Правовые аспекты развития энергетики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:20, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать проблемы развития энергетики в Набережных Челнах.
Для достижения цели необходимо определить следующие задачи:
1) Рассмотреть систему энергетики в Набережных Челнах.
2) Проанализировать правовые аспекты развития энергетики.

Содержание

Введение
Глава 1. Система энергетики в Республике Татарстан
1.1 Развитие энергетики в Республике Татарстан
1.2 Особенности развития энергетики в Республике Татарстан
Глава 2. Правовые аспекты развития энергетики
2.1 Законодательство по энергетике
2.2 Особенности формирования правовой системы по развитию энергетики
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

нац экономика.docx

— 50.71 Кб (Скачать)

Девяностые годы отмечены большими трудностями в  экономике страны. Не избежала их и  энергосистема Республики Татарстан. Генерирующие мощности используются наполовину. Кроме общего снижения спроса на энергию  потребителями, причиной недогрузки являются систематические ограничения в  подаче газа, а также взаимные неплатежи. 

Основное оборудование - турбогенераторы и котлоагрегаты - приближается к предельному сроку эксплуатации, и к 2005 году парк этого оборудования с предельной наработкой достигнет 80% генерирующей мощности тепловых электростанций. 

Учитывая, что  значительный объем энергооборудования отработал свой расчетный ресурс (на отдельных предприятиях - более пятидесяти лет), разработана программа технического перевооружения и реконструкции на предстоящие 5-10 лет. Предусматривается установка новейших образцов станционного оборудования и внедрение высокоэффективных технологий. При этом будет сделан упор на внедрение газотурбинных установок, что позволит в среднем сэкономить до 25% потребляемого топлива, более, чем в два раза уменьшить выбросы вредных веществ в окружающую среду. 
 

1.2 Особенности  развития энергетики в Республике  Татарстан 
 

Основным производителем тепловой и электрической энергии  в Республике Татарстан является ОАО «Татэнерго». На данном предприятии  вырабатывается практически вся  электроэнергия и значительная доля тепловой энергии. ОАО «Татэнерго»  является одной из крупнейших энергосистем Российской Федерации. В составе  ОАО «Татэнерго» функционируют 9 тепловых электростанций (7 ТЭЦ и 2 ГРЭС), одна гидроэлектростанция и 3 районных котельных г. Казани. Установленная электрическая мощность составляет (по состоянию на 01 января 2004 года) 6986 МВт. 

Снабжение населения  и бюджетных потребителей тепловой энергией осуществляется ГУП РПО  «Таткоммунэнерго» и ГУП РПО «Татсельжилкомхоз». В составе ГУП РПО «Таткоммунэнерго» находится 16 предприятий тепловых сетей, в составе ГУП РПО «Татсельжилкомхоз» - 70 МПП ЖКХ. 

Динамика основных показателей функционирования ОАО  «Татэнерго» за период 2003-2006 годы приведена  в табл.1. 

Анализ представленных данных позволяет сделать вывод  о том, что в связи со стабилизацией  социально-экономической ситуации, увеличением объемов производства, в последние годы наблюдается  рост выработки электрической и  тепловой энергии, при этом опережающими темпами растет объем выработки  электрической энергии. Уровень  потребления тепловой энергии остается практически неизменным с 1995 г. Незначительные колебания вызваны, в основном, сезонными  особенностями. В последние годы в связи с наметившимся ростом объемов производства промышленности и связанный с этим рост потребления  тепловой энергии, компенсируется широкомасштабным внедрением мероприятий по энергосбережению. 

В разрезе отраслей наибольшее снижение электроемкости наблюдается  в сельском хозяйстве, машиностроении и в химической и нефтехимической  промышленности. В то же время наблюдается  рост электроемкости в деревообрабатывающей промышленности и в легкой промышленности. 

Основные проблемы энергетической отрасли Республики Татарстан следующие: 

Значительный  физический и моральный износ  основных производственных фондов, достигший  к 2006 г. величины в 65,8%. Рост износа основных фондов в период с 1990 г. составил 8.9 %. Данная ситуация объясняется недостаточной  инвестиционной привлекательностью энергетики, необходимостью значительных капитальных  вложений, высокими сроками окупаемости  мероприятий по модернизации предприятий  энергосистемы. Здесь же следует  обратить внимание на уровень потерь в сетях: 9.5% в сетях ОАО «Татэнерго», 11.31% - в сетях переданных ГУП РПО  «Таткоммунэнерго» ГУП «Татэлектросеть» и 18.7% - в сетях, передаваемых ГУП РПО «Татсельжилкомхоз». Несмотря на то, что уровень потерь в сетях ОАО «Татэнерго» является одним из самых низких в стране, указанное значение выше по сравнению со значениями сетевых потерь в промышленно развитых странах мира (4-5%), кроме того, доля потерь по сравнению с 1991 г. выросла на 18.4%. 

Ориентация энергосистемы  на один вид топлива (природный газ). Объем потребления топлива предприятиями энергосистемы составило в 2006 г. 12.5 млн. т. у.т., из них доля газа составила 94%. Ситуация осложняется зависимостью потребителей от поставок газа из-за пределов республики, политикой ОАО «Газпром», направленной на неуклонное снижение поставок газа по регулируемым ценам, а также высокими темпами роста цен на газ в перспективе (по различным оценкам до 118-138 долларов к 2020 году). 

Значительное  экологическое воздействие, оказываемое  предприятиями энергетической отрасли  на окружающую среду. 

Стратегическими целями развития энергетики Республики Татарстан являются: 

Надежное снабжение  экономики и населения Республики Татарстан электрической и тепловой энергией; 

Обеспечение полноценного функционирования энергосистемы во взаимодействии с единой энергосистемой Российской Федерации в рыночных условиях; 

- Повышение эффективности  функционирования и обеспечение  устойчивого развития энергетической  отрасли на базе новых современных  технологий. 

В связи со стабилизацией  общей экономической ситуации в  Республике Татарстан и наметившимся ростом промышленного производства в последние годы наблюдается  увеличение потребления электрической  и тепловой энергии. В дальнейшем прогнозируется рост потребления электрической энергии: в 2005 г.- на 5.7% по сравнению с 2003 г., в 2010 г.- на 20-22%. Кроме того, в связи с реформированием энергосистемы Российской Федерации и началом полноценного функционирования оптового рынка электрической энергии, перед энергосистемой республики ставится задача выхода на общероссийский рынок с предложениями по продаже электрической энергии. 

Производство  тепловой энергии также имеет  тенденцию к увеличению. Планируемый  рост составляет в 2010 г.- 3-4 % по сравнению  с 2003 г. 

Модернизация  энергосистемы Республики Татарстан  должна основываться на следующих принципах: 

Обеспечение конкурентоспособности  продукции, производимой энергосистемой. Это является особенно актуальным в  условиях реформирования энергосистемы  Российской Федерации и началом  полноценного функционирования рынка  электрической энергии; 

Реформирование  энергосистемы на основе требований федерального законодательства; 

Внедрение мероприятий, позволяющих осуществлять поэтапное  развитие и возможность приспосабливаться  к изменению условий функционирования (изменение нагрузки, развитие электростанций, реверс потоков мощности, заключение и реализация договоров на поставку электроэнергии за пределы Республики Татарстан); 

Ввод объектов, обеспечивающих комбинированное производство электрической и тепловой энергии, снижение удельных расходов топлива, а  также уменьшающих негативное воздействие  на окружающую среду (газотурбинные  установки) с вытеснением действующих  газовых котельных в зону пиковых  тепловых нагрузок. 

Внедрение мероприятий, которые при минимальных затратах способны дать большой экономический  эффект: модернизация действующего оборудования и ввод объектов незавершенного строительства. 

Техническое перевооружение генерирующих мощностей энергосистемы  должно базироваться на широкомасштабном внедрении установок, обеспечивающих комбинированное производство энергии. 

Суммарная мощность вновь введенных электрических  мощностей в Республике Татарстан  в 2005-2010 гг. составит величину порядка 670-690МВт. Из них 400МВт предусматривается  построить за счет собственных средств предприятий энергосистемы, а остальные 270-290 МВт за счет средств основных потребителей энергоресурсов и инвесторов. 

Для повышения  энергетической безопасности Республики Татарстан, снижения зависимости от внешних поставщиков первичных  энергоресурсов, оптимистический сценарий развития энергосистемы целесообразно  возобновление строительства Татарской  АЭС и ввод в эксплуатацию 2 энергоблоков мощностью 1000 МВт. Кроме того, для  повышения эффективности функционирования энергосистемы необходимо предусмотреть  подъем уровня водохранилища Нижнекамской ГЭС до проектной отметки 68 м., не позднее 2010 г. 

Организационные мероприятия по повышению эффективности  функционирования энергосистемы должны включать в себя следующее: 

- Взаимодействие  с федеральными органами власти  в области законодательного разграничения  полномочий и ответственности  в сфере регулирования энергетического  сектора между федеральными и  республиканскими органами исполнительной  власти и органами местного  самоуправления для достижения  баланса интересов органов государственной  власти, предприятий энергетической  отрасли и потребителей энергоресурсов; 

- Объединение  тепловых сетей ОАО «Татэнерго»  и муниципальных тепловых сетей  в рамках одного предприятия,  что определит ответственность  предприятий за надежное теплоснабжение  конечных потребителей (в населенных  пунктах Республики Татарстан,  где присутствуют генерирующие  мощности ОАО «Татэнерго», работающие  на комбинированной выработке); 

Создание информационно-аналитической  базы данных и организация мониторинга  всех действующих систем энергоснабжения  для определения реальных затрат энергоресурсов и, в последующем, для  оптимизации их потребления; 

Разработка действующих  и перспективных схем электро- тепло- и газоснабжения всех населенных пунктов Республики Татарстан. При этом, должны быть созданы организационно- правовые и экономические механизмы разработки новых генеральных планов энергоснабжения городов с учетом оптимальной структуры энергоресурсов и других факторов; 

- Создание условий  для повышения инвестиционной  привлекательности энергетической  отрасли, привлечения частных  инвестиций, возможно с использованием  государственных гарантий; 

Необходимо уделить  большое внимание снижению потерь при  передаче и распределении электроэнергии. В настоящее время уровень  потерь составляет 9.5%, в то время  как в развитых странах данная величина не превышает 4-5%. Снижение потерь до мирового уровня должно стать одной  из задач финансовой стабильности энергосистемы. 

Актуальной является задача снижения затрат электрической  энергии на собственные нужды  энергосистемы. Решение этой проблемы должно базироваться на внедрении комплекса  организационных и технических  мероприятий. 

Долгосрочные  перспективы роста экономики  и благосостояния граждан Республики Татарстан предопределяют увеличение спроса на энергетические ресурсы. Ориентация экономики республики на энергоемкий  рост угрожает, с одной стороны, консервацией технологической отсталости и потерей  конкурентоспособности производственного  сектора республики, а с другой стороны, лавинообразной интенсификацией  внутреннего спроса на энергоресурсы, в результате которой даже при  достижении максимальных технически реализуемых  показателей роста их производства спрос на них не будет обеспечен  предложением. Такой путь развития неминуемо влечет за собой кризис дефицита энергетических ресурсов. 

В этих условиях особое значение приобретает реализация государственной республиканской  политики управления спросом на энергетические ресурсы и энергоэффективности. 

За последнее  десятилетие только наиболее энергоемкие  промышленные предприятия республики активно занимались внедрением энергосберегающих  производственных технологий. Между  тем, снижение энергоемкости ВВП  на один процент способно обеспечить рост ВВП на 0,4 процента. 

Перестройка структуры  экономики в сторону высокотехнологичных  и менее энергоемких производств  и технологические меры экономии энергии должны позволить снизить  энергоемкость валового регионального  продукта на 25-27% к 2010 г. 

Повышение энергоэффективности достигается не только за счет привлечения финансовых ресурсов и правильных технических решений, но и за счет планирования, управления и контроля. 

Необходимо продолжить работу в республике по совершенствованию  системы индикативного управления энергоэффективностью. На основе индикаторов энергоэффективности нужно определять задания министерствам, ведомствам и территориально-административным органам управления по их снижению. 

Особое значение приобретают методы экономической  мотивации энергосбережения. Необходимо разработать нормативы энергоэффективности и ввести экономическую систему стимулирования. Плата за применение не энергоэффективного оборудования должна ежегодно повышаться и стимулировать действия по его модернизации или замене. Должна быть введена значительная разовая плата за установку нового не энергоэффективного оборудования, чтобы ликвидировать возможности застройщика снижать стоимость строительства, пренебрегая энергоэффективностью. 

Информация о работе Правовые аспекты развития энергетики