Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:54, реферат
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней переплетены и сфокусированы практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. Это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.
- структура – определенные соотношения элементов цены в процентах и долях;
- динамика
– изменение уровня цен.
Виды цен:
а) в зависимости от территории действия:
- цены, единые на всей территории страны;
- цены региональные (поясные или зональные, местные);
б) в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов:
- цена
в месте производства
- единые цены с включением расходов по доставке;
- зональные цены;
- определение
цен на основе базисного
Существует
также тесная связь между системой
цен и экономической средой, в
которой действуют цены. Под средой
подразумевается товарное производство,
различные формы собственности, конкуренцию,
которые и составляют основу рыночной
экономики.
Тема 5: ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ РЫНКА
Разрабатывая цену для конкретного товара, необходимо знать конкретный тип и характеристики рынка, на котором будет продаваться данный товар.
Различают четыре типа рынка:
- чистой конкуренции;
- монополистической конкуренции4
- олигополистической конкуренции;
- чистой
монополии.
Рынок чистой конкуренции характеризуется следующими показателями:
- наличием
множества фирм. Ни одна из
которых не может оказать
- однородностью
и взаимозаменяемостью
- отсутствием ценовых ограничений.
В условиях
чистой конкуренции спрос для
предприятия полностью
Зависимость
между спросом и ценой на рынке
свободной конкуренции для
Если предложение товаров в отрасли возрастет, то цена снизится, причем для всех фирм независимо от объема их производства.
В условиях
чистой конкуренции в ценообразовании
на рынке ни одно предприятие не играет
заметной роли. Цены складываются под
воздействием спроса и предложения. Предприятиям
приходится ориентироваться на существующий
уровень цен. К рынкам чистой конкуренции
помимо сельского хозяйства относятся
международный рынок пшеницы, леса, руд
цветных металлов.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в их широкой гамме. Наличие большого диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Конкретные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели принимают во внимание разницу в предложениях и готовы платить за товары разные цены.
Чтобы
выделиться чем-то помимо цены, продавцы
стремятся разработать
Олигополистическая конкуренция характерна для немногих крупных компаний, которые предлагают товары однородные и взаимозаменяемые, так и отличные друг от друга (электроника, автомобили). Проникнуть на этот рынок весьма трудно. Каждый участник рынка внимательно следит за маркетинговой деятельностью конкурентов, осторожно относится к изменению цен на свою продукцию.
Применяются
различные стратегии
Олигополист
никогда не испытывает уверенности,
что может добиться какого-то долговременного
результата за счет снижения цен. Если
участник рынка повысит цены, конкуренты
могут не последовать его примеру. Тогда
ему придется либо возвращаться к прежним
ценам, либо рисковать потерей клиентуры
в пользу конкурентов.
На рынке чистой монополии имеется всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия.
Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых различных целей. Государство способно установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть составлена с расчетом на покрытие издержек или получение высоких доходов.
В случае регулируемой монополии государство обычно разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение такой нормы прибыли, которая дает организации возможность поддерживать производство, а при необходимости – и расширять его.
В случае
нерегулируемой монополии предприятие
самостоятельно устанавливает такие
цены, какие в состоянии выдержать
рынок. По ряду причин фирмы не всегда
запрашивают максимально возможную цену.
Здесь могут играть роль опасность введения
государственного регулирования, нежелание
привлекать конкурентов или стремление
быстрее проникнуть благодаря невысоким
ценам на всю глубину рынка.
Тема
6: ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Установление цен предполагает определенную последовательность действий, которые включают в себя:
- постановку задач ценообразования;
- анализ спроса;
- оценку издержек;
- анализ цен и товаров конкурентов;
- выбор метода ценообразования;
- установление
окончательной цены.
Первый шаг – постановка задач ценообразования. Прежде всего предприятие должно определиться с целями, которых оно стремится достичь с помощью производства и продажи конкретного товара.
Целями предприятия, как правило, являются:
Тема: ЦЕЛИ В ЦЕНООЬРАЗОВАНИИ
Ценообразование является сложным и многоступенчатым процессом. Начинается он с выбора целей производства и продажи товара. На первые из них мы уже указали в предыдущем вопросе. Что же касается целей ценовой политики, то здесь можно выделить три главные цели:
Первая цель – обеспечение сбыта. Эта цель достигается предприятиями, как правило, в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами, через занижение цены – установление цены проникновения. Это делается в случаях, когда:
Вторая
цель заключается в максимизации
прибыли. Она имеет несколько вариантов
своего выражения:
Прибыль бывает абсолютной и относительной:
· абсолютная прибыль – это доход фирмы за вычетом расходов; абсолютную прибыль можно получить путем умножения относительной прибыли на количество единиц проданного товара;