Потребительское поведение и факторы его определяющие

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Поведение потребителей стало интересовать экономическую науку со второй половины 19 века. Самые первые попытки разработки и анализа теории потребления связаны с рядом ключевых фигур, изучающих общественные науки в XIX-XX века. Например, К.Маркс выдвинул идею товарного фетишизма. Т.Веблен в конце XIX в. предложил теорию показного потребления. В отличие от большинства экономистов Веблен считал, что поведение людей в экономике управляется не столько трезвым расчетом, сколько привычками, обычаями, правилами. Немецкий социолог Г.Зиммель выдвинул ряд ключевых идей теории моды. Немецкий социолог и экономист В.Зомбарт предложил концепцию роскоши.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3
Глава 1. Теоретические основы потребительского поведения в экономике
Потребитель как субъект экономики……………………………..………6
Факторы, определяющие поведение потребителя…...…………………11
Глава 2. Теория рационального потребителя
Концепция полезности……………………………………………………16
Эффекты замещения и эффекты дохода в потребительском поведении……………………………………………………….…………20
Заключение……………………………...………………………………………..27
Список используемой литературы……………………..……………………….29
Приложения………………………...……………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 167.61 Кб (Скачать)

Потребительский выбор оптимального набора товаров осуществляется в  соответствии, как с желаниями  потребителей, так и их возможностями. Инструментами  анализа оптимального сочетания между безграничными  потребительскими желаниями и ограниченными  финансовыми возможностями выступают кривые безразличия и бюджетная линия.

Предположим, что потребитель  покупает два товара X и Y. Очевидно, что имеются такие количественные сочетания этих товаров, которые приносят потребителю одинаковую степень удовлетворения его потребностей. Другими словами, потребителю безразлично, какое выбрать сочетание этих двух товаров. Одинаково полезные комбинации различных товаров обозначаются как «безразличные». Условные «безразличные» комбинации товаров, например пирожка и «Кока-колы», имеющие для потребителя одинаковую общую полезность, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Условные комбинации, имеющие для потребителя одинаковую полезность27

Пирожки

«Кока-кола»

Комбинация благ

1

10

A

2

7

B

4

3

C

7

1

D


 

При перенесении данных таблицы  на график и соединении полученных точки плавной линией, получается «кривая безразличия», демонстрирующая  все возможные комбинации товаров, приносящие потребителю одинаковое удовлетворение (рис. 3) 28.

Кривая безразличия, отражающая любые комбинации благ, приносящие потребителю одну и ту же общую  полезность, является выпуклой по отношению  к началу координат и имеет  отрицательный наклон.

Анализ кривых безразличия  является полезным в объяснении выбора потребителя между покупкой данного  товара и сохранением дохода на то, чтобы потратить его на все  другие блага.

Рис. 3

Можно провести кривую безразличия  через любой потребительский  набор. Заполнив графическую плоскость  кривыми безразличия, мы получим  «карту кривых безразличия» потребителя (рис. 4) 29.

Рис. 4

Очевидно, каждая кривая соответствует  различной величине общей полезности. Кривые, расположенные дальше от начала координат демонстрируют большую  полезность набора  для потребителя. Важно заметить, что кривые безразличия не могут пересекаться.30 Наклон каждой точки кривой безразличия отражает пропорцию, в которой потребитель готов заменить один товар другим. Это значит, что полезность, от которой отказывается потребитель, должна быть равной полезности, которую приносит дополнительное количество другого блага.

Карта безразличия отражает систему потребительских предпочтений. Но так как покупательные возможности  потребителя ограничены, не всякий товарный набор ему доступен. Для  анализа возможностей потребителя  используется бюджетная линия (рис. 5) 31.

Рис. 5

Каждое пересечение бюджетной  линии с осями координат показывает максимальное количество одного из товаров, которое может быть приобретено  на располагаемый доход при текущих  ценах, если потребитель не покупает ни одной единицы другого товара.

Бюджетная линия имеет  следующие свойства:

  • Поскольку денежные доходы потребителей могут изменяться, то и графическое положение бюджетной линии меняться.
  • Изменение цен на товары и услуги также влияет на положение бюджетной линии.

Следует обратить внимание и на то, что цены на товары могут  меняться по отношению друг к другу. Каким образом изменится спрос на благо, при изменении цен на другие блага, зависит также от того, являются ли эти блага для потребителя взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми.

Свойство товаров или  услуг удовлетворять потребности  лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ. Взаимодополняемость может быть абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага (лыжи и крепления к ним) и относительной (чай и сахар, автомобиль и бензин).

Свойство благ удовлетворять  потребности за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ. Взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, а может быть относительной (чай и кофе, маргарин и масло).32

Важно отметить, что различные вознаграждения, льготы и субсидии могут создавать изломы на бюджетных линиях, что может влиять на решения потребителей.

Для того чтобы определить равновесное положение потребителя  на рынке, следует совместить карту  кривых безразличия и бюджетную  линию. Возможность совмещения этих графиков определяется однородностью  их построения. Бюджетная линия обязательно  коснется одной из кривых безразличия. Точка касания и будет демонстрировать ситуацию «равновесного состояния» потребителя или оптимума потребителя, то есть состояния, при котором его бюджетные возможности будут реализованы наилучшим потребительским образом (точка А). Другими словами, в условиях равновесия общая полезность потребителя максимизируется.

Таким образом, теория полезности объясняет желательное распределение бюджета потребителя для рационального приобретения товаров и услуг. При этом абсолютные и относительные рыночные цены служат для него ориентиром. Изменение цен приводит к изменению структуры покупок и их общего размера. Также сопоставляются и уравниваются потери от вынужденного сокращения покупок отдельных товаров и услуг увеличением покупок других товаров. Наилучший потребительский выбор достигается тогда, когда предельные полезности, полученные от затраты последней денежной единицы на покупку каждого продукта, одинаковы, т.е. соотношение предельных полезностей равно соотношению цен соответствующих товаров.

Заключение

В итоге можно сделать следующие выводы:

Теория потребительского поведения изучает не только вкусы и предпочтения потребителя. Она исследует, как потребитель делает свой выбор; на основе чего определяет, какой товар, в каком количестве и по какой цене покупать, а какой – нет.

Данная теория может применяться  в любой ситуации, где потребитель  ориентирован на максимизацию полезности с учетом возникающих альтернатив  и ограничений. В центре внимания вопрос о том, как потребитель максимизирует полезность, тратя свой доход на приобретение тех или иных благ. Главное делать рациональный выбор. Для этого изучается, как результаты выбора отражаются на благосостоянии потребителя.

Задачей теории потребительского поведения является объяснение того, как на выбор потребителя влияют его предпочтения, доход и цены товаров.

Потребитель играет одну из ключевых ролей в экономике. Потребители  оказывают влияние на производство, таким образом, они воздействуют и непосредственно на формирование рынка. Потребитель поступает так, чтобы при минимальных расходах приобрести максимально удовлетворяющие его потребности товары и услуги – то есть рационально.

Главным ограничением для  любого потребителя является доход. Иметь те или иные товары людей побуждают личные потребности, которые могут быть удовлетворены этим товаром, но реальность покупки зависит от размера денежных доходов.

На потребительский выбор  влияет ряд факторов. Существует несколько объяснений поведения потребителя и его мотивации. При этом каждая из них отражает какую-то сторону процесса.

Товары и услуги, предложенные на рынке, обладают важным для потребителя  свойством – способностью удовлетворять  его потребности, то есть полезностью. Для каждого потребителя степень  полезности различных товаров различна и определяется его субъективными  предпочтениями.

Поведение потребителя на рынке объясняется с помощью  понятий «эффект дохода» и  «эффект замещения». Для того чтобы  определить равновесное положение  потребителя на рынке, следует совместить карту кривых безразличия и бюджетную  линию.

Практическая значимость изучения теории потребительского поведения  заключается в возможности стратегического планирования развития предприятия, повышении эффективности его работы, использовании информации о поведении определенных сегментов потребителей на процесс производства, возможности оценки восприятия потребителем выпускаемых товаров с учетом действия разнообразных факторов. С помощью теории о поведении потребителей можно сформировать представление о потребителях, на которые ориентируется данное производство. Теория потребительского поведения находит все большее применение в различных сферах производства, оказывая серьезное влияние на планирование дальнейшего развития предприятий. В общем, изучение этой теории позволяет расширить представление о ситуации на рынке и, вследствие этого, повысить эффективность работы предприятий.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Демидов А.Изменение потребительского поведения россиян// Современная торговля, 2009 №6 – стр. 29-33.
  2. Р.М. Нуреев. Курс микроэкономики – 2ое издание. 2005г.
  3. Ильин В. И. Поведение потребителей. Санкт-Петербург. 2000г.
  4. М.В. Сафрончук. Микроэкономика. 2007г.
  5. М.М. Ковалевский. Социология потребителя. Санкт-Петербург. 2001г.
  6. В.М. Гальперин. Теория потребительского поведения и спроса – том 1. Санкт-Петербург. 1999г.
  7. Н.Г. Любимова. Поведение потребителя. Владивосток. 2004г.
  8. О.Ю. Мамедов. Современная экономика – издание седьмое. Ростов-на-Дону. 2004г.
  9. Хэл Г. Вэриан. Микроэкономика – Промежуточный уровень. Перевод с английского под редакцией Н.Л. Фроловой. Москва. 1997г.
  10. Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. Экономика. Москва. 2005г.
  11. М.И.Беляев. Микроэкономика. Москва. 2009г.
  12. Н.Д. Елецкий, О.В. Корниенко. Экономическая теория. Ростов-на-Дону. 2002г.
  13. Эдвин Дж. Долан, Дэйвид Е. Линдсей. Микроэкономика. Санкт-Петербург. 1994г.
  14. Станислав Меньшиков. Новая экономика. Москва. 1999г.
  15. Д.Н. Хайман. Современная микроэкономика: анализ и применение. Москва. 1992г.
  16. Сборник. Почему существует мода? Москва. 2001г.
  17. Изучение маркетинга: http://stumarketing.ru
  18. Общество защиты прав потребителей: http://ozpp.ru
  19. Газета «Российские аптеки»: http://www.rosapteki.ru
  20. Новости экономики: http://www.finam.ru

Приложения

Приложение 1.

Привычки потребления. Увеличение стремления покупать проверенные марки.

Источник: ГфК Русь Омнибус, Москва 2009.

1 Ильин В. И. Поведение потребителей. Санкт-Петербург. 2000г.

2 Ильин В. И. Поведение потребителей. Санкт-Петербург. 2000г.

3 Д.Н. Хайман. Современная микроэкономика: анализ и применение. Москва. 1992г.

4 М.В. Сафрончук. Микроэкономика. 2007г.

5 Сборник. Почему существует мода? Москва. 2001г.

6 О.Ю. Мамедов. Современная экономика – издание седьмое. Ростов-на-Дону. 2004г.

7 Изучение маркетинга: http://stumarketing.ru - главная страница

8 Д.Н. Хайман. Современная микроэкономика: анализ и применение. Москва. 1992г.

9 Н.Д. Елецкий, О.В. Корниенко. Экономическая теория. Ростов-на-Дону. 2002г.

10 Газета «Российские аптеки»: http://www.rosapteki.ru – портрет посетителя аптеки

11 Сборник. Почему существует мода? Москва. 2001г.

12 Изучение маркетинга: http://stumarketing.ru – главная страница

13 Газета «Российские аптеки»: http://www.rosapteki.ru – портрет посетителя аптеки

14 Сборник. Почему существует мода? Москва. 2001г.

15 О.Ю. Мамедов. Современная экономика – издание седьмое. Ростов-на-Дону. 2004г.

16 М.В. Сафрончук. Микроэкономика. 2007г.

17 М.И.Беляев. Микроэкономика. Москва. 2009г.

18  В.М. Гальперин. Теория потребительского поведения и спроса – том 1. Санкт-Петербург. 1999г.

19 О.Ю. Мамедов. Современная экономика – издание седьмое. Ростов-на-Дону. 2004г.

20 В.М. Гальперин. Теория потребительского поведения и спроса – том 1. Санкт-Петербург. 1999г.

21 Станислав Меньшиков. Новая экономика. Москва. 1999г.

22 Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. Экономика. Москва. 2005г.

23 О.Ю. Мамедов. Современная экономика – издание седьмое. Ростов-на-Дону. 2004г.

24  http://www.finam.ru/analysis/investorquestion000011D3DF/default.asp - новости экономики

25 Д.Н. Хайман. Современная микроэкономика: анализ и применение. Москва. 1992г.

26 Р.М. Нуреев. Курс микроэкономики – 2ое издание. 2005г.

27  В.М. Гальперин. Теория потребительского поведения и спроса – том 1. Санкт-Петербург. 1999г.

28 Станислав Меньшиков. Новая экономика. Москва. 1999г.

29 Станислав Меньшиков. Новая экономика. Москва. 1999г.

30 Хэл Г. Вэриан. Микроэкономика – Промежуточный уровень. Перевод с английского под редакцией Н.Л. Фроловой. Москва. 1997г.

31 Станислав Меньшиков. Новая экономика. Москва. 1999г.

32 Р.М. Нуреев. Курс микроэкономики – 2ое издание. 2005г.


Информация о работе Потребительское поведение и факторы его определяющие