Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 02:22, курсовая работа
В данной работе была поставлена цель рассмотреть теорию мультипликатора-акселератора и примеры ее практического применения и определить возможность ее использования при экономическом моделировании.
Введение………………………………………………………….………...3
1. Государственное регулирование экономики……………….………4
2. Теория мультипикатора…………………………………….…… 8
2.1. Понятие мультипликатора……………………………….………8
2.1.1. Мультипликатор инвестиций …………………………….……11
2.1.2. Мультипликатор занятости……………………………….……13
2.1.3. Мультипликатор государственных расходов……………..….13
2.1.4. Налоговый мультипликатор…………………………………....15
2.1.5. Мультипликатор сбалансированного бюджета…………..….15
2.1.6. Мультипликатор внешней торговли…………………………..16
2.2. Акселератор ……………………………………………………..…18
2.3. Взаимодействие мультипликатора и акселератора………... 21
3.Эффект мультипликатора………………………………………….. 26
3.1. Проблемы, связанные с применением эффекта мультипликатора………………………………………………………. 30
3.2. Выводы…………………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………36
Список используемой литературы…………………………………... 37
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1. Государственное регулирование экономики……………….………4
2. Теория
мультипикатора…………………………………….…
2.1. Понятие
мультипликатора……………………………….……
2.2. Акселератор ……………………………………………………..…18
2.3. Взаимодействие мультипликатора и акселератора………... 21
3.Эффект
мультипликатора………………………………………
3.2. Выводы…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………………...
37
Введение
Теория мультипликатора-акселератора является одной из основных теорий макроэкономики. Она широко используется для обоснования решений правительств самых разных стран. В то же время, подобно теории относительности в физике1, она почти не применяется для решения прикладных задач.
Само
понятие "мультипликатора" было впервые
сформулировано английским экономистом
Р.Ф. Каном (учеником Кейнса). В первоначальном
варианте теория мультипликатора была
сформулирована Джоном Мейнардом Кейнсом.
Позже она была дополнена принципом
акселерации, выдвинутым французским
экономистом Альбертом
В
данной работе была поставлена цель рассмотреть
теорию мультипликатора-акселератора
и примеры ее практического применения
и определить возможность ее использования
при экономическом
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Вмешательство государства в экономику не является спонтанным, а базируется на ряде моделей. Обычно выделяют три модели государственного регулирования экономики: классическую, кейнсианскую, институционально-социальную.
Классическая модель предполагает минимальное вмешательство государства в экономику и основана на концепции А. Смита, в соответствии с которой оно является «ночным сторожем» рыночной экономики. Это означает, что государство должно мягко воздействовать на правила «естественной рыночной игры» предпринимателей, работников и потребителей, вытекающие из закона спроса и предложения. В то же время государство должно жестко реагировать на отклонения от этих правил, используя право, суд, армию, полицию и другие силовые структуры. Институционально-социальная модель предполагает реализацию трех функций государства (путем его исторически оптимального вмешательства в экономическую жизнь общества): силовой, экономической и социальной. Исторически обусловленная реализация этих функций государством должна обеспечить минимум отрицательных и максимум положительных внешних эффектов в хозяйственной жизни, дополняя сумму полезных эффектов внутри самой рыночной системы.
Мировая практика показала, что система мер и форм государственного регулирования довольно многообразна, в каждой стране она имеет свои особенности. К числу таких наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся:
1. Правительственные закупки.
2. Трансфертные платежи.
3. Государственные кредиты.
4. Дотации, субсидии, субвенции.
5. Фискальный федерализм.
6.
Государственное
7. Национализация и приватизация объектов собственности.
Правительственные
закупки рассматриваются в
Трансфертные платежи трактуются как передача государством части налоговых поступлений от налогоплательщиков социальным группам, нуждающимся в поддержке, с целью максимизации положительных внешних эффектов для экономики в целом.
Государственные кредиты как инструмент означают, что правительство от лица государства распоряжается частью совокупного денежного капитала и предоставляет его участникам рынка за определенную плату - процент.
Дотация - это безвозмездная передача государством части своих ресурсов участнику рынка с целью поддержания и увеличения предложения или спроса на товары и услуги.
Субсидия является финансовым расходом государства для покрытия дефицита местных бюджетов или для реализации целевых программ. Она может выступать в форме дотации или в виде субвенции. Субвенцией называется субсидия целевого назначения.
Фискальный
федерализм - это система
Государственное
предпринимательство
Национализация и приватизация объектов собственности являются инструментами государственного регулирования, направленными на изменение структуры, доли и результатов функционирования государственного и частного секторов предпринимательства в целях общего повышения эффективности национальной экономики.
Кейнсианская модель предполагает активное и максимально допустимое вмешательство в экономику государства с целью минимизации циклических колебаний, приводящих к потерям ресурсов и продуктов всех участников рынка. Государство, как один из важнейших субъектов рынка, принимает участие в инвестировании экономики для достижения равновесия. Государство воздействует на совокупный спрос и совокупное предложение с целью повышения эффективного спроса.
Совокупное предложение представляет собой определенное количество материальных благ и услуг, которые предприятия предлагают на рынке населению, государству и друг другу. Совокупное предложение стремится к достижению потенциального объема производства.
Совокупный спрос - это представленные на рынке в денежной форме потребности со стороны населения, государства и предприятий. На совокупный спрос влияет уровень цен на продаваемые товары, доходы населения, размер налогов, объем государственных закупок, объем инвестиций предприятий и т. д.
Согласно
кейнсианской теории, государственные
инвестиции могут и должны обладать
мультипликационным эффектом. Под мультипликационным
эффектом инвестиций понимается множительный
эффект, который достигается
Кроме
того, для регулирования совокупного
спроса и совокупного предложения
государство может использовать
денежные средства в качестве автономных
инвестиций. Введение Кейнсом понятия
мультипликатора и выявление
мультипликационного эффекта
Государственными автономными инвестициями называются инвестиции в новую технику и повышение качества продукции, приводящие к увеличению совокупного спроса и вновь созданного чистого продукта.
Согласно кейнсианской теории инвестиции, в отличие от текущих затрат на производство, дают результаты не в том периоде, в котором они осуществляются, а в течение ряда последующих периодов. Поэтому при сравнении инвестиционных затрат с получаемыми результатами возникает проблема соизмерения разновременных ценностных показателей, которая решается посредством дисконтирования автономных инвестиций.
Как
было показано в предыдущей теме, с
ростом занятости происходит рост доходов
и рост потребления. Государство
в целях регулирования
Важным
фактором инвестиций является совокупный
выпуск продукции ( или валовой продукт)
и соответственно выручка. Инвестиции,
таким образом, зависят от выручки,
которая в свою очередь определяется
состоянием общеэкономической активности.
Некоторые исследования показывают,
что колебания выпуска
Теория динамики инвестиций базируется на принципе «мультипликатора».
Инвестиционный мультипликатор
Важную роль в экономической теории играет концепция мультипликатора. В переводе мультипликатор означает «множитель». Инвестиционный мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода.
Информация о работе Понятие мультипликатор и мультипликационный эффект