Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:21, курсовая работа
Основной целью данной работы является выявление путей увеличение доходов предприятия, максимальное экономичное использование денежных средств, повышение ликвидности, снижение дебиторской задолженности, улучшение экономического состояния денежных средств.
Задачей данной работы является изучение экономической сущности дохода, методов сущности доходности, показателей доходности, изложение основ анализа, проведения анализа доходности и на основе анализа вывить пути улучшения доходности.
Введение..........................................................................................................................3
Глава 1. Социально-экономическое значение увеличения доходности предприятия
1.1. Понятие и сущность дохода предприятия.............................................................5
1.2. Источники формирования дохода предприятия....................................................6
Глава 2. Анализ доходности предприятия
2.1. Организационно-экономическая характеристика СПХК «Россия» за 2009-2010 гг.................................................................................................................................10
2.2. Анализ показателей доходности предприятия....................................................14
2.3. Анализ абсолютных показателей доходности.....................................................16
2.4. Анализ относительных показателей доходности............................................22
2.5. Анализ текущих активов предприятия............................................................31
2.6. Анализ ликвидности..........................................................................................32
Глава 3. Пути улучшения доходности предприятия
3.1. Увеличение совокупного дохода за счет сдачи в аренду не используемые cклады.................................................................................................................................34
3.2. Увеличения дохода предприятия за счет сокращения стоимости оборотных фондов................................................................................................................................34
Выводы и предложения................................................................................................36
Список использованной литературы...........................................................................
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения дохода.
Первый - это монопольное положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.
Второй – источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу.
Доход – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет дохода осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.
В ряде случаев рост дохода обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.
Стремление любыми путями получить высокий доход с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращение, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда – дальнейший рост, инфляции, а, следовательно, эмиссии денег.
Для реальной оценки уровня рентабельности предприятия можно воспользоваться методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. Комплексный анализ прибыли рекомендуется проводить в определенной последовательности. Прежде всего валовый доход анализируют по ее составным элементам, главным из которых является прибыль от реализации товарной продукции. Анализируют изменение объема и структуры реализации, изменение уровня цен на реализированную продукцию, а также на определенное сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты. Кроме отмеченных методов факторного анализа прибыли в том числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используется показатель рентабельности.
Глава 2. Анализ доходности предприятия
2. 1.Общая организационно — экономическая характеристика СХПК «Россия»
Сельскохозяйственный кооператив «Россия» преобразован из ассоциации «Россия» 24.03.2000 г. решением Администрации Кудымкарского района, регистрационный номер 47, и в соответствии с Законодательством Российской Федерации, является с момента государственной регистрации юридическим лицом (коммерческой организацией) и действует на основании Устава, утвержденного общим собранием сельскохозяйственного производственного кооператива 16 июня 2007 г.
В СХПК «Россия» входят следующие бригады: Лопатинская, Плотниковская, Чалинская, Б-Сервинская, Степановская, Таровская, Пешнигортская, Выровская, Ивуковская.
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Россия» является базовым хозяйством по Коми-Пермяцкому автономному округу. Здесь осуществляется доработка, производственные испытания и внедрение прогрессивных методов производства продукции земледелия и животноводства, организации труда и управления.
Специализация хозяйства молочно-зерно-мясная. Это ведущие отрасли в данном хозяйстве, они являются высокотоварными и занимают наибольший удельный вес в товарной продукции, имеют важное народнохозяйственное значение.
Основными рынками сбыта данного кооператива являются Кудымкарский молкомбинат, мясокомбинат, а так же Верещагинское хлебоприёмное предприятие.СХПК «Россия» создан в соответствии с законодательством РФ и действует на основании Устава, является правопреемником ассоциации «Россия» (ассоциация крестьянских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и малых предприятий «Россия»). Кооператив представляет собой добровольное объединение независимых сельскохозяйственных подразделений, звеньев и отдельных лиц.
Кооператив является с момента государственной регистрации юридическим лицом. Кооператив и его органы имеют право нанимать и увольнять работников, давать указания относительно их работы в Кооперативе. Кооператив несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Кооператив создан сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении их имущественных и земельных паевых взносов.
Кооператив может оказывать услуги по:
- хранению и реализации сельскохозяйственной продукции;
- переработке сельскохозяйственной продукции;
- материально-техническому снабжению;
- ремонту и техническому обслуживанию, транспортному обслуживанию;
- выполнению строительных работ;
- консультативному обслуживанию (бухгалтерскому, агрономическому, ветеринарному, зоотехническому, экономическому).
Кроме того, кооператив может участвовать в любой другой деятельности, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Для реализации своих целей кооператив вправе регулировать свои межхозяйственные отношения внутри кооператива и с государством.
Органами управления Кооператива являются:
1. Общее собрание
2. Координационный совет
3. Правление кооператива
4. Председатель кооператива.
Общее собрание членов кооператива → Общее собрание (собрание уполномоченных) правления кооператива →Правление – и Председатель, и Наблюдательный совет кооператива → Наблюдательный совет (если число членов 50 и более).
Высший орган Правления кооператива – Общее собрание его членов.
Исполнительные органы кооператива: являются Председатель и Правление кооператива.
Правление состоит из 7 человек, Наблюдательный совет состоит из 3 человек, избираемых из числа членов Правления.
Председатель и Правление кооператива, избираются Общим собранием из числа членов кооператива на срок 5 лет. Председатель кооператива является членом Правления и возглавляет его.
Организационная структура управления хозяйства – территориальная.
Внутрихозяйственная специализация бригад на момент землеустройства следующая:
Первая бригада д. Лопатино (молоко, производство семенного зерна)
Вторая бригада д. Плотниково (молоко, зерно)
Третья бригада д. Большая - Серва (доращивание молодняка КРС, производство зерна)
Четвертая бригада д. Тарово (зерно)
Пятая бригада д. Пешнигорт (молоко, кормопроизводство)
Шестая бригада д. Вырово (откорм КРС)
Седьмая бригада д. Степаново (молоко, мясо)
Организационная структура сельскохозяйственного производственного кооператива «Россия» представляет собой совокупность подразделений хозяйства производственного, вспомогательного, культурно-бытового и хозяйственного назначения, осуществляющих свою деятельность на основе кооперации и разделения труда внутри предприятия. К таким структурным единицам относятся производственные участки, бригады, фермы, ремонтные мастерские, складское сушильно-зерноочистительное хозяйство, подсобные предприятия. В сельскохозяйственном производственном кооперативе «Россия» организационной структурой является двухступенчатая. Эта структура имеет ряд преимуществ: за счет минимального количества иерархических ступеней управления более экономна; тесная связь между руководителями среднего звена и руководителем предприятия; четкое распределение полномочий между различными руководителями и специалистами.
Важнейшим элементом социальных систем является структура управления, с помощью которой согласовываются различные стороны деятельности предприятия. Структура управления представляет собой совокупность элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей (порядок их соподчиненности). Конкретное выражение структуры управления находит в схеме управления: составе, взаимосвязях и соподчиненности звеньев, штатном расписании, составе работников, разграничении функций и задач управления, положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях.
В сельскохозяйственном производственном кооперативе «Россия» комбинированная структура управления (линейно-штабная), которая предполагает сочетание линейного подчинения с консультационным обслуживанием со стороны главных специалистов без нарушения прав и обязанностей руководителей бригад.
Основные экономические показатели СХПК «Россия» даны в таблице 2.
Таблица 1
Основные экономические показатели СХПК «Россия» за 2009 — 2010 гг.
№ п/п | Показатель | Ед. изм. | 2009г. | 2010г. | Изменения | ||
+/- | % | ||||||
1 | Натуральный выпуск | тонна | 26239 | 27933 | 1694 | 106 | |
2 | Объем реализованной продукции | Тыс. Руб. | 62715 | 78625 | 15910 | 125 | |
3 | Численность | Чел. | 341 | 317 | -24 | 93 | |
Продолжение таблицы 1 | |||||||
4 | Производ-сть труда 1 раб-ка | Тыс. Руб. | 183,92 | 248,03 | 64,11 | 135 | |
5 | Годовой фонд оплаты труда | Тыс.Руб. | 27886 | 28692 | 806 | 103 | |
6 | Среднемесячная заработная плата одного работника | Руб. | 6815 | 7543 | 728 | 110 | |
7 | Полная себестоимость продукции | Тыс. Руб. | 58230 | 66214 | 7984 | 113 | |
8 | Затраты на 1 руб. товарной пр. | Руб. | 0,93 | 0,85 | -0,08 | 91 | |
9 | Среднегодовая стоимость ОПФ | Тыс. Руб. | 144533 | 165760 | 21227 | 114 | |
10 | Фондоотдача основных фондов | Руб. | 0,44 | 0,48 | 0,04 | 109 | |
12 | Доход от реализации продукции | Тыс. Руб. | 65074 | 80798 | 15724 | 124 | |
13 | Рентабельность продукции | % | 111 | 122 | 11 | 110 |
Анализируя основные экономические показатели СХПК «Россия» за 2009 — 2010 гг. можно сделать вывод, что предприятие в 2010 году увеличило выпуск продукции на 1694 тонны, что способствовало увеличению объема реализации продукции на 15910 тыс.руб. Численность уменьшилось на 24 человека. В 2010 году темп роста производительности труда одного работника составил 135 %. В 2009 году годовой фонд оплаты труда был равен 27886 тыс. руб., в 2010 году он увеличился на 806 тыс. руб. и составил 28692 тыс. руб. Таким образом, среднегодовая заработная плата одного работника выросла на 728 руб. В связи с увеличением выпуска продукции в 2009 году увеличилась полная себестоимость продукции на 7984 тыс. руб. Среднегодовая стоимость основных фондов предприятия в 2009 году составляло 144533 тыс. руб, а в 2010 году она увеличилось на 21227 тыс. руб. и составила 165760 тыс. руб. Фондоотдача основных фондов увеличилась в 2010 году на 0,04 руб. за счет увеличения выпуска продукции.
2. Анализ показателей доходности предприятия
Экономическая целесообразность функционирования предприятия в условиях рыночной экономики определяется получением дохода. Доходность предприятия характеризируется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – это сумма доходов или прибыли. В специальной зарубежной литературе понятие «доходы» определяется следующим образом: «Доходы» – это увеличение экономической выгоды в течение отечественного периода в форме притока средств или увеличения стоимости активов либо сокращения пассивов, что приводит к росту капитала, за исключением тех случаев, когда такой рост обеспечивается за счет взносов акционеров».
Система показателей доходности состоит, прежде всего из абсолютных показателей финансовых результатов, к котором относится: доход от реализации продукции (работ, услуг); валовый доход: доход от основной деятельности; доход от неосновной деятельности; доход от обычной деятельности до налогообложения; доход от обычной деятельности после налогообложения; доход от чрезвычайных ситуаций; чистый доход, являющийся конечным финансовым результатом деятельности предприятия.
За счет дохода выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, доход становиться важнейшим показателем для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Он характеризирует степень его деловой активности и финансового благополучия. По доходу определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.
Следует, однако, отметить, что абсолютная величина дохода относится к показателям экономического эффекта, а не к эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для более реальной оценки получаемого дохода используются относительное показатели доходности, к которым относится различные показатели рентабельности, выражающие уровень доходности и характеризирующие эффективность деятельности предприятия.