Показатели и проблемы измерения результатов национального производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Валовой внутренний продукт (ВВП) и сопряженные с ним экономические показатели относятся к числу важнейших параметров развития экономики, которые подвержены систематическому наблюдению экономистов. Такое отношение к ВВП обусловлено тем, что он выражает итоговый результат функционирования всей экономики и поэтому именно он в первую очередь является объектом макроэкономического регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА…………………………………...…..5

1.1. Методология системы национальных счетов……………………………5

1.2. Методы измерения валового внутреннего продукта…………………..11

1.3. Сложности и проблемы измерения валового внутреннего продукта…14
2.КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА……………..……21

2.1. Определение и характеристика национального дохода……………….21

2.2. Общественное благосостояние как качественная оценка
результатов национального производства……………………………..24
3.АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………...29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………36

Работа содержит 1 файл

Kursovay.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

  Во-вторых, возможность использования данных об общей величине ВВП для оценки уровня развития страны. Сама по себе величина ВВП, измеренная сколь угодно точно, не позволяет еще оценить уровень развития страны, поскольку она не соотнесена с количеством людей, его создающих. Ясно, что ВВП объемом, например, 500 млрд. дол. при населении 10 млн. чел. и 100 млн. чел. - это не одно и то же. Поэтому наряду с общим объемом большое значение имеет и душевой объем ВВП. Особенно наглядно необходимость использования обоих показателей видна при исследовании динамики роста ВВП и населения. Если ВВП растет быстрыми темпами, но население растет еще быстрее, то душевой ВВП падает, свидетельствуя тем самым об ухудшении условий жизни, несмотря на экономический рост.

  В-третьих, возможность использования данных об общей величине ВВП для оценки жизненного уровня населения, поскольку в величине ВВП не отражен характер его распределения в обществе, совершенно не видно насколько равномерно он распределен между различными слоями в обществе. При этом душевой размер ВВП может создавать искаженное представление об уровне жизни в стране, поскольку он скорее всего не отражает реальное распределение создаваемых материальных благ, которые, в свою очередь, могут оказать воздействие на экономическое благосостояние общества. Реальностью, может быть, например, такое распределение, при котором 90% ВВП принадлежит 10% населения. Графически проблема распределения изображается в виде кривой Лоренца. Для ее построения на горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а на вертикальной – долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей. 

  

                                          Рис 1. Кривая Лоренца 

  ОА - линия равномерного распределения. Чем сильнее реальная кривая отклоняется  от линии ОА, тем больше неравенство в доходах семей.

  В-четвертых, в учтенной величине ВВП не отражаются выгоды, которые люди получают от увеличения свободного времени. С развитием  общества увеличивающийся ВВП сопровождается ростом возможностей для отдыха и  развлечений. Одна и та же величина ВВП при равновеликой численности населения в двух странах, тем не менее, может быть выражением неодинакового уровня жизни именно вследствие различий в производительности труда в этих странах. В силу указанных различий удобства жизни при прочих равных условиях выше там, где лучше условия для отдыха, что принимает формы большей продолжительности отпусков, каникул, праздничных дней и т.п..

  В-пятых, не получает также должного отражения  в измеренной официальной статистикой  величине ВВП улучшение качества производимой продукции. Дело в том, что стоимостные измерители учитывают не только динамику физического объема продукции, но и изменение цен. Поэтому улучшение качества продукта может никак не отразиться в измеренной и официально - учтенной величине ВВП. Более того, возможны ситуации, когда реальное улучшение качества сопровождается уменьшением стоимостной величины ВВП, например, появление нового лекарства, которое при меньшей цене является более эффективным, чем старые. С другой стороны, несовершенство стоимостных показателей при оценке динамики физического объема производства частично преодолевается путем использования т.н. сопоставимых цен. Однако следует помнить, что применение таких цен препятствует возможности отражения в ВВП улучшения качества товаров и услуг, т.к. рост качества вполне сопрягается и с повышением цены.

  В-шестых, существенным недостатком стоимостной  оценки ВВП является то, что при  таком способе его измерения  мы лишены возможности сравнивать пользу того или иного товара с другим. Например, если две книги стоимостью 10 руб. учтены в составе ВВП, то тот факт, что одна из них - Новый Завет, а другая - порнографический роман, совершенно исчезает из поля зрения и лишает возможности определить общественную полезность данного набора материальных благ и услуг.

  В-седьмых, в ВВП совершенно не отражаются издержки, которые общество несет в связи  с производством материальных благ и оказанием услуг, прежде всего  тот урон, который наносится окружающей среде производственной деятельностью человека и его потребительским поведением. Ясно, что в условиях индустриального общества рост ВВП сопровождается ростом нагрузок на окружающую среду, и по мере этого роста выгоды от его продолжения в растущей степени необходимо сопоставлять с издержками. В итоге может оказаться, что продолжение роста нецелесообразно в связи с тем, что выгоды от увеличения количества благ перевешиваются издержками от роста ущерба окружающей среде.

  Наконец, в-восьмых, это учет результатов  функционирования теневой экономики, о чем говорилось ранее.

  Учесть  влияние перечисленных факторов на общественное благосостояние позволяет  показатель чистого экономического благосостояния (ЧЭБ) общества, введенный  в научный оборот американскими  экономистами В. Нордхаусом и Дж. Тобином.

  Формула ЧЭБ имеет следующий вид: 

  ЧЭБ = ВНП  – отрицательные факторы, воздействующие на                         (10)

             благосостояние + нерыночная деятельность (в денежной оценке) + 

             + денежная оценка свободного  времени 

  Если  бы представлялось возможным количественно оценить указанные в формуле ЧЭБ факторы, то это привело бы к весьма существенному росту ВВП, однако, в настоящее время их невозможно измерить количественно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. АНАЛИЗ  ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 

  Последовательно проводимая Правительством Республики Беларусь экономическая политика, направленная на достижение стратегической цели социально-экономического развития республики – создание социально  ориентированной рыночной экономики, позволяет сохранять уже в течение последних девяти лет положительную динамику основных макроэкономических показателей, обеспечивать рост реальных денежных доходов населения, достаточно низкий уровень безработицы, социальную стабильность белорусского общества.

  В 2004 году действия Правительства Республики Беларусь были нацелены на создание необходимых  макроэкономических условий для  достижения ориентиров, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг..

  В целях решения задач и выполнения параметров, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2004 г. осуществлялась реализация Комплексного плана действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка по выполнению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики на 2004 г., Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г., Комплексной программы развития сферы услуг на 2004 – 2005 гг..

  Год 2004 стал годом ускорения экономического роста. При этом базисом ускорения явился производственный потенциал страны, отличающийся экспортной ориентацией, способный производить востребованную на мировом рынке конкурентоспособную продукцию.

  ВВП в 2004 г. составил 111% к уровню 2003 г.. Для сравнения прирост ВВП в 2003 г. составил 7%, в 2002 г. – 5%, в 2001 – 4,7%. Среднегодовой прирост ВВП в 2001– 2004 гг. обеспечен на уровне 6,9%. В результате по итогам социально-экономического развития в 2004 г. уровень докризисного 1990 г. по данному параметру превышен на 15,7%.

  Основной  вклад в ВВП в 2004 г. обеспечен  такими отраслями, как промышленность - 26,8%, транспорт и связь - 9,8 %, торговля и общественное питание - 9,8%, сельское хозяйство - 8,9%, строительство - 6,5%.

  Рост  ВВП сложился в результате как увеличения производства товаров и услуг в основных отраслях народного хозяйства, так и улучшения качественных параметров функционирования экономики, что является отличительной чертой экономического развития в 2004 г.

  В промышленности производство продукции в 2004 г. составило 115,6% к 2003 г., в том числе потребительских товаров – 112,9%.

  Достигнутый в 2004 г. прирост промышленного производства самый высокий в рамках реализации Программы 2001-2005 гг.. Это свидетельствует  о повышении эффективности использования возможностей производственного потенциала страны. 

  Беларусь  входит в первую десятку европейских  стран по показателю соотношения  объема внешней торговли и валового внутреннего продукта.

  Более половины производимой в Беларуси продукции экспортируется.  
В этой связи развитие внешнеэкономической деятельности для республики является одним из важнейших факторов экономического роста. В условиях проводимой в республике работы по стимулированию экспорта и развитию инфраструктуры внешней торговли во внешнеэкономической деятельности в 2004 г. обеспечено существенное превышение прогнозируемых параметров. Так, рост экспорта товаров и услуг составил 135,2% к уровню 2003 г., импорта - 138,7%. При этом темп роста объема внешней торговли товарами и услугами сложился на уровне 137,1%.

  Особенностью  последних лет является заметное увеличение инвестиций в экономику  страны. Ощутимыми темпами растут инвестиции производственного назначения. В 2002 г. они возросли на 9%, в 2003 г. –  на 26,5%, в 2004 г. – на 20,4%. Это указывает на активное техническое перевооружение и модернизацию производственного потенциала страны.

  Успешно реализовывался в 2004 г. один из приоритетов  социально-экономического развития страны – жилищное строительство. Так, введено  в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 3501 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов или 115,7% к уровню 2003 года. В том числе в сельской местности и малых городских поселениях введено 1486 тыс. квадратных метров.

  В целом за четыре года реализации Программы 2001 – 2005гг. введено в эксплуатацию свыше 12 млн. квадратных метров жилья, т.е. свыше 3 млн. квадратных метров в среднем за год.

  В 2004 году увеличились реальные денежных доходы населения 113,6% к 2003 г. и реальная заработная плата 116,8% к 2003 г.. По итогам 2004 г. уровень 2000 г. – года, предшествующего началу реализации Программы, превышен почти на 70%.. 

  Рост  реальных денежных доходов и заработной платы в 2004 г. обусловил ускорение  динамики производства потребительских  товаров, розничного товарооборота и реализации платных услуг населению.

  Начиная с 2000 г., в республике предпринимаются  решительные шаги по снижению уровня инфляции. Принятые меры обеспечили ежегодное  замедление роста цен. В результате в 2004 г. сложился самый низкий с 1991 г. прирост индекса потребительских цен, который составил 1,1% в среднем за месяц против 3,2, 2,5 и 1,9% соответственно в 2001, 2002 и 2003 гг..

  Ограничению инфляционных процессов в 2004 г. способствовало уменьшение темпов девальвации обменного  курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам и, прежде всего, к доллару США. Ключевую роль в ограничении девальвационных и инфляционных процессов в стране оказало прекращение использования кредитов Национального банка для финансирования дефицита государственного бюджета, в том числе за счет покупки государственных ценных бумаг на первичном рынке.

  На  снижение уровня инфляции были направлены и меры ценовой политики, ориентированные  на сдерживание и недопущение  необоснованного роста цен, в  том числе на основные социально-значимые товары и услуги.

  В 2004 г. Правительством Республики Беларусь особое внимание уделялось финансовому  оздоровлению реального сектора  экономики, повышению его эффективности.

  Принятые  меры обеспечили позитивные изменения  в финансовой сфере. В целом по народному хозяйству рентабельность реализованной продукции, работ, услуг выросла с 10% в 2003 г. до 13,4% в 2004 г., доля убыточных организаций сократилась с 36,2 до 21%.

  Рентабельность  реализованной продукции в промышленности в 2004 г. составила 15,3%, в том числе по валообразующим предприятиям – 20,9%. Повышению рентабельности в отрасли способствовало снижение затрат на производство продукции, работ и услуг, а также уровня материалоемкости.

  В 2004 г. сокращено использование неденежных форм расчетов, обеспечена полная оплата текущего потребления энергоресурсов и своевременная выплата заработной платы.

Информация о работе Показатели и проблемы измерения результатов национального производства