Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:45, курсовая работа
Валовой внутренний продукт (ВВП) и сопряженные с ним экономические показатели относятся к числу важнейших параметров развития экономики, которые подвержены систематическому наблюдению экономистов. Такое отношение к ВВП обусловлено тем, что он выражает итоговый результат функционирования всей экономики и поэтому именно он в первую очередь является объектом макроэкономического регулирования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА…………………………………...…..5
1.1. Методология системы национальных счетов……………………………5
1.2. Методы измерения валового внутреннего продукта…………………..11
1.3. Сложности и проблемы измерения валового внутреннего продукта…14
2.КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА……………..……21
2.1. Определение и характеристика национального дохода……………….21
2.2. Общественное благосостояние как качественная оценка
результатов национального производства……………………………..24
3.АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………36
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1.
Методология системы
1.2.
Методы измерения валового
1.3.
Сложности и проблемы
2.1. Определение и характеристика национального дохода……………….21
2.2. Общественное благосостояние как качественная оценка
результатов национального
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ………………………………36
ВВЕДЕНИЕ
Валовой внутренний продукт (ВВП) и сопряженные с ним экономические показатели относятся к числу важнейших параметров развития экономики, которые подвержены систематическому наблюдению экономистов. Такое отношение к ВВП обусловлено тем, что он выражает итоговый результат функционирования всей экономики и поэтому именно он в первую очередь является объектом макроэкономического регулирования. Все регулирующие мероприятия правительства, в конечном счете, направлены на обеспечение желаемой величины ВВП. Поэтому четкое представление о том, как нужно подсчитывать ВВП, какие при этом возникают проблемы и сложности, какие факторы влияют на размеры ВВП – все это и явилось исходной предпосылкой для выбора темы курсового проекта, т.к. актуальность выбранной темы очевидна.
Цель данной работы – рассмотреть проблемы, связанные с измерением результатов национального производства. При этом решаются следующие задачи: во-первых, мы раскроем методологию системы национальных счетов; во-вторых, даем определение основному показателю национального производства — валовому внутреннему продукту, — и показываем, что он может быть измерен тремя методами: производственным, распределительным и методом конечного использования; в-третьих, покажем какие сложности и проблемы возникают при расчете результатов национального производства; в-четвертых, объясняем суть ряда других макроэкономических показателей, в том числе – национальный доход; в-пятых, рассмотрим общественное благосостояние как качественную оценку результатов национального производства. И, наконец, мы проведем анализ динамики развития национального производства Республики Беларусь.
Вопрос данной тематики широко и емко рассматривается как в экономических периодических изданиях, так и в учебных пособиях по экономике. На мой взгляд, наиболее хорошо охвачен этот вопрос в следующих источниках: Э. Дж. Долан, Д. Линдсей Макроэкономика: Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и др. С – Пб., 1994. – 402 с.; Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 752 с.; Статистика: Учебное пособие / И.Е. Теслюк, В.А. Тарловская, И.Н. Терлиженко и др.; 2-е изд., Мн.: Ураджай, 2000. – 360 с.; Н.Г. Мэнкью Принципы макроэкономики: 2-е изд., С – Пб.: Питер, 2003. – 576 с. и Национальный продукт и проблемы его измерения: Учебно – метод. пособие / А.В. Рощенко. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 42 с.
1.
ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ
1.1.
Методология системы
Система национальных счетов (СНС) представляет собой совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование национального продукта и дохода. Методология системы национальных счетов была заимствована из практики бухгалтерского учета и построена по принципам двойной записи и бухгалтерских балансов.
Основоположником метода национального счетоводства считается представитель школы физиократов Ф. Кенэ. Он произвел анализ общественного воспроизводства путем установления балансовых пропорций между натурально-вещественными и стоимостными элементами общественного продукта. Теоретическим фундаментом системы национальных счетов явились работы А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца и т.д.. Первая СНС была создана для Палестины по данным экономического развития за 1936 г..
Перспектива европейской интеграции и растущая интернационализация экономики послужили основной причиной создания международной системы национального счетоводства. В 1947г. статистическим бюро ООН был опубликован доклад "Измерение национального дохода и организация национального счетоводства". В 1953 г. под руководством Ричарда Стоуна была разработана Система национального счетоводства, учитывавшая опыт отдельных государств в указанной области. В последующие годы она неоднократно пересматривалась и совершенствовалась. В ней стала применяться разбивка производства по отраслям экономики, межотраслевой баланс, был введен баланс имущества и т.п..
Традиционно страны с централизованным планированием использовали собственную систему национальных счетов — систему балансов народного хозяйства. При переходе к рыночной экономике возникла необходимость отказаться от прежней практики в этой области и перейти к СНС. Этот переход к международной методологии учета и статистики вносит существенные изменения в содержание применяемых в отечественной практике понятий и категорий и предполагает рассмотрение новых. Меняется представление о производстве как виде человеческой деятельности, вводится деление экономики на секторы, детализируются понятия продуктов, товаров и услуг, требуют пояснения категории "резидент" и "нерезидент", "внутренняя и национальная экономика".
Внедрение СНС в Беларуси было начато на основании утвержденной в 1992 г. республиканской программы перехода Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Основное значение для построения системы национальных счетов имеет выбор теоретической концепции производства. Их две: марксистская и расширенная концепция производства. Кроме того, имелась и промежуточная, применявшаяся во Франции, однако она перестала использоваться в 1968 г., так как включала в экономическую деятельность только производство материальных благ и рыночных услуг, бесплатные же услуги исключались из национального продукта. В соответствии с расширенной концепцией производство включает создание материальных благ и услуг, которые получаются в результате использования имеющихся факторов производства, удовлетворяют потребности и обладают определенной стоимостью, или ценой. При таком подходе в состав производства войдут блага и услуги, произведенные для рынка, услуги органов управления и некоммерческих организаций, продукты домашних хозяйств, произведенные для личного потребления.
Если попытаться структурировать понятие "производство", применяемое в рамках СНС, то оно включит в себя прежде всего рыночное производство. Последнее состоит из следующих элементов: товары и услуги, производимые и реализуемые на рынке; товары и услуги, производимые и обмениваемые по бартеру; товары и услуги, производимые и предоставляемые в качестве натуральной формы оплаты труда; любые поставки товаров и услуг между звеньями одного и того же предприятия. Кроме указанных элементов производство включает следующие виды деятельности: незаконное производство, т.е. запрещенные законом и легальная деятельность, которая становится противозаконной из-за отсутствия разрешения на ее осуществление; скрытое производство и подпольная экономика. Это легальные виды деятельности, однако они преднамеренно скрываются от государственных органов с целью избежать налогообложения; незавершенное производство; производство товаров домашними хозяйствами; услуги наемной домашней прислуги; капитальный ремонт жилищ; арендные услуги по использованию собственных зданий домашними хозяйствами, государством, некоммерческими организациями.
Из понятия "производство" исключаются следующие виды деятельности: домашние услуги; аренда предприятиями собственных зданий; деятельность, результаты которой не являются ее целью.
Система национальных счетов использует категории внутренней и национальной экономики, для чего используются понятия "экономическая территория, "резидент", "центр экономического интереса". Экономическая территория представляет собой пространство, административно управляемое правительством данного государства, в пределах которого лица, товары и деньги могут беспрепятственно перемещаться. Данное понятие подразумевает также воздушное и водное пространство и "территориальные анклавы" за рубежом. Резидент- институциональная единица, центр экономического интереса, который находится на территории определенного государства. Если при исследовании охватывается деятельность только резидентов, независимо от их местоположения, то речь идет о национальной экономике. Что же касается внутренней экономики, то она охватывает активность резидентов и нерезидентов на экономической территории данного государства.
Для учета результатов функционирования экономики в СНС применяется группировка по отраслям и секторам. Отрасли включают всех производителей однородных продуктов и услуг и могут быть классифицированы следующим образом: производящие товары и рыночные услуги; производящие нерыночные услуги на базе государственных учреждений; производящие нерыночные услуги частных некоммерческих организаций; оказывающие нерыночные услуги, производимые домашними хозяйствами.
Применяемая в рамках СНС группировка по секторам имеет своей целью анализ потоков доходов и расходов, осуществляемых между хозяйствующими субъектами. В соответствии с принятой классификацией выделяют: во-первых, нефинансовые предприятия — субъекты, основной функцией которых является производство товаров и оказание нефинансовых услуг; во-вторых, финансовые учреждения — институты, осуществляющие финансовые операции на коммерческой основе; в-третьих, государственные учреждения — институты, занятые производством общественных товаров, а также перераспределением национального дохода и богатства; в-четвертых, общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства. Это главным образом предприятия сферы образования, здравоохранения, отдыха, социального обслуживания, политические партии, профсоюзы и т.п.; в-пятых, домашние хозяйства, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Этот сектор также охватывает индивидов в качестве потребителей; в-шестых, остальной мир — экономические единицы, осуществляющие операции с резидентами данного государства.
При анализе секторов необходимо указать на особый характер связи, осуществляемой между ними посредством экономических операций. Последние представляют собой действия между субъектами по взаимному соглашению с целью создания, передачи, преобразования или уничтожения стоимости. По характеру осуществления экономические операции разделены на две группы: операции, реализуемые на компенсационной основе, т.е. когда потоки товаров и услуг имеют встречный — денежный; трансферты, имеющие одностороннюю направленность. Если в основу классификации экономических операций положить иной критерий — характер связи экономических субъектов, то можно выделить три основные группы. Во-первых, операции с продуктами и услугами. Они относятся к производству, распределению и обмену продуктов и услуг в разных секторах экономики. Во-вторых, распределительные операции- деятельность по движению добавленной стоимости, созданной в процессе производства. В-третьих, финансовые операции — деятельность по изменению финансовых активов в секторах экономики.
Методология СНС основывается на принципах двойной записи, бухгалтерских балансов и теории равновесия. Рассмотрим их подробнее.
Теория равновесия представляет собой основу национального счетоводства и в свою очередь базируется на нескольких постулатах, важнейшими из которых являются следующие:
основой жизнедеятельности является рыночная экономика;
экономическая активность осуществляется в условиях совершенной конкуренции, а цены устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения;
основной целью производства является извлечение максимума прибыли;
цель
потребителя заключается в
макроэкономическое равновесие является результатом равновесия спроса и предложения на рынке товаров и услуг.
Теория равновесия является базисом для построения балансов, так как позволяет рассматривать какое-либо явление, состояние во взаимосвязи конкретных величин, является качественным выражением отношений между сторонами какой-либо деятельности, которые должны другу друга уравновешивать. Баланс представляет собой форму отчетности, отражающей в денежной форме наличие, размещение и источники средств хозяйствующего субъекта. Оформляется в виде двусторонней таблицы, где левая часть — актив — указывает на состав и размещение средств, а правая — пассив — на источники их формирования и целевое назначение. Итоги актива и пассива всегда равны между собой. Это обеспечивается посредством двойной записи, когда каждая хозяйственная операция проводится через актив и пассив.
Информация о работе Показатели и проблемы измерения результатов национального производства