Понятие цены и ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:54, реферат

Описание работы

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней переплетены и сфокусированы практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. Это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.

Работа содержит 1 файл

Понятие цены и ценообразования.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

Тема 1: ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

1. Определение  цены и ценообразования

2. Внутренние  и внешние факторы колебания  цен 

1.  Цены  и ценообразование являются одним  из ключевых элементов рыночной  экономики. Цена – сложная  экономическая категория. В ней  переплетены и сфокусированы практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. Это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода. 

    Цена  опосредствует все товарно-денежные отношения. В наиболее общем, абстрактном  понимании цена есть денежное выражение  стоимости товара. В свою очередь, стоимость товара определяется общественно  необходимыми затратами труда при  его производстве. 

    Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого  товара, это последнее становится товарной ценой данного товара. 

    Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Можно выделить две основные модели ценообразования:

    - рыночное ценообразование, которое  функционирует на основе взаимодействия  между спросом покупателей и  предложением продавцов на рынке  того или иного товара;

    - централизованное государственное  ценообразование – определение  цен государственными органами, при котором в рамках затратного ценообразования в основу закладываются издержки производства и обращения. 

    Одной из основных проблем в деятельности предприятий является установление ими цен на свои товары и услуги. Цены находятся в тесной зависимости от всех сторон деятельности предприятия. Каждое предприятие подходит к решению проблем ценообразования по-своему. В мелких предприятиях цены обычно устанавливаются на уровне их руководителей. В крупных компаниях проблемами ценообразования занимаются управляющие среднего уровня. 

    В свою очередь, от уровня цен во многом зависят коммерческие результаты. Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор людей при совершении ими  покупок. 

2.      Факторы, определяющие колебания  цен вверх или вниз от стоимости товара, разделяются на внутренние, зависящие от самого производителя, от деятельности его руководства и коллектива, и внешние, не зависящие от предприятия. 

      К внутренним факторам относятся:

      - уровень рекламы (чем удачнее,  оригинальнее реклама, тем выше может поднять производитель цену на свой товар);

      - специфика производимой продукции  (чем выше степень ее обработки,  чем уникальнее качество, тем  выше цена);

    - особенности  производственного процесса (продукция  мелкосерийного и индивидуального  производства имеет более высокую себестоимость и, соответственно, цену; товары массового производства имеют относительно низкие издержки и не столь высокую цену);

    • рыночная стратегия и тактика производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов);
    • специфика жизненного цикла продукции;
    • мобильность производственного процесса;
    • длительность продвижения товара по цепочке от производителя до потребителя;
    • организация сервиса при продаже и в послепродажный период;
    • имидж производителя как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
 

К внешним  факторам, влияющим на отклонение цены от стоимости, относятся: 

    • политическая  стабильность в стране, где производится товар, и в государствах, где производится сбыт продукции;
    • отсутствие на свободном рынке каких-то необходимых ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);
    • характер экономической политики государства;
    • уровень и динамика инфляции;
    • объем рынка;
    • объем и специфические черты существующего и перспективного покупательного спроса;
    • наличие и уровень конкуренции между производителями однородной продукции.
 
 
 

    Тема 2: ВИДЫ ЦЕН

    1. По характеру обслуживания оборота
    2. В зависимости от государственного воздействия и регулирования, степени конкуренции на рынке
    3. По способу установления и фиксации
    4. С учетом фактора времени
    5. По способу получения информации об уровне цены
    6. В зависимости от вида рынка
    7. Внутрифирменные цены
    8. По условиям поставки и продажи
    9. мировые цены
 
    1. По характеру  обслуживаемого оборота различают  следующие виды цен:
    • оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют производственную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям крупными (оптовыми) партиями;
    • закупочные цены – цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию государству, предприятиям, промышленным предприятиям для последующей переработки;
    • розничные цены – цены продажи товаров индивидуальному или мелкооптовуму покупателю, преимущественно населению;
    • сметная стоимость – цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения);
    • цены и тарифы на услуги населению – особый вид розничной цены на услуги жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, гостиничного и туристического дела, бытового обслуживания и т.д.
 

    В сфере  обращения действуют скидки-наценки (оптво-сбытовая, розничная). Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой предприятия-поставщика представляет собой снабженческо-сбытовую надбавку (наценку). Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи, между оптовой и розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку). 

    1. В зависимости  от государственного воздействия и  регулирования, степени конкуренции  на рынке различаются:
 

    А) свободные  цены (рыночные цены) – это цены, устанавливаемые производителями  продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.

    К свободным  ценам относятся:

    • цена спроса – цена, которая складывается на рынке покупателя;
    • цена предложения – рыночная цена, которая указывается в официальном предложении продавца (оферте) без скидок;
    • цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал;
 

    Б) регулируемые цены – это цены, устанавливаемые  соответствующими органами управления: Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых  перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их условия. Регулируемые цены могут быть гарантированными, рекомендуемыми, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными).

    В числе  регулируемых цен выделяют:

    • предельные цены – это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену на свою продукцию ил услуги;
    • фиксированные цены – цены, устанавливаемые на определенном уровне; их изменить возможно только по решению того органа или субъекта рынка, который утвердил их.
 
    1. По способу  установления и фиксации. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте. Среди них выделяются:
 
    • твердая цена (постоянная) – цена, которая устанавливается в момент подписания договора и не меняется в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту.

     Твердая  цена применяется в сделках:

    а) с  немедленной поставкой;

    б) с  поставкой в течение короткого срока;

    в) предусматривающих  длительные сроки поставки; 

    • подвижная цена – цена, зафиксированная в  договоре с оговоркой о том, что  она может быть пересмотрена в  дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится);
    • скользящая цена – устанавливается на изделия, требующие длительного срока изготовления. Исчисляется с момента исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции.
    1. С учетом фактора времени выделяются:
    • постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен;
    • сезонная цена – вид закупочных или розничных цен на товары, носящие сезонный характер; определяется путем применения скидок с первоначальной продажной цены, действует в течение определенного периода времени;
    • ступенчатая цена – ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
 
    1. По способу  получения информации об уровне цены:
 
    • справочные  цены – публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных  экономических обзорах; используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен;
    • прейскурантная цена – вид справочной цены, публикуемой в прейскурантах фирм-продавцов;
    • расчетная цена – применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам; рассчитывается и обосновывается поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа.
 
    1. В зависимости  от вида рынка:
 
    • аукционные  цены – цены публичной продажи  по максимальному предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателями партию товаров (лот); устанавливается в результате изменения соотношения между спросом и предложением;
    • биржевые котировки – цены стандартизированного однородного товара (в том числе ценные бумаги), реализуемого через биржу;
    • цены торгов – цены особой формы специализированной торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или получении подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.
 
    1. Внутрифирменные, или трансфертные цены – это цены, применяемые внутри предприятия (фирмы) при реализации продукции между  подразделениями предприятия (фирмы), а также между различными предприятиями, но входящими в одну ассоциацию, организационную форму. Трансфертная цена может устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы), в том числе управленческие.
 
    1. По условиям поставки и продажи различают:
 
 
    • цена-нетто  – цена на месте купли-продажи;
    • цена-брутто (фактурная цена) – определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида франко и условий страховки). Термин «франко» означает, до кокого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы:

    а) франко-склад  продавца – все расходы по доставке несет покупатель;

    б) франко-склад  покупателя – все расходы оплачиваются продавцом. 

    1. Мировые цены – это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные  операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены на различные группы товаров определяются следующим образом:
 
    • по сырьевым товарам они определяются на уровне цен стран-экспортеров или импортеров или ценами соответствующих бирж, аукционов;
    • по изделиям производственно-технического назначения – ценами ведущих мировых производителей;
    • по товарам народного потребления – ценами, опубликованными в каталогах ведущих крупных домов.

Информация о работе Понятие цены и ценообразования