Правовые аспекты развития энергетики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:20, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать проблемы развития энергетики в Набережных Челнах.
Для достижения цели необходимо определить следующие задачи:
1) Рассмотреть систему энергетики в Набережных Челнах.
2) Проанализировать правовые аспекты развития энергетики.

Содержание

Введение
Глава 1. Система энергетики в Республике Татарстан
1.1 Развитие энергетики в Республике Татарстан
1.2 Особенности развития энергетики в Республике Татарстан
Глава 2. Правовые аспекты развития энергетики
2.1 Законодательство по энергетике
2.2 Особенности формирования правовой системы по развитию энергетики
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

нац экономика.docx

— 50.71 Кб (Скачать)

Указанные изменения  в сферах производства, передачи, купли-продажи  электроэнергии обусловили ряд существенных изменений и в структуре договорных связей по обороту электрической  энергии. Появились новые договорные формы, направленные на регулирование  отношений, связанных с реализацией  и приобретением электроэнергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Это: 

1) договор об  оказании возмездных услуг по  передаче электрической энергии;  

2) договор об  осуществлении технологического  присоединения энерго-принимающего устройства (энергоустановки) к электрической сети;  

3) договор об  оказании возмездных услуг по  оперативно-диспетчерскому управлению;  

4) договор о  присоединении к торговой системе  оптового рынка электрической  энергии;  

5) договор купли-продажи  электроэнергии; 

6) договор купли-продажи  электрической энергии по равновесной  цене оптового рынка;  

7) договоры купли-продажи,  а также поставки электрической  энергии на розничных рынках;  

8) договор купли-продажи  электрической энергии у гарантирующего  поставщика. 

Рассмотрим более  подробно договор энергоснабжения. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК). 

Таким образом, договору энергоснабжения присущ ряд  черт, отсутствующих у других гражданско-правовых договоров. К ним относятся необходимость  иметь присоединенную к энергоснабжающей организации сеть, обязанность абонента соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей, исправность приборов учета. 

Особые свойства электроэнергии: невозможность зрительно  обнаружить ее как вещь, накопить на складе в значительном объеме для  промышленного потребления, ограниченность применения начал «владения» и «распоряжения» по отношению к энергии, практическое совпадение момента производства и  потребления электроэнергии как  единого во времени процесса. 

При разработке второй части ГК договор энергоснабжения  был определен как разновидность  договора купли-продажи, поскольку  энергия - это товар. В европейских  странах данный договор также  рассматривается как вид договора купли-продажи. По мнению В.В. Витрянского, договор энергоснабжения, являясь отдельным видом договора купли-продажи, по набору квалифицирующих признаков никак не может быть признан ни разновидностью договора поставки, ни непосредственно примыкающим к нему договорным институтом. 

Договор заключается  между энергоснабжающей организацией и потребителем (абонентом) энергии. Порядок заключения договора энергоснабжения различен в зависимости от того, заключается он с гражданином или юридическим лицом. Процедура заключения договора с гражданами на потребление энергии на бытовые нужды упрощена. Согласно ст. 540 ГК, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. 

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным  на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 ГК. Договор  энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот  же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его  прекращении или изменении, либо о заключении нового договора. 

Поскольку договор  энергоснабжения относится к  числу публичных договоров, порядок  его заключения содержит особенности. В силу п. 3 ст. 426 ГК не допускается  отказ энергоснабжающей организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить энергию потребителю. При необоснованном уклонении энергоснабжающей организации от заключения договора на отпуск энергии потребителю применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК: потребитель энергии в этом случае может обратиться в суд с требованием о понуждении энергоснабжающей организации заключить договор. 

В соответствии со ст. 31 Закона об электроэнергетике  в состав субъектов оптового рынка  входят поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном названным Законом, администратор системы оптового рынка, а также организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры (электросети, системный оператор). 

При покупке  электроэнергии на оптовом рынке  покупатель заключает договоры с  тремя организациями: 1) с электрическими сетями - на оказание услуг по передаче электроэнергии; 2) с системным оператором - на оперативно-диспетчерское управление технологическими режимами работы объектов электрической энергетики; 3) с администратором  системы оптового рынка - на присоединение  к финансово-расчетной системе  оптового рынка. 

Правила функционирования оптового рынка, передачи электрической  энергии по сетям, оперативно-диспетчерского управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики  согласно Закону об электроэнергетике  определяются Правительством РФ. Поэтому  перечисленные выше договоры должны быть квалифицированы как договоры присоединения (ст. 428 ГК). Основные условия  таких договоров определены правилами  об оптовом или розничном рынке (ст. 13, 29, 32, 35 Закона об электроэнергетике), утверждаемыми Правительством РФ. Эти  условия могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения  к предложенному договору в целом. 

Помимо указанной  системы договоров поставщики и  покупатели электрической энергии - субъекты оптового рынка вправе заключать  в порядке, предусмотренном правилами  оптового рынка, договоры купли-продажи  электрической энергии. Субъекты оптового рынка свободны в выборе контрагентов по таким договорам. 

В соответствии со ст. 541 ГК энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, с соблюдением согласованного сторонами режима подачи. 

В договоре на снабжение  электроэнергией промышленных потребителей условие о количестве характеризуется, как правило, двумя показателями: 1) количеством киловатт-часов подлежащей отпуску электроэнергии; 2) величиной  присоединенной или заявленной мощности. 

Потребитель вправе получить предусмотренное договором  количество электроэнергии, используя  при этом лишь обусловленную договором  величину присоединенной или заявленной мощности, что связано со спецификой предмета договора. Обязанность энергоснабжающей организации в отношении количества электроэнергии считается выполненной, если она постоянно поддерживает ток в сети и предоставляет потребителю возможность непрерывно получать электроэнергию в обусловленном договором количестве. 

По смыслу п. 2 ст. 541 ГК абонент вправе изменять обусловленное  договором количество потребляемой энергии. В этом случае он обязан возместить расходы, понесенные энергоснабжающей организацией, связанные как с недобором, так и перебором энергии. 

Когда абонентом  по договору на снабжение энергией выступает гражданин, потребляющий энергию на бытовые нужды, он вправе использовать энергию в необходимом  ему количестве, на него не возлагается  обязанности по возмещению расходов энергоснабжающей организации, связанных с недобором или перебором энергии. 

Отпускаемая потребителям электрическая энергия должна соответствовать  по качеству требованиям технического регламента, государственного стандарта, иных обязательных правил и договора. Качество электроэнергии характеризуется  двумя показателями: напряжением  и частотой тока. 

Поскольку внутренние энергетические сети, энергопотребляющие установки и приборы находятся, как правило, в собственности потребителей, на последних и возложена обязанность обеспечивать их исправность и безопасность. Граница ответственности между потребителями и энергоснабжающей организацией за состояние и обслуживание энергетических сетей, приборов и электроустановок определяется их балансовой принадлежностью и фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения. 

Оплата энергии  производится за фактически принятое абонентом количество энергии в  соответствии с данными учета  энергии, если иное не предусмотрено  законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. 

В соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании  тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими  организациями, подлежат государственному регулированию посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую  и тепловую энергию или их предельных уровней. 

Постановлением  Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 утверждено Положение о Федеральной  службе по тарифам (ФСТ России), являющейся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное  регулирование цен (тарифов) на электрическую  и тепловую энергию, газ (и некоторые  другие товары). 

Положением о  ФСТ России определены полномочия ФСТ  России по установлению цен (тарифов) на товары и услуги. Она устанавливает  предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на электрическую  и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению; оптовые цены на газ, тарифы на транспортировку газа по трубопроводам. 

Государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую  и тепловую энергию в пределах своих полномочий осуществляет орган  исполнительной власти субъекта РФ в  области государственного регулирования  тарифов согласно Типовому положению  об этом органе, утв. постановлением Правительства  РФ от 4 марта 2004 г. N 136. 

Ответственность сторон договора энергоснабжения определена ст. 547 ГК: в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана  возместить причиненный этим реальный ущерб (п. 2 ст. 15 ГК). 

Отсюда следуют  два вывода. Во-первых, новым гражданским  законодательством установлена  равная ответственность сторон договора энергоснабжения, однако возмещение упущенной  выгоды, вызванное нарушением условий  договора энергоснабжения, в отличие  от общего правила гражданско-правовой ответственности не предусмотрено. 

Во-вторых, в  отличие от общего основания ответственности, закрепленного п. 3 ст. 401 ГК, если в  результате регулирования режима потребления  энергии, осуществленного на основании  закона или иных правовых актов, допущен  перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины (п. 2 ст. 547 ГК). 

За рамками  указанных обстоятельств ответственность  энергоснабжающей организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств наступает на общих основаниях как коммерческой организации при осуществлении предпринимательской деятельности. Энергоснабжающая организация, допустившая перерыв в подаче электроэнергии без соответствующего предупреждения, обязана возместить потребителю убытки, вызванные такими действиями. 

Заключение 
 

Итак, в ходе работы мы выяснили, что основными  проблемами энергетической отрасли  Республики Татарстан являются такие  проблемы как: значительный физический и моральный износ основных производственных фондов; ориентация энергосистемы на один вид топлива (природный газ); значительное экологическое воздействие, оказываемое предприятиями энергетической отрасли на окружающую среду. 

Стратегическими целями развития энергетики Республики Татарстан являются: надежное снабжение  экономики и населения Республики Татарстан электрической и тепловой энергией; обеспечение полноценного функционирования энергосистемы во взаимодействии с единой энергосистемой Российской Федерации в рыночных условиях; повышение эффективности  функционирования и обеспечение  устойчивого развития энергетической отрасли на базе новых современных  технологий. 

Информация о работе Правовые аспекты развития энергетики