Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 22:59, дипломная работа
Данная дипломная работа на тему «Повышение эффективности работы торгового предприятия «Алиса у берёзки» актуальна, т.к. ее целью является изучение и применение на практике теоретических знаний, современных методов исследований финансового состояния предприятия и анализа результатов финансово – экономической деятельности. А также, использование данных анализа для рекомендации принятия практических мероприятий, с целью повышения эффективности деятельности предприятия.
Объектом дипломной работы является торговое предприятие «Алиса у берёзки». Предприятие располагается в городе Узловая Тульской области. Основной задачей предприятия является реализация товаров бытовой химии, парфюмерно-косметической продукции и бельевого трикотажа.
Материал в данной дипломной работе изложен по трём направлениям:
1.Изложение теоретических основ анализа финансово-экономической деятельности предприятия как системы общественных знаний о предмете.
2.Проведение анализа и оценка финансово-экономической деятельности торгового предприятия «Алиса у берёзки».
3.Описание предложенных мероприятий по повышению эффективности работы торгового предприятия «Алиса у берёзки».
Введение 5
Глава I. Теоретические основы анализа финансово-экономической деятельности предприятия 8
1.1. Цель и задачи финансового анализа в современных условиях 8
1.2. Анализ показателей розничного товарооборота предприятия 11
1.3. Анализ материально-технической базы торгового предприятия 13
1.4. Анализ издержек и прибыли торгового предприятия 16
1.4.1. Издержки обращения торгового предприятия 16
1.4.2. Прибыль, рентабельность и эффективность деятельности торгового предприятия 19
Глава II. Анализ и оценка финансово-экономической деятельности торгового предприятия «Алиса у берёзки» 22
2.1. Общая характеристика торгового предприятия «Алиса у берёзки» г. Узловая 22
2.2. Анализ показателей розничного товарооборота торгового предприятия «Алиса у берёзки» 25
2.2.1. Анализ товарооборота по общему объёму и ритмичности торговой деятельности предприятия «Алиса у берёзки» 25
2.2.2. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости предприятия «Алиса у берёзки» 29
2.3. Анализ материально-технической базы торгового предприятия «Алиса у берёзки» 35
2.4. Анализ издержек и прибыли торгового предприятия «Алиса у берёзки» 39
2.4.1. Издержки обращения торгового предприятия «Алиса у берёзки» 39
2.4.2. Прибыль, рентабельность и эффективность деятельности торгового предприятия «Алиса у берёзки» 44
Глава III. Повышение эффективности работы торгового предприятия «Алиса у берёзки» 66
3.1. Рекомендации и мероприятия по улучшению эффективности работы торгового предприятия «Алиса у берёзки» 66
Заключение 70
Список литературы 73
- размера и темпа изменения фактического (ожидаемого) уровня
издержек обращения по сравнению с их плановым уровнем и в динамике;
-
величины экономии или
-
изменений размера влияния
- уровня затрат на реализацию отдельных видов товаров;
-
различий по сравнению с
Издержки обращения |
Условно-постоянные | Условно-переменные |
транспортные расходы;
проценты
за пользование расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров; потери
товаров при переработке, расходы по операциям с тарой; платежи по страхованию имущества (в части страхования грузов и риска погашения кредитов); расходы
на дополнительную оплату начисления
(отчисления на социальное (чернобыльский) налог) на переменную часть заработной платы; налоги
и отчисления, ставки которых
рассчитываются в процентах к
товарообороту |
расходы
на содержание и аренду зданий,
сооружений, помещений, оборудования,
инвентаря и легкового транспорта;
износ посуды, столового белья и малоценного инвентаря и расходы по их содержанию; расходы на рекламу; расходы на ремонт основных средств; платежи
по страхованию имущества ( прочие материальные и приравненные к ним статьи; расходы на постоянную часть оплаты труда; начисления
(отчисления на социальное налоги и отчисления, не зависящие от размеров товарооборота |
Рис. 1.1. Классификация
постоянных и переменных
издержек обращения
Абсолютное отклонение (экономия или перерасход) представляет собой разницу между фактической и плановой суммой издержек (или в динамике).
Изменение уровня издержек обращения рассчитывается как отклонение фактического уровня от плана или данных прошлого периода.
Темп изменения уровня издержек обращения определяется отношением размера изменения их уровня к базисному уровню, выраженным в процентах.
Относительная
экономия (перерасход) определяется умножением
размера изменения уровня издержек
обращения на фактический розничный
товарооборот и делением произведения
на 100.
1.4.2. Прибыль, рентабельность
и эффективность
деятельности
торгового предприятия
Прибыль — это денежное выражение стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства, передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в качестве платы за реализацию товаров (продукции, услуг) и закрепляемого за торговым предприятием [6].
При анализе используются следующие показатели прибыли: прибыль от реализации, балансовая (прибыль отчетного периода), налогооблагаемая, чистая прибыль.
Прибыль от реализации (торговая прибыль) определяется как разность между валовыми доходами и издержками обращения (рис. 1.2) [11].
Эффективность торгового предприятия можно определить как отношение результатов хозяйственной деятельности к затратам ресурсов, которые необходимы для осуществления этой деятельности.
Рентабельность
– синтетический показатель, отражающий
многие стороны деятельности торговых
предприятий за определённый период.
Это процентное отношение суммы прибыли
к одному из показателей: объёму товарооборота,
издержкам обращения, средней стоимости
основных и оборотных средств и т.п.
Валовой доход от реализации товаров (продукции, услуг) за вычетом 6 % на пополнение собственных оборотных средств |
Платежи в бюджет, взимаемые из валового дохода | Валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия |
Прибыль от реализации
товаров |
Издержки обращения |
Рис. 1.2. Схема
формирования прибыли
от реализации товаров
Основными задачами анализа прибыли и рентабельности торгового предприятия являются:
- систематический контроль за выполнением плана полученной прибыли;
-
определение влияния
-
выявление резервов увеличения
прибыли и повышения
-
разработка мероприятий по
- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации товаров, прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучается состав прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за отчетный период. Оценивается влияние отдельных факторов на изменение прибыли и рентабельности.
Основными факторами, влияющими на размер прибыли и рентабельности, являются: объем и структура товарооборота, уровень валовых доходов и издержек обращения, производительность труда, эффективность использования основных и оборотных средств, размер прочей прибыли, уровень цен и др.
Рентабельность
продаж показывает, сколько прибыли
приходится на единицу реализованной
продукции. Рассчитывается по формуле:
,
где Пр – прибыль ;
ВР – выручка от реализации.
Оценка эффективности торговой деятельности обычно является завершающим этапом экономического анализа и позволяет выработать стратегию и тактику развития предприятия.
Экономическую эффективность необходимо изучать системно. В систему ее исследования следует включать показатели оценки рациональности использования средств на оплату труда, основных и оборотных активов, производительности труда, фондоотдачи, рентабельности и пр.
Анализ и оценка финансово-экономической деятельности торгового предприятия «Алиса у берёзки»
2.1. Общая характеристика торгового предприятия
«Алиса у берёзки»
г. Узловая
Индивидуальный предприниматель Зайченкова О.В. имеет в своем составе три торговых объекта в городе Узловая Тульской области:
ИП Зайченкова О.В. действует на основании свидетельства об индивидуальном предпринимательстве от 10 апреля 1994 года, выданного Администрацией города Узловая и Узловского района.
ИП Зайченкова проводит розничную торговлю товарами бытовой химии, парфюмерно-косметической продукцией и бельевым трикотажем.
1 декабря 1997 года был зарегистрирован 1 торговый объект (магазин «Алиса» с торговой площадью 29 кв. метров) с балансовой стоимостью примерно в 465 тыс. рублей. Торговая площадь под магазин «Алиса» арендуется в торговом центре «Маяк» без последующего выкупа. Источниками финансирования для открытия данного магазина послужили собственные средства. Наемный персонал: 2 человека (продавцы).
В 2000 году был приобретён автомобиль ВАЗ 21111. Его стоимость составила 180 тыс. рублей.
Как следствие благоприятной экономической обстановки было принято решение о строительстве второго магазина. 1 июля 2004 года был открыт магазин «Косметика» с торговой площадью 32 кв. метра. Балансовая стоимость магазина составила примерно 524 тыс. рублей. Источниками финансирования, как и в первом случае, послужили собственные средства, полученные от прибыли магазина «Алиса». Наёмный персонал: 4 человека (продавцы) + 1 человек (уборщица).
В августе 2004 года был заложен фундамент магазина «Алиса у берёзки» общей площадью 135 кв. м. Уже в январе 2005 года магазин был принят в эксплуатацию Государственной комиссией. Балансовая стоимость данного магазина составила примерно 1,2 млн. рублей. Источником финансирования были собственные средства, полученные от прибыли уже двух существующих магазинов. Наёмный персонал магазина: 5 человек (продавцы) + 1 человек (уборщица).
С 1 февраля 2006 года был открыт отдел детской одежды в этом же здании. Торговая площадь отдела: 14 кв. метров. Наёмный персонал: 2 человека (продавцы).
С этого момента вся прибыль вкладывалась в оборотные средства, направляемые на закупку детской одежды, поскольку увеличение оборотных средств для остальных товарных групп не имело смысла.
Экономической службы планирования и анализа на предприятии не существует.
Вся отчётность для проверяющих органов, в т.ч. налоговой инспекции, ведётся единственным бухгалтером, которому помогает руководитель предприятия.
Рост
товарооборота за последний год
происходил в основном за счёт расширения
ассортимента белья и одежды. По
товарам бытовой химии и
Средний стаж работающих на данном предприятии более 3-х лет. Повышение заработной платы производится за счёт увеличения товарооборота и, следовательно, за счёт повышения производительности труда. Новые работники были приняты на работу в связи с открытием отдела детской одежды, находящегося в изолированном помещении с отдельным выходом.
Издержки данного магазина (за месяц) включают в себя:
Налогообложение предприятия осуществляется посредством уплаты единого налога на вменённый доход, который прямо пропорционален площади торгового зала магазина.
Службы маркетинга на предприятии не существует, но поставщики товаров оказывают некоторые услуги с целью продвижения своих товарных групп.