Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:54, реферат
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней переплетены и сфокусированы практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. Это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.
Тема 3: ФУНКЦИИ ЦЕН
Понятие
«функция» означает внешнее проявление
свойств какого-либо объекта в данной
системе отношений. Функция есть способ
реализации в реальной действительности
внутренней глубинной сущности экономической
категории.
Функция
цены является внешним проявлением
ее внутреннего содержания. К функциям
цены может быть отнесено только то, что
характерно для каждой конкретной цены
без исключения.
Определяется
самой сущностью цены, то есть, являясь
денежным выражением стоимости, цены показывают,
во что обходится обществу удовлетворение
конкретной потребности в той или иной
продукции. Цена измеряет, сколько затрачено
труда, сырья, материалов, комплектующих
изделий на изготовление товара, характеризует,
с какой эффективностью используется
труд. В конечном счете цена показывает
не только величину совокупных издержек
производства и обращения товаров, но
и размер прибыли. Основополагающий принцип
учета затрат состоит в том, что применяемые
на предприятии принципы и методы учета
затрат должны соответствовать его организационной
и управленческой структуре, номенклатуре
выпускаемых товаров, технологии производства
и формам связей с рынком.
Ее значение состоит в оказываемом воздействии на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления разных товаров.
Стимулирование происходит путем повышения доли прибыли в цене, надбавок и скидок с основной цены. Стимулирующей функцией обладает такая рыночная цена, которая позволяет производителю выгодно продавать свой товар. В наибольшей степени с точки зрения этой функции эффективны цены, дающие наиболее высокую прибыль в сравнении с другими товарами.
Стимулирующая функция означает, что посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников воспроизводства и общества в целом. Особенно значимо это для рыночной экономики, когда а первое место выдвигаются экономические методы управления. Стимулирование осуществляется на всех стадиях, направлениях расширенного воспроизводства.
Через
систему цен стимулируются
Она
связана с возможностью отклонения
цены от стоимости под воздействием
множества рыночных факторов. Цены
выступают инструментом распределения
и перераспределения
Эта функция цены также предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются также социальные задачи общества.
В качестве
средства перераспределения чаще всего
используются регулируемые цены. Но они
– не единственный инструмент распределения
и перераспределения. Особую роль здесь
играют финансы и кредитная система.
Цена обслуживает оборот товаров и обеспечивает реализацию экономических интересов всех относительно самостоятельных участников товарного оборота: производителя → посредника → потребителя. В этом качестве она выступает как количество денег (товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец – получить за проданный товар. Зная цены различных товаров, услуг и количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного платежа за товары и услуги. Зная цену рабочей силы, труда, можно определить размер зарплаты на предприятии, в отрасли.
Сравнивая цены разных товаров, можно их дифференцировать на дорогие и дешевые. Если цены учитывают полезность, то по соотношению таких цен можно судить о соотношении полезности разных товаров. Перечисленные моменты свидетельствуют о том, что цена выполняет соизмерительную функцию, с помощью которой сопоставляются ценности разных товаров.
Через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Чрезмерно высокие или низкие цены свидетельствуют о диспропорциях в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или посредством изменения цен. Цена должна заинтересовать производителя в повышении качества и расширении ассортимента необходимых рынку товаров, пользующихся спросом.
Спрос выражает потребность в товаре со стороны покупателя с учетом имеющихся у него возможностей купить товар. Это практически выражается в установлении обратной зависимости между рыночной ценой и количеством приобретаемых товаров. При прочих равных условиях количество приобретаемых товаров зависит от уровня цен на них. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено покупателем, и объем проданных товаров снизится. Спрос на товары увеличивается с уменьшением цены. При повышении спроса, когда имеет место дефицит товаров, цены на них неизбежно растут. В условиях избытка товаров их продажа возможна лишь при снижении цен.
Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, представленных на рынке. При повышении цен растет объем товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот.
Уравновешивающую
функцию между спросом и
Эта
функция проявляется в том, что
с помощью механизма цен для
получения более высокой
Вложение
капитала в производственные виды деятельности
при достаточно длительном цикле
производства и в условиях инфляции
приводит к обесцениванию средств,
вкладываемых в эту сферу.
Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая бывает как взаимодополняющей, так и противоречивой.
Стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансированности спроса и предложения, способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом. Цена может играть и противоположную роль, способствуя сокращению предложения товаров. Это также приводит к балансированию спроса и предложения, когда последнее превышает спрос.
Распределительная функция действует совместно с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствуя переливу капиталов в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары и характерна высокая норма прибыли.
Учетная
функция вступает в противоречие
со всеми прочими функциями, так
как в рыночных условиях цены часто
существенно отклоняются от издержек
производства и реализации. Поэтому
взаимосвязи между различными функциями
цены должны быть предметом специальных
маркетинговых исследований.
Тема 4: СИСТЕМА ЦЕН
Все цены, действующие в экономике, взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков взаимозависимых и взаимообусловленных цен. В основе взаимосвязи всех цен лежит принцип сообщающихся сосудов: движение цен в одной подсистеме вызывает автоматические изменения во всех других подсистемах.
Наиболее важными и основными блоками единой системы цен являются:
- оптовые цены;
- закупочные цены;
- розничные цены;
- тарифы на услуги транспорта.
Основные блоки цен включают в себя ряд подблоков. К примеру, блок оптовых цен подразделяется на два подблока – оптовые (отпускные) цены предприятия и оптовыеи цены промышленности. А блок транспортных тарифов состоит из нескольких подблоков: тарифы железнодорожного транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы речного транспорта, тарифы автотранспорта, тарифы авиаперевозок и трубопроводного транспорта.
Ведущую
и определяющую роль во всей системе
цен играют цены на продукцию базовых
отраслей промышленности. К ним относятся
топливно-энергетические отрасли (угольная,
нефтяная, газовая, электроэнергетика),
а также отрасли металлургии. Изменение
цен на энергоносители находит быстрое
отражение в уровне цен всех без исключения
отраслей экономики. Большое влияние на
цены в отраслях легкой и пищевой промышленности
оказывает динамика закупочных цен на
продукцию отраслей сельского хозяйства.
Взаимосвязь и взаимозависимость цен, образующих единую систему, обусловлены двумя обстоятельствами:
- формированием
цен на единой
- взаимосвязью
производства предприятий и отраслей,
хозяйственная деятельность которых опосредована
ценами.
Систему цен характеризуют следующие параметры:
- уровень
– абсолютное количественное
выражение цен в денежной