Понятие мультипликатор и мультипликационный эффект

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 02:22, курсовая работа

Описание работы

В данной работе была поставлена цель рассмотреть теорию мультипликатора-акселератора и примеры ее практического применения и определить возможность ее использования при экономическом моделировании.

Содержание

Введение………………………………………………………….………...3
1. Государственное регулирование экономики……………….………4
2. Теория мультипикатора…………………………………….…… 8
2.1. Понятие мультипликатора……………………………….………8
2.1.1. Мультипликатор инвестиций …………………………….……11
2.1.2. Мультипликатор занятости……………………………….……13
2.1.3. Мультипликатор государственных расходов……………..….13
2.1.4. Налоговый мультипликатор…………………………………....15
2.1.5. Мультипликатор сбалансированного бюджета…………..….15
2.1.6. Мультипликатор внешней торговли…………………………..16
2.2. Акселератор ……………………………………………………..…18
2.3. Взаимодействие мультипликатора и акселератора………... 21
3.Эффект мультипликатора………………………………………….. 26
3.1. Проблемы, связанные с применением эффекта мультипликатора………………………………………………………. 30
3.2. Выводы…………………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………36
Список используемой литературы…………………………………... 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 138.02 Кб (Скачать)
 

    Содержание………………………………………………………….…….2

    Введение………………………………………………………….………...3

    1. Государственное регулирование экономики……………….………4

    2. Теория мультипикатора…………………………………….…… 8

    2.1. Понятие мультипликатора……………………………….………8

    2.1.1. Мультипликатор инвестиций …………………………….……11

    2.1.2. Мультипликатор занятости……………………………….……13

    2.1.3. Мультипликатор государственных расходов……………..….13

    2.1.4. Налоговый мультипликатор…………………………………....15

    2.1.5.  Мультипликатор сбалансированного бюджета…………..….15

    2.1.6. Мультипликатор внешней торговли…………………………..16

          2.2. Акселератор ……………………………………………………..…18

    2.3. Взаимодействие мультипликатора и акселератора………... 21

    3.Эффект мультипликатора………………………………………….. 26

    3.1. Проблемы, связанные с применением эффекта мультипликатора………………………………………………………. 30

    3.2. Выводы…………………………………………………………….35

    Заключение………………………………………………………………36

     Список  используемой литературы…………………………………... 37 

 

      Введение 

     Теория  мультипликатора-акселератора является одной из основных теорий макроэкономики. Она широко используется для обоснования  решений правительств самых разных стран. В то же время, подобно теории относительности в физике1, она почти не применяется для решения прикладных задач.

     Само  понятие "мультипликатора" было впервые  сформулировано английским экономистом  Р.Ф. Каном (учеником Кейнса). В первоначальном варианте теория мультипликатора была сформулирована Джоном Мейнардом Кейнсом. Позже она была дополнена принципом  акселерации, выдвинутым  французским  экономистом Альбертом Афталионом. Впоследствии этот принцип более  детально был разработан Р. Харродом, Дж. Хиксом и П. Самуэльсоном и включен  в неокейнсианские модели экономического роста. В последнее время появились  работы, посвященные различным аспектам использования принципа мультипликатора  в регулировании занятости (Е.В.Балацкий), а также теории механизма хозяйственного регулирования (Ю.М.Осипов) и его  эволюции (И.Е Крысина).

     В данной работе была поставлена цель рассмотреть  теорию мультипликатора-акселератора и примеры ее практического применения и определить возможность ее использования  при экономическом моделировании.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

  1. Государственное регулирование экономики.

   Вмешательство государства в экономику не является спонтанным, а базируется на ряде моделей. Обычно выделяют три модели государственного регулирования экономики: классическую, кейнсианскую, институционально-социальную.

Классическая  модель предполагает минимальное вмешательство государства в экономику и основана на концепции А. Смита, в соответствии с которой оно является «ночным сторожем» рыночной экономики. Это означает, что государство должно мягко воздействовать на правила «естественной рыночной игры» предпринимателей, работников и потребителей, вытекающие из закона спроса и предложения. В то же время государство должно жестко реагировать на отклонения от этих правил, используя право, суд, армию, полицию и другие силовые структуры. Институционально-социальная модель предполагает реализацию трех функций государства (путем его исторически оптимального вмешательства в экономическую жизнь общества): силовой, экономической и социальной. Исторически обусловленная реализация этих функций государством должна обеспечить минимум отрицательных и максимум положительных внешних эффектов в хозяйственной жизни, дополняя сумму полезных эффектов внутри самой рыночной системы.

     Мировая практика показала, что система мер  и форм государственного регулирования  довольно многообразна, в каждой стране она имеет свои особенности. К  числу таких наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся:

1.     Правительственные закупки.

2.     Трансфертные платежи.

3.     Государственные кредиты.

4.     Дотации, субсидии, субвенции.

5.     Фискальный федерализм.

6.     Государственное предпринимательство.

7.     Национализация и приватизация  объектов собственности.

     Правительственные закупки рассматриваются в качестве фактора роста рынков и товаров  за счет увеличения уровня совокупного  спроса, определяемого вмешательством государства.

     Трансфертные  платежи трактуются как передача государством части налоговых поступлений  от налогоплательщиков социальным группам, нуждающимся в поддержке, с целью  максимизации положительных внешних  эффектов для экономики в целом.

     Государственные кредиты как инструмент означают, что правительство от лица  государства распоряжается частью совокупного денежного капитала и предоставляет его участникам рынка за определенную плату - процент.

     Дотация - это безвозмездная передача государством части своих ресурсов участнику  рынка с целью поддержания  и увеличения предложения или  спроса на товары и услуги.

     Субсидия  является финансовым расходом государства  для покрытия дефицита местных бюджетов или для реализации целевых программ. Она может выступать в форме  дотации или в виде субвенции. Субвенцией называется субсидия целевого назначения.

     Фискальный  федерализм - это система межправительственного  перераспределения финансовых средств  от одного государственного звена к  другому в целях наилучшего использования. В результате такого перераспределения  укрепляется доходная база бюджетов, сокращаются или полностью покрываются  дефициты бюджетов, сдерживаются ввод налогов и рост налогового бремени.

     Государственное предпринимательство рассматривается  как хозяйственная деятельность, субъектом и собственником ресурсной  базы которой выступает правительство: федеральное, республиканское, местное. Государственное предпринимательство  развивается в областях, где интересы частного бизнеса не могут быть реализованы  на достаточно эффективном уровне, и там, где риск чрезмерен, а инвестиции весьма велики и требуют существенных дополнительных нечастных источников.

     Национализация  и приватизация объектов собственности  являются инструментами государственного регулирования, направленными на изменение  структуры, доли и результатов функционирования государственного и частного секторов предпринимательства в целях  общего повышения эффективности  национальной экономики.

     Кейнсианская  модель предполагает активное и максимально допустимое вмешательство в экономику государства с целью минимизации циклических колебаний, приводящих к потерям ресурсов и продуктов всех участников рынка. Государство, как один из важнейших субъектов рынка, принимает участие в инвестировании экономики для достижения равновесия. Государство воздействует на совокупный спрос и совокупное предложение с целью повышения эффективного спроса.

     Совокупное  предложение представляет собой определенное количество материальных благ и услуг, которые предприятия предлагают на рынке населению, государству и друг другу. Совокупное предложение стремится к достижению потенциального объема производства.

     Совокупный  спрос - это представленные на рынке в денежной форме потребности со стороны населения, государства и предприятий. На совокупный спрос влияет уровень цен на продаваемые товары, доходы населения, размер налогов, объем государственных закупок, объем инвестиций предприятий и т. д.

     Согласно  кейнсианской теории, государственные  инвестиции могут и должны обладать мультипликационным эффектом. Под мультипликационным эффектом инвестиций понимается множительный эффект, который достигается инвестициями в результате их «перетекания» из отрасли в отрасль, приводящего  к увеличению объемов производства во всех отраслях, через которые  проходят инвестиционные средства. Проходя  по отраслям инвестиции, приводят к  увеличению объемов производства в  геометрической профессии, как если бы в каждую из отраслей были вложены  эти инвестиции.

     Кроме того, для регулирования совокупного  спроса и совокупного предложения  государство может использовать денежные средства в качестве автономных инвестиций. Введение Кейнсом понятия  мультипликатора и выявление  мультипликационного эффекта показало направление эффективного государственного вмешательства в экономику с  целью ее регулирования. Автономные инвестиции, осуществляемые государством, в состоянии простимулировать одновременно ряд взаимосвязанных отраслей и  привести к высоким темпам роста  общественного производства. Значимость же государственных автономных инвестиций связана с тем, что именно государство  остается самым богатым субъектом  в период экономического спада. Как  самый богатый субъект, государство  в состоянии преодолеть ситуацию спада в развитии производства, приводя  к повышению эффективности спроса.

     Государственными  автономными инвестициями называются инвестиции в новую технику и  повышение качества продукции, приводящие к увеличению совокупного спроса и вновь созданного чистого продукта.

     Согласно  кейнсианской теории инвестиции, в  отличие от текущих затрат на производство, дают результаты не в том периоде, в котором они осуществляются, а в течение ряда последующих  периодов. Поэтому при сравнении  инвестиционных затрат с получаемыми  результатами возникает проблема соизмерения  разновременных ценностных показателей, которая решается посредством дисконтирования  автономных инвестиций.

  Как было показано в предыдущей теме, с  ростом занятости происходит рост доходов  и рост потребления. Государство  в целях регулирования экономики  в состоянии повлиять на потребление  населения с помощью политики «народного капитализма», предложенной Кейнсом. Данная политика заключается  в инициировании процесса индивидуального  инвестирования в производство на основе распространения акций предприятий  среди населения. С этой целью  акции должны быть малого достоинства, чтобы быть доступными по цене любому субъекту рынка. Инвестирование в производство делает заинтересованными в результатах  деятельности предприятий непосредственных производителей, повышает эффективность  их труда на основе личной причастности.

  1. Теория  мультипликатора.

    2.1. Понятие мультипликатора.

         Инвестиции (капиталовложения) определяют процесс  расширенного воспроизводства. Строительство  новых предприятий, возведенных  жилых домов, прокладка дорог, а, следовательно, и создание новых  рабочих мест зависят от процесса инвестирования.

     Важным  фактором инвестиций является совокупный выпуск продукции ( или валовой продукт) и соответственно выручка. Инвестиции, таким образом, зависят от выручки, которая в свою очередь определяется состоянием общеэкономической активности. Некоторые исследования показывают, что колебания выпуска продукции  влияют на динамику инвестиций в течении  деловых циклов.

     Теория  динамики инвестиций базируется на принципе «мультипликатора».

     Инвестиционный  мультипликатор

     Важную  роль в экономической теории играет концепция мультипликатора. В переводе мультипликатор означает «множитель». Инвестиционный мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода.

Информация о работе Понятие мультипликатор и мультипликационный эффект