Показатели, характеризующие качественный рост трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:48, реферат

Описание работы

Сбор и обработка материалов по следующим официальным источником и информации относительно качественной характеристики трудовых ресурсов:
• определение индикаторов трудовых ресурсов.
• анализ тенденций изменения индикаторов за 10-лет
• предложения и рекомендации по совершенствованию качество трудовых ресурсов.

Работа содержит 1 файл

Тема года.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

     В 2008 году (с июля месяца) увеличена  заработная плата государственных  служащих на 90%, а остальных бюджетников - на 40%.

     Безусловно, последовательное увеличение заработной платы бюджетных организаций  стало хорошим стимулом для повышения  заработной платы во всех отраслях экономики.

     Несмотря, что заработная плата повышается, но увеличение нельзя считать большим  из-за высоких темпов инфляции.

     По  данным статистики в гендерном разрезе 2008 года средняя месячная заработная платa у женщин была 235,36 сомони в  месяц или 61,3% от средней месячной заработной платы у мужчин (383,84 сомони в месяц). В 2007 году данное соотношение  было 56,7%. Даже в отраслях здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения, в которых работает 57% женщин соотношение средней месячной заработной платы мужчин и женщин составляет 75%.

     В 2008 году в отраслях торговли, общественного  питания, материально-технического снабжения и сбыта, заготовки и жилищно-коммунального хозяйства, непроизводственных видов бытового обслуживания средняя заработная плата женщин превышает заработную плату у мужчин, но незначительно - на 1,41 сомони в месяц в отраслях торговли, общественного питания и на 12,6 сомони в месяц в отраслях жилищно-коммунального хозяйства, в которых работает только 32% женщин от общего количества работающих в этих отраслях по найму.

     В отрасли кредитования и государственного страхования, в которой самая высокая средняя заработная плата, c 2005 до 2007 гг. отличия между заработной платой мужчин и женщин были незначительны – c 7,35 сомони до 56,56 сомони, но в 2008 году соотношение существенно изменилось и составило 72,8% от заработной платы мужчин.

     Одна из причин получения женщинами заработной платы ниже, чем у мужчин, является работа на низко оплачиваемых должностях, а другая причина - стереотипы в профессиях.

     Наблюдается просроченная задолженность по выплате  заработной платы, которая на 1 января 2009 года составила 22895 тыс. сомони и по сравнению с предыдущим периодом практически не изменялась. Самая высокая задолженность сохраняется в сельском, лесном и рыбном хозяйствах - 14700,3 тыс. сомони или 64,2% от всей задолженности. Существенно, что задолженность имеется в отрасли с самой низкой средней заработной платой - 70,93 сомони в месяц.

     В 2008 году МТСЗН разработало инструкцию "О дополнительной выплате заработной платы работнику в случае задержки выплаты заработной платы по вине работодателя", в которой установлено, что если заработная плата работнику не выплачивается в установленные сроки, работодатель обязан просрочки компенсировать за каждый день, увеличивая заработную плату в соответствии с размером учетной ставки банковского процента. Данный порядок защищает интересы работника, но не имеются отчетные данные о соблюдении установленного порядка и результативности применения.

     Контроль  за соблюдением правильности и своевременности выплаты заработной платы осуществляет Государственная служба по надзору в сфере труда, социальной защиты населения. В 2009 году служба провела 1 254 проверок на предприятиях и в организациях, из которых 781 (62%) были по вопросам труда. По полученным материалам было выявлено 6 155 случаев несоблюдения законодательства, из них 4 203 случая по труду и занятости населения. Большинство жалоб подано по вопросам несвоевременной выплаты заработной платы.

     В статистических отчётах указывается среднемесячная номинальная заработная плата, которая исчисляется из фонда оплаты труда, который охватывает все виды выплат (различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот, начисленных в денежной или натуральной формах). Работники получают фиксированную основную заработную плату, но имеется меняющаяся часть заработной платы, которая отдельно не указана, но может зависеть от производительности труда и квалификации работника, величины предприятия и других показателей.

     Дополнительно к заработной плате работающие могут получать и нематериальные формы поощрения - жильё, подарки от предприятии или организации, оплаченные курсы повышения квалификации, оплату за разговоры по мобильному телефону, компенсации на транспортные услуги и питание и другие разные виды поддержки работников. Иногда, чем выше должность работника, тем больше и многообразнее формы поддержки работника.

     Образование является одним из важнейших факторов определения заработной платы работника.

     Влияние этого фактора может выразиться прямо или косвенно. Прямое влияние - чем выше образование, тем выше заработная плата или косвенное влияние - обычно работники с высшим образованием работают на высоких должностях и лучше оплачиваемых профессиях.

     Обычно  важнейшими факторами, влияющими на уровень заработной платы на предприятиях, являются размер предприятий, отрасль экономики, сектор деятельности, регион и показатели экономического развития предприятия.

     В городе Душанбе заработная плата  более чем в два раза выше, чем  в других регионах республики.

     МТСЗН необходимо больше информировать о факторах, влияющих на уровень заработной платы, а также создать понимание, что в других регионах республики и в других государствах существует не только более высокая заработная плата, но и высокий уровень цен и расходов на коммунальные услуги.

     Состояние системы образования в большей  степени определяются возможностями  ее финансирования. Начиная с 2004 г. государство  делает попытки улучшить ситуацию как  с состоянием материально-технической  базы школ системы образования, так  и с заработной платой работников всех уровней системы образования. За период 2000-2009 гг. уровень государственных расходов на образование существенно увеличился – с 2,3% в 2000 г. до 3,5% в 2008 г. и 4,1% в 2009 г. При этом основной рост приходится на последние 4 года, что связано с реформами, проводимыми в системе образования республики. В 2009 г. на нужды системы образования выделено более 1,2 млрд. сомони, что в 4 раза больше по сравнению с предшествовавшим пятилетием1.

       В последние годы в систему  общего образования были направлены существенные финансовые ресурсы по внешним заимствованиям, грантам и программам технической помощи – в общей сложности за 2007-2009 гг. по Программе государственных инвестиций (ПГИ) затраты подсектора составили около 166 млн. долларов США В 2009 г. по сравнению с 2008 г. бюджетное финансирование системы образования увеличилось на 28%, тогда как в 2008 г. данная цифра увеличилась на 40,2% по сравнению с 2007 г. Однако, несмотря на увеличение объемов финансирования сферы образования, выделяемых средств еще не достаточно для того, чтобы решить проблемы с качеством образования. Следует отметить, что финансирование системы образования в большей степени осуществляется из средств местных бюджетов, однако в последнее время наблюдается увеличение доли республиканского бюджета в общем государственном бюджетном финансировании сектора. За период 2000-2009 гг. структура государственных затрат сектора по уровням образования не претерпела значительных изменений. Общее образование сохранило преобладающее положение в структуре затрат. Рост затрат был перераспределён между уровнями образования достаточно равномерно, тем не менее затраты на одного учащегося по уровням образования выросли неравномерно, в основном за счёт неравномерного изменения количества учащихся.

     По  уровням образования наиболее высокий  темп роста затрат наблюдается в  начальном и среднем профессиональном образовании, тогда как в учреждениях  дошкольного образования в расчете  на одного ребенка он был наименьшим. В структуре затрат по экономическим категориям произошли более существенные изменения. Рост государственных затрат в основном был направлен на оплату труда, что позволило существенно улучшить ситуацию с заработной платой в целом по сектору и в особенности зарплат педагогического состава общеобразовательных учреждений. В то же время произошли некоторые положительные изменения в сторону увеличения капитальных затрат, которые до 2004 г. были на очень низком уровне - не более 2% от общих затрат на сектор. Начиная с 2004 г., капитальные затраты были увеличены существенно и достигли 7-8% от общих затрат на образование. Правительство намерено продолжить реформы с целью достижения более равномерного и эффективного использования государственных ресурсов. Для решения данной задачи Правительство предполагает внедрить систему подушевого финансирования в сфере образования, что позволит существенно увеличить эффективность государственных затрат, обеспечить равномерность затрат, увеличить прогнозируемость бюджетного процесса и укрепить бюджетную дисциплину

на  всех уровнях управления. Потенциал  системы образования в контексте  взаимосвязей с демографическими процессами и фокусом на рынок труда характеризуется  тремя аспектами: а) количественная и качественная оценка выпускников  общеобразовательных школ; б)качество системы профессионального образования; в) востребованность выпускников системы

профессионального образования. Сегодня количество детей  школьного возраста составляет 1694,2 тыс. человек, это чуть более 22,5% всего  населения республики2. Системой общего среднего образования охвачено более 92% детей и подростков. Общее образование является доминирующим сектором образования. Число среднего профессионального образования составляет 52 единицы в республики, в которых обучается 36,6 тыс. учащихся3. В системе высшего образования функционируют 33 учреждения. Анализ показывает, что растет прием и на естественно-технические специальности, но так незначительно, что даже небольшое увеличение констатируется как значительный рост. Больше половины студентов обучаются по экономико-управленческим и гуманитарно-социальным специальностям. Это обусловлено тем, что в современную эпоху многие ценности становятся все менее привлекательными. Сегодня рынок труда насыщен специалистами этого профиля, специалистов же технических специальностей не хватает. В связи с этим, образование обладает самоценностью, и люди делают свой выбор не только потому, что рынок труда диктует свои требования. Потенциал системы образования в значительной степени определяется ее количественным и качественным кадровым составом. Кадровая проблема здесь сохраняет свою актуальность и отражается на качестве подготовки специалистов, на их соответствии требованиям рынка труда. Количество школ и численность учащихся увеличивается, а количество учителей сокращается. В 2005-2006 учебном году численность учителей (включая руководителей школ, ведущих преподавание) в дневных учреждениях общего образования было 98852 человека, в 2009-2010 учебном году – 94248 человек, снизилось на 4600 человек в республике. Снижение было по всем регионам республики, кроме г. Душанбе, в 2005-2006 учебном году было 5535 человек, в 2009-2010 учебном году – 6314 человек4.

     Проблема  не только в нехватке педагогов, но и в их невысоком образовательном  уровне. В системе среднего общего образования треть педагогов не имеет высшего образования, а в сельской местности – почти 37%. В системе профессионального образования проблемы также связаны с нехваткой преподавателей. Однако в целом на национальном уровне проблемой является несбалансированность рынка образовательных услуг и рынка труда. Ежегодный выпуск учреждений начального профессионального образования составляет более 10 тыс. чел., среднего профессионального образования – почти 9 тыс. и вузов – более 23 тыс. чел. Таким образом, на рынок труда выходят 34 тыс. молодых специалистов5. Но соотношение вакансий на рынке труда показывает большую потребность и высокий спрос на рабочие специальности.  При этом важно учитывать потребности в специалистах с учетом состояния и перспектив развития экономики отдельных регионов республики. Сельские регионы испытывают особенно сильную нехватку в специалистах, и поэтому необходимо разработать механизм целевой подготовки специалистов, как с высшим образованием, так и рабочих специальностей. Формально обучение в учреждениях профессионального образования всех уровней (включая начальное профессиональное обучение) предполагает прямой выход своих выпускников на рынок труда после их окончания, тем не менее, фактически многие из них вынуждены впоследствии «доучиваться» или переучиваться, что свидетельствует о недостаточном качестве и целевой направленности образования в стране.  Для экономически активного населения г. Душанбе учреждения профессионального образования доступны с точки зрения наличия транспорта, и это становится одним из факторов, способствующем реализации стремления к получению профессионального образования. Это подтверждается и сопоставлением образовательного уровня экономически активного городского и сельского населения. Наличие у большей части экономически активного сельского населения среднего образования способствует переходу на более высокую образовательную ступень. Сейчас спрос на профессиональную рабочую силу на рынке труда республики повышается, что требует подготовки специалистов со средним специальным образованием, в особенности в сельских регионах. В связи с этим, главной задачей является восстановление деятельности профессионально – технических училищ в стране. Сохраняется резкая дифференциация в гендерной и возрастной структуре среди экономически активного населения страны. Так, среди женщин трудоспособного возраста только 31,1% являются экономически активными, в то время как среди мужчин этот показатель достигает 58,1%. Максимальная экономическая активность среди мужчин наблюдается в возрасте 35-54 лет. В этой возрастной группе каждый четвертый из пяти мужчин экономически активен. У женщин максимальная активность наблюдается в возрастном интервале 35-44 года, где экономически активна почти каждая вторая женщина. Следует отметить, что у женщин показатели экономической активности находятся на более низком уровне, чем у мужчин. Гендерный разрыв фиксируется на всех без исключения ступенях образовательной шкалы. Это свидетельствует о наличии проблемы с женским образованием, доступом женщин к профессиональному образованию.

     В связи с этим, в социальной политике государства особые приоритеты должны быть связаны с обеспечением условий  для вовлечения женщин на рынок труда. Высокий уровень образования  занятого в экономике населения  является важнейшей составляющей развития человеческого потенциала. Если рассмотреть зависимость от образовательного уровня такого ключевого показателя рынка труда, как численность занятого населении, то ситуация выглядит следующим образом: в г. Душанбе занятое население имеет более высокий образовательный статус, а в регионах большая часть занятого населения имеет среднее общее образование. Среди занятых работой мужчин образовательный уровень по высшему образованию в среднем на 10 процентных пунктов больше, чем среди женщин, а по среднему профессиональному – на 12,3%. Причем в сельской местности эта разница менее отчетлива ввиду того, что сама доля занятых с профессиональным образованием в сельской местности меньше, чем в городе.

     Система здравоохранения в республике является  важным сектором, т. к. здоровье  населения обеспечивает устойчивый рост экономики и развитие человеческого потенциала страны.

     Основными измерителями здоровья населения являются следующие показатели: средняя продолжительность  жизни человека, коэффициент смертности, показатели заболеваемости. Показатель средней продолжительности жизни в республике имеет тенденцию к росту, так в 2005 г. он составил для всего населения 70,6 лет, в т.ч. женщин – 73,2 лет, мужчин - 68,1лет; в 2006 г. – 71, 8 лет всего населения, мужчин – 69,3 лет, женщин – 74,4 лет; в 2007 г. – 71,7 лет всего населения, мужчин – 69,4 лет, женщин – 74,0 лет; в 2008 г. – 72,2 лет всего населения, мужчин – 69,7 лет, женщин – 74,8 лет; в 2009 г. – 72,8 лет всего населения, мужчин – 70,4 лет, женщин – 75,3 лет.

     По  уровню смертности населения происходит снижение. Смертность в 2005 г. составила 4,6 человек на 1000 человек населения, в 2006 г. – 4,6 человек; в 2007 г. – 4, 7 человек; в 2008 г. – 4,4 человек; в 2009 г. – 4,3 человек. Значит происходит естественный прирост населения в 2006 г. на 22,1 человек; в 2007 г. – на 23,3 человек; в 2008 г. на 23,5 человек, но в 2009 г. естественный прирост снизился – 22, 5 человек6.

     По  статистическим данным происходит снижение заболеваемости населения. Так в 2005 г. этот показатель был 21825,8 человек на 100000 населения; в 2006 г. – 21413,8 человек; в 2007 г. – 20285,9 человек; в 2008 г. – 20195,1 человек; в 2009 г. – 19804,1 человек. Первое место по заболеваниям приходится на болезни органов дыхания в 2005 г. составил 4322,6 человек на 100000 населения, но в 2009 г. снизился – 3598,3 человек, затем болезни органов пищеварения в 2005 г. – 3305,1 человек, в 2009 г. – 3479,5 человек7.

Информация о работе Показатели, характеризующие качественный рост трудовых ресурсов