Понятие региональной финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:33, контрольная работа

Описание работы

Отраслевое отражает соотношение, связи и пропорции между крупными группами отраслей. По сферам деятельности национальное хозяйство можно разделить на следующие направления: производственную сферу, состоящую из промышленного производства (топливно-энергетические комплекс, машиностроительный комплекс, комплекс конструкционных материалов - металлургия, химический и лесной комплексы, комплекс по производству товаров народного потребления), сельско-хозяйственного производства, строительства и военно-промышленного комплекса, а также непроизводственной сферы (бюджетники, управление, финансы и кредит и т.п.)

Содержание

Введение……………………………………...………………………………………3
1 Понятие региона……………………….…………..……………….……………..4
2 Понятие региональной финансовой политики.………………………………...12
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Региональная экономика.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Требование динамичного  и равновесного развития системы  предполагает определенные связи ее элементов. Руководящее воздействие  федеральных органов управления оставляет простор для свободного установления связей, но и содержит жесткие требования к соблюдению норм федерального законодательства и механизм их безусловного выполнения. В противном случае система в силу ее внутренних свойств стремится перейти к хаосному состоянию. Вероятность такого состояния у социальных систем велика в период перестройки, и она обусловлена нелинейностью территориальных социальных систем.

В ходе становления административно-командной  системы она достигла своего максимума  в обеспечении определенного  уровня благосостояния населения. Сейчас, связывается возможность дальнейшего повышения благосостояния со сменой системы экономических отношений, то такой переход, при прочих равных условиях, будет сопровождаться обязательным временным снижением уровня жизни. Если же уровень жизни опускается ниже какого-то критического уровня, то может произойти «социальный взрыв» и потеря управляемости системы. Поэтому интегрированной задачей государственного управления и самоуправления в регионе является повышение благосостояния населения, организация собственной жизнедеятельности региона. Исходя из изложенного, можно рассматривать самоуправление шире и предположить, что самоуправление возможно на любом уровне. В нашем случае регион, в лице высших органов власти, является и субъектом Федерации, и объектом государственного управления, и одновременно это самоуправляющаяся система.

Центр как федеральный  орган власти и управления, который  сосуществует с субъектом Федерации  в единой законодательной среде, воздействует на эту систему сверху.

Регион является объектом государственного управления и подсистемой федерации. Как подсистема она состоит из отдельных элементов, которые призваны обеспечить её жизнедеятельность, с одной стороны, и с другой - выступить в качестве субъекта государственного управления в пределах компетенции, определенной законодательством РФ о разграничении полномочий между субъектами Федерации и центром. Разграничение полномочий свидетельствует о том, что регион признан субъектом самоуправления и субъектом государственного управления в рамках известных статей законодательства и пунктов договора о разграничении полномочий субъекта Федерации и центра.

Как субъект самоуправления регион имеет право:

1 Самостоятельно разрабатывать:

    а) региональное законодательство,

    б) утверждать и исполнять региональный (областной) бюджет.

2 Устанавливать региональные налоги и сборы.

3 Выпускать региональные займы под гарантии регионального бюджета.

4 Регулировать на территории региона цены и тарифы на производимую продукцию и услуги предприятий, находящихся в областной собственности.

5 На осуществление всех полномочий собственника в отношении объектов, находящихся в областной собственности.

6 На утверждение программ и планов социально-экономического развития региона.

7 На утверждение схемы управления территорией региона.

8 На образование и упразднение органов управления региона.

9 Осуществлять ответственность за принимаемые решения.

10 Планировать материальные и финансовые ресурсы.

Необходимо отметить, что в переходный период регион объективно вынужден выполнять функции самоуправления. Это связано, в первую очередь, с реальным снижением уровня жизни народа, что находит отражение в общественном сознании. Поэтому региональные органы власти вынуждены самостоятельно строить социальную политику в регионе и решать важнейшие вопросы жизнеобеспечения.

Необходимо иметь в  виду, что интересы населения территории сосредоточены в представительных органах власти региона. Система  представительных органов должна быть выстроена таким образом, чтобы  быть способной защитить интересы народа и не нарушать баланс сил исполнительной ветви власти. Причем следует заметить, что взаимоотношения региональных ветвей власти (исполнительной и представительной) и населения внутри региона гораздо сильнее, чем отношения высших органов государства и населения. Кроме того, органам представительной и исполнительной власти региона Конституцией РФ делегированы полномочия вступать во взаимоотношения от имени региона с другими субъектами права, в том числе и международного, по вопросам экономического и социального развития. Таким образом, регион как автономная система объективно должен управлять собой в рамках федерального законодательства.

 

         2 Понятие региональной финансовой политики

 

В любом обществе государство  использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы. Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

- выработку научно обоснованных концепций развития финансов.Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;

- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;

- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трех основных звеньев  определяет содержание финансовой политики. Бесперспективна финансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, т.е. ориентированная на удовлетворение текущих потребностей; вместе с тем  не реалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основных концепций и направлений использования финансов без подкрепления их практическими действиями государства.

В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий  решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного  этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации  финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относитель-ной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Финансовая политика как специфическая  область человеческой деятельности относится к категориям надстройки. Между нею и экономи-ческим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики; последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономи-ческого базиса, финансовая политика обладает определенной самосто-ятельностью; у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Мировой опыт хозяйствования свидетельствует  о том, что общественный прогресс приводит к возрастанию степени воздействия политики на эконо-мическую и духовную жизнь общества. Достигнутые масштабы хозяйственных комплексов, усложнение хозяйственных и региональных связей вызывают необходимость обеспечивать согласованное развитие всех отраслей народ-ного хозяйства и регионов; все большее значение в этой связи приобретает государственное финансовое регулирование. В приоритетной финансовой политике нуждаются отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс, научные исследования.

Усиление мощи государства позволяет ему концентрировать в своих руках большую массу финансовых ресурсов, что дает возможность активно воз-действовать на экономическую конъюнктуру.

В условиях возрастающего уровня развития производительных сил финансовые мероприятия  во все большей степени направляются на социальные потребности, обеспечивая достижение более полного благосостояния всех членов общества.

Возможности активного  воздействия финансовой политики на экономическое развитие, социальный прогресс требуют ее глубокого научного обосносвания. Только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт хозяйственного строительства доказывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в экономике. Научный подход к выработке финансовой политики, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, предполагают ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве. 
Например, история развития нашего государства свидетельствует, что в противовес требованиям хозяйственной самостоятельности на протяжении многих десятилетий у предприятий и хозяйственных организаций изымалась в бюджет большая доля финансовых ресурсов. При этом применялся раскла-дочный способ определения обязательств по прибыли (вышестоящая органи-зация устанавливала каждому подведомственному предприятию сумму платежа), не позволявший предприятиям иметь устойчивую финансовую базу развития. В результате была подорвана инициатива, заинтересованность хозяйствующих субъектов в повышении эффективности производства, росте накоплений. Коллективизация (нередко насильственная), постоянное игнорирование требований закона стоимости (выразившееся в системати-ческом изъятии на протяжении почти четырех десятилетий денежных накоплений из аграрного сектора экономики, осуществляемом через цены, налоги, страховые платежи) привели к затяжному кризису в этой области, разрушению у крестьянина чувства хозяина. Политические решения должны приниматься по законам экономической логики, на основе четкого расчета и предвидения последствий проведения намеченных финансовых мероприятий, что позволит избежать частых, нередко непредсказуемых изменений в финансовой политике и создаст благоприятные условия для деятельности предприятий. В связи с этим важно отметить огромное значение достаточного объема достоверной информации о протекающих в экономике и социальной сфере процессах, результатах проведения тех или иных мероприятий финансовой политики. Информация наряду с выводами финансовой и политэкономической наук должна составлять необходимую базу для выработки эффективной финансовой политики. В ней важно соблюдать принцип обратной связи, служащий надежной основой для проверки правильности финансовой политики, позитивности ее влияния на развитие экономической и социальной сфер жизни общества.

Финансовая политика должна преследовать цель повышения  объема и эф-фективности использования  финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи - это как лакмусовая бумажка для проверки действенности финансовой политики. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетво-рения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества. Например, в последние десятилетия большие и постоянно растущие суммы денежных средств ежегодно вкладывались в сельское хозяйство, капитальное строительство. Однако производство сельскохозяйственной продукции увеличилось крайне незначительно, снижалась эффективность капитальных вложений. Эти и другие факты игнорировались при выработке финансовой политики, что привело к резкому ухудшению финансового положения нашей страны.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Прямая зависимость намеченных и осуществленных расходов от объема финансовых ресурсов является свидетельством элементарного финансового благоразумия и должна поддерживаться на всех уровнях хозяйствования. Несоблюдение этого важнейшего требования приводит к появлению и увеличению дефицита бюджета, государственного долга, инфляционным процессам. Учет особенностей момента предполагает также тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта. Своевременное изменение финансовой политики на основе учета особенностей текущего момента, назревших потребностей экономического развития дает возможность в более короткий срок и с меньшими издержками решить стоящие перед страной задачи.

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода  при ее выработке и проведении, т.е. согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики - финансовой, кредитной, дивидентной, политики в области ценообразования, заработной платы.

 

Финансовая политика, являясь формой экономической политики, призвана присущими ей специфическими способами и методами содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. Министерство финансов России, на которое возлагается разработка финансовой политики, подготавливает несколько ее вариантов. Они под-вергаются экспертной оценке. Наиболее оптимальный вариант представляется в правительство для рассмотрения и одобрения.

Информация о работе Понятие региональной финансовой политики