Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 22:59, дипломная работа
Данная дипломная работа на тему «Повышение эффективности работы торгового предприятия «Алиса у берёзки» актуальна, т.к. ее целью является изучение и применение на практике теоретических знаний, современных методов исследований финансового состояния предприятия и анализа результатов финансово – экономической деятельности. А также, использование данных анализа для рекомендации принятия практических мероприятий, с целью повышения эффективности деятельности предприятия.
Объектом дипломной работы является торговое предприятие «Алиса у берёзки». Предприятие располагается в городе Узловая Тульской области. Основной задачей предприятия является реализация товаров бытовой химии, парфюмерно-косметической продукции и бельевого трикотажа.
Материал в данной дипломной работе изложен по трём направлениям:
1.Изложение теоретических основ анализа финансово-экономической деятельности предприятия как системы общественных знаний о предмете.
2.Проведение анализа и оценка финансово-экономической деятельности торгового предприятия «Алиса у берёзки».
3.Описание предложенных мероприятий по повышению эффективности работы торгового предприятия «Алиса у берёзки».
Введение 5
Глава I. Теоретические основы анализа финансово-экономической деятельности предприятия 8
1.1. Цель и задачи финансового анализа в современных условиях 8
1.2. Анализ показателей розничного товарооборота предприятия 11
1.3. Анализ материально-технической базы торгового предприятия 13
1.4. Анализ издержек и прибыли торгового предприятия 16
1.4.1. Издержки обращения торгового предприятия 16
1.4.2. Прибыль, рентабельность и эффективность деятельности торгового предприятия 19
Глава II. Анализ и оценка финансово-экономической деятельности торгового предприятия «Алиса у берёзки» 22
2.1. Общая характеристика торгового предприятия «Алиса у берёзки» г. Узловая 22
2.2. Анализ показателей розничного товарооборота торгового предприятия «Алиса у берёзки» 25
2.2.1. Анализ товарооборота по общему объёму и ритмичности торговой деятельности предприятия «Алиса у берёзки» 25
2.2.2. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости предприятия «Алиса у берёзки» 29
2.3. Анализ материально-технической базы торгового предприятия «Алиса у берёзки» 35
2.4. Анализ издержек и прибыли торгового предприятия «Алиса у берёзки» 39
2.4.1. Издержки обращения торгового предприятия «Алиса у берёзки» 39
2.4.2. Прибыль, рентабельность и эффективность деятельности торгового предприятия «Алиса у берёзки» 44
Глава III. Повышение эффективности работы торгового предприятия «Алиса у берёзки» 66
3.1. Рекомендации и мероприятия по улучшению эффективности работы торгового предприятия «Алиса у берёзки» 66
Заключение 70
Список литературы 73
б) анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
в) анализ эффективности
Принятые решения по результатам финансового анализа должны быть направлены, прежде всего, на создание финансовых ресурсов для развития предприятия, в целях обеспечения роста рентабельности, инвестиционной привлекательности, то есть улучшения финансового состояния предприятия.
1.2.
Анализ показателей
розничного товарооборота
предприятия.
Розничный товарооборот — это количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы [11].
Анализ розничного товарооборота осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли.
Основные задачи анализа розничного товарооборота сводятся к следующему:
-
проверка выполнения планов (прогнозов)
товарооборота, удовлетворения
-
изучение, количественное измерение
и обобщение влияния факторов
на выполнение плана и
-
выявление путей и
Анализ розничного товарооборота производится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности:
-
изучается объем розничного
-
исследуется структура
- выполняется факторный анализ;
-
выявляются резервы роста
Анализ
показателей товарооборота
-
анализ товарооборота по
- анализ товарных запасов и товарооборачиваемости предприятия;
1.3. Анализ материально-
Успешное функционирование торговых предприятий невозможно без наличия и укрепления материально-технической базы.
Под материально-технической базой торговли следует понимать совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологических процессов (вне зависимости от их ведомственной принадлежности) [24].
Для
анализа материально-
Эффективность деятельности торгового предприятия зависит от состояния материально-технической базы, показателями которой являются коэффициент износа и процент остаточной стоимости основных фондов (коэффициент годности).
Коэффициент износа (Ки) определяется на годовую дату как процентное соотношение суммы износа основных фондов к их первоначальной (восстановительной) стоимости и выражается формулой
износ
Ки
= первоначальная стоимость ∙ 100.
(1.1)
Коэффициент
остаточной стоимости (Кос) рассчитывается
как процентное соотношение суммы остаточной
стоимости основных фондов к их сумме
по первоначальной (восстановительной)
стоимости и имеет следующий вид:
Кос = первоначальная стоимость ∙ 100. (1.2)
Показателями, характеризующими процесс воспроизводства и обновления материально-технической базы, являются: коэффициент обновления, коэффициент выбытия и процент введения в эксплуатацию фондов, направленных на замену выбывших.
Коэффициент обновления (Кобн) определяется как процентное соотношение стоимости вновь введенных в эксплуатацию новых основных фондов за год или более продолжительный период к их стоимости на конец этого периода (первоначальной или восстановительной) и выражается формулой
Кобн = ОФ
на конец года ∙
100.
(1.3)
Коэффициент выбытия (Квыб) рассчитывается как процентное соотношение суммы выбывших основных фондов по первоначальной стоимости за весь период к их стоимости на начало этого периода:
Квыб = стоимость
ОФ на начало года ∙ 100.
(1.4)
Вторая группа показателей оценки материально-технической базы характеризует техническую оснащенность торговли. Сюда относятся фондовооруженность труда, техническая вооруженность труда, удельный вес активной части в общей сумме основных фондов.
Фондовооруженность — это отношение среднегодовой стоимости основных фондов к числу работников.
Но данные показатели в процессе проведения анализа нам не понадобятся. Мы будем использовать третью группу показателей.
Третья группа показателей оценки основных фондов торговли характеризует эффективность их использования. Сюда относятся фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность.
Фондоотдача определяется путем отношения суммы розничного товарооборота за год к среднегодовой стоимости основных фондов и показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль основных фондов.
Фондоемкость является обратным показателем фондоотдачи и отражает сумму основных фондов, приходящуюся на один рубль товарооборота.
Под фондорентабельностью понимается отношение прибыли за отчетный период к стоимости основных фондов предприятия.
Обобщающая оценка материально-технической базы даётся на основе комплексного интегрального показателя фондоотдачи (Iфо), который рассчитывается путём извлечения квадратного корня из произведения показателя фондоотдачи и прибыли в расчёте на 1 рубль [11].
Интегральный
показатель выражается формулой
где ФО – фондоотдача;
ФР – фондорентабельность.
Данный
показатель отражает условный средний
уровень обобщённого
1.4.
Анализ издержек
и прибыли торгового
предприятия
1.4.1. Издержки обращения
торгового предприятия
Издержки обращения — это затраты по доведению товаров от производства до потребителей, выраженные в денежной форме. Издержки обращения представляют собой общественно-необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач [4].
Издержки
обращения условно
Издержки бывают явные и неявные. Явные (бухгалтерские) издержки — это издержки, связанные с использованием привлеченных материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые полностью отражаются в бухгалтерском учете и относятся, согласно законодательству, на издержкоемкость реализации продукции. Они делятся:
-
на материальные затраты (
- затраты на оплату труда;
-
отчисления на социальные
- амортизация основных фондов;
- прочие затраты.
Неявные издержки — это издержки, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих самому предприятию. К неявным издержкам можно отнести платежи, которые предприятие могло бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов (издержки упущенных возможностей), нормальную прибыль, которая удерживает предпринимателя в выбранной им отрасли деятельности.
С точки зрения управления издержками обращения важно знать их классификацию на постоянные и переменные (рис. 1.1) [11].
Во-первых, такое деление способствует решению задачи регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного снижения издержек при росте выручки от реализации. Во-вторых, такая классификация позволяет определить окупаемость затрат, то есть запас финансовой прочности предприятия. В-третьих, выделение постоянных затрат дает возможность использовать метод маржинального дохода (валовой доход минус переменные затраты) для определения размера торговой надбавки.
Анализ издержек обращения направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей.
Задачей полного анализа издержек обращения является определение:
- динамики и степени выполнения плана издержек по общему уровню и отдельным статьям расходов;