Правовые аспекты развития энергетики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:20, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать проблемы развития энергетики в Набережных Челнах.
Для достижения цели необходимо определить следующие задачи:
1) Рассмотреть систему энергетики в Набережных Челнах.
2) Проанализировать правовые аспекты развития энергетики.

Содержание

Введение
Глава 1. Система энергетики в Республике Татарстан
1.1 Развитие энергетики в Республике Татарстан
1.2 Особенности развития энергетики в Республике Татарстан
Глава 2. Правовые аспекты развития энергетики
2.1 Законодательство по энергетике
2.2 Особенности формирования правовой системы по развитию энергетики
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

нац экономика.docx

— 50.71 Кб (Скачать)

Необходимо ужесточить борьбу с расточительным расходованием  энергоресурсов, превышающим разумные параметры. Потребители, не использующие в значительной мере организационный  потенциал энергосбережения, должны законодательно выплачивать государству  соответствующие компенсации. 

Прямое бюджетное  финансирование мероприятий по энергосбережению редко приводит к значительным долговременным результатам, т.к. не выполняется мониторинг осуществляемых проектов с оценкой  реального экономического эффекта  и отчуждением сэкономленных  средств из общего финансового оборота  для компенсации затрат, поощрения  персонала и выполнения последующих  мероприятий. Экономия не приводит к  цепной реакции еще большей экономии. 

Необходимо применять  методы кредитования разницы в стоимости  энергоэффективного и обычного оборудования с возвратом кредита из будущей экономии. Необходима разработка методики и системы кредитования частных застройщиков для стимулирования их к применению энергоэффективного оборудования. 

Важным инструментом государственной политики является поддержка и стимулирование эффективного бизнеса в области энергосбережения. Государственный протекционизм  в отношении данного вида бизнеса, пока слабо развитого в республике, позволит сформировать экономических  агентов, предлагающих и реализующих  наиболее оптимальные научные, проектно-технологические, производственные решения, направленные на снижение энергоемкости производства и потребления. 

Необходимо вывести  поддержку энергосберегающего бизнеса  на качественно новый уровень, предполагающий переход от прямой финансовой помощи со стороны государства на льготных условиях к формированию системы  реализации эффективных бизнес-проектов в соответствующей сфере, страхования коммерческих и некоммерческих рисков. 

В связи со стабилизацией  общей экономической ситуации в  Республике Татарстан и наметившимся ростом промышленного производства в последние годы наблюдается  увеличение потребления электрической  и тепловой энергии. В дальнейшем прогнозируется рост потребления электрической  энергии: в 2008 г. – на 5,7 % по сравнению  с 2006 г., в 2010 г. – на 20-22 %. Производство тепловой энергии также имеет  тенденцию к увеличению. Планируемый  рост составляет в 2010 г. – 3-4%, по сравнению  с 2006 г. 

Прогноз структуры  потребления энергии в разрезе  отраслей промышленности в 2010 г. и 2020 г. представлен на рис.1.2.2. и 1.2.3. 

Результатом технической  модернизации энергосистемы Республики Татарстан должно стать повышение  эффективности и надежности системы  энергоснабжения потребителей, а  также значительное снижение потребление  топлива для выработки 1кВтч. электрической  и тепловой энергии. В 2006 г. расход условного  топлива для выработки 1 кВтч, электрической  энергии составлял 334,3 г/кВтч, к 2010 г. планируется довести указанное  значение до 285,3 г/кВт.ч. 

Перестройка структуры  экономики в сторону высокотехнологичных  и менее энергоемких производств  и технологические меры экономии энергии должны позволить снизить  энергоемкость валового регионального  продукта на 25-27 % к 2010 г. 

Глава 2. Правовые аспекты развития энергетики 
 
 

2.1 Законодательство  по энергетике 
 

Энергетическое  законодательство - это крупный интегрированный  комплекс, один из элементов системы  законодательства Российской Федерации, совокупность нормативных правовых актов различного уровня, регулирующих предпринимательские и иные отношения, возникающие в области организации и функционирования топливно-энергетического комплекса (далее по тексту ТЭК) страны. В нормах энергетического законодательства закрепляются существенные особенности правовых отношений, которыми закон устанавливает правовой порядок в топливно-энергетическом комплексе, в том числе ведение предпринимательской деятельности, регулирование отношений, связанных с осуществлением этой деятельности в условиях рыночной экономики. 

В Российской Федерации  энергетическое законодательство развивается  по общей схеме - не от общего к частному, а от частного к общему. В последнее  десятилетие, с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, правовому регулированию  отношений в области организации  и функционирования топливно-энергетического  комплекса уделялось значительное внимание. В развитие положений п. «и» ст. 71 Конституции Российской Федерации, относящего «федеральные энергетические системы» к ведению Российской Федерации, был принят целый ряд законов, регулирующих различные отношения  в топливно-энергетическом комплексе  страны. В настоящее время на различных  этапах подготовки находятся проекты  федеральных законов. К таковым, например, относятся:  

- Проект федерального  закона «О федеральных энергетических  системах», который разработан  во исполнение Указа Президента  Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 426 «Об Основных положениях  структурной реформы в сферах  естественных монополий». В соответствии  со статьей 71 Конституции Российской  Федерации в ведении Российской  Федерации находятся федеральные  энергетические системы. 

- Проект федерального  закона «О магистральном трубопроводном  транспорте», который был принят  Государственной Думой 21 сентября 1999 года. Это специальный закон,  который необходим в первую  очередь для реализации государственных  интересов, которые заключаются  в сохранности и обеспечении  рационального использования природных  ресурсов, получении оптимальной  доли расходов от использования  этих ресурсов в федеральный  бюджет и бюджеты субъектов  Российской Федерации, укреплении  единства страны, создания рабочих  мест, обеспечении потребностей  внутреннего рынка в соответствующей  продукции.Указанный Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы отношений, возникающих при создании, функционировании и развитии магистрального трубопроводного транспорта - важнейшей составляющей федеральных энергетических систем. Федеральный закон основывается на положениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, основ ценовой политики относятся к предметам ведения Российской Федерации и др. 

28 августа 2003 г. распоряжением N 1234-р Правительство  Российской Федерации утвердило  Энергетическую стратегию России  на период до 2020 г. В этом  программном документе зафиксированы  основные направления энергетической  политики на федеральном и  региональном уровнях на основе  Конституции Российской Федерации,  законодательных и иных нормативных  актов. Примечательно, что в числе основных инструментов, способствующих ее реализации, называется правовое обеспечение отношений в сфере топливно-энергетического комплекса. 

Реализация Энергетической стратегии требует принятия, по данным Яновского (заместитель министра энергетики Российской Федерации до 9 марта 2004 г.), как минимум 17 законопроектов. 

Анализ современных  тенденций развития законодательного обеспечения ТЭК РФ позволяет  сделать вывод о том, что в  Российской Федерации формируется  новый энергетический правопорядок.  

С этой точки  зрения представляется научно обоснованным и практически оправданным изучение (анализ) комплекса теоретических  правовых проблем, возникающих в  данной сфере человеческой жизнедеятельности. Являясь составной и наиболее важной частью национального хозяйства  страны, энергетика занимает в нем  ведущее положение в силу выше обозначенных факторов. 

В последнее  время, несмотря на то, что энергетика является локомотивом экономики, особенно в перестроечный период, она была в определенной степени обойдена вниманием юристов (за исключением  вопросов электроэнергетики, в связи с реформированием которой был принят целый ряд законов и подзаконных нормативных актов). 

Предмет правового  регулирования энергетического  законодательства - энергетические отношения - служит причиной своеобразия норм, которые составляют эту отрасль. Поэтому для надлежащего и  эффективного правового регулирования  отношений в области энергетики большое значение имеют технические  и технологические условия, базирующиеся на выводах естественных наук. Без  знания и учета этих качеств энергетических отношений разработка и применение правовых норм будет неполной, а во многих случаях и ошибочной. 

В 2003 г. был принят пакет законодательных актов  и постановлений Правительства  Российской Федерации, а также иных актов, регламентирующих электроэнергетическую  сферу. 

Так, 25 марта 2003 года Президент РФ подписал Закон  РФ «Об электроэнергетике», 26 марта - Закон РФ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений  в некоторые законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими силу некоторых законодательных  актов Российской Федерации в  связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике». В тот же день Президент РФ утвердил законы, корректирующие положения других основополагающих законов: в Законе РФ «О естественных монополиях» определен исчерпывающий перечень естественно-монопольных видов деятельности; внесены изменения и дополнения во вторую часть Гражданского кодекса Российской Федерации и Закон РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», и ограничен срок его действия. В соответствии с Законом РФ «Об электроэнергетике» принят ряд подзаконных нормативных актов, регламентирующих правила оптового рынка; технические регламенты в сфере функционирования Единой энергетической системы России (передачи электроэнергии, надежного энергоснабжения и т.д.) и др. 

И конечно, научная  мысль заставляет обратить внимание на нетрадиционные возобновляемые источники  энергии (солнечная энергия, ветер, вода, геотермальные источники, энергия приливов и отливов и др.) – далее по тексту НВИЭ. Надо сказать, что в зарубежных странах принят целый ряд нормативных актов, регулирующих отношения в этой сфере. В Российской Федерации значимый нормативно-правовой акт - Закон РФ «О государственной политике в сфере использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии» был принят Федеральным Собранием в конце 90-х годов прошлого века, но отклонен Президентом РФ. В 2003 г. группой ученых под руководством начальника Управления научно-технического прогресса Минэнерго России была разработана концепция проекта Федерального закона Российской Федерации «О нетрадиционных возобновляемых источниках энергии». Предметом правового регулирования Закона, согласно концепции, являются отношения, возникающие в сфере проектирования, разработки, производства и использования возобновляемой энергии. 

Целью Закона является установление правовых, организационных, экономических и финансовых основ  и механизмов регулирования отношений  государства, производителей и потребителей оборудования и установок использования  нетрадиционных возобновляемых источников энергии. 

Концепция предполагает регулирование отношений, возникающих  в связи с изучением и использованием этих источников энергии, для создания благоприятных предпосылок приоритетного  использования НВИЭ в интересах  улучшения социального положения  населения, охраны окружающей природной  среды и экономии невозобновляемых источников энергии. 

Возобновляемые  источники энергии - источники непрерывно возобновляемых в биосфере Земли  видов энергии (солнечная, ветровая, океаническая, гидроэнергия рек, геотермальная, энергия биомассы и др.). 

В Энергетической стратегии России для преодоления  отставания в использовании возобновляемых источников энергии, сохранения запасов  истощаемого органического топлива  для будущих поколений, существенного  улучшения энергоснабжения удаленных  от электросетей населенных пунктов, а  также улучшения экологической  обстановки в экологически напряженных  районах признано необходимым: разработать  и принять федеральный закон  «О возобновляемых источниках энергии» и соответствующий акт Правительства  Российской Федерации; осуществлять государственную поддержку создания межсезонных запасов торфяного и дровяного топлива. 

Анализ нормативных  актов, регулирующих отношения в  области организации и функционирования топливно-энергетического комплекса  страны, дает основание для вывода о том, что в системе законодательства Российской Федерации сформировался  и продолжает динамично развиваться  относительно самостоятельный и  отличающийся существенными правовыми  особенностями законодательный  массив - энергетическое законодательство. 
 

2.2 Особенности  формирования правовой системы  по развитию энергетики 
 

Особенности формирования правовой системы по развитию энергетики заключаются в том, что формирование последней происходило от плановой экономики к рыночной. Рассмотрим этот процесс более подробно. Правовые нормы, сформировавшиеся в условиях плановой экономики, не способствовали развитию энергетики в рыночных условиях. Поэтому принят адекватный рыночным отношениям пакет законов, в их числе базовый Федеральный закон от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике», которыми определен ряд базисных изменений в данной сфере. Осуществляются демонополизация структур Единой энергетической системы (РАО «ЕЭС России») и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг в области электроэнергетики с выделением генерации (производства), деятельности по передаче электроэнергии, оперативно-диспетчерскому управлению, сбыту электрической энергии в качестве самостоятельных видов деятельности. 

Информация о работе Правовые аспекты развития энергетики