Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:48, реферат
Сбор и обработка материалов по следующим официальным источником и информации относительно качественной характеристики трудовых ресурсов:
• определение индикаторов трудовых ресурсов.
• анализ тенденций изменения индикаторов за 10-лет
• предложения и рекомендации по совершенствованию качество трудовых ресурсов.
Местные самоуправления могут устанавливать доплаты к стипендии на каждого иждивенца в возрасте до 15.
Размер
стипендии может быть уменьшен или
ее выплата может быть приостановлена
в случае неуспеваемости или нерегулярного
посещения занятий без уважительной причины.
Таблица 4.
Стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных
По размеру стипендии, которая выплачивается на минимальном уровне, можно судить, что на профессиональное обучение направляются безработные не имеющие профессии или имеет небольшой стаж работы, а также стипендия не назначается в установленном размере согласно закону из-за нехватки финансовых ресурсов. Фактически переобучение среди более опытных безработных не проводиться.
Законом «О содействии занятости населения» установлено, что в приоритетном порядке профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку получают:
общеобразовательных учреждений;
Таблица 5.
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных, человек
В профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовки ежегодно участвуют от 15% до 20% безработных и от количества безработных больше чем половина – женщины.
Не установлены результативные показатели - минимальный срок работы у работодателя после завершения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки, и не собираются никакие данные, что позволило бы оценить качество полученных знаний и соответствие требованиям рынка труда и работодателя.
Рост экономики за период с 2005 по 2009гг. способствовал увеличению доходов населения. По данным выборочного обследования домохозяйств, средний совокупный доход на 1 человека вырос с 55,48 сомони до 155,72 сомони (в 2,8 раза). При этом прирост занятых в экономике составил всего 5%, то есть растет производительность труда.
Среднемесячная заработная плата работающих увеличилась в 3,4 раза и опережала прирост потребительских цен. Самый высокий прирост среднемесячной заработной платы наблюдался в 2008 году - 52%, когда уровень инфляции достигал 11,8%. Индекс реальной заработной платы вырос в 1,96 раза, что незначительно опережает темпы роста индекса потребительских цен (прирост составил 1,8 раза за период 2005 по 2009гг.).
Увеличение
доходов населения очень
В 2005-2009 годах более чем в 3 раза увеличился размер среднемесячной пенсии. Пенсия по возрасту увеличилась с 25,02 сомони в месяц до 84,60 сомони. Самые высокие размеры пенсии - по выслуге лет 138,23 сомони в месяц в 2009 году.
Материальное положение домохозяйств в основном зависит от уровня экономической активности членов домохозяйства, количества иждивенцев и места проживания.
Кроме того, для Таджикистана характерно то, что денежные заработки на потребление в секторе формального трудоустройства отрицательно связаны с уровнем жизни. Домашние хозяйства, которые зависят только от формального дохода, являются более уязвимыми, чем те, которые имеют разнообразные источники дохода.
В 2009 году в структуре валового дохода домохозяйств 44,7% составляют трудовые доходы (45,6% в 2005г.), 17,8% доход от личного подсобного хозяйства (28,9% в 2005г.). Сравнивая показатели подобного обследования в 2005 году, можно отметить, что поступления от трудовых доходов в структуре общего бюджета домохозяйства снизились на 1%, при этом доход от личного подсобного хозяйства сократился в 1,7 раза. Хотя доля трудовых доходов сокращается, но при этом по сравнению с 2008 годом более чем на 50% выросли доходы от пенсий и пособий. Доходы от прочих поступлений, включая доход от коммерческой и независимой профессиональной деятельности и от переводов мигрантов, выросли в 1,7 раза (32,1% в 2009г., 18,9% в 2005г.).
Диаграмма 1.
Структура доходов населения, 2005-2009гг.
Анализ бюджетов домохозяйства по денежным доходам за 2008 и 2009 годы показывает, что в 10% наиболее обеспеченной части населения трудовые доходы составляют всего лишь 30% от всех доходов.
А в 10% наименее обеспеченной части населения трудовые доходы составляют 60%. При этом в малоимущих домохозяйствах общие доходы снизились на 16% (доходы снизились только в сельских домохозяйствах), в том числе трудовые доходы и прочие поступления, но увеличилась доля социальных выплат, при этом в большем объёме в городских домохозяйствах.
В тоже время доходы 10% наиболее обеспеченного населения по сравнению с 2008 годом увеличились на 12,7% и составляет 467,19 сомони в месяц. При этом увеличились все виды доходов – трудовые доходы, социальные выплаты, поступления от продажи сельскохозяйственных продуктов и прочие доходы.
В общем, доходы 10% наиболее обеспеченного населения в 14,8 раза выше, чем у 10% наименее обеспеченного населения.
Средний уровень доходов на одного человека очень низок в Таджикистане. Если принять во внимание, что в состоянии бедности находятся люди, имеющие доход менее 4 долларов в сутки на человека (17,5 сомони в сутки или 524 сомони в месяц), то получается уровень дохода на одного человека в
Таджикистане меньше международно-принятых критериев оценки бедности в 3,36 раза.
С ростом доходов соответственно выросли расходы: с 54,72 сомони (в 2005г.) до 149,87 сомони (в 2009г.). Если сравнить рассчитанный прожиточный минимум в месяц (продовольственная часть) и расходы на покупку продуктов питания, то в реальности население на продовольствие тратило 47% от расчетной величины.
В структуре расходов остается большой доля расходов на продукты питания - 65,1% расходов в 2009г. (72,1% в 2005г.). Остальные 24,1% расходов тратятся на непродовольственные продукты, 10,8% - на услуги. Всего на потребление расходуется 90,7%. На налоги и сборы и платежи расходуется 9,3%.
Диаграмма 2.
Структура расходов населения, 2005-2009гг.
Население,
находясь в условиях жесткой экономии,
старается заменить дорогие продукты
питания на более дешевые и
часто низкокачественные. Например,
по нормам на одного человека в год приходится
потребление 57,5 кг мяса, однако в условиях
Таджикистана в 2009г. потреблялось 11,1 кг
мясной продукции (в 2005г. - 8,3кг), и, наоборот,
вместо 120 кг муки в год потребляется 159,1
кг (в 2005г. – 155 кг) на одного человека. Сравнительные
данные реального потребления продуктов
питания по сравнению с минимальным набором
продуктов питания (на основе рекомендаций
НИИ труда и социальной защиты населения
и НИИ питания Республики Таджикистан)
приведены в Диаграмме 3.
Диаграмма 3.
Реальное потребление продуктов питания населением по сравнению с рекомендуемыми нормами питания (принято за 100%)
Безусловно, подобная замена отражается на здоровье людей и соответственно требует увеличения расходов на медикаменты и лечение. Анализируя данные статистики, можно отметить, что растет заболеваемость населения именно из-за низкого качества питания: прирост болезней системы
кровообращения за период с 2005 по 2008гг. составил 1,6%, болезней органов пищеварения – 5,8%, болезней мочеполовой системы – 2,7%, болезней кожи и подкожной клетчатки – 3,2%, а также врожденных аномалий на 1,4%. Соответственно растет смертность от этих болезней. Наблюдается также рост смертности детей в возрасте до одного года, связанных с плохим питанием матери: от состояний возникающих в перинатальном периоде (прирост на 63%), от врожденных аномалий и других болезней (прирост 81%).
Заработная плата не должна быть ниже минимальной оплаты труда (ст. 35 Конституции). B Таджикистане заработную плату в определенной степени регулируют исходя из минимальной заработной платы.
Исследования показывают, низкий уровень заработной платы одна из причин миграции население Таджикистана за рубеж в поисках работы. Среднемесячная заработная плата в России 11 раз выше, чем в Таджикистане, в Казахстане - в 9 раз, Киргизии - в 2 раза выше.
Согласно статистическим данным в 2008 году 6,3% или 136,6 тыс.работников получали заработную плату ниже 60 сомони в месяц, а 58,7% или 1272,6 тыс.работников получали заработную плату в размере от 60 до 300 сомони в месяц. Но за 2009 год на 3% увеличилось количество работающих, получавших заработную плату в размере от 60 до 300 сомони в месяц (68,1%).
По сравнению с 2007 годом количество получателей заработной платы в размере от 60 до 300 сомони в месяц сократилось (76,1%).
Но сохраняются различия в получении минимальной заработной платы между регионами.
МТСЗН разрабатывает предложения для определения заработной платы работников государственного сектора (организаций, финансируемых из государственного бюджета).
В Таджикистане разработана новая система оплаты труда для работников государственной службы, системы здравоохранения и образования. Главные элементы реформы оплаты труда - это прозрачность системы, ясность в планировании государственных средств и обоснованность в принятии решений. Из-за отсутствия дополнительных средств государственного бюджета невозможно реализовать разработанную реформу, несмотря на запланированное постепенное её внедрение.
Согласно
статистическими данными
Отсутствуют
статистические данные, чтобы сравнить
уровень заработной платы в государственном
и частном секторах.
Диаграмма 4.
Распределение численности работников по размерам начисленной заработной платы по регионам за декабрь 2008 года (%)
Самую высокую среднюю заработную плату в 2009 году получили работающие в сфере кредитования и государственного страхования - 1068,07 сомони в месяц, в сфере связи - 849,15 сомони в месяц и в строительстве - 608,90 сомони в месяц.
Размер средней месячной заработной платы увеличился в 3 и более раз за 2005 по 2008 годы в отраслях связи, строительства, информационно-вычислительного обслуживания, здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения, и кредитования, и государственного страхования; при этом в отраслях здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения размер средней месячной заработной платы в 2008 году не достигал уровня средней месячной заработной платы в республике (62%).
В 2009 году по сравнению с 2008 годом размер средней месячной заработной платы увеличился почти во всех отраслях экономики, кроме отрасли связи, в которой наблюдалось снижение в среднемесячной заработной плате почти на 10%, что можно объяснить ситуацией, вызванной всемирным финансовым кризисом. В то же время самое большое увеличение заработной платы наблюдалось в информационно-вычислительном обслуживании, где прирост заработной платы удвоился и составляет 735,08 сомони в месяц, что тоже можно объяснить кризисом, когда цены на технику снизились, и большая часть населения стала её приобретать.
Информация о работе Показатели, характеризующие качественный рост трудовых ресурсов