Показатели и проблемы измерения результатов национального производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Валовой внутренний продукт (ВВП) и сопряженные с ним экономические показатели относятся к числу важнейших параметров развития экономики, которые подвержены систематическому наблюдению экономистов. Такое отношение к ВВП обусловлено тем, что он выражает итоговый результат функционирования всей экономики и поэтому именно он в первую очередь является объектом макроэкономического регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА…………………………………...…..5

1.1. Методология системы национальных счетов……………………………5

1.2. Методы измерения валового внутреннего продукта…………………..11

1.3. Сложности и проблемы измерения валового внутреннего продукта…14
2.КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА……………..……21

2.1. Определение и характеристика национального дохода……………….21

2.2. Общественное благосостояние как качественная оценка
результатов национального производства……………………………..24
3.АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………...29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………36

Работа содержит 1 файл

Kursovay.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

  1. ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ             НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА…………………………………...…..5

    1.1. Методология системы национальных  счетов……………………………5

    1.2. Методы измерения валового внутреннего  продукта…………………..11

    1.3. Сложности и проблемы измерения  валового внутреннего продукта…14

  1. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА              РЕЗУЛЬТАТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА……………..……21

    2.1. Определение и характеристика  национального дохода……………….21

    2.2. Общественное благосостояние как качественная оценка 

           результатов национального производства……………………………..24

  1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО     ПРОИЗВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………...29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 
 

  Валовой внутренний продукт (ВВП) и сопряженные  с ним экономические показатели относятся к числу важнейших  параметров развития экономики, которые  подвержены систематическому наблюдению экономистов. Такое отношение к ВВП обусловлено тем, что он выражает итоговый результат функционирования всей экономики и поэтому именно он в первую очередь является объектом макроэкономического регулирования. Все регулирующие мероприятия правительства, в конечном счете, направлены на обеспечение желаемой величины ВВП. Поэтому четкое представление о том, как нужно подсчитывать ВВП, какие при этом возникают проблемы и сложности, какие факторы влияют на размеры ВВП – все это и явилось исходной предпосылкой для выбора темы курсового проекта, т.к. актуальность выбранной темы очевидна.

  Цель  данной работы –  рассмотреть проблемы, связанные с измерением результатов  национального производства. При  этом решаются следующие задачи: во-первых, мы раскроем методологию системы национальных счетов; во-вторых, даем определение основному показателю национального производства — валовому внутреннему продукту, — и показываем, что он может быть измерен тремя методами: производственным, распределительным и методом конечного использования; в-третьих, покажем какие сложности и проблемы возникают при расчете результатов национального производства; в-четвертых, объясняем суть ряда других макроэкономических показателей, в том числе – национальный доход; в-пятых, рассмотрим общественное благосостояние как качественную оценку результатов национального производства. И, наконец, мы проведем анализ динамики развития национального производства Республики Беларусь.

  Вопрос  данной тематики широко и емко рассматривается как в экономических периодических изданиях, так и в учебных пособиях по экономике. На мой взгляд, наиболее хорошо охвачен этот вопрос в следующих источниках:  Э. Дж. Долан, Д. Линдсей Макроэкономика: Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и др. С – Пб., 1994. – 402 с.; Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 752 с.; Статистика: Учебное пособие / И.Е. Теслюк, В.А. Тарловская, И.Н. Терлиженко и др.; 2-е изд., Мн.: Ураджай, 2000. – 360 с.; Н.Г. Мэнкью Принципы макроэкономики: 2-е изд., С – Пб.: Питер, 2003. – 576 с. и Национальный продукт и проблемы его измерения: Учебно – метод. пособие / А.В. Рощенко. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 42 с.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ  НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА 

  1.1. Методология системы национальных  счетов 
 

  Система национальных счетов (СНС) представляет собой совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование национального продукта и дохода. Методология системы национальных счетов была заимствована из практики бухгалтерского учета и построена по принципам двойной записи и бухгалтерских балансов.

  Основоположником  метода национального счетоводства считается представитель школы физиократов Ф. Кенэ. Он произвел анализ общественного воспроизводства путем установления балансовых пропорций между натурально-вещественными и стоимостными элементами общественного продукта. Теоретическим фундаментом системы национальных счетов явились работы А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца и т.д.. Первая СНС была создана для Палестины по данным экономического развития за 1936 г..

  Перспектива европейской интеграции и растущая интернационализация экономики послужили основной причиной создания международной системы национального счетоводства. В 1947г. статистическим бюро ООН был опубликован доклад "Измерение национального дохода и организация национального счетоводства". В 1953 г. под руководством Ричарда Стоуна была разработана Система национального счетоводства, учитывавшая опыт отдельных государств в указанной области. В последующие годы она неоднократно пересматривалась и совершенствовалась. В ней стала применяться разбивка производства по отраслям экономики, межотраслевой баланс, был введен баланс имущества и т.п..

  Традиционно страны с централизованным планированием использовали собственную систему национальных счетов — систему балансов народного хозяйства. При переходе к рыночной экономике возникла необходимость отказаться от прежней практики в этой области и перейти к СНС. Этот переход к международной методологии учета и статистики вносит существенные изменения в содержание применяемых в отечественной практике понятий и категорий и предполагает рассмотрение новых. Меняется представление о производстве как виде человеческой деятельности, вводится деление экономики на секторы, детализируются понятия продуктов, товаров и услуг, требуют пояснения категории "резидент" и "нерезидент", "внутренняя и национальная экономика".

  Внедрение СНС в Беларуси было начато на основании  утвержденной в 1992 г. республиканской  программы перехода Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики.

  Основное  значение для построения системы национальных счетов имеет выбор теоретической концепции производства. Их две: марксистская и расширенная концепция производства. Кроме того, имелась и промежуточная, применявшаяся во Франции, однако она перестала использоваться в 1968 г., так как включала в экономическую деятельность только производство материальных благ и рыночных услуг, бесплатные же услуги исключались из национального продукта. В соответствии с расширенной концепцией производство включает создание материальных благ и услуг, которые получаются в результате использования имеющихся факторов производства, удовлетворяют потребности и обладают определенной стоимостью, или ценой. При таком подходе в состав производства войдут блага и услуги, произведенные для рынка, услуги органов управления и некоммерческих организаций, продукты домашних хозяйств, произведенные для личного потребления.

  Если  попытаться структурировать понятие "производство", применяемое в рамках СНС, то оно включит в себя прежде всего рыночное производство. Последнее состоит из следующих элементов: товары и услуги, производимые и реализуемые на рынке; товары и услуги, производимые и обмениваемые по бартеру; товары и услуги, производимые и предоставляемые в качестве натуральной формы оплаты труда; любые поставки товаров и услуг между звеньями одного и того же предприятия. Кроме указанных элементов производство включает следующие виды деятельности: незаконное производство, т.е. запрещенные законом и легальная деятельность, которая становится противозаконной из-за отсутствия разрешения на ее осуществление; скрытое производство и подпольная экономика. Это легальные виды деятельности, однако они преднамеренно скрываются от государственных органов с целью избежать налогообложения; незавершенное производство; производство товаров домашними хозяйствами; услуги наемной домашней прислуги; капитальный ремонт жилищ; арендные услуги по использованию собственных зданий домашними хозяйствами, государством, некоммерческими организациями.

  Из  понятия "производство" исключаются  следующие виды деятельности: домашние услуги; аренда предприятиями собственных зданий; деятельность, результаты которой не являются ее целью.

  Система национальных счетов использует категории внутренней и национальной экономики, для чего используются понятия "экономическая территория, "резидент", "центр экономического интереса". Экономическая территория представляет собой пространство, административно управляемое правительством данного государства, в пределах которого лица, товары и деньги могут беспрепятственно перемещаться. Данное понятие подразумевает также воздушное и водное пространство и "территориальные анклавы" за рубежом. Резидент- институциональная единица, центр экономического интереса, который находится на территории определенного государства. Если при исследовании охватывается деятельность только резидентов, независимо от их местоположения, то речь идет о национальной экономике. Что же касается внутренней экономики, то она охватывает активность резидентов и нерезидентов на экономической территории данного государства.

  Для учета результатов функционирования экономики в СНС применяется группировка по отраслям и секторам. Отрасли включают всех производителей однородных продуктов и услуг и могут быть классифицированы следующим образом: производящие товары и рыночные услуги; производящие нерыночные услуги на базе государственных учреждений; производящие нерыночные услуги частных некоммерческих организаций; оказывающие нерыночные услуги, производимые домашними хозяйствами.

  Применяемая в рамках СНС группировка по секторам имеет своей целью анализ потоков доходов и расходов, осуществляемых между хозяйствующими субъектами. В соответствии с принятой классификацией выделяют: во-первых, нефинансовые предприятия — субъекты, основной функцией которых является производство товаров и оказание нефинансовых услуг; во-вторых, финансовые учреждения — институты, осуществляющие финансовые операции на коммерческой основе; в-третьих, государственные учреждения — институты, занятые производством общественных товаров, а также перераспределением национального дохода и богатства; в-четвертых, общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства. Это главным образом предприятия сферы образования, здравоохранения, отдыха, социального обслуживания, политические партии, профсоюзы и т.п.; в-пятых, домашние хозяйства, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Этот сектор также охватывает индивидов в качестве потребителей; в-шестых, остальной мир — экономические единицы, осуществляющие операции с резидентами данного государства.

  При анализе секторов необходимо указать  на особый характер связи, осуществляемой между ними посредством экономических операций. Последние представляют собой действия между субъектами по взаимному соглашению с целью создания, передачи, преобразования или уничтожения стоимости. По характеру осуществления экономические операции разделены на две группы: операции, реализуемые на компенсационной основе, т.е. когда потоки товаров и услуг имеют встречный — денежный; трансферты, имеющие одностороннюю направленность. Если в основу классификации экономических операций положить иной критерий — характер связи экономических субъектов, то можно выделить три основные группы. Во-первых, операции с продуктами и услугами. Они относятся к производству, распределению и обмену продуктов и услуг в разных секторах экономики. Во-вторых, распределительные операции- деятельность по движению добавленной стоимости, созданной в процессе производства. В-третьих, финансовые операции — деятельность по изменению финансовых активов в секторах экономики.

  Методология СНС основывается на принципах двойной записи, бухгалтерских балансов и теории равновесия. Рассмотрим их подробнее.

  Теория  равновесия представляет собой основу национального счетоводства и в свою очередь базируется на нескольких постулатах, важнейшими из которых являются следующие:

  основой жизнедеятельности является рыночная экономика;

  экономическая активность осуществляется в условиях совершенной конкуренции, а цены устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения;

  основной  целью производства является извлечение максимума прибыли;

  цель  потребителя заключается в получении  максимума полезности при минимуме затрат;

  макроэкономическое  равновесие является результатом равновесия спроса и предложения на рынке товаров и услуг.

  Теория  равновесия является базисом для  построения балансов, так как позволяет рассматривать какое-либо явление, состояние во взаимосвязи конкретных величин, является качественным выражением отношений между сторонами какой-либо деятельности, которые должны другу друга уравновешивать. Баланс представляет собой форму отчетности, отражающей в денежной форме наличие, размещение и источники средств хозяйствующего субъекта. Оформляется в виде двусторонней таблицы, где левая часть — актив — указывает на состав и размещение средств, а правая — пассив — на источники их формирования и целевое назначение. Итоги актива и пассива всегда равны между собой. Это обеспечивается посредством двойной записи, когда каждая хозяйственная операция проводится через актив и пассив.

Информация о работе Показатели и проблемы измерения результатов национального производства