Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:45, контрольная работа
Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учётом существующих цен.
Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.
Предпочтения потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими.
поэтому скаляр можно интерпретировать как коэффициент убывания предельной полезности денег.
Сравнивая (3.7.3) и (3.7.4) замечаем, что
Сопоставляя это уравнение с (3.7.2) , получаем,
Равенство (3.7.5) называется уравнением Слуцкого. Это же уравнение называют основным уравнением теории ценности.
В координатной форме уравнение Слуцкого выглядит так:
Левую часть уравнения принято называть общим эффектом (от влияния цены на спрос), первое слагаемое в правой части - влиянием замены (т.е. компенсированного изменения цены на спрос), второе слагаемое - влиянием дохода (влияние изменения дохода на спрос). Перепишем уравнение следующим образом:
Из (3.7.4) следует, что матрица влияния замены симметрична и отрицательно определена (установите это самостоятельно). Из отрицательной определенности следует
Отсюда вывод - компенсированное возрастание цены товара приводит к уменьшению спроса на этот товар.
Их симметричности матрицы влияния замены и уравнения (3.7.7) получаем:
Поэтому уравнение Слуцкого, в частности, означает, что:
Здесь производная называется влиянием на спрос (на j-й товар) изменения частной цены (цены j-го товара). Равенство (3.7.9) используют для характеристики типов товаров.
Определение 3.4. Товар вида j называется нормальным, если ; товаром Гиффина, если ; ценным, если ; малоценным, если . Два товара i и j являются взаимозаменяемыми, если взаимодополняемыми, если
Как следует из (3.7.8) и (3.7.9), должно быть
С учетом условия приходим к следующим выводам:
а) если
, то обязательно
;
б) если
, то обязательно
.
Отсюда, товар Гиффина не может быть ценным, т.е. он обязательно малоценный.
В общем случае каждый товар попадает в одну из следующих категорий.
Существование товара Гиффина кажется не вполне реальным. Действительно, его определение противоречит закону о спросе (спрос есть убывающая функция цены). Однако, когда какой-либо популярный среди населения товар продается по слишком низкой цене, появляется подозрение о его качестве. Это может оказаться причиной снижения спроса на него. Последующее же поднятие цены может повысить спрос на этот товар.
Нормальный и ценный товар отличается от нормального малоценного товара высоким качеством. Например, фрукты южных сортов по питательным и вкусовым качествам превосходят северные сорта, но они и дороже; масло дороже маргарина, так как качество его выше; вычислительная техника завода-изготовителя, как правило, качественнее и поэтому дороже, чем та же техника, но лицензионной сборки и т.д.).
Умножим обе части равенства (3.7.4) на вектор p :
Следовательно, в координатной форме имеем:
Принимая во внимание положительность всех цен и неравенство (3.7.8) , приходим к выводу о том, что для каждого j существует i ( ) такое, что
Таким образом, в наборе каждому товару соответствует по крайней мере один такой товар, который составляет с ним взаимозаменяемую пару.
Из уравнения Слуцкого (3.7.5) и равенства (3.7.10) получаем
или
Запишем это равенство в координатной форме
и разделим обе части каждого из n равенств на :
В обозначениях эластичности (см. (3.3.2) , (3.5.4) ) имеем:
Отсюда вывод: для каждого товара j сумма всех n перекрестных эластичностей спроса по цене и эластичности спроса по доходу должна быть равна нулю, т.е. сумма всех эластичностей по цене равна отрицательной эластичности по доходу.
Умножая (3.7.2) на вектор цен p , получим
(условие агрегации Энгеля). В координатной форме имеем:
Отсюда должно быть для некоторого j=1,...,n. Следовательно, в наборе все товары одновременно не могут быть малоценными.
С учетом (3.7.10) и (3.7.11) из уравнения Слуцкого можно получить (убедитесь в этом самостоятельно)
(условие агрегации Курно). В координатной форме имеем:
Отсюда вывод: значение спроса на товар вида i равно отрицательной взвешенной сумме изменений спроса на все товары по отношению к цене товара i , в которой в качестве весов выступают цены товаров.
Изучая уравнение Слуцкого можно получить и другие выводы по интересующим исследователя проблемам теории ценности и потребления.
В завершение параграфа приведем геометрическую интерпретацию изложенного выше материала для n=2 ( рис. 3.15 ). Пусть возрастает до , а - решение задачи потребителя для параметров , , K . Тогда лежит в пересечении бюджетной линии, проходящей через точки и с кривой безразличия . Общий эффект изменения выражается отрезком .
Точка лежит левее (т.к. из-за ), т.е. при возрастании цены первого товара спрос на него снизился. Следовательно, товар 1 нормален . Предположим теперь, что происходит компенсированное увеличение цены до . Через обозначим соответствующее компенсированное изменение (увеличение) дохода, т.е.
Геометрически бюджетная линия изменится (пройдет через , ), а точка будет лежать в пересечении этой бюджетной линии с кривой безразличия (по определению компенсированного изменения цены ).
Так как бюджетная линия параллельна бюджетной линии (один и тот же наклон ), то точка будет лежать левее точки . Это подтверждение того, что влияние замены отрицательно. Влияние замены ( ) выражается отрезком , а влияние дохода ( ) выражается отрезком . Точка лежит левее точки ( ), т.е. при возрастании дохода (от K до ) спрос на товар 1 увеличился. Следовательно, товар 1 является ценным ( ).
2.
Теории стоимости.
Сопоставление трудовой теории стоимости и теории предельной полезности позволяет сделать следующие выводы.
А. Эти теории нельзя считать универсальными.
Они не дают теоретического анализа всех сторон товарно-рыночного хозяйства.
Б. Каждая из рассмотренных концепций является асимметричной. Она объясняет экономические процессы в "своей" сфере:
трудовая теория
стоимости характеризует
теория предельной полезности охватывает область поведения потребителя полезных благ.
В. Обе концепции
существенно обогатили
Г. Трудовая и нетрудовая теории стоимости имеют одну характерную черту: они углубленно анализируют эндогенные процессы, скрытые от непосредственного наблюдения. Поэтому нельзя, скажем, увидеть, осязать и каким-то прямым способом измерить стоимость товара.
А. Смит верно
подметил: "Товары чаще обмениваются,
а потому и сравниваются с другими
товарами, а не с трудом... К тому
же большинство людей лучше
Стало быть, и трудовая теория стоимости, и теория предельной полезности не могут быть строго доказаны с помощью общенаучных методов, но одновременно они не могут быть столь же строго научно опровергнуты. Это, скорее всего, гипотезы (предположения), позволяющие проникнуть в глубь сущностных экономических отношений.
А сейчас мы попытаемся по-лучше выяснить границы истинности двух теорий стоимости, сопоставив их с исторической практикой и реалиями сегодняшней действительности. Начнем с трудовой теории стоимости.
Эта концепция в условиях постиндустриальной экономики
столкнулась с неразрешимыми проблемами. Одна из них - проблема редукции (сведения) умственного труда ученых и специалистов (который стал преобладающим на многих предприятиях с наукоемкой технологией) к простому труду. На практике в западных странах интенсивность труда рабочих часто приравнивают к затратам физических усилий во время ходьбы (условно определяют темп ходьбы - в километрах в час). Но разве такой измеритель пригоден для определения интенсивности интеллектуальных затрат?
С 80-х годов
в Японии и других странах стали
действовать полностью
Даже этих вопросов достаточно, чтобы почувствовать историческую ограниченность трудовой теории стоимости. Эта концепция в состоянии достаточно глубоко и полно объяснить существо экономики только простого товарного производства, что соответствует периоду от начала регулярного производства и обмена товаров и до XV в., когда в Европе возникало капиталистическое хозяйство.
Что касается теории предельной полезности, то и она не вполне соответствует практике и содержит внутренние противоречия. Вот некоторые из несоответствий реальным процессам.
Во-первых, субъективная полезность не имеет и не может иметь какого-либо количественного выражения, так как отсутствуют объективные единицы для ее измерения. Применяемые же в концепции предельной полезности числовые обозначения лишены реального содержания, носят произвольный характер. Отсюда возникало немало бесплодных попыток подсчитать величину полезностей и их предельные величины.
Во-вторых, закон
убывающей полезности не