Политика установления валютного курса на современном этапе экономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:37, курсовая работа

Описание работы

Теория обменных курсов - одна из самых динамично развивающихся областей экономической теории. Условия формирования обменных курсов изменяются столь быстро, что для их адекватного изучения необходимо столь же быстрое развитие научного аппарата. Рост интереса к данной проблемной области, помимо прочего, обусловлен процессами глобализации экономики. В последние годы такие события, как введение единой европейской валюты и валютно-финансовые кризисы в целом ряде стран выдвинули вопросы теории обменных курсов на передний план. Одним из свидетельств этого явилось присуждение Р. Манделлу в 1999 г. Нобелевской премии по экономике за «анализ монетарной и фискальной политики при различных режимах обменного курса и анализ оптимальных валютных зон».
Целью данной работы является исследование теоретических и методологических аспектов установления валютного курса на современном этапе экономического развития.
В рамках реализации поставленной цели, я обозначила следующие задачи:
раскрыть понятие, сущность валютного курса;
выявить факторы влияющие на валютный курс;
изучить формирование валютных курсов;
показать его значение для экономики страны, внутренней и внешней;
определить значение и роль валютных отношений.

Содержание

Список сокращений…………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………………..4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВАЛЮТНОГО КУРСА………………....5
1.1. Обменный курс: понятие, сущность, значение……………………...………..5
1.2. Виды бюджетного дефицита…………………………………………………..9
1.3. Концепция регулирования бюджетного дефицита………………………….11
1.4. Финансирование бюджетного дефицита…………………………………….13
Глава II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ…………………………………………16
2.1. Сущность государственного долга…………………………………………..16
2.2. Виды государственного долга, причины возникновения и последствия………….18
2.3. Способы сокращения государственной задолженности……………………19
Глава III. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……21
3.1. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь…………………..21
3.2. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета РБ……………26
3.3. Государственный долг Республики Беларусь……………………………….31
Заключение…36
Список использованных источников………………………………………..........38

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 104.96 Кб (Скачать)

  Современная классификация  режимов валютного курса МВФ  (по состоянию на 2005 год):

  • Отсутствие национального  платежного средства (официальная или формальная долларизация). В качестве законного платежного средства страна использует валюту другого государства. Власти, решившиеся на официальную долларизацию, полностью отказываются от внутренней денежно-кредитной политики, что может рассматриваться как самая жесткая форма фиксированного валютного курса.

Страны: Эквадор, Сальвадор, Кирибати, Маршалловы острова, Микронезия, Палау, Панама, Сан-Марино, Восточный  Тимор.

  • Отсутствие раздельного платежного средства (валютный союз). Страна становиться членом валютного, или денежного союза, где все участники объединения используют одно законное платежное средство. Как и в случае с официальной долларизацией, власти теряют денежно-кредитный суверенитет

Страны еврозоны: Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания.

  • Валютное правление. Денежные власти принимают на себя обязательство обмена национальной валюты на иностранную валюту по фиксированному курсу, которое закрепляется на законодательном уроне. Денежная база полностью обеспечивается золотовалютными резервами, а центральный банк теряет функции денежно-кредитного регулятора и кредитора последней инстанции.

Страны: Босния и Герцеговина, Бруней-Даруссалам, Болгария, Гонконг (Китай), Джибути, Эстония, Литва.

  • Традиционная фиксация к якорной валюте или валютному композиту. Страна формально или неофициально привязывает свою валюту к валюте другой страны или к корзине валют. Корзина состоит из валют главных внешнеторговых или финансовых партнеров, веса в ней задаются исходя из географического распределения торговли товарами и услугами, а также движением капитала. Валютный композит может быть стандартизирован, если якорем выступает SDR. Валютный курс колеблется в рамках узкого диапазона в ±1% от центрального паритета, или же разница между максимальным и минимальным значениями курса не должна превышать 2% в течении двух месяцев.

Страны, фиксирующие курсы  к корзине: Ботсвана, Фиджи, Латвия, Ливия, Мальта, Марокко, Острова Самоа, Вануату.

  • Ползущая привязка. Валютный курс периодически корректируется на заданную величину по отношению к якорной валюте или корзине валют. Ползущая привязка определяется как запаздывающаяся, девальвация компенсирует накопленный дифференциал количественного индикатора, или как опережающая, если девальвация соответствует прогнозному дифференциалу.

Страны: Боливия, Коста-Рика, Гондурас, Накарагуа, Соломоновы острова, Тунис.

  • Фиксация в рамках горизонтального коридора. Валютный курс свободно колеблется в заданном диапазоне значений, который определяется в ±1% от формального или неофициального паритета.

Страны: Дания, Словения, Кипр, Венгрия, Тонга.

  • Фиксация в рамках наклонного (ползущего) коридора. Валютный курс осуществляет свободное плавание в пределах ±1% от формального или неофициального центрального паритета, который периодически корректируется. Как и в случае с ползущей привязкой, наклонный коридор может иметь запаздывающий или опережающий характер.

Страны: Беларусь.

  • Жестко управляемое плавание без предопределенного диапазона колебаний. Денежные власти с помощью прямых или косвенных интервенций удерживают валютный курс возле долгосрочного тренда без предустановленного диапазона колебаний или без заданного целевого валютного курса. Направление и частота коррекции валютного курса определяются позицией платежного баланса страны, объемом золотовалютных резервов, конъюнктурой валютного рынка и т. д. Интенсивность и эффективность валютных интервенций характеризуют степень жесткости управления валютным курсом.

Страны: Бангладеш, Камбоджа, Египет, Гана, Гайана, Индонезия, Иран, Ямайка, остров Маврикий, Молдова, Судан, Суринам, Замбия и другие. Согласно классификации МВФ Россия относится  к странам с управляемым плаванием  без предопределенного диапазона  колебаний.

  • Независимое плавание. Валютный курс определяется рынком самостоятельно, исходя из соотношения спроса и предложения. Если валютные интервенции проводятся, то они направлены на сглаживание и предотвращение колебаний валютного курса, не соответствующих фундаментальным макроэкономическим факторам.

Страны: Малави, Сьерра-Леоне, Шри-Ланка, Уругвай, Йемен, Австралия, Бразилия, Канада, Чили, Колумбия, Исландия, Израиль, Южная Корея, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Филиппины, Польша, ЮАР, Швеция, Турция, Албания, Армения, Конго, Мадагаскар, Танзания, Уганда, Япония, Либерия, Сомали, Швейцария, США.

История режимов валютного  курса в свете современной  классификации

Оценка истории развития режимов валютного курса с  позиции обновленной классификации  МВФ дает неожиданные результаты. Как оказалось, множественные валютные курсы и «черные» валютные рынки  до сих пор имеют широкое распространение. В послевоенный период двойные период двойные валютные курсы существовали почти во всех промышленно развитых странах, не говоря уже о 45% всех стран  мира официально установили двойные  валютные курсы. Практика множественности  валютных курсов продержалась вплоть до 1990-х гг. В Великобритании множественные  курсы просуществовали до 1970-х  гг., в Италии – до 1980-х гг., а  в Бельгии и Люксембурге –  даже до 1990- х гг.,  когда начался  процесс перехода на евро. Среди  стран с развивающимися рынками  доля государств с двойными курсами  постепенно снизилась с 32% в 1980-х  гг. до 20% в 1990 –х.

  Если принять  во  внимание широкое распространение  параллельных валютных рынков, то  выясняется, что в период Бреттон-Вудской  системы плавающие курсы не  были такой уж редкостью. Режимы  валютного курса около 45% стран в 1970-х гг. можно скорее охарактеризовать не как фиксацию, а как управляемое или даже независимое плавание. Некоторая часть внешнеэкономических сделок проводилась на основе официального фиксированного курса, однако для остальных операций ориентиром  служил валютный курс  «черного» рынка, который постепенно снижался. В 1980-1990- х гг. тенденция изменилась: под вывеской формального плавания денежные власти удерживали курс в узком диапазоне колебаний, нередко даже в более узком, чем  в период Бреттон-Вудской системы. Наибольшей популярностью среди всех стран мира в 1970-2001 гг. пользовались режимы ползущей привязки и узкого наклонного коридора. В последние десятилетия XX века ползущей привязки придерживались 36%, а наклонного коридора – 42% стран. Режимы валютного курса значительной части стран (12,5%) вообще трудно классифицировать. Условно их режимы можно обозначить как «свободное падение» - инфляция превышала 40% в год, и денежные власти отказывались от каких-либо обязательств по отношению к валютному курсу. В 1990-х гг. свободное падение наблюдалось в 41% стан с переходной экономикой, включая Россию (таблица 4.3).

В таблице 4.3 приведена статистика режимов валютного курса в последнем десятилетии XX века. Хотя общепризнанным является то, что мы живем в эпоху плавающих валютных курсов, данные о фактической политике валютного курса опровергает этот тезис. Несмотря на постепенное снижение числа стран, придерживающихся фиксированных курсов, последние остаются преобладающим режимом во всем мире (56%). Причем в группе приверженцев фиксации наблюдается постепенный отход от мягкой формы привязки к жесткой. Плавный, но устойчивый рост числа стран, предпочитающих жесткую привязку и независимое плавание, говорит о том, что мир постепенно смещается к двум полюсам режимов валютного курса. Доля промежуточного режима в течении 1990-х гг. снизилась на 30%, в то время как доля жесткой привязки возросла на 10%, а независимого плавания – на 20% стран. Среди категорий промежуточного режима наибольшей популярностью пользуются наклонный коридор и жестко управляемое плавание.

Поляризации режимов валютного  курса, по всей видимости, отражает проблему «несовместимости троицы», когда страна может одновременно достичь только двух целей из трех: стабильности валютного  курса, свободной мобильности международного капитала и  независимости денежно-кредитной  политики. Растущая интеграция международных  финансовых рынков заставлдяет денежные власти сделать выбор между стабильным валютным курсом и денежно-кредитной  независимостью. Промежуточный режим  остается предпочтительным лишь для  тех стран, которые еще не открыли  иностранным инвесторам свои рынки  капиталов. 

 

 

2.3. Методы и теории регулирования.

    Существует рыночное  и государственное регулирование  величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики – комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами.

К мерам государственного воздействия на величину валютного  курса относятся:

  • валютные интервенции;
  • дисконтная политика;
  • протекционистские меры.

   Важнейшим инструментом  валютной политики государств  являются валютные интервенции – операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют.

  Цель валютных интервенций – изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка. Действие механизма валютных интервенций аналогично проведению товарных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту, а следовательно, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты. Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов.

Официальные интервенции  могут проводиться разными методами – на биржах (публично) или на межбанковском  рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным  исполнением.

Кроме того, официальные  валютные интервенции подразделяются на:

  • «стерилизованные»
  • «нестерилизованные».

  «Стерилизованными» называют интервенции, в ходе которых изменение официальных иностранных нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, т.е. практически отсутствует воздействие на величину официальной «денежной базы». Если же изменение официальных валютных резервов в ходе интервенции ведет к изменению денежной базы, то интервенция является «нестерилизованной».

Для того чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального  валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо:

  • Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;
  • Доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального рынка;
  • Изменение фундаментальных экономических показателей, таких как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы и др.

Дисконтная политика – это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала. В последние десятилетия ее значение для регулирования валютного курса постепенно уменьшается. Протекционистские меры – это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения –законодательное или административное запрещение или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. Видами валютных ограничений являются следующие:

  • валютная блокада - запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты;
  • регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг;
  • концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных 
    ценностей.

  Государство достаточно  часто манипулирует величиной  валютного курса с целью изменения  условий внешней торговли страны, используя такие методы валютного  регулирования, как двойной валютный  рынок, девальвация и ревальвация.

Информация о работе Политика установления валютного курса на современном этапе экономического развития