Понятие региональной финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:33, контрольная работа

Описание работы

Отраслевое отражает соотношение, связи и пропорции между крупными группами отраслей. По сферам деятельности национальное хозяйство можно разделить на следующие направления: производственную сферу, состоящую из промышленного производства (топливно-энергетические комплекс, машиностроительный комплекс, комплекс конструкционных материалов - металлургия, химический и лесной комплексы, комплекс по производству товаров народного потребления), сельско-хозяйственного производства, строительства и военно-промышленного комплекса, а также непроизводственной сферы (бюджетники, управление, финансы и кредит и т.п.)

Содержание

Введение……………………………………...………………………………………3
1 Понятие региона……………………….…………..……………….……………..4
2 Понятие региональной финансовой политики.………………………………...12
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Региональная экономика.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………...………………………………………3

1 Понятие региона……………………….…………..……………….……………..4

2 Понятие региональной финансовой политики.………………………………...12

Заключение………………………………………………………………………….28

Список использованных источников……………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Национальное хозяйство  РФ отличается сложной структурой, в которой можно выделить два  основных соотношения: отраслевое и  региональное.

Отраслевое отражает соотношение, связи и пропорции  между крупными группами отраслей. По сферам деятельности национальное хозяйство можно разделить на следующие направления: производственную сферу, состоящую из промышленного производства (топливно-энергетические комплекс, машиностроительный комплекс, комплекс конструкционных материалов - металлургия, химический и лесной комплексы, комплекс по производству товаров народного потребления), сельско-хозяйственного производства, строительства и военно-промышленного комплекса, а также непроизводственной сферы (бюджетники, управление, финансы и кредит и т.п.)

Развитие производства приводит к появлению новых отраслей производства (особенно наукоемких).

Рыночная экономика  характеризуется преобладанием  отраслей социальной, непроизводственной сферы.

Для современной структуры  хозяйства РФ характерной чертой является наличие отраслевых и межотраслевых комплексов. Причем все в большей степени идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства, которые связаны инфраструктурой. Инфраструктура, как производственная, так и социальная играет важнейшую роль в обеспечении комплексности народного хозяйства и в освоении новых территорий.

Размещение отраслей зависит от разнообразных факторов (природно-ресурсных, социально-демографических, экономических, исторических).

Территориальная структура отражает деление национального хозяйства на территориальные ячейки (экономические зоны, экономические районы, федеральные округа, промышленные центры, узлы). Она меняется медленнее, чем отраслевая, т.к. ее элементы сильнее привязаны к конкретной территории.

 

1 Понятие региона

 

          Понятие «регион» довольно универсально. Первоначально и по настоящее время его чаще всего рассматривают как синоним понятия «район», имея в виду территорию, выделенную по совокупности каких-либо составляющих ее взаимосвязанных признаков или явлений. В качестве объекта исследования при таком подходе прежде всего выделяют значительную по территории часть Российской Федерации.

          В последнее время все чаще под регионами понимают края, области республики в составе Российской Федерации. Это объясняется тем, что данные административные единицы представляют собой относительно обособленные территориальные и социально-экономические народнохозяйственные комплексы, включающие систему городов и административных районов, каждый из которых, характеризуется многоотраслевым хозяйством со сложной системой устройства внутренних и межрегиональных связей. К тому же они обладают единством государственного руководства.

          При таком понимании каждая область (край) есть как бы миниатюрная модель всего народнохозяйственного комплекса. Таким образом, при изучении проблем области или края появляется возможность познания основных закономерностей, связей и взаимосвязей, которые характерны для народного хозяйства в целом. Да и невозможно детальное исследование проблемы в масштабе всей страны. В лучшем случае можно получить подробную статистику, отражающую общую ситуацию. Конкретную, детальную картину раскрывает изучение регионально-отраслевого аспекта вопроса на основе полученной в ходе исследования экономической и социологической информации. Это, в свою очередь, дает возможность выработать необходимые методы и формы управления на уровне региона, а затем и на уровне народнохозяйственного комплекса.

         Наконец, качеством региона иногда наделяют сельский район или город, как совокупность некоторых территориальных образований.

Любой регион (за исключением  мира в целом) является элементом  некоторой иерархической системы  регионов. Первичным элементом системы  является место - предельно малый регион (теоретически это географическая точка).

Таким образом, в мире существует множество регионально-государственных  иерархий, но поскольку в большинстве  стран, за исключением предельно  централизованных и тоталитарных, регионы  являются открытыми системами и могут контактировать с другими регионами не только внутри страны (по иерархической вертикали и по горизонтали), то выстраивается система горизонтальных и горизонтально-вертикальных взаимодействий между регионами разных стран. Применительно к России мы имеем уже множество примеров международного сотрудничества городов-побратимов, регионов одного ранга (например, области Российской Федерации и земли ФРГ), и даже региона - субъекта Федерации и другого государства (например, Белоруссии).

Объективной основой организации экономики по территории служит общественное разделение труда, которое способствует удовлетворению материальных потребностей общества и ведет к повышению производительности общественного труда. Территориальное, как и отраслевое разделение труда характеризуется экономической системой, производящей и обменивающей продукцию. В первом случае составными звеньями такой системы служат отраслевые единицы, во втором - территориальные. Материальными элементами разделения труда между районами и странами являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, индустриальные центры, узлы и районы, сельскохозяйственные зоны, населенные пункты, транспортная сеть, территориально производственные комплексы, экономические районы и зоны.

Общественное территориальное разделение труда, закрепляющее определенные производства за определенными странами и районами, проявляется как в размещении отдельных отраслей хозяйства, формировании их производственных и сбытовых зон, так и специализации стран, экономических районов и других территориальных единиц, особом сочетании их отраслей, а также в межгосударственных, межрайонных и внутрирайонных хозяйственных связях. Тем самым разделение труда выступает в двух неразрывно связанных между собой формах - размещенческо-отраслевой и районно-комплексной.

Территориальная организация  хозяйства России с исключительно  разнообразными и богатыми природными условиями и ресурсами, с возросшими масштабами и сложностью хозяйства  вызывают объективную необходимость  дальнейшей рационализации его региональной структуры, под которой принято понимать относительно обособленные территориально-производственные образования и их взаимосвязи в рамках целостного хозяйственного комплекса. В связи с этим наряду с элементами и механизмами внутренней структуры экономики региона обязательно должны изучаться экономические связи региона с другими регионами страны и странами. Благодаря межрегиональным экономическим связям формируются системы взаимодействующих регионов, а экономика каждого региона становится частью какой-либо одной или нескольких региональных систем.

В РФ существует диспропорция в территориальном и отраслевом развитии (Запад - Восток).

Пропорции можно рассматривать  как результат производственной специализации регионов или географического разделения труда. Социально-экономические региональные пропорции определяют территориальное развитие населения, обеспеченность трудовыми ресурсами, миграционные процессы, использования природно-ресурсной базы.

В связи со специализацией выделяют следующие группы регионов:

- добывающие;

- регионы, где преобладает обрабатывающая промышленность гражданского назначения;

- регионы, где преобладает обрабатывающая промышленность военного назначения;

- регионы Крайнего  Севера и приравненные к ним;

- регионы, где кризисная ситуация, обусловлена неэкономическими причинами (стихийными действиями, техногенными катастрофами, войнами).

Регион как субъект  Федерации можно рассматривать  как сложную социальную систему, все элементы которой взаимосвязаны  между собой и влияют друг на друга. Характер и качество связей постоянно меняются, развиваются и совершенствуются. Социально-экономические процессы становятся сложнее, однако существуют проблемы комплексного развития региона, которые до сих пор не решены.

Регионы как территориальные системы можно классифицировать по их происхождению. В системном анализе выделяют естественные и искусственные системы. Под естественными понимают системы, возникающие в результате естественных процессов. Искусственная - это система, созданная человеком как средство достижения поставленной цели. Г. Хакен предложил использовать методы синергетики для анализа процессов, протекающих в социальных системах. Как известно, синергетика занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем различной природы. Синергетический подход предполагает следующие принципы управления такими сложными системами:

- принцип подчиненности (общее поведение сложной системы зависит от небольшого числа макропараметров);

- принцип управляющих параметров (перевод системы из одного качественного состояния в другое происходит посредством изменения отдельных показателей);

- принцип бифуркаций (скачкообразное, труднопредсказуемое изменение в поведении большой системы при достижении управляющими параметрами определенных значений);

- принцип самоорганизации (переход системы из неупорядоченного, хаотического состояния в упорядоченное (или наоборот) есть свойство самой системы)

Возможности практического применения достижений синергетики до конца  не исследованы. Но использовать идеи о самоорганизации сложных систем, в т.ч. для анализа проблем развития территориальных социальных систем представляется уместным. С точки зрения синергетики воздействие на систему может быть двух видов:

1. Системе навязывается поведение, обусловленное внешним воздействием, а не ее внутренними свойствами.

2. Система переводится из одного свойственного ей состояния в другое изменением одного или нескольких параметров.

Статически равновесные структуры жестко реагируют на внешние воздействия, и, если они достаточно сильны, происходит полное разрушение всей системы.

История развития человечества свидетельствует, что общество как система опирается  на принципы подчиненности, управляющих  параметров и самоорганизации. Значит, на этих же принципах строится и  региональная социальная система, и подчиненность ее элементов осуществляется посредством связей. По характеру связей можно выделить системы со статическим или динамическим типом связей. Под статическим типом связей  понимают такие отношения между элементами региональной социальной системы, главным свойством которых остается стремление сохранить как элементы комплекса, так и сложившиеся между ними связи неизменными, несмотря на изменения внешних условий и внутренних качеств элементов. Такой характер связей возможен при значительном усилении одного из элементов системы, завоевании им доминирующего положения и возникновения своеобразной  диктатуры.

При любой форме доминирующего  воздействия исключается сообщность поведения элементов в системе. Отсутствуют признаки самоорганизующейся системы. Доминирующий элемент системы подавляет возникновения любых других. С другой стороны, создается видимость общности, т.к. обеспечивается согласованное действие элементов системы. Системы с такими характерами связей считаются жесткими. Они могут находиться в состоянии статического равновесия. Процесс развития в них связан с разрушением доминирующих связей, при этом общество внутренне пытается сохранить ставшие привычными связи.

С позиций системной  характеристики региона можно сделать  вывод: системы, в которых присутствуют доминирующие связи, стабильны, но склонны к застою, активно сопротивляются любым нововведениям. При достаточно сильных внешних воздействиях или внутренних возмущениях они разрушаются.

На первый план выдвигается  проблема, как организовать взаимоотношения между всеми субъектами деятельности внутри региона, чтобы обеспечить динамичное развитие и устойчивость к внешним воздействиям и внутренним нововведениям. Поэтому государственные структуры должны быть превращены из доминирующей внешней силы во внутренний элемент системы.

В соответствии с принципом  подчиненности за ними должны быть сохранены права и возможности  определения небольшого числа макропараметров, влияющих на поведение всех элементов  системы, сохраняющих ее устойчивость.

В соответствии с принципом  самоорганизации элементы социальных систем должны обладать достаточно большой  степенью свободы. В этом случае упорядоченные  состояния системы будут возникать  как ее имманентное свойство, а  не как результат навязанного  внешнего воздействия.

Таким образом, следует вывод о возможности существования региона в двух формах с двумя различными наборами принципов его управления:

Первая форма - статическая. В ней один из субъектов отношений - государство, сосредоточив всю полноту власти в своих руках, диктует поведение всех субъектов федерации через федеральное законодательство.

Вторая форма - динамическая. В ней относительно свободные субъекты федерации выбирают типы, виды и формы связей, соответствующие их представлениям об их лучшем устройстве. И в части, не противоречащей федеральному законодательству, никто не вправе им приказывать.

Поэтому было бы правильнее говорить о регионе как о динамичной саморегулирующейся социальной системе. Она наиболее способна к динамичному развитию, избавлена от лишней государственной опеки и является открытой системой.

Информация о работе Понятие региональной финансовой политики