпаргалка
Предмет экономики как науки определился не сразу. Он является результатом длительного исторического развития. В нем можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс.
Экономика - это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей, область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы.
Отношения между субъектами по поводу объекта собственности, которые возникают:
С 1 января 1991 года в России начал действовать закон о собственности, в котором закреплены 4 формы собственности:
Разгосударствление - снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передача хозяйственных полномочий на уровень предприятий, замена вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
Приватизация - это
процесс преобразования государственной
собственности в коллективную или частную
посредством передачи или продажи.
11) Преобразование отношений собственности в России.
В 1917 г. социалистическая революция провозгласила цель - заменить капитализм социализмом. Но для исторического перехода к новому, более высокоразвитому общественному строю не было необходимых предпосылок. Более того, Россия не имела даже тех достижений цивилизации, которые были в высокоразвитых странах:
За короткий исторический
срок в СССР были созданы современное
промышленное производство, плановая
организация народного хозяйства, проведена
культурная революция. Но все эти преобразования
проводились ценой низкого жизненного
уровня населения, отсутствия демократии
и гражданских свобод. Важно отметить,
что огромную долю создаваемого богатства
государство направляло на развитие мощной
оборонной промышленности.
В СССР с 30-х годов утвердился общественный
строй, который может быть назван государственным
социализмом. Государственный социализм
- это искусственная социально-экономическая
система, для которой характерен полный
захват собственности государством. В
руках государства оказалась вся система
отношений присвоения. Во-первых, собственность
народа на основные средства производства
была превращена в безраздельную собственность
государства. Во-вторых, государственный
аппарат сосредоточил в своих руках управление
народным хозяйством. В-третьих, государство
в максимальной степени централизовало
у себя основную массу выпускаемой всеми
предприятиями продукции и финансовые
средства. Трудящиеся же оказались у государства
наемными работниками, отчужденными от
материальных условий труда и его плодов,
от управления производством и превратились
в простых исполнителей распоряжений
вышестоящих органов. Они, естественно,
не были материально заинтересованы в
конечных результатах хозяйствования.
Не случайно государство широко и часто
применяло административные, внеэкономические
способы привлечения миллионов людей
к труду.
Стало быть, всеохватывающее огосударствление
экономики породило все более обостряющееся
противоречие между действительным уровнем
обобществления производства и господством
государственной собственности, а тем
самым - противоречие между коренными
интересами всех трудящихся, приумножающих
эту собственность, и интересами присваивающей
результаты их труда государственной
власти.
Реформа государственной собственности
Указанное противоречие
может быть разрешено посредством
реформы - изменения господствующей
формы собственности. Существо реформы
состоит в том, чтобы произвести
в значительных масштабах разгосударствление
собственности - превращение государственной
формы присвоения в разнообразные
иные формы хозяйства.
Однако реформирование государственной
собственности отнюдь не должно вести
к полной ее ликвидации. Ибо, как нам известно,
во второй половине XX в. общее нераздельное
имущество везде используется в национальных
интересах. Поэтому речь может идти о правильном
определении границ разгосударствления
и установлении нормальных соотношений
между государственным и негосударственным
секторами экономики страны.
Во всех странах реформирование государственной
собственности именуют приватизацией.
Означает ли это, что государственные
предприятия, средства транспорта, жилые
здания и другое имущество передаются
(или продаются) только отдельным лицам?
Так, наверное, могло бы быть только в условиях
классического капитализма. Но и это маловероятно,
поскольку у государства тогда не было
производственного имущества. Во второй
половине XX в. приватизация означает, по
существу, разгосударствление.
В России приватизация началась с октября
1992 г. На первом ее этапе все граждане страны
бесплатно получили так называемые ваучеры
- приватизационные чеки. Каждый ваучер
соответствовал стоимости государственного
имущества на сумму 10 тыс. руб. Были провозглашены
задачи приватизации: а) покончить с господством
государственной собственности и б) сформировать
класс частных собственников, который
по уровню доходов превратится в зажиточный
"средний класс" (это совершенно недостижимая
цель, особенно в условиях громадного
обесценения рубля и кризисного спада
производства). По официальным данным,
за период ваучерной приватизации (до
1 июля 1994 г.) было разгосударствлено 70%
промышленных предприятий. Доля государственной
собственности в общем объеме стоимости
имущества составила 35%.
С 1 июля 1994г. был объявлен второй этап
приватизации, во время которого имущество
государственных и муниципальных предприятий
должно продаваться за деньги. Для этого
предполагалась продажа предприятий или
из акций на аукционах (публичных торгах),
разного рода конкурсах; выкуп арендованного
имущества и другие способы приватизации.
При этом была объявлена основная цель
- способствовать появлению новых собственников,
которые будут заинтересованы развивать
производство и вложат в него средства,
повышающие эффективность (результативность)
хозяйственной деятельности.
Между тем появлению "эффективных собственников"
с самого начала мешали ряд обстоятельств:
многие крупные промышленные предприятия
были проданы по чрезмерно низким ценам
(нередко путем преступных сделок); их
новые владельцы не заинтересованы вкладывать
значительные суммы денег в техническое
обновление производства;
3/4 акционированных промышленных предприятий
находятся в собственности трудовых коллективов,
которые имеют контрольный пакет акций
и не собираются продавать его какому-то
постороннему лицу; большое количество
акций приобрели бесплатно за ваучеры
мелкие собственники. Они заинтересованы
лишь в получении наибольших дивидендов
(доходов на акции) и на дают акционированным
предприятиям никаких денежных средств.
В итоге сложилось явно ненормальное экономическое
положение. Приватизация не принесла обществу
и государству сколько-нибудь существенного
положительного результата. Более того,
новоявленные собственники, как правило,
не проявляют заинтересованность в расширении
и техническом совершенствовании производства.
Начало реформирования государственной
собственности открыло переходный период
от государственного социализма к новой
социально-экономической системе. Сейчас
преждевременно описывать эту еще не сложившуюся
систему. Однако можно отметить некоторые
ее наметившиеся черты.
Во-первых, речь идет о бывшей социалистической
экономике, поскольку разрушено господство
государственной собственности как основа
социализма.
Во-вторых, стала формироваться многоукладная
экономика, включающая все типы присвоения:
а) общее совместное (государственная,
а также общинная собственность казачества
и монастырей); б) частное и в) общее долевое
(акционерные общества, товарищества,
кооперативы, ассоциации и др.).
В-третьих, государство и право во все
большей мере регулируют структуру и характер
развития отношений собственности в стране.
12) Модели организации экономических систем.
Экономическая система - это совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления, в рамках определенной географической территории.
Элементы экономической системы:
Традиционная экономика - это экономика, в которой практика использования ресурсов определяется традициями и обычаями.
Черты традиционной экономики:
Модели экономических систем:
13) Рынок, его сущность, условия существования и функции.
В экономической жизни общества исторически первой возникла натуральная форма хозяйства, в которой производство благ направлено было на внутрихозяйственное потребление. Происходящая с тех пор эволюция форм хозяйствования выступает следствием поиска лучших способов решения извечной дилеммы: «ресурсы ограничены – потребности безграничны». Относительная ограниченность ресурсов в известной степени преодолевается при условии роста производительности труда. На повышение производительности труда оказывали влияние, во-первых, общественное разделение труда и специализация ресурсов, во-вторых, расширение взаимовыгодного обмена продуктами.
Разделение труда – это относительное обособление людей для выполнения разных видов работ.
Работник, специализируясь на выполнении какой-либо работы, совершенствует технические приемы ее выполнения. Благодаря этому, во-первых, возрастает производительность труда, во-вторых, ускоряется технический прогресс..
Товарное производство невозможно и без экономического обособления производителей как различных собственников. Оно стало условием, необходимым для превращения случайного обмена в товарный обмен. Таким образом, общественное разделение труда и экономическое обособление производителя товара стали двумя необходимыми объективными причинами возникновения товарного обмена, рыночных отношений. Происходившая эволюция общинных экономических отношений в направлении возникновения товарных была связана со становлением традиций и прав частной собственности, прежде всего, на землю как ресурс хозяйствования.
Постепенно развивалось понимание рынка. Первоначально он рассматривался как место встречи продавцов и покупателей, где происходило добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой, т. е. взаимная передача прав собственности. Затем – как специфическая форма товарно-денежного обмена (обращения). В развитом индустриальном обществе рынок стал рассматриваться как социально-экономический механизм, обеспечивающий взаимосвязь производителей и потребителей экономических благ и корректировку их экономического поведения. В настоящее время он характеризуется наличием сложной структуры, представленной группами видов рынка, различающихся в зависимости от применяемых критериев:
1) по экономическому назначению объекта рыночных отношений различают: потребительский (рынок товаров и услуг), рынок средств производства, рынок рабочей силы (труда), финансовый рынок и т. д.;
2) по географическому положению: местный рынок (города, района, области, края), региональный рынок (Поволжья, Сибири и т. д.), национальный рынок (России, Украины, Японии и т. д.), рынок интернациональный (ЕС, СНГ), мировой рынок;
3) по масштабу торговли: оптовый рынок, розничный рынок;
4) по ритмичности работы: постоянно действующий рынок (оптовый и розничный), периодически функционирующие рынки (ярмарки, аукционы, выставки);
5) по отраслевой принадлежности объекта рыночных отношений: сельскохозяйственной продукции, автомобильный рынок и т. д.;
6) по степени ограничения конкуренции различают: свободный рынок (рынок совершенной конкуренции); рынок несовершенной конкуренции (монополистический, монопсонический, олигополистический, олигопсонический), рынок монополистической конкуренции (смешанный рынок).
Возможно применение и иных критериев для характеристики структуры и системы рынка, например, по субъектам рынка, по уровню насыщения, по формам хозяйствования и т. д.
Цивилизованный
рынок требует и развитой инфраструктуры,
т. е. комплекса систем, служб, организаций,
обслуживающих рынок. Классическая инфраструктура
Сущность рынка находит свое выражение в функциях, т. е. в основных назначениях, которые он призван выполнять:
1) согласование и поддержание сбалансированности производства и потребления по ассортименту производимой продукции и его объёмов;
2) соизмерение затрат и результатов, выявление ценности товаров;
3) экономическое стимулирование эффективности производства и научно-технического прогресса (НТП);
4) обеспечение динамичной пропорциональности в развитии отдельных отраслей, регионов, национального хозяйства и т. д.
В рыночной системе принято полагаться не на чувства, а на рационализм людей, их выгоды и интересы. Понимание специфики взаимосвязей в рыночной экономической системе можно достичь лишь при раскрытии ее основ.