Показатели, характеризующие качественный рост трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:48, реферат

Описание работы

Сбор и обработка материалов по следующим официальным источником и информации относительно качественной характеристики трудовых ресурсов:
• определение индикаторов трудовых ресурсов.
• анализ тенденций изменения индикаторов за 10-лет
• предложения и рекомендации по совершенствованию качество трудовых ресурсов.

Работа содержит 1 файл

Тема года.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

Местные самоуправления могут устанавливать  доплаты к стипендии на каждого  иждивенца в возрасте до 15.

Размер  стипендии может быть уменьшен или  ее выплата может быть приостановлена в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины. 

Таблица 4.

Стипендии в период профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки безработных

 

     По  размеру стипендии, которая выплачивается  на минимальном уровне, можно судить, что на профессиональное обучение направляются безработные не имеющие профессии или имеет небольшой стаж работы, а также стипендия не назначается в установленном размере согласно закону из-за нехватки финансовых ресурсов. Фактически переобучение среди более опытных безработных не проводиться.

   Законом «О содействии занятости населения» установлено, что в приоритетном порядке профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку получают:

  • безработные инвалиды;
  • безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
  • граждане, уволенные с военной службы;
  • супруги военнослужащих, уволенных с военной службы, выпускники

общеобразовательных учреждений;

  • граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессию (специальности).
 

Таблица 5.

Профессиональная  подготовка, повышение  квалификации и переподготовка безработных, человек

 

     В профессиональной подготовке, повышении  квалификации и переподготовки ежегодно участвуют от 15% до 20% безработных  и от количества безработных больше чем половина – женщины.

     Не  установлены результативные показатели - минимальный срок работы у работодателя после завершения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки, и не собираются никакие данные, что позволило бы оценить качество полученных знаний и соответствие требованиям рынка труда и работодателя.

     Рост  экономики за период с 2005 по 2009гг. способствовал  увеличению доходов населения. По данным выборочного обследования домохозяйств, средний совокупный доход на 1 человека вырос с 55,48 сомони до 155,72 сомони (в 2,8 раза). При этом прирост занятых в экономике составил всего 5%, то есть растет производительность труда.

     Среднемесячная  заработная плата работающих увеличилась  в 3,4 раза и опережала прирост потребительских цен. Самый высокий прирост среднемесячной заработной платы наблюдался в 2008 году - 52%, когда уровень инфляции достигал 11,8%. Индекс реальной заработной платы вырос в 1,96 раза, что незначительно опережает темпы роста индекса потребительских цен (прирост составил 1,8 раза за период 2005 по 2009гг.).

     Увеличение  доходов населения очень неравномерно между разными социально экономическими группами, работающими в отраслях экономики, а также на уровне регионов. Но пока сохраняется высокий уровень бедности в стране.

     В 2005-2009 годах более чем в 3 раза увеличился размер среднемесячной пенсии. Пенсия по возрасту увеличилась с 25,02 сомони в месяц до 84,60 сомони. Самые  высокие размеры пенсии - по выслуге  лет 138,23 сомони в месяц в 2009 году.

     Материальное  положение домохозяйств в основном зависит от уровня экономической  активности членов домохозяйства, количества иждивенцев и места проживания.

     Кроме того, для Таджикистана характерно то, что денежные заработки на потребление  в секторе формального трудоустройства отрицательно связаны с уровнем жизни. Домашние хозяйства, которые зависят только от формального дохода, являются более уязвимыми, чем те, которые имеют разнообразные источники дохода.

     В 2009 году в структуре валового дохода домохозяйств 44,7% составляют трудовые доходы (45,6% в 2005г.), 17,8% доход от личного подсобного хозяйства (28,9% в 2005г.). Сравнивая показатели подобного обследования в 2005 году, можно отметить, что поступления от трудовых доходов в структуре общего бюджета домохозяйства снизились на 1%, при этом доход от личного подсобного хозяйства сократился в 1,7 раза. Хотя доля трудовых доходов сокращается, но при этом по сравнению с 2008 годом более чем на 50% выросли доходы от пенсий и пособий. Доходы от прочих поступлений, включая доход от коммерческой и независимой профессиональной деятельности и от переводов мигрантов, выросли в 1,7 раза (32,1% в 2009г., 18,9% в 2005г.).

Диаграмма 1.

Структура доходов населения, 2005-2009гг.

 

     Анализ  бюджетов домохозяйства по денежным доходам за 2008 и 2009 годы показывает, что в 10% наиболее обеспеченной части населения трудовые доходы составляют всего лишь 30% от всех доходов.

     А в 10% наименее обеспеченной части населения  трудовые доходы составляют 60%. При  этом в малоимущих домохозяйствах общие доходы снизились на 16% (доходы снизились только в сельских домохозяйствах), в том числе трудовые доходы и прочие поступления, но увеличилась доля социальных выплат, при этом в большем объёме в городских домохозяйствах.

     В тоже время доходы 10% наиболее обеспеченного населения по сравнению с 2008 годом увеличились на 12,7% и составляет 467,19 сомони в месяц. При этом увеличились все виды доходов – трудовые доходы, социальные выплаты, поступления от продажи сельскохозяйственных продуктов и прочие доходы.

     В общем, доходы 10% наиболее обеспеченного  населения в 14,8 раза выше, чем у 10% наименее обеспеченного населения.

     Средний уровень доходов на одного человека очень низок в Таджикистане. Если принять во внимание, что в состоянии  бедности находятся люди, имеющие доход менее 4 долларов в сутки на человека (17,5 сомони в сутки или 524 сомони в месяц), то получается уровень дохода на одного человека в

     Таджикистане  меньше международно-принятых критериев  оценки бедности в 3,36 раза.

     С ростом доходов соответственно выросли расходы: с 54,72 сомони (в 2005г.) до 149,87 сомони (в 2009г.). Если сравнить рассчитанный прожиточный минимум в месяц (продовольственная часть) и расходы на покупку продуктов питания, то в реальности население на продовольствие тратило 47% от расчетной величины.

     В структуре расходов остается большой  доля расходов на продукты питания - 65,1% расходов в 2009г. (72,1% в 2005г.). Остальные 24,1% расходов тратятся на непродовольственные  продукты, 10,8% - на услуги. Всего на потребление  расходуется 90,7%. На налоги и сборы и платежи расходуется 9,3%.

Диаграмма 2.

Структура расходов населения, 2005-2009гг.

 
 

     Население, находясь в условиях жесткой экономии, старается заменить дорогие продукты питания на более дешевые и  часто низкокачественные. Например, по нормам на одного человека в год приходится потребление 57,5 кг мяса, однако в условиях Таджикистана в 2009г. потреблялось 11,1 кг мясной продукции (в 2005г. - 8,3кг), и, наоборот, вместо 120 кг муки в год потребляется 159,1 кг (в 2005г. – 155 кг) на одного человека. Сравнительные данные реального потребления продуктов питания по сравнению с минимальным набором продуктов питания (на основе рекомендаций НИИ труда и социальной защиты населения и НИИ питания Республики Таджикистан) приведены в Диаграмме 3.  

Диаграмма 3.

Реальное  потребление продуктов  питания населением по сравнению с  рекомендуемыми нормами  питания (принято  за 100%)

 

     Безусловно, подобная замена отражается на здоровье людей и соответственно требует  увеличения расходов на медикаменты  и лечение. Анализируя данные статистики, можно отметить, что растет заболеваемость населения именно из-за низкого качества питания: прирост болезней системы

кровообращения  за период с 2005 по 2008гг. составил 1,6%, болезней органов пищеварения – 5,8%, болезней мочеполовой системы – 2,7%, болезней кожи и подкожной клетчатки – 3,2%, а также врожденных аномалий на 1,4%. Соответственно растет смертность от этих болезней. Наблюдается также рост смертности детей в возрасте до одного года, связанных с плохим питанием матери: от состояний возникающих в перинатальном периоде (прирост на 63%), от врожденных аномалий и других болезней (прирост 81%).

     Заработная  плата не должна быть ниже минимальной  оплаты труда (ст. 35 Конституции). B Таджикистане заработную плату в определенной степени регулируют исходя из минимальной заработной платы.

     Исследования  показывают, низкий уровень заработной платы одна из причин миграции население  Таджикистана за рубеж в поисках  работы. Среднемесячная заработная плата  в России 11 раз выше, чем в Таджикистане, в Казахстане - в 9 раз, Киргизии - в 2 раза выше.

     Согласно  статистическим данным в 2008 году 6,3% или 136,6 тыс.работников получали заработную плату ниже 60 сомони в месяц, а 58,7% или 1272,6 тыс.работников получали заработную плату в размере от 60 до 300 сомони в месяц. Но за 2009 год на 3% увеличилось количество работающих, получавших заработную плату в размере от 60 до 300 сомони в месяц (68,1%).

     По  сравнению с 2007 годом количество получателей заработной платы в  размере от 60 до 300 сомони в месяц сократилось (76,1%).

     Но  сохраняются различия в получении  минимальной заработной платы между  регионами.

     МТСЗН разрабатывает предложения для  определения заработной платы работников государственного сектора (организаций, финансируемых из государственного бюджета).

     В Таджикистане разработана новая  система оплаты труда для работников государственной службы, системы  здравоохранения и образования. Главные элементы реформы оплаты труда - это прозрачность системы, ясность  в планировании государственных  средств и обоснованность в принятии решений. Из-за отсутствия дополнительных средств государственного бюджета невозможно реализовать разработанную реформу, несмотря на запланированное постепенное её внедрение.

     Согласно  статистическими данными средняя  заработная плата каждый год возрастает более чем на 30% по сравнению с предыдущими годами и в 2009 году составила 285,56 сомони в месяц.

     Отсутствуют статистические данные, чтобы сравнить уровень заработной платы в государственном и частном секторах. 

Диаграмма 4.

Распределение численности работников по размерам начисленной  заработной платы  по регионам за декабрь 2008 года (%)

      Самую высокую среднюю заработную плату  в 2009 году получили работающие в сфере  кредитования и государственного страхования - 1068,07 сомони в месяц, в сфере связи - 849,15 сомони в месяц и в строительстве - 608,90 сомони в месяц.

     Размер  средней месячной заработной платы  увеличился в 3 и более раз за 2005 по 2008 годы в отраслях связи, строительства, информационно-вычислительного обслуживания, здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения, и кредитования, и государственного страхования; при этом в отраслях здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения размер средней месячной заработной платы в 2008 году не достигал уровня средней месячной заработной платы в республике (62%).

     В 2009 году по сравнению с 2008 годом размер средней месячной заработной платы  увеличился почти во всех отраслях экономики, кроме отрасли связи, в которой наблюдалось снижение в среднемесячной заработной плате почти на 10%, что можно объяснить ситуацией, вызванной всемирным финансовым кризисом. В то же время самое большое увеличение заработной платы наблюдалось в информационно-вычислительном обслуживании, где прирост заработной платы удвоился и составляет 735,08 сомони в месяц, что тоже можно объяснить кризисом, когда цены на технику снизились, и большая часть населения стала её приобретать.

Информация о работе Показатели, характеризующие качественный рост трудовых ресурсов