Потребительский рынок товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

Рыночный механизм потребительского рынка представляет сложную систему, состоящую из:
- объектов рынка (товары, услуги, деньги)
- субъектов рынка (продавцы, покупатели, посредники, органы государственной власти)
- предпринимательской силы
- связей между субъектами (кооперация, конкуренция)
- ценового механизма (механизма формирования потребительских цен и распределения экономических ресурсов)
- средств принятия согласованных решений (переговоры, контракты, сделки, социологические исследования)
- информации о решениях, принимаемых на рынке потребителями, производителями и государством.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…. .. .……………………. ……………………………………..3
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ……………….5
ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА……………… 7
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РЫНКИ И МОДЕЛЬ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ…………………………………………………….………8
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РЫНКОВ……….12
СОВРЕМЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ…………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ИССЛЕДОВАНИЙ…………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 37.09 Кб (Скачать)

10

для здоровья, ценой; губная помада - цветом, видом упаковки, жирностью престижностью, вкусом, ароматом, и т.д.

Во-вторых, потребитель склонен придавать  разные весовые показатели значимости свойствам, которые он считает актуальными  для себя. Товар может обладать и более важными свойствами, но потребитель просто забывает упомянуть  о них.

В-третьих, потребитель склонен создавать  себе набор убеждений о марках, когда каждая марка характеризуется  степенью присутствия в ней каждого  отдельного свойства. Набор убеждений  о конкретном марочном товаре известен как образ марки. Убеждения потребителя  могут колебаться от знаний подлинных  свойств по собственному опыту  до знаний, являющихся результатом избирательного восприятия, избирательного искажения  и избирательного запоминания.

В-четвертых, считается, что каждому свойству потребитель приписывает функцию  полезности. Функция полезности описывает  степень ожидаемой удовлетворенности  каждым отдельным свойством. Комбинация уровней свойств с наивысшей полезностью и дает «портрет» идеального с точки зрения покупателя товара.

В-пятых, отношение к марочным альтернативам  складывается у потребителя в  результате проведенной им оценки, а осуществляют выбор марок потребители  по-разному.

Решение о покупке. У потребителя формируется  намерение совершить покупку, причем наиболее предпочтительного объекта. Однако на пути от намерения до принятия решения в дело могут вмешаться еще два фактора (см. рис.3.).

 

 

 

 

 

 

11

   

 

Отношения других людей

 

Оценка вариантов

 

Намерение совершить покупку

     

Решение о покупке

   

 

Непредвиденные факторы  обстановки

 




 

Рис.3. Факторы, сдерживающие превращение  намерения совершить покупку  в решение о ней

 

Степень изменения зависит от двух факторов:

1) интенсивности негативного отношения другого лица к предпочтительному варианту потребителя. 

2) готовности  потребителя принять предпочтения  другого лица.

Чем острее негативный или позитивный настрой  другого лица и чем ближе это  лицо к потребителю, тем решительнее  пересмотрит он свое намерение совершить  покупку в ту или в другую сторону.

Намерение совершить покупку оказывается  также под воздействием непредвиденных факторов обстановки. Намерение формируется  на основе ожидаемого семейного дохода, ожидаемой цены товара и ожидаемых  выгод от его приобретения. Непредвиденные факторы обстановки могут возникнуть внезапно и изменить намерение совершить  покупку в тот самый момент, когда потребитель был уже  готов к действию.

Реакция на покупку. Если товар соответствует  ожиданиям, потребитель удовлетворен, если превышает их - потребитель  весьма удовлетворен, если не соответствует  им - потребитель неудовлетворен.

Действия  после покупки. Удовлетворение или  неудовлетворение товаром отразится  на последующем поведении потребителя. В случае удовлетворения он, вероятно, купит товар и при последующей оказии.

У недовольного потребителя есть выбор действий или бездействия. Он может направить фирме жалобу или обратиться к юристу.  

 

12

4. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РЫНКОВ

На современный  этап развития потребительского рынка  все большее влияние оказывает  глобализация экономики, представляющая собой процесс движения к мировому экономическому, финансовому, информационному и гуманитарному пространству, обусловливающему снижение государственных барьеров на пути движения информации, капиталов, товаров и услуг, что способствует развитию рыночной конкуренции.

В целях  обеспечения единого подхода  при анализе и оценке состояния  конкурентной среды на товарных рынках в рамках реализации Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на

товарных  рынках МАП Российской Федерации утвержден «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках». Данный порядок может быть использован: при анализе состояния конкурентной среды на федеральных и региональных товарных рынках, выполняемом при подготовке отраслевых и региональных программ демонополизации; при разработке программы мер по преодолению барьеров входа на товарные рынки, программ поддержки предпринимательства и развития конкуренции; в процессе анализа социально - экономических последствий принятия тех или иных нормативных актов для состояния конкуренции на товарных рынках. Кроме того, Государственным комитетом статистики утвержден статистический инструментарий для изучения конъюнктуры потребительского рынка, для организации государственного статистического наблюдения за внутренней торговлей и статистического наблюдения за деятельностью предприятий потребительского рынка.

Центральным моментом в оценке конъюнктуры конкурентного  потребительского рынка является характеристика скорости и тенденций развития потребительского рынка, устойчивости динамического  процесса. Однако, в представленных законодательных и нормативных  актах такие характеристики конъюнктуры  конкурентного рынка, как устойчивость, колеблемость, цикличность не нашли отражения, что затрудняет единую

 

  13

оценку тенденций  развития конкурентного рынка в  целом. Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, осуществляющим руководство, организацию и проведение работ в области экономической конъюнктуры в Российской Федерации и ее регионах согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1998 г. № 152, также не приводятся разъяснения сущности данных показателей при оценке рыночной ситуации.

Состояние конъюнктуры конкурентного потребительского рынка, изменения, происходящие в ней  в результате воздействия различных  факторов, могут быть оценены количественно  с помощью экономических показателей, к которым относятся показатели внутреннего товарооборота;

показатели  внешней торговли; показатели кредитно-денежной сферы; а также данные об объеме капиталовложений; данные о заказах; цены и др.

В оценке и анализе тенденций развития потребительского рынка могут быть использованы такие методы исследования динамических процессов, как построение трендовых и регрессионных моделей  динамики, группировка отдельных  регионов по темпам роста определенных экономических индикаторов рынка, а также индексный метод. Индексный  метод позволяет оценить вектор и скорость развития потребительского рынка; отразить количественные компоненты динамики; отразить роль регионов в формировании процесса общего изменения рынка.

Перспективы развития конкурентного потребительского рынка, а, следовательно, и масштабы коммерческого риска в большей  степени зависят от характера  и интенсивности развития товарооборота. С одной стороны, динамика товарооборота  отражает основные закономерности покупательского спроса и тенденции его удовлетворения, с другой стороны, изменения товарооборота определяют потенциальные возможности получения валового дохода, а затем и прибыли. Динамика товарооборота является проявлением действия рыночного механизма, следствием фактически сложившихся пропорций спроса и предложения.

 

 

  14 

5. СОВРЕМЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ

     Инфраструктура современного потребительского рынка представляет собой совокупность всех типов розничных и оптовых предприятий и организаций, входящих в эту отрасль, видов их деятельности, призванных обеспечивать и создавать условия для нормального функционирования товаропроизводителей и сферы обращения товаров, а также для торгового обслуживания всех групп населения. И поэтому, одним из важных аспектов формирования потребительского рынка является развитие инфраструктуры розничной торговли и развитие разнообразных видов и типов предприятий, а также разработка новых методов розничной торговли, что является условием удовлетворения спроса и потребления.

Анализ показывает, что за период рыночных преобразований изменения потребительского рынка  и торговли в целом претерпели коренные изменения. Новый облик торговли определяется, главным образом, тем, что свыше 90 % предприятий торговли и общественного питания находятся в частной собственности, на долю государственной и муниципальной собственности приходится 2,6 %, смешанной - 3,1 %. Позитивная динамика основных макроэкономических показателей, а также устойчивый рост реальных располагаемых денежных доходов населения, поступление на рынок отечественных и импортных товаров в объемах, обеспечивающих платежеспособный спрос населения, способствуют дальнейшему увеличению оборота розничной торговли и платных услуг населению.

     Если оценивать оборот розничной торговли, в России он постоянно и динамично растет. Важно отметить, что товарные рынки являются своего рода индикатором происходящих рыночных преобразований в экономике Российской Федерации. К положительным тенденциям, свидетельствующим о качественном изменении потребительского рынка в начале XXI века можно отнести:

 

 

15

-сократилось число убыточных  предприятий, возросла прибыль,  увеличились оборотные средства, повысилась доля денежных расчетов  при реализации продукции; 

-увеличивается товарооборот со  странами СНГ, что стало возможным  за счет ослабления ряда антидемпинговых  процедур, создания зон свободной  торговли в рамках СНГ, единого  Таможенного союза;

-продолжается насыщение товарного  рынка продукцией отечественных  товаропроизводителей, что обеспечивает  расширение спроса при сохранении  импортозамещения на потребительском рынке;

-увеличивается производство конкурентоспособной  продукции, пользующейся спросом  не только на российском рынке,  и т.д.

     В то же время рыночные преобразования экономики и ее субъектов характеризуются негативными тенденциями:

- преобладание импорта над экспортом;

- в сельском хозяйстве, по-прежнему, остается множество нерешенных  проблем, в первую очередь это  касается сферы животноводства;- изношенность основных фондов (в  некоторых отраслях до 70%), что негативно отражается на выпуске качественной конкурентоспособной продукции, и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Несмотря на положительные моменты, сегодня на потребительском рынке четко прослеживается ряд негативных явлений и нерешенных проблем, не позволяющих отрасли стабильно и эффективно работать, повышать уровень торгового обслуживания населения. В городах чрезмерно разрослась сеть киосков, уличная торговля носит малоорганизованный характер. А торговые предприятия, рынки, уличная торговля заполнены завозной, зачастую низкокачественной продукцией. Товарам местного производства в удовлетворении спроса населения отведено одно из последних мест. Особенно ярко это прослеживается на примере торговли алкогольными напитками и детским питанием. Организация массового питания (школьников, студентов, рабочих и служащих) не соответствует современным технологиям приготовления и потребления пищи, сертификация услуг общественного питания в области не начата. На селе практически свернута заготовительная деятельность потребительской кооперации. Частники, занимающиеся этим видом предпринимательства, заготовленную продукцию и сырье вывозят, в основном, за пределы области. А органы местного самоуправления до настоящего времени не определили четкой позиции в развитии инфраструктуры потребительских рынков и услуг, защите интересов производителей и потребителей.

     Итак, что же изменилось на потребительском рынке за годы рыночных преобразований? Во-первых, за последние годы резко возросло число частных предприятий, которые активно конкурируют между собой (чего не было при социализме с его монополиями). В настоящее время всё больше учитываются интересы, предпочтения и вкусы покупателей, значительно повысилось качество товаров. Во-вторых, увеличился оборот товаров и услуг, вызванный увеличением реальных доходов населения, что и расширило потребительский спрос; происходит насыщение рынка самой разнообразной конкурентоспособной продукцией и т.д. Но, к сожалению, за годы рыночных преобразований значительно возрос импорт товаров,

 

17

которые, хоть и уступают по качеству, но чаще выигрывают по цене, и пользуются большим спросом у населения, тем самым, создавая преграду для развития отечественных предприятий, в том числе затрудняя подъем и развитие российского аграрного сектора.

Информация о работе Потребительский рынок товаров и услуг