Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:20, реферат
Цель данной курсовой работы – исследовать проблемы развития энергетики в Набережных Челнах.
Для достижения цели необходимо определить следующие задачи:
1) Рассмотреть систему энергетики в Набережных Челнах.
2) Проанализировать правовые аспекты развития энергетики.
Введение
Глава 1. Система энергетики в Республике Татарстан
1.1 Развитие энергетики в Республике Татарстан
1.2 Особенности развития энергетики в Республике Татарстан
Глава 2. Правовые аспекты развития энергетики
2.1 Законодательство по энергетике
2.2 Особенности формирования правовой системы по развитию энергетики
Заключение
Список использованной литературы
Необходимо ужесточить
борьбу с расточительным расходованием
энергоресурсов, превышающим разумные
параметры. Потребители, не использующие
в значительной мере организационный
потенциал энергосбережения, должны
законодательно выплачивать государству
соответствующие компенсации.
Прямое бюджетное
финансирование мероприятий по энергосбережению
редко приводит к значительным долговременным
результатам, т.к. не выполняется мониторинг
осуществляемых проектов с оценкой
реального экономического эффекта
и отчуждением сэкономленных
средств из общего финансового оборота
для компенсации затрат, поощрения
персонала и выполнения последующих
мероприятий. Экономия не приводит к
цепной реакции еще большей экономии.
Необходимо применять
методы кредитования разницы в стоимости
энергоэффективного и обычного оборудования
с возвратом кредита из будущей экономии.
Необходима разработка методики и системы
кредитования частных застройщиков для
стимулирования их к применению энергоэффективного
оборудования.
Важным инструментом
государственной политики является
поддержка и стимулирование эффективного
бизнеса в области
Необходимо вывести
поддержку энергосберегающего бизнеса
на качественно новый уровень, предполагающий
переход от прямой финансовой помощи
со стороны государства на льготных
условиях к формированию системы
реализации эффективных бизнес-проектов
в соответствующей сфере, страхования
коммерческих и некоммерческих рисков.
В связи со стабилизацией
общей экономической ситуации в
Республике Татарстан и наметившимся
ростом промышленного производства
в последние годы наблюдается
увеличение потребления электрической
и тепловой энергии. В дальнейшем
прогнозируется рост потребления электрической
энергии: в 2008 г. – на 5,7 % по сравнению
с 2006 г., в 2010 г. – на 20-22 %. Производство
тепловой энергии также имеет
тенденцию к увеличению. Планируемый
рост составляет в 2010 г. – 3-4%, по сравнению
с 2006 г.
Прогноз структуры
потребления энергии в разрезе
отраслей промышленности в 2010 г. и 2020 г.
представлен на рис.1.2.2. и 1.2.3.
Результатом технической
модернизации энергосистемы Республики
Татарстан должно стать повышение
эффективности и надежности системы
энергоснабжения потребителей, а
также значительное снижение потребление
топлива для выработки 1кВтч. электрической
и тепловой энергии. В 2006 г. расход условного
топлива для выработки 1 кВтч, электрической
энергии составлял 334,3 г/кВтч, к 2010 г.
планируется довести указанное
значение до 285,3 г/кВт.ч.
Перестройка структуры
экономики в сторону
Глава 2. Правовые
аспекты развития энергетики
2.1 Законодательство
по энергетике
Энергетическое
законодательство - это крупный интегрированный
комплекс, один из элементов системы
законодательства Российской Федерации,
совокупность нормативных правовых актов
различного уровня, регулирующих предпринимательские
и иные отношения, возникающие в области
организации и функционирования топливно-энергетического
комплекса (далее по тексту ТЭК) страны.
В нормах энергетического законодательства
закрепляются существенные особенности
правовых отношений, которыми закон устанавливает
правовой порядок в топливно-энергетическом
комплексе, в том числе ведение предпринимательской
деятельности, регулирование отношений,
связанных с осуществлением этой деятельности
в условиях рыночной экономики.
В Российской Федерации
энергетическое законодательство развивается
по общей схеме - не от общего к частному,
а от частного к общему. В последнее
десятилетие, с момента принятия
Конституции Российской Федерации
1993 года, правовому регулированию
отношений в области
- Проект федерального
закона «О федеральных
- Проект федерального
закона «О магистральном
28 августа 2003
г. распоряжением N 1234-р Правительство
Российской Федерации
Реализация Энергетической
стратегии требует принятия, по данным
Яновского (заместитель министра энергетики
Российской Федерации до 9 марта 2004
г.), как минимум 17 законопроектов.
Анализ современных
тенденций развития законодательного
обеспечения ТЭК РФ позволяет
сделать вывод о том, что в
Российской Федерации формируется
новый энергетический правопорядок.
С этой точки
зрения представляется научно обоснованным
и практически оправданным
В последнее
время, несмотря на то, что энергетика
является локомотивом экономики, особенно
в перестроечный период, она была
в определенной степени обойдена
вниманием юристов (за исключением
вопросов электроэнергетики, в связи
с реформированием которой был принят
целый ряд законов и подзаконных нормативных
актов).
Предмет правового
регулирования энергетического
законодательства - энергетические отношения
- служит причиной своеобразия норм,
которые составляют эту отрасль.
Поэтому для надлежащего и
эффективного правового регулирования
отношений в области энергетики
большое значение имеют технические
и технологические условия, базирующиеся
на выводах естественных наук. Без
знания и учета этих качеств энергетических
отношений разработка и применение правовых
норм будет неполной, а во многих случаях
и ошибочной.
В 2003 г. был принят
пакет законодательных актов
и постановлений Правительства
Российской Федерации, а также иных
актов, регламентирующих электроэнергетическую
сферу.
Так, 25 марта 2003
года Президент РФ подписал Закон
РФ «Об электроэнергетике», 26 марта
- Закон РФ «Об особенностях функционирования
электроэнергетики в переходный
период и о внесении изменений
в некоторые законодательные
акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в
связи с принятием Федерального
закона «Об электроэнергетике». В тот
же день Президент РФ утвердил законы,
корректирующие положения других основополагающих
законов: в Законе РФ «О естественных монополиях»
определен исчерпывающий перечень естественно-монопольных
видов деятельности; внесены изменения
и дополнения во вторую часть Гражданского
кодекса Российской Федерации и Закон
РФ «О государственном регулировании
тарифов на электрическую и тепловую энергию
в Российской Федерации», и ограничен
срок его действия. В соответствии с Законом
РФ «Об электроэнергетике» принят ряд
подзаконных нормативных актов, регламентирующих
правила оптового рынка; технические регламенты
в сфере функционирования Единой энергетической
системы России (передачи электроэнергии,
надежного энергоснабжения и т.д.) и др.
И конечно, научная
мысль заставляет обратить внимание
на нетрадиционные возобновляемые источники
энергии (солнечная энергия, ветер,
вода, геотермальные источники, энергия
приливов и отливов и др.) – далее по тексту
НВИЭ. Надо сказать, что в зарубежных странах
принят целый ряд нормативных актов, регулирующих
отношения в этой сфере. В Российской Федерации
значимый нормативно-правовой акт - Закон
РФ «О государственной политике в сфере
использования нетрадиционных возобновляемых
источников энергии» был принят Федеральным
Собранием в конце 90-х годов прошлого века,
но отклонен Президентом РФ. В 2003 г. группой
ученых под руководством начальника Управления
научно-технического прогресса Минэнерго
России была разработана концепция проекта
Федерального закона Российской Федерации
«О нетрадиционных возобновляемых источниках
энергии». Предметом правового регулирования
Закона, согласно концепции, являются
отношения, возникающие в сфере проектирования,
разработки, производства и использования
возобновляемой энергии.
Целью Закона является
установление правовых, организационных,
экономических и финансовых основ
и механизмов регулирования отношений
государства, производителей и потребителей
оборудования и установок использования
нетрадиционных возобновляемых источников
энергии.
Концепция предполагает
регулирование отношений, возникающих
в связи с изучением и
Возобновляемые
источники энергии - источники непрерывно
возобновляемых в биосфере Земли
видов энергии (солнечная, ветровая,
океаническая, гидроэнергия рек, геотермальная,
энергия биомассы и др.).
В Энергетической
стратегии России для преодоления
отставания в использовании возобновляемых
источников энергии, сохранения запасов
истощаемого органического
Анализ нормативных
актов, регулирующих отношения в
области организации и
2.2 Особенности
формирования правовой системы
по развитию энергетики
Особенности формирования
правовой системы по развитию энергетики
заключаются в том, что формирование
последней происходило от плановой
экономики к рыночной. Рассмотрим этот
процесс более подробно. Правовые нормы,
сформировавшиеся в условиях плановой
экономики, не способствовали развитию
энергетики в рыночных условиях. Поэтому
принят адекватный рыночным отношениям
пакет законов, в их числе базовый Федеральный
закон от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике»,
которыми определен ряд базисных изменений
в данной сфере. Осуществляются демонополизация
структур Единой энергетической системы
(РАО «ЕЭС России») и развитие конкуренции
в сфере производства, сбыта и оказания
услуг в области электроэнергетики с выделением
генерации (производства), деятельности
по передаче электроэнергии, оперативно-диспетчерскому
управлению, сбыту электрической энергии
в качестве самостоятельных видов деятельности.