Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:45, контрольная работа
Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учётом существующих цен.
Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.
Предпочтения потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими.
полезности по мере увеличения количества потребляемого блага называется
законом убывающей предельной полезности.
Существует два подхода к оценке полезности: кардиналистский (количественный)
и ординалистский (порядковый).
Основными инструментами
анализа в концепции
являются кривые безразличия. Но мы начнем с проблемы потребительского выбора.
Закон убывающей предельной полезности.
Количественный (кардиналистский) подход. Законы Госсена.
Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о
возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности -
ютилах (от англ. utility - полезность).
Следует подчеркнуть, что количественные оценки полезности того или иного
товара или товарного набора имеют исключительно индивидуальный, субъективный
характер. Количественный подход не предполагает возможности объективного
измерения полезности того или иного товара в ютилах. Один и тот же продукт
может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности
- для другого. Количественный подход обычно не предусматривает также
возможности соизмерения объемов удовлетворения, получаемых различными
потребителями.
Экономисты неоднократно пытались избавиться от термина "полезность", имеющего
некоторый оценочный характер, найти ему подходящую замену. Так, известный
русский экономист Н. X. Бунге предлагал использовать термин "годность" (Nutze
- нем.).
Итало-швейцарский экономист и социолог В. Парето предлагал заменить термин
"полезность" неологизмом ophelimite, означавшим соответствие между вещью и
желанием. Французский экономист Ш. Жид предлагал использовать термин
"желаемость" считая, что он "не предполагает у желания
нравственных или безнравственных черт, разумных или безрассудных".
[1]
Тем не менее термин "полезность" пережил своих критиков и используется поныне.
Итак, в количественной теории полезности предполагается, что потребитель
может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им
товарного набора. Формально это можно записать в виде функции общей
полезности:
TU = F(QA, QB, ..., QZ), (1)
где TU - общая полезность данного товарного набора; QA, QB, QZ - объемы
потребления товаров А, В, ..., Z в единицу времени.
Большое значение
имеют предположения о
Зафиксируем объемы потребления товаров B,C,...,Z. Рассмотрим, как изменяется
общая полезность товарного набора в зависимости от объема потребления товара
А (например, яблок). В верхней части рис.1a изображена эта зависимость. Длина
отрезка ОК равна полезности товарного набора при фиксированных нами объемах
товаров В, С,..., Z и при нулевом объеме потребления товара А. В
количественной теории предполагается, что функция TU в верхней части рис.1а
возрастающая (чем больше яблок, тем большую полезность имеет товарный набор)
и выпуклая вверх (каждое последующее яблоко увеличивает общую полезность
товарного набора на меньшую величину, чем предыдущее). В принципе эта функция
может иметь точку максимума (S), после которой она становится убывающей.
Общая и предельная полезность
В нижней части рис. изображена зависимость предельной полезности яблок от
объема их потребления.
1.3.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР — решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Многие экономисты не разделяют понятий П. в. и предпочтения, поскольку полагают, что фактическое решение потребителя однозначно выявляет и его предпочтение. Иначе говоря, что мы предпочитаем, то реально и выбираем, делая свои приобретения. Однако это неверно, напр., в условиях дефицита тех или иных товаров: потребительский выбор, вынужденный тем, что предпочитаемый товар невозможно купить, не выявляет истинного предпочтения.
Основу теории потребительского выбора составляет теория предельной полезности. Как считают западные экономисты, от полезности того или иного товара (услуги) для потребителя зависит поведение потребителя на рынке товаров (услуг).
Потребитель чаще всего использует блага не по отдельности, а в определенных наборах. Набор благ — совокупность определенных количеств различных благ, потребляемых совместно в определенный период времени. Изменение цены одного блага, при неизменных ценах других благ, представляет собой относительное изменение цены данного блага. Иными словами, данное благо дешевеет (или дорожает) по отношению к другим благам. Кроме того, изменение цены какого-либо блага ведет к изменению реального дохода потребителя. До снижения цены данного блага потребитель мог приобрести его меньшее количество, а после снижения цены — большее. Сэкономленные средства он также может направить на приобретение других благ. Изменение цены некоторого блага влияет на структуру спроса потребителя по двум направлениям. Объем спроса на данное благо изменяется под воздействием изменения его относительной цены, а также под воздействием изменения реального дохода потребителя.
К появлению эффектов дохода и замещения приводит любое изменение цены, так как оно меняет объем доступных благ и их относительные цены. Названные эффекты являются реакцией потребителя на изменение относительных цен и реального дохода. Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай. Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.
Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них. Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены чая сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен как на приобретение дополнительного количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют однонаправлено. Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.
Для товаров низшей категории действие эффектов дохода и замещения определяется их разницей. Например, потребитель, располагая данным доходом, приобретает в определенном соотношении кофе натуральный и кофейный напиток, являющийся товаром низшей категории. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены кофейного напитка приведет к росту спроса на него, так как напиток является теперь относительно дешевым благом. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе является относительно (сравнительно) дорогим благом. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым кофейным напитком, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены кофейного напитка сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем ниже объем спроса на низшие товары, то прирост реального дохода потребителя будет направлен на приобретение дополнительного количества кофе. В результате снижение цены кофейного напитка (товара низшей категории) приведет к падению спроса на него и росту спроса на кофе (товар высшей категории). Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены кофейного напитка при неизменной цене кофе) эффект замещения приводит к росту спроса на кофейный напиток, а эффект дохода — к падению спроса на него. Эффект дохода и эффект замещения действуют разнонаправлено.
Для товаров
низшей категории результирующая обоих
эффектов зависит от степени воздействия
каждого из них на потребительский выбор.
Если эффект замещения действует сильнее
эффекта дохода, то кривая спроса на товар
низшей категории будет иметь ту же форму,
что и нормальный товар. Таким образом,
закон спроса выполняется. Если же эффект
дохода действует сильнее эффекта замещения,
то объем спроса на товар низшей категории
падает при снижении цены этого товара.
Иными словами, закон спроса здесь не выполняется.
Товары, для которых не выполняется закон
спроса, называются товарами Гиффена,
по имени английского экономиста XIX в.,
теоретически обосновавшего подобное
явление. Кривая спроса на товары Гиффена
представлена на рисунке.
Товар Гиффена — товар, спрос на который, при прочих равных условиях, изменяется в том же направлении, что и его цена, поскольку эффект дохода является сильнее эффекта замещения.
Эффект цены,
гарантирующей качество Более высокая
цена может свидетельствовать о
наивысшем качестве продукта. В результате
покупатели могут проявлять низкую
чувствительность к цене. Однако этот
эффект не всегда однозначен, поскольку
он применим только к продуктам одного
вида, тогда как в отношении других продуктов
покупатели могут демонстрировать совершенно
иную реакцию. Например, более высокая
цена на виски может свидетельствовать
о его лучшем качестве, но лишь немногие
покупатели подумают, что бензин, который
продают по значительно более высокой
цене, обеспечит им из-за лучшего качества
дополнительные выгоды. Эффект общих расходов
Покупатели проявляют более высокую чувствительность
к цене, когда речь идет о больших расходах
- будь то в абсолютном денежном выражении
или в виде доли их дохода. Этот эффект
наиболее часто наблюдается в семьях с
невысоким доходом, где все расходы тщательно
контролируются. Кроме того, в периоды
экономического спада глубина и вероятность
проявления этого эффекта значительно
возрастают.
Уравнение Слуцкого
Основное матричное уравнение можно записать следующим образом:
Решение этой системы относительно показателей сравнительной статики по спросу имеет вид:
Здесь - обратная матрица Гессе, а
- скалярная величина. Можно показать, что